Методика работы над слогом, ударными и безударными гласными. Правила деления на слоги занятие

В потоке речи выделяются единицы, представленные линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, расположенными последовательно друг за другом. Речевой поток характеризуется также наличием фонетических явлений, которые наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц. Их называют суперсегментными (супрасегментными) элементами, или просодическими явлениями (от греч. prosodia – ‘припев’). Эти явления не могут существовать сами по себе, независимо от линейных (сегментных) единиц. Они реализуются одновременно с сегментными единицами. К суперсегментным явлениям относятся акцентные и мелодические характеристики речи, в первую очередь, – ударение (изучается акцентологией) и интонация (изучается интонологией).

Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Физическим носителем ударения является слог, контрастирующий с другими слогами по степени выделенности. Функциональным носителем ударения является слово (словоформа), фонетическое слово. Под словесным ударением понимают звуковое выделение (подчеркивание) одного слога в слове (группе слогов) теми или иными фонетическими средствами. Ударение характеризует весь слог, а не только гласные звуки ударного слога, но все же основной акцент делается на гласный звук. Ударение является обязательным элементом слова. Опознание слова тесно связано с правильным восприятием ударного слога.

В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному. На основе учета фонетических коррелятов различают три основных способа выделения ударного слога:

1) Выделение силой голоса, интенсивностью артикуляции, усилением мускульного напряжения (силовое, динамическое ударение). При этом ударный слог не только произносится с большей силой или интенсивностью артикуляции, но происходит иногда и удлинение слога. Такое ударение характерно для тюркских языков.

2) Выделение движением голосового тона, изменением высоты тона (мелодическое, музыкальное, тоническое ударение). Ударный слог выделяется повышением основного тона. Музыкальным является словесное ударение в китайском, корейском, японском языках. Оно наблюдается в норвежском, шведском языках. Музыкальное ударение может быть политоническим. Для политонического ударения характерно, что ударный слог может выделяться несколькими способами. Например, в шведском языке слова re gel – ‘правило’ и re gel – ‘задвижка’ не омонимы, хотя в обоих случаях ударение падает на первый слог: в первом слове ударный слог характеризуется ровным тоном, а во втором – понижением тона. Тон слога – это высота звучания слога и движение тона в пределах слога.

3) Выделение долготой произношения (количественное, долготное ударение). Ударный слог удлиняется, но не усиливается. Такое ударение встречается редко (в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

В большинстве случаев ударение имеет смешанный характер. Каждый вид ударения характеризуется комплексом средств, но доминирующим обычно выступает какой-то один способ выделения слога. В некоторых языках все явления соединены вместе или в их различных комбинациях. К числу таких языков относится и русский язык. В русском языке ударение долготное + силовое (квантитативно-силовое). Ударный слог в русском языке характеризуется удлинением гласного и произносится с большей силой. С акустической точки зрения, ударный слог отличается от безударных слогов большей громкостью, а с физиологической – усилением мускульного напряжения. Ударный слог в русском языке отличается и качественно. Он произносится более отчетливо, гласные не редуцируются. В безударных слогах гласные подвергаются редукции.

Согласно данным экспериментальной фонетики, русское ударение ближе к количественному (долготному). Длительность ударного гласного является для русского языка основным признаком ударного слога. По исследованию Л.В.Щербы, всякий ударный гласный длиннее первого предударного в полтора раза. Длительность используется в русском языке как основное качество ударения потому, что в русском языке не существует фонологически долгих гласных. В тех языках, где долгота гласного создает особые фонемы, это свойство не может быть использовано как основное в ударении.

В некоторых языках словесное ударение отсутствует. К таким языкам относят палеоазиатские языки (языки северо-востока Азии и Северной Америки) и некоторые языки тунгусо-маньчжурской группы.

Ударения классифицируются также по структурным признакам, выделяются структурные типы ударения. В зависимости от места ударного слога в слове выделяют ударение свободное (нефиксированное) и связанное (фиксированное). Свободное ударение – это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова и даже уходить за пределы слова: голова , голо вка, го лову, на голову . В русском языке ударение свободное: я щерица (ударный – первый слог), абонеме нт (ударный – последний слог), адмиралте йство (ударный – второй слог от конца, предпоследний) и т.д. В языках со свободным ударением каждое слово и каждая грамматическая форма имеет свое закрепленное ударение, то есть ударение для всей лексики языка не фиксируется на каком-то одном по счету слоге или нескольких слогах. Место ударения в слове в таких языках определяется традицией, ударение считается традиционным: мо лод, мо лодость, молоде жь, молоде ть, молодо й.

Свободное ударение свойственно большинству славянских языков, литовскому, немецкому, английскому, скандинавским языкам и некоторым другим.

Связанное ударение – это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове. Связанное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка, в которых оно падает на определенный по счету слог. Так, во французском, турецком языках ударным является последний слог слова, в чешском, венгерском, латышском – первый слог, в лезгинском – второй, в польском – предпоследний. Это языки с фиксированным одноместным ударением, которое падает в любых словах на один и тот же по счету слог.

Промежуточную группу между языками со свободным и связанным ударением занимают языки с полусвязанным ударением. Такое ударение является фиксированным, но разноместным. Полусвязанное ударение свойственно латинскому языку, где ударным является предпоследний слог, если он долгий: medici na и третий с конца, если предпоследний слог краткий me dicus . Аналогично устанавливается место ударения в арабском языке. В языках с полусвязанным ударением место ударения зависит от: а) места границы слова; б) от фонетических особенностей этого слова.

В итальянском языке полусвязанное ударение может быть на предпоследнем, последнем слоге, третьем с конце.

В языках с фиксированным ударением место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова.

В языках со свободным ударением применительно к морфологической структуре слова различают подвижное (переходящее) и неподвижное (непереходящее) ударение. При образовании форм слова или производных слов от данного слова свободное ударение может быть неподвижным или подвижным. Подвижное свободное ударение – это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме. Ударение может быть то на основе, то на окончании. В русском языке, характеризующемся свободным ударением, одни слова могут иметь постоянное ударение: соба ка, соба чий, соба ке , другие – подвижное: са д – сады – посади ть поса дка и т.п.

Подвижное свободное ударение характерно для тех языков, в которых ударение характеризует некорневые морфемы (окончания, суффиксы, приставки: пили ть – вы пилить, смотре ть – вы смотреть и т.д.

Подвижное ударение можно наблюдать и в языках со связанным ударением. Например, в польском языке ударение связанное, но подвижное: po lski, polski ego. Ударение перемещается на предпоследний слог, оно уже не выделяет корневой слог, как в первом слове.

Неподвижное свободное ударение – это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ одного слова: кни га – кни гу – кни гой – кни жный и т.д.

В английском языке ударение неподвижное. Место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе, так называемое побочное ударение: ле йкопла стырь, де монетиза ция и др. Второстепенное ударение обладает теми же признаками, что и главное, только в более слабой степени.

Каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Некоторые слова в потоке речи всегда являются безударными (предлоги, союзы, связки, вспомогательные глаголы, частицы, артикли и т.д.). Безударные слова называются клитиками. Среди клитик различаются проклитики и энклитики. Проклитики (от греч. proklino – ‘наклоняю вперед’) – это безударные слова, предшествующие ударному и примыкающие к нему (слова, примыкающие к ударным словам спереди): в школу, со мной и др. Энклитики (от греч. enklino – ‘склоняюсь’) – это безударные служебные слова, следующие за ударным словом и примыкающие к нему (примыкающие к ударным сзади): сказал бы , скажи же и др.

Иногда в потоке речи служебные слова (обычно проклитики) могут «перетягивать» ударение на себя: из дому , на слово и др. Клитиками становятся знаменательные слова. Ударение некоторых слов во фразе может ослабевать до полного исчезновения: Город наш очень красивый. Слово наш в этой фразе теряет ударение (ср. Наш город очень красивый ).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра.

Иногда ударение может выполнять словоразличительную функцию (замо к – за мок ) или функцию различения форм слов (окна о кна ). Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, когда с помощью ударения создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова (о-очень далеко ).

В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

По характеру единиц, в рамках которых происходит подчеркивание слогов, выделяются следующие типы ударений: словесное, синтагматическое (фразовое), логическое и эмфатическое. Функция ударения заключается в объединении слогов в слово, слов в синтагму или нескольких синтагм во фразу.

Синтагматическое ударение свойственно синтагме, группе слов, представляющих единое смысловое целое для данного контекста, для данной ситуации. Синтагма – это группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью: Постепенно //мы привыкли // к новым условиям жизни. В приведенной фразе три синтагмы. Некоторые фонетисты называют синтагмы «дыхательными группами», «речевыми тактами».

Для определения синтагмы важен, прежде всего, семантический критерий. Членение фразы на синтагмы отражает мысль говорящего в данной ситуации. Синтагма может быть подвижной, так как она зависит от ситуации, от мысли, вкладываемой в нее говорящим. При членении фразы на синтагмы учитывается также синтаксический критерий: Недавно // приехавший доктор // выступил в печати. Недавно приехавший доктор // выступил в печати.

Синтагматическое ударение – это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (усиление ударения на последнем слоге): Маленький серый воробе й // бойко прыгал по доро жке . Синтагматическое ударение наслаивается на обычное словесное ударение последнего слова в синтагме. Ударный слог этого слова выделяется в большей степени, чем ударные слоги других слов синтагмы.

Фразовое ударение – это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме. Но юмор этот // почему-то никого не вселит. В большинстве языков фразовое ударение реализуется в зоне последнего ударного слога фразы. В нейтральном произношении фразовое ударение не воспринимается как особое ударение.

Иногда фразовое ударение переносится с последнего слова последней синтагмы на любое другое слово фразы. Такой вид фразового ударения носит название выделительного ударения. Различают два вида выделительного ударения: логическое и эмфатическое. Логическое ударение дает возможность выражать различные оттенки мысли: Его поразили слова брата ; Егопоразили слова брата.

Различие между логическим и эмфатическим ударением Л.В. Щерба сформулировал следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое ударение делает его эмоционально насыщенным. В первом случае выражается намерение говорящего, а во втором выражается непосредственно чувство. Положительные эмоции связаны с удлинением гласного, а отрицательные – с удлинением согласного.

теория сонорности О. Есперсена показала, что гласные, осо­бенно открытые, являются самыми звучными сегментами речи, а потому они составляют вершину слога, его ядро, в то время как согласные группируются вокруг гласного по мере убывания «со­норности» (звучности) и тем самым определяют границы слогов.

в теории мускульного напряжения, которую развивал вслед за французским лингвистом М. Граммоном, слог рассмат­ривается как дуга мускульного напряжения с гласной на вершине этой дуги. Эта теория помогает объяснить фонетическую природу согласных на стыке слогов: согласный сильнее там, где он примы­кает к гласному, особенно к ударному, и слабее на границе слога. Например, в английских словах an aim [эn "eim] и а пате [э "neim] последовательность сегментов одинакова, но характер произно­шения пограничного [n] меняется: в первом случае он сильный в начале и слабый в конце, а во втором - он слабый в начале и силь­ный в конце. Сильноконечный [n] во втором примере, примыкаю­щий к ударному гласному, втрое превышает слабоконечный [n] в первом примере по длительности: в а пате - 90 мс, в an aim - 30 мс. При этом на границе слогов происходит спад интенсивности.

Такой же спад интенсивности был обнаружен внутри двойных согласных на границе слогов (эти согласные называются геминаты (geminate), т. е. двойные): penknife ["pennaif]. Здесь граница прохо­дит внутри удвоенного звука [n] (его можно рассматривать как один двухвершинный звук с границей слога внутри); следовательно, в различении ядра и границы слога участвует акустический признак интенсивности, и эта теория может быть названа динамической теорией;


И наконец, теория громкости , который рас­сматривал слог с точки зрения восприятия как дугу громкости; действительно, собственное качество гласных обеспечивает звуча­ние речи, потому гласный и составляет обязательный элемент слога, его ядро, а количество слогов соответствует волнообразному нара­станию и затуханию звучности с гласным на пике каждой волны.

Специфика слогообразования в английском и русском языках

При сопоставлении английского слогосложения с русским, необходимо отметить, что в английском и русском языках существуют все типы слогов и ко­личество возможных структур (подтипов) слогов практически со­впадает: 19 в английском и 18 в русском, но из всех моделей каж­дый язык «выбирает» одну или несколько наиболее частотных. Так, для русского языка более характерны модели открытого типа сло­га (СГ), а для английского - модели закрытого типа слога (СГС, СГСС и др.).

Таким образом, за исключением моделей из четырех согласных в зачине в русском языке и из пяти согласных - в английском, мы имеем дело с полным совпадением фонологического инвентаря сло­гов в двух языках. Но частотность, а значит, и функциональная нагрузка различных моделей слогов не совпадают.

Таким образом, фонетическая форма слога в английском и рус­ском языках значительно отличается по следующим параметрам:

1) по наиболее частотному типу слога (СГ и СГС);

2) по характеру связи согласного с последующим гласным (силь­ное примыкание русского согласного к последующему гласному и слабое примыкание английского согласного в этой же позиции, влияние качества английских сильных (глухих) согласных на дли­тельность гласных в английском языке);

3) по способности некоторых согласных, а именно сонантов, в английском языке выполнять слогообразующую функцию в пози­ции после согласного;

4) по наличию редких типов слогов (ССССГ в русском и ГCCCCC в английском) и количеству допустимых сочетаний со­гласных, характерных только для одного из двух языков, в целом определяющих тенденцию к большей свободе сочетаний соглас­ных для русского языка в зачине и для английского языка - в коде (конце слога);

5) по противопоставлению тяжелых (сильных) и легких (сла­бых) слогов в английском языке, которые определяют характери­стику «ударный/безударный».

Таким образом, в слоге проявляются все характерные для дан­ного языка особенности произношения как сегментного (гласные и согласные, их связь), так и сверхсегментного состава (истори­ческая и позиционная долгота гласных в английском языке).

Слогоделение в английском и русском языках

Большая часть знаний о фонетике слога получена эксперимен­тальным путем. Так, например, установлено, что 78 % слогов в русском языке - открытые, что большинство слогов в англий­ском языке - закрытые, если за гласным следует сильный, т. е. глухой, согласный. Экспериментально были проверены средства слогоделения: установлена роль просодических признаков длитель­ности и интенсивности. Длительность согласного участвует в рас­познавании слов типа an aim [эп "eim] и а пате [э "neim] или фраз типа 1 saw them eat , I saw the meat , а в keep sticking и keeps ticking отмечается участие аспирации [t] (во втором случае) как акус­тический сигнал принадлежности s к первому слогу. Во фразах / scream, "I love it! " и Ice cream, I love it! ведущая роль также при­надлежит просодии, т. е. ударению и мелодике. Вместе с тем, не­смотря на эти примеры различения смысла слов, словосочетаний и предложений посредством слогоделения, эксперименты по вос­приятию выявили, что вероятность распознавания таких словосо­четаний вне контекста, т. е. при изолированном чтении, очень не­высока, около 30 %. В реальной беглой речи слушающий опирается на вербальный и невербальный контекст ситуации, который по­могает опознавать слова и уточнять, о чем идет речь в случаях типа: peace talks , pea stalks ; I saw the meat , 1 saw them eat ; an ice house , a nice house .


Кроме экспериментально установленных данных тип слогоде­ления, отраженный в орфоэпических словарях, зависит от фоно­логических взглядов составителя словаря. Так два принципа, отражены в словарях издательства Лонгман (Дж. Уэллса) (максимум со­гласных в ударном слоге): lady ["leid-i] и в словаре издательства Кембридж (Д. Джоунз) (максимум согласных в начале слога): ["lei-di].

Задача экспериментальной фонетики - проверять фонологи­ческие теории. Например, было установлено, что, судя по харак­теру интенсивности, который проявился в ее падении в конце долгих гласных, граница слога, как правило, проходит после дол­гого гласного (включая дифтонг, как тип долгого гласного), поэтому мы поддерживаем позицию редакторов Кембриджского словаря в том, что слогоделение в случае с долгими гласными должно быть представлено следующим образом: lady ["lei-di].

В обоих словарях совпадают:

Отнесение одиночного согласного на границе двух слогов к ударному краткому гласному, т. е. к первому слогу: pit-y, Kitt-y, bett-er;

деление сложных слов по морфологическому составу: hard­ware.

Можно ли считать, что, когда мы имеем дело с кратким глас­ным в закрытом слоге, универсальный принцип максимального начала слога не действует? Как было установлено эксперимен­тально, краткие ударные гласные действительно оказываются в закрытом слоге: city ["sit-i], но при этом смыкание органов речи относится к первому слогу, в то время как взрыв смычного согласного [t] - ко второму слогу, и он обретает необ­ходимое звучание с согласным в зачине. Следовательно, граница слога - внутри [t]: ["sit-ti].

Проверьте себя

1. Заполните пропуски, используя предложенные термины (не­которые термины повторяются). Поставьте их в нужном падеже.

фонологический, фонетический, ядро, пограничные элементы, глас­ный, гласные, согласные, кода, зачин, открытый, открытые, при­крытые, закрытые, неприкрытые, легкие, тяжелые, сонорность

Слог - минимальная единица произношения и восприятия на

(1)_______ уровне и минимальная группа фонем на (2)______

уровне ментальной репрезентации.

Слог состоит из ядра и пограничных элементов. Ядро слога -

это (3)______, его слогообразующий элемент, к ней примыкают

(4)______, которые не являются слогоносителями. Согласные в

начале слога образуют (5)______, согласные в конце слога назы­ваются (6)______.

Акустически важен характер перехода от согласного к гласно­му, например для проявления твердости/мягкости согласных в русском языке. Характер согласного, следующего за гласным, опреде­ляет длительность гласного в английском языке.

Слоги бывают (7)______, если оканчиваются на гласный (Г,

СГ), и (8)______, если оканчиваются на согласный (СГС, СГСС),

(9)______, если начинаются с согласного (СГ, СГС), и (10)______, если начинаются с гласного (Г, ГС).

Слог - универсальная для всех языков единица, где слогообра­зующие - это (11)______. Базовой формой слога можно считать

(12)______слог: сочетание «согласный + гласный» (СГ). Также

универсален принцип (13)______, или звучности, организующий

все звуки речи по степени открытости и связанной с ней слого­образующей функцией.

2. Русский и английский языки имеют много общего в фоноло­гическом инвентаре слоговых моделей, но отличаются по некоторым существенным фонетическим характеристикам. Назовите их.

3. Назовите основные теории слога, с помощью которых можно объяснить строение слога и слогоделение в английском и русском языках. Приведите примеры.

Практические задания

1. Определите количество слогов и найдите их границы в следую­щих словах. Английские слова запишите в транскрипции. Обозначьте слогораздел дефисом. Объясните свое решение.

catfish melt carpet nature

eagle metal announced mileage

funny proper syllable mile

2. Напишите, из каких элементов состоят следующие слоги. За­пишите их структуру с помощью обозначений С и Г. Определите тип слога.

mean oaths

east sixths

fifths strew

7

Topic: The Accentual Structure of English Words

The Outline

(2 часа)

1. The nature of word stress.

2. Types of word stress.

3. Functions of English word stress.

5. Sentence stress.

6. Особенности слогораздела и места ударения в английском языке (доклад). Плоткин английского языка. – М., 1989, 239 с. (с. 197-199).

Обязательная литература

1.Соколова фонетика английского языка. – М., 1996

2.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

Дополнительная литература

1.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970

2.Зиндер фонетика. – Л., 1979

3. Лебедева фразовой акцентуации английского языка. – М., 2000

5.Торсуев акцентологии современного английского языка. – М., 1966

6. Трубецкой фонологии. – М., 2000.

7. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997

Понятие и природа ударения

В наиболее общем плане ударение можно определить как боль­шую выделенность некоторых элементов речевой цепи по отноше­нию к остальным. В зависимости от того, в какой единице - слове или фразе - реализуется ударение, в отечественной лингвистике принято различать словесное и фразовое ударение. Под словесным ударением традиционно понимается большая степень выделенности одного или нескольких слогов в слове по сравнению с осталь­ными слогами. Фразовое ударение есть большая степень выделен­ности одного или нескольких слов во фразе по сравнению с ос­тальными словами.

В западной лингвистической традиции различение этих двух понятий последовательно не проводится, что имеет определенные основания: даже тогда, когда мы произносим отдельное слово, на него накладывается просодическая сетка, присущая фразе, т. е. в ударном слоге слова происходит определенное мелодическое из­менение - повышение уровня, восходящее или нисходящее дви­жение (тон). Мелодическое изменение может служить средством достижения как словесного, так и фразового ударения.

Тем не менее в последнее время и в западной литературе все чаще встречается разделение ударения на лексическое (потенци­альное) (stress) и акцент (accent) - ударение, воспринимаемое за счет мелодического изменения в ударном слоге слова, являю­щегося составной частью фразы. Дж. Уэллс, например, пишет, что реализация лексического ударения как акцента зависит от интона­ции, которая, в свою очередь, определяется тем смыслом, кото­рый хочет выразить говорящий.

"К сожалению, полного соответствия между противопоставлениями stress- accent, с одной стороны, и словесное - фразовое ударение - с другой, не суще­ствует, что приводит к путанице и неопределенности понятия ударения во многих работах зарубежных и отечественных лингвистов.

Природа ударения может изучаться с различных точек зрения - артикуляторной (физиологической), акустической (физической), перцептивной (психологической).

С артикуляторной точки зрения ударение связано со значитель­ным усилением мускульной энергии речевого аппарата. Сокраще­ние мышц грудной клетки вызывает усиление речевого выдоха и увеличение напряженности и силы вибрации голосовых связок.

Усиление воздушного толчка и усиление мускульной активно­сти органов речи на акустическом уровне приводят к росту интен­сивности, длительности и частоты основного тона на ударном слоге, что на уровне восприятия соответствует увеличению громкости, времени и повышению уровня произнесения. Понять этот процесс легче, если провести немудреный эксперимент: произнося на мо­нотоне звук [о:], резко нажмите ладонями обеих рук на нижнюю часть грудной клетки. Ее мышцы сократятся, и вы услышите, что в момент нажатия звук становится громче и выше.

В языках мира в основном представлены два способа выделения слога: силовое (динамическое) и музыкальное (тональное) ударе­ние. Силовое ударение достигается более интенсивным произнесе­нием ударного слога, чему сопутствует его удлинение и наличие нередуцированного гласного. Такой вид ударения наблюдается в тюркских и большинстве индоевропейских языков. Музыкальное ударение проявляется в том, что ударный слог выделяется интона­ционно (например, повышением основного тона). Разные интонации ударного слога исполь­зуются в китайском, вьетнамском языках. Очень редко наблюдает­ся количественное ударение, т. е. удлинение ударного слога без его усиления, например в индонезийском языке.

До сих пор не существует общепринятого понимания того, ка­кой акустический параметр играет ведущую роль в восприятии словесного ударения в английском языке. Человеческое ухо устро­ено таким образом, что без специально поставленной задачи мы не различаем, за счет чего тот или иной слог воспринимается как выделенный. Нам кажется, что он более громкий. Однако это не всегда верно. Доказано, что ударным считается не только слог, произнесенный с большей силой, но и тот, который имеет боль­шую длительность.

Экспериментальные исследования показали, что ударные сло­ги в русском языке стабильно имеют большую относительную дли­тельность.

Несмотря на то, что физиологическая природа ударения универсальна, сила речевого выдоха у говорящих на различных языках различна. Эксперименты пока­зывают, что сила экспирации у славян слабее, чем у носителей германских язы­ков, а у русских - сильнее, чем у поляков, чехов и украинцев. Русские воспринимают как ударные те слоги немецких слов, кото­рые содержат долгий гласный.

В тех языках, где ударный и безударный слоги противопостав­лены по признаку наличия/отсутствия редукции, важным, очевид­но, будет являться и качество звука. Поскольку в русском языке полный гласный может встречаться только под ударением, рус­ские, изучающие английский язык, допускают ошибки в произ­несении слов с нередуцированным безударным гласным, перенося ударение на него.

В классических работах российских фонетистов приоритет в формировании словесного ударения в английском языке отдается силовому компоненту - интенсивности. справедливо отмечает, что высотные различия между слогами слова не прису­щи акцентно-ритмической структуре слова как таковой. Слог мо­жет быть воспринят как выделенный и без участия голосового тона, например, при монотонном произнесении или произнесении ше­потом. Однако при произнесении слова высотные различия неиз­бежно присутствуют вследствие артикуляторного навыка интона­ционно оформлять предложение.

Признание одного из компонентов ударения ведущим не отри­цает значимости других. А. Гимсон отмечает, что громкость сама по себе не является надежным средством определения положения ударения в английском языке. Слова типа "import и im"port, не раз­личающиеся по сегментному составу, при произнесении на одном уровне без увеличения длительности ударного слога едва ли мож­но различить на основании только параметра громкости.

В настоящее время признается, что английское ударение пред­ставляет собой сложный комплекс взаимодействующих друг с дру­гом компонентов - динамического, высотного, временного и качественного. Выделение ведущего компонента весьма относительно. По мнению, компоненты ударения обладают способностью к взаимной компенсации. Удар­ный слог едва ли может оказаться одновременно и самым гром­ким, и самым долгим, и самым высоким: уменьшение одного из параметров обычно сопровождается ростом другого.

Второстепенными показателями ударности слога в англий­ском языке считаются наличие в нем нередуцированного гласно­го, твердого приступа, аспирированного взрывного согласного.

Типы словесного ударения

1. По расположению в слове. Словесное ударение может рассмат­риваться с точки зрения его положения в слове. Закономерности расположения словесного ударения - типологическая черта, на которой основана одна из классификаций языков.

Если ударный слог во всех словах языка занимает неизменное положение по отношению к другим слогам, т. е. является первым, вторым, последним и т. п., то ударение называется связанным или фиксированным (bound ). Например, в финском, венгерском, чеш­ском языках ударение, как правило, падает на первый слог; в ту­рецком, армянском и французском, а также в тюркских и иран­ских языках - на последний слог.

Сравнительно небольшое количество языков характеризуется свободным положением ударения, т. е. ударение может падать на любой слог слова. К таким языкам относятся английский, голланд­ский, греческий, итальянский, русский, румынский, испанский и ряд других (ср. английские " extract и ex " tract , русские промысел, столица, самовар)..

Свободное (разноместное) ударение может быть подвижным или неподвижным в зависимости от места ударения в различных слово­формах. В случае неподвижного ударения его положение сохраня­ется на одном и том же слоге во всех морфологических формах слова и его производных: важный - важно - важничать - важность - важностью - о важности", "wonder - "wondrous - "wonderful - "wonderfully.

Подвижное ударение меняет свое положение в различных фор­мах слова и его производных: поле - поля - полевой", "diplomat - diplomacy - ,diplo"matic.

Подвижность английского ударения выражается и в смене ме­ста главного ударения в сложных прилагательных, числительных, фразовых глаголах и словах с отделяемыми односложными при­ставками под влиянием ритма фразы, например: The de " vice is user - , friendly , но This is a " user - friendly device .

2. По степени выделенности слога. Слоги в слове обладают раз­личной степенью выделенности. Словесное ударение определяет облик слова: ударный слог, подчиняя себе безударные, как бы связывает все слоги в единое целое. Соотношение слогов слова, определяемое по степеням сло­весного ударения, называют акцентно-ритмической структурой слова, например, "- (mother }, - "- (police ).

В английском языке принято выделять главное (primary, strong, main, principal) и второстепенное (secondary, half-strong, medium) ударение. Представители американской фонетической школы Б. Блок (B. Bloch), Г. Трейгер (G. Trager), (Н. А. Gleason) выделяют большее количество степеней ударности. Они говорят о главном (primary, loud), второстепенном (secondary, reduced loud) и третичном (tertiary, medial) ударении.

Третичное ударение обладает приблизительно той же степенью выделенности, что и второстепенное, но отличается от последне­го своим расположением в слове. Оно занимает положение за глав-ноударным слогом, в то время как второстепенное ударение пред­шествует основному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суф­фиксами -аrу, - о r у, - опу предпоследний слог получает ослабленное ударение: dictionary , territory , ceremony . Существует точка зрения, что в английских словах типа "blackboard или "realize, где не происходит редукции гласного в последнем сло­ге, мы тоже имеем дело с третичным ударением.

Таким образом, по мнению американских дескриптивистов в английском языке можно выделить четыре значимые степени ударения, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1) главное ударение, маркированное изменением направления голосового тона;

2) второстепенное ударение, маркированное повышением уров­ня произнесения слога и/или громкости;

3) третичное ударение, не предполагающее мелодического из­менения и воспринимаемое за счет полного качества гласного;

4) слабое ударение (отсутствие ударения), не предполагающее мелодического изменения и характеризующееся редукцией глас­ного.

Однако, наиболее целесообразной и распространненной в методике преподавания английского языка как иностранного является британская концепция трехфазного словесного ударения, согласно которой принято выделять три значимые степени ударения: главное, второстепенное и слабое ударения.

Функции словесного ударения

Словесное ударение является средством формирования слова. Оно придает звуковой форме законченность и способствует рас­познаваемости слова в потоке речи. Эту функцию обычно назы­вают конститутивной (словообразовательной, словоформирующей). Как мы уже упомянули, ударением обладают даже односложные слова, поскольку качественные характеристики ударного слога от­личаются от качественных характеристик безударного. В много­сложных словах ударение задает специфическую модель взаимоот­ношения между слогами, подчиняя безударные слоги ударным и объединяя их в единое целое. Слог, несущий ударение, составляет ядро, «вершину» слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине.

Главное ударение в английском языке обладает различительной функцией. Оно способно различать:

1) синтаксическую принадлежность слова, как в оппозициях an "overflow - to, over"flow; an "accent - to ac"cent, где существитель­ные имеют ударение на первом слоге, а глаголы - на последнем;

2) лексическое значение слов, например be"low и "billow;

3) сложное существительное и свободное словосочетание со структурой «прилагательное + существительное», например a "blue­bottle (василёк} - a "blue "bottle (бутылка голубого цвета); a "hot dog (вид пищи) - a "hot "dog (перегревшаяся собака);

4) сложное существительное и фразовый глагол: a "walkout - to "walk "out; a "pushover - to "push "over.

В сложном слове ударение падает на первый компонент, в сво­бодном словосочетании и фразовом глаголе - на оба компонента.

Проверьте себя

Для подготовки к лабораторно-практическому занятию студентам предлагается список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе занятия, которые могут быть использованы учащимися в качестве материала для самоконтроля.

1. Какое наиболее общее определение понятия ударения Вы знаете?

2. Какие термины употребляются в отечественной и зарубежной фонетике для разграничения понятий ударения, реализующегося в слове и фразе? В чем заключается практическая трудность разгра­ничения этих видов ударения?

3. Какова природа ударения с артикуляторной, акустической и перцептивной точек зрения?

4. Каковы основные способы выделения ударного слога в язы­ках мира?

5. Каким образом достигается выделенность ударного слога в английском языке?

6. Какое ударение называют фиксированным? свободным? Оха­рактеризуйте английский язык с точки зрения положения ударе­ния в слове; подтвердите свой вывод примерами.

7. Какова градация степеней ударения в английском языке?

8. Чем второстепенное ударение отличается от третичного?

9. Каковы основные тенденции постановки словесного ударе­ния в английском языке?

10. Какие функции выполняет словесное ударение в англий­ском языке?

11. В чем проявляется различительная функция словесного уда­рения?

Практические задания

На лабораторно-практических занятиях студентам предлагается комплекс упражнений для практического закрепления теоретических положений.

1. Назовите тенденции, определившие место ударения в следую­щих словах:

Despe"ration, "boxful, ac "centual, a, ccommo"dation, "bracket, a"ccumulator, "comedy, re"act, pro "priety,represen "tation, "doubletalk, "session,seven"teen, "nursery school,re"mold,over"value, con "duct, "smoking room

2. Проставьте ударение в следующих словах и обоснуйте свое решение:

AIDS patient, answering machine, air-sea, air-sea rescue, apple-green,

аirsick, agriculture, aquaculture, allergy, allergic, asocial, all-round, all-round athlete

3. Попытайтесь вывести правила постановки ударения в много­сложных глаголах, исходя из влияния фонетического фактора и основываясь на приведенных ниже примерах. Начните формули­ровку правила со слов: «Если последний слог содержит...».

determine entertain

develop remember

abandon represent

astonish appoint

prohibit connect

4. Проставьте ударение в подчеркнутых словах, обоснуйте свое решение:

а) The lack of proper housing made the post-war governments work out a programme of rapid apartment building.

б) Every new apartment building has underground parking.

в) The insurance was invalid for the invalid.

r) You will need a permit to fish here.

д) The bighorn can hardly be seen in European zoos.

е) The horseman was blowing a big horn.

ж) Another word for a strikebreaker is a blackleg.

з) Have you ever seen an all-white dog with a black leg?

Лабораторно-практическое занятие № 8, 9

Topic: The Concept of Intonation

The Outline

(4 hours)

1. Intonation, it’s definition. Intonation and prosody.

2. Main approaches to intonation in the UK and USA.

3. Functions of intonation.

4. Graphical representation of intonation in the line of text and on the staves.

ponents of intonation (pitch, loudness, tempo and pauses, timber).

6. Functional aspect of intonation (доклад ). Roach P. English Phonetics and Phonology. – Cambridge University Press, 2007, 283 с. (c. 183-201).

Обязательная литература

2.Соколова фонетика английского языка. – М., 2004

3.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

Дополнительная литература

1. Антипова система английской речи. – М., 1984.

2. Блохина характеристики речи и методы их анализа. – М., 1980.

3.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970

4. Зиндер фонетика. – Л., 1979

5. Николаева интонация славянских языков. – М., 1977.

6. Цеплитис речевой интонации. – Рига, 1974.

7. К проблеме взаимосвязи гармонии и интонации в русской художественной речи // Синтаксис и интонация. – Уфа, 1973.

8. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997

9. Wells J. C. English Intonation. – Cambridge University Press, 2011

На лабораторно-практических занятиях разбираются теорети­ческие вопросы, а также обсуждаются выводы, к которым студенты пришли в результате выполнения практического за­дания.

При подготовке к лабораторно-практическому занятию рекомендуется использовать следующий допол­нительный материал по учебнику, Шевченко современного английского языка. Теоретический курс. – М., 2005.

Просодия. Компоненты просодии

Речевой поток состоит не только из сегментных единиц - зву­ков, составляющих линейную последовательность. В любом его отрезке присутствуют и другие средства, которые принято назы­вать сверхсегментными или просодическими (от греческого слова prosodia - ударение, припев). Эти средства характеризуют не от­дельные звуки речи, а звуковую последовательность. Наименьшей такой последовательностью является слог, к последовательностям большей протяженности относятся слово, словосочетание, син­тагма (синтагма - минимальное интонационно-смысловое единство, состоящее из одного или нескольких слов), фраза, сверхфразовое единство (сверхфразовое единство - отрезок речи в форме последовательности двух или более предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки) и текст.

Сверхсегментные средства речи можно изучать с точки зрения их физических (акустических) свойств, а также с перцептивной точки зрения, т. е. в зависимости от воспринимаемых человече­ским ухом качеств.

Базовыми сверхсегментными средствами речи на уровне вос­приятия являются высотные характеристики (изменение направ­ления голосового тона, уровень и диапазон произнесения), сила (громкость) и долгота. На акустическом уровне им соответствуют частота основ­ного тона, интенсивность и длительность речевого сигнала.

Частота основного тона соответствует частоте колебания голо­совых связок. При производстве звука, составной частью которого является голос (гласные, звонкие согласные, сонанты), голосо­вые связки вибрируют не только всей своей массой, но и отдель­ными частями. Эта вибрация порождает образование множества звуковых волн различной частоты, которые и создают звук. Самая низкая частотная составляющая соответствует колебанию тела го­лосовых связок. Эту частоту и называют частотой основного тона,

ЧОТ (fundamental frequency). Частоту основного тона измеряют в количестве колебаний голосовых связок в секунду (герцах) или в полутонах, представляющих собой наименьший частотный интер­вал, воспринимаемый человеческим ухом.

Акустический коррелят громкости - интенсивность, или зву­ковая мощность, - определяется величиной звуковой энергии, проходящей за единицу времени через единицу площади. Диапа­зон интенсивности звуков, воспринимаемый человеческим ухом, очень велик. Интенсивность голоса певца превышает интенсивность шепота в 1000 раз. Поэтому для измерения интенсивности приме­няют логарифмические единицы - децибелы. Очень слабые зву­ки, не различимые человеческим ухом, акустически принимают за 0 дБ. Остальные звуки характеризуются тем, во сколько раз они превышают этот условный уровень.

Под длительностью речевого сигнала понимают количество вре­мени, затраченное на его произнесение. Длительность измеряется в милисекундах.

Описанные акустические характеристики являются лишь непо­средственными коррелятами того, что слышит человеческое ухо. Иными словами, слыша повышение или понижение мелодиче­ского уровня, мы воспринимаем его как результат непосредствен­ного изменения ЧОТ. На самом деле эффект мелодического изме­нения достигается путем сложного взаимодействия высоты, силы, долготы и даже тембра звука. Подобно этому эффект громкости возникает на основе взаимодействия силы с высотой и долготой.

Сверхсегментные средства формируют направление изменения голосового тона, уровень и диапазон фразы, ее громкость, темп, противопоставление ударных и безударных элементов, ритм, т. е. то, что принято называть просодией фразы.

К просодии фразы относят также и паузу, которая представля­ет собой отсутствие речевого сигнала. Часто элементом просодии считают и тембр (качество голоса). Качество голоса зависит от спектральных характеристик, тесно связанных с просодическими, и в первую очередь с уровневыми показателями (ЧОТ). Просодический тембр (качество голоса) принад­лежит не звуку, а фразе или ее отрезку и определяется в терминах «шепот», «хриплость», «фальцет» и т. д.

Просодия является строительным материалом звучащей речи, выполняя функции ее целостного формообразова­ния и разделения на сегменты. Характеризуя просодию речевой единицы, мы оперируем абсолютными показателями ЧОТ, ин­тенсивности и длительности, ничего не говорящими о смыслоразличительных возможностях этой единицы. В самом деле, ничего во фразе не меняется в зависимости от того, произнесена она высо­ким или низким голосом, громко или тихо, быстро или медленно. Один из виднейших исследователей в области экспериментальной фонетики и психологии речи называл просодию «кан­вой, по которой вышиваются интонации и слова».

Просодия - это комплекс фонетических сверхсегментных средств (высотных, силовых, вре­менных, включая паузу), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фра­за, сверхфразовое единство, текст) и выполняющих функцию орга­низации и сегментации потока речи.

Сверхсегментные просодические средства служат материалом для образования трех взаимозависимых и взаимодействующих функ­циональных систем: интонации, ударения и ритма. Интонация яв­ляется системой единиц, обладающих планом содержания, а сле­довательно, смыслоразличительной функцией. Ударение выполняет функцию выделения одних слогов (словесное ударение) или слов (фразовое ударение) по отношению к другим. Ритм накладывает на синтагму, фразу, сверхфразовое единство и текст структурную сетку, организуя их.

Одно и то же просодическое средство может одновременно являться строительным элементом всех трех систем. Так, измене­ние направления тона в последнем значимом слове фразы выде­ляет его среди других слов (ударение), передает значение коммуникативного типа, или целеустановки (интонация), а повторяе­мость аналогичных тональных изменений создает ритмический эффект.

Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука.

Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.

Место ударения в словоформе . Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy.

Различают ударение подвижное и неподвижное . Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает.

Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта), после ударной словоформы - энклитикой (принеси´-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы. В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан.

Взаимодействие языков и диалектов. Языки межнационального общения.

Диалект представляет собой разновидность языка, использующейся жителями одной территории, на которой распространен данный язык. Совокупность диалектов составляет единое целое языка. Диалекты делятся на территориальные и социальные. Среди причин возникновения диалектов можно назвать и территориальную разобщенность, в результате которой появляются наречия, группы говоров. Диалекты могут отличаться диалектизмами (диалектизмы - характерные языковые особенности). Различия могут быть звуковыми (фонетические диалектизмы), лексическими (например, названия предметов данной местности), в каком-то конкретном районе жители могут по-особенному употреблять предлоги ("приехал с Москвы").

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой-то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный.

В некоторых сферах человеческой деятельности в качестве языка межнационального общения может выступать мертвый или искусственный язык.

Фонематические и нефонематические звуковые различия. Дифференциальные (различительные) признаки фонем.

Разные фонемы должны различаться на слух носителями языка, т.е. должны реализоваться разными звучаниями. Реализации одной и той же фонемы являются очень разными по артикуляции и по звучанию. Эти разные звуки, объеиняемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами фонемы или ее аллофонемами.

Соответственно различению понятий «фонема» и «вариант фонемы» различают две транскрипции: фонематическую и аллофонемную (собственно фонетическую). То что написано в фонематической транскрипции, обычно заключают в наклонные скобки / /, а то, что в аллофонемной – в прямые .

Дифференциальный признак фонемы – самая «нижняя» передельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка

Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по

количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою

идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они

различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.

Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических

оппозиций, т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают

не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве

своих экспонентов разные слова (и морфемы).

Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.

Слог. Злементы его структуры, типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например:vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.
Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в рус.яз. во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.
Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust.
Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды, кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le. Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.
Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.
Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.
Различные теории слога .
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.
1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным). (Отто Есперсен).
2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).
3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. (Щерба) 11. О соотношении слога и морфемы .

Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского, английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог включает в себя лишь часть корневой морфемы.
Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ. Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие языки.

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.

Раздел: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (тесты)

1.Как соотносятся такие виды речевой деятельности, как устная речь, чтение и письмо?

б) устная речь является основой для освоения чтения и письма ;

2.Какие качества устной речи и общения являются составной частью психологической готовности к школе?

а) осознание собственного речевого поведения и речевых действий, произвольность и сознательность построения речевого высказывания ;

3.Осознание собственного речевого поведения и речевых действий, чужой и своей речи – это…

б) речевая рефлексия ;

4.Какие показатели характеризуют готовность ребенка к обучению грамоте?

в) умение сосредоточивать внимание на вербальной задаче, произвольно строить свои высказывания, выбирать подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, подбирать варианты ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи .

5.Как рассматриваются в современной психологии механизмы чтения и письма?

а) механизмы кодирования и декодирования устной речи ;

6. Перевод буквенного кода в звучание слов называется …

в) чтением .

7.В чем суть психологического механизма чтения?

б) процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической, буквенной модели ;

8.В чем суть звукового аналитико-синтетического метода обучения детей грамоте?

в) в основе метода лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи .

9.Какой механизм обеспечивает широкую ориентировку детей в звуковой стороне речи?

а) фонематический слух ;

10. Что понимается под фонематическим слухом?

в) способность воспринимать и дифференцировать звуки речи .

11.Какой механизм направлен на освоение чтения и письма?

б) фонематическое восприятие ;

12. Что такое фонематическое восприятие?

а) умение производить анализ звуковой структуры слов ;

13. Как относится фонематический слух к фонематическому восприятию?

в) предпосылка к развитию фонематического восприятия .

14.Что включает специальная подготовка детей к обучению грамоте?

б) формирование фонематического слуха, широкой звуковой ориентировки детей в речи, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи ;

15.В какой возрастной группе начинают знакомить детей с терминами «слово» и «звук»?

а) во 2 младшей группе ;

16. В какой возрастной группе детей обучают методу интонирования звуков?

в) средней группе .

17. В какой возрастной группе учат выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова?

б) старшей группе ;

18. Укажите задачи обучения детей в подготовительной к школе группе?

в) анализ словесного состава предложения, знакомство с отдельными гласными и согласными буквами, составление слов из букв разрезной азбуки,

развитие графомоторных навыков .

19.Сколько этапов в формировании умственного действия выделил П. Я. Гальперин?

а) четыре ;

20.Как называется метод изображения звуковой структуры слов с помощью абстрактных единиц (фишек)?

б) моделирование ;

21.Назовите методы и приемы ознакомления со словом:

в) речевые упражнения, использование художественной литературы, игры и игровые действия со словами, словарные упражнения и упражнения на словообразование .

22.Перечислите методы и приемы ознакомления с предложением:

а) составление рассказа по картине (игрушке, предмету) и выделение в нем предложений, графическое изображение предложения, придумывание предложения с заданным словом; предложения, которое начинается с определенного слова, по двум картинкам, по «живым сценкам» ;

23.Какие методы и приемы обеспечивают обучение анализу словесного состава предложения?

в) выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет, пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (полосок, квадратиков, табло, счетной линейки), графическое изображение количества слов, дидактические игры, упражнения на анализ и синтез слов в предложениях .

24.В чем особенность обучения частичному звуковому анализу слов в средней группе?

б) особое произнесение слов с интонационным выделением звука, сравнение звуков с песенками, произнесение изолированного звука и выделение первого звука, дифференциация твердых и мягких согласных, использование кукол в синем и зеленом костюмчике ;

25.Кто из психологов разработал методику обучения звуковому анализу?

а) Д.Б. Эльконин ;

26.Каковы особенности обучения полному звуковому анализу слов в старшей группе?

а) интонационное выделение звуков, моделирование звуковой структуры слова, определение места каждого звука в слове, характеристика всех звуков, выделение ударного гласного и ударного слога, подбор слов к предложенным моделям ;

27.Каковы методы и приемы ознакомления со слоговым строением слов?

в) создание речевых ситуаций с протяжным произнесением слогов в слове, обучение приемам выделения слогов (слогов столько, сколько раз откроется рот, сколько раз подбородок коснется ладони), графическое изображение слогоделения, дидактические игры, подсчет слогов в слове, «Живые слоги».

28. Каковы способы выделения ударного слога в словах?

а) хоровое и индивидуальное произнесение двухсложного слова с ударением на первом слоге, графическое изображение ударного слога, нахождение ударного слога в слове с опорой на схему, прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов в слове, показ ударения на слоговой линейке;

29.Что предусматривает подготовка детей к письму?

б) интеллектуальное и речевое развитие, формирование фонематического восприятия речи, развитие способности к осознанию явлений языка и речи, подготовка к овладению техникой письма ;

30.Каковы задачи подготовки к письму, связанные с точностью зрительного восприятия детей?

а) развитие глазомера, умения вычленять элементы из целого и объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки, ориентировки в пространстве по разным направлениям ;

31.Какие задачи обучения ориентированы на ознакомление с правилами письма?

в) писать слева направо и сверху вниз, последовательно заполнять страницу, сохранять одинаковую величину элементов и равное расстояние между ними .

32. Каковы специальные гигиенические требования к обучению письму?

б) освещенность места, мебель соответственно росту, расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила удерживания ручки, карандаша, фломастера ;

33. В чем состоит подготовка руки ребенка к письму?

а) тренировка мелкой мускулатуры рук, выработка умения управлять своими движениями соответственно задаче, овладение различными графическими приемами (штриховкой, обводкой контуров, рисованием бордюров и орнаментов), упражнения в написании элементов букв ;

34.Какие элементы рисования связаны с освоением письма?

в) рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажков, кружков, огурцов, удочек), бордюров и орнаментов, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых и изогнутых линий с соблюдением границ строки или клеточки.

35.С каким ближайшим разделом по развитию речи связана подготовка к обучению грамоте?

б) воспитанием звуковой культуры речи ;