Лаборатория непрерывного математического образования. Непрерывное математическое образование и его составляющие Процесс обучения и научная деятельность

Учатся почти в два раза больше, чем в обычной школе. Помимо обязательных часов - научные семинары, спецкурсы, домашние задания на весь вечер. Математический анализ начинают изучать в 8 классе. На 180 учеников – полсотни преподавателей, и все считают свой предмет главным. Edutainme разобрались, как устроена петербургская школа, где готовят молодых ученых.

«У спортсмена – 3-4 часа ежедневных тренировок, у музыканта – 5-6 часов. Чтобы стать настоящим профессионалом, в детстве нужно очень потрудиться. Главное, чтобы этот труд не превращался в рутину», – считает директор школы Илья Александрович Чистяков. Лаборатория непрерывного математического образования – это «школа в школе», небольшие площадки в государственных школах для обучения детей из 8-11 классов, готовых осваивать сразу две программы: общего и дополнительного образования. Перед каждым подростком стоит цель: подготовить научное исследование в области математики, программирования или физики, выступить с ним на всероссийских конкурсах, а потом поехать на международные научные соревнования. Обойтись без ярких преподавателей невозможно: Лаборатория приглашает лекторов, выпускники ведут спецкурсы, каждый день приходят победители научных смотров и конкурсов.

Школа для ученых: принципы и практики

Методика и программы обучения, образовательная концепция, модель учебного процесса – всё отличается от обычной подготовки к олимпиадам. Вот некоторые принципы школы:

  • Никаких типичных задач, никакой алгоритмичной деятельности.
  • Развитие мышления связано с формированием способности переводить одну знаковую систему в другую, наиболее удобную для усвоения конкретным человеком.
  • Ребенок в 14 лет уже способен воспринимать сложнейшие абстрактные понятия.
  • Развивает устная речь, а не само по себе решение задач.
  • Спортивная конкуренция убивает творческий процесс, необходима атмосфера сотрудничества.

Воплощение этих принципов запускает такие мощные процессы развития интеллекта, что не компьютер владеет школьником, а школьник — компьютером.

Кабинет с десятью зелеными досками похож на сцену театра. Высокая скорость подачи материала, запись в тетради с последующим переписыванием черновых конспектов и объяснением материала, использование невероятных приемов, работающих на понимание сложных терминов… Здесь учат математике, основываясь на физиологии подростка: скорость записи преподавателем на доске соответствует скорости мыслительного процесса, а речь работает на разные системы восприятия. Более трети выпускников школы становятся аспирантами, около четверти – кандидатами физико-математических наук.

«Неизвестно, как сложится судьба ребенка, поэтому он должен получить максимально широкое образование» - это еще один принцип Лаборатории. Мечты о многопрофильном лицее реализовались пока на двух маленьких площадках - математической и биологической. При этом какую бы специализацию школьник ни получал, у него 6 часов английского и 8 часов словесности. К слову, каждый год ученики-математики сдают ЕГЭ по английскому лучше, чем школьники из профильных гимназий.

Школьная модель, по своей сути, сетевая. Между собой связаны программы общего, высшего и дополнительного образования, учеба и проектная деятельность, порядки государственной школы и свобода частного лицея. Как это работает? Каждый год примерно сотня детей принимает решение учиться по «сетевому учебному плану»: для этого нужно пройти три испытания – письменный экзамен по математике, устный физико-математический конкурс и гуманитарный марафон (история и словесность). Конкурс очень небольшой - примерно 2 человека на место. Школьники 8-11 классов одновременно становятся учениками государственной школы и некоммерческого центра дополнительного образования. Предметы, недостаточно представленные в стандартной программе, вводятся в учебный план дополнительного образования. В конце каждого полугодия школьники сдают экзамены на основании прослушанного интегрированного курса и получают возможность работать с научным руководителем. Он рассказывает о возможной проблематике будущего исследования и ставит перед школьником научную проблему, которую нужно решить самостоятельно.

Чему учат в Лаборатории?

Примерно треть преподавателей Лаборатории когда-то в ней же и учились. Так, преподаватель биологии Илья Смоленский закончил математический класс в 2007 году, потом учился на биолого-почвенном факультете СПбГУ, а теперь осваивает новую специальность - создает компьютерные программы, позволяющие строить модели биомолекул. С такими моделями школьники могут познакомиться на спецкурсе, где их учат современным технологиям моделирования, а параллельно – органической химии.

Серьезную технологическую поддержку получают и уроки биологии. Галина Михайловна Культиасова - известный петербургский биолог - проводит занятия только на основе того материала, который школьники самостоятельно находят в интернете. Любые находки обсуждаются, исследуются, а в завершение занятия выкладываются на отдельном сайте .

Преподаватели IT-технологий в обязательном порядке читают биологам курсы по статистике, статистическим методам исследований, учат создавать базы данных для будущих научных проектов. Из этого вырастают нешуточные исследования, отмеченные на международных конкурсах: например, мониторинг состояния рек или анализ восстановления растительного покрова после пожаров.

Помимо этого, школьники самостоятельно разрабатывают языки программирования и ищут новые подходы к информационным системам. Например, Гаджи Османов предложил более эффективный способ работы с памятью: проект победил в конкурсе Intel-ISEF, и теперь именем разработчика названа Малая планета Солнечной системы. Глеб Новиков и Александр Гончаров придумали систему распределенных вычислений SocialGrid , которая позволяет с согласия людей использовать их компьютеры – разработка была отмечена как лучшая на конкурсе «Яндекса» .

Главное, чему учат в Лаборатории – не сдаваться и идти к своей цели, сколь бы масштабной она ни казалась. В этом году семь учеников вошли в российскую команду для участия в Intel-ISEF – самом крупном школьном научном соревновании. Интересно, что в числе победителей отборочного тура оказались в основном командные проекты: руководители ЛНМО собирают в одну команду ребят из разных классов, объединенных интересом к определенной научной области. Около полугода или года они совместно работают на научных семинарах, а потом получают задачи исходя из интересов и талантов: кто-то проводит подсчеты, кто-то занимается аналитикой, кто-то переводит необходимые статьи, кто-то оформляет тезисы.

Елена Абашева, Саша Милякина

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) – некоммерческая образовательная организация, целью которой является сохранение и развитие традиций математического образования в г. Москве, поддержка различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), методическая помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержка программ в области преподавания математики в высшей школе и аспирантуре, научной работы.

Источник: http://www.mccme.ru

Учредители МЦНМО

  • Префектура ЦАО г. Москвы
  • Департамент образования г. Москвы
  • Отделение математики РАН
  • Математический институт имени В.А.Стеклова РАН
  • имени М.В.Ломоносова

Web-проекты Московского центра непрерывного математического образования

  • Журнал «Квант».
  • Math.Ru - этот сайт - для школьников, студентов, учителей и для всех, кто интересуется математикой.
  • Problems.ru – сайт с задачами по математике.
  • Задачи по геометрии

Структура Московского центра непрерывного математического образования

  • Математические кружки

  • Кружки МЦНМО
  • Кружок «Олимпиады и математика»
  • Кружки Малого мехмата
  • О выездных школах

Математические школы и классы

Олимпиады для школьников

  • Московская математическая олимпиада
  • Заочный математический конкурс
  • Турнир городов
  • Устные математические олимпиады
  • Олимпиады по программированию
  • Математический праздник
  • Математические регаты
  • Турнир Ломоносова
  • Математические бои
  • Олимпиада по геометрии им. И.Ф.Шарыгина

Независимый Московский университет

  • Расписание на текущий семестр
  • Библиотека НМУ
  • Материалы курсов
  • Семинар «Глобус»
  • Программа «Math in Moscow»
  • Научные конкурсы

Российско-Французская лаборатория

Летняя школа «Современная математика»

Школам и учителям: курсы для учителей

  • Творческий конкурс
  • О рейтингах школ
  • Семинар для учителей математики

Математическое образование (в документах, статьях, публикациях)

Контакты Московского центра непрерывного математического образования

Сайт: http://www.mccme.ru/

Адрес: Москва, 119002, Большой Власьевский переулок, дом 11

Телефоны: +7–(499)–241–0500, 241–1237, 241–4086

FAX: +7–(499)–795–1015

Тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год основания
Основатели

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расположение
Ключевые фигуры
Представительство

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сфера деятельности
Сборы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Доход

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Пожертвования

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Число добровольцев

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Число сотрудников

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Число членов

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дочерние организации

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Собственность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Слоган

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Веб-сайт

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата ликвидации

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО ) - негосударственное некоммерческое образовательное учреждение, ставящее своей целью сохранение традиций математического образования. В рамках центра действует Независимый московский университет , функционирует издательство, поддерживаются тематические порталы math.ru и problems.ru, организуются математические олимпиады и кружки для школьников , в том числе является организатором Московской математической олимпиады и Летней многопрофильной школы . Ведёт рейтинг российских школ на основании результатов единых государственных экзаменов .

В рамках издательской деятельности выпускаются книги для различного уровня читателей: от математической литературы для школьников до монографий по современной математике. Издаётся ежегодный научный журнал «Математическое просвещение » с приложениями для школьников.

В здании центра работает магазин «Математическая книга». В начале 2010-х годов по вопросу прав на распространение журнала «Квант » и из-за издания журнала «Квант+» центр был вовлечён в судебные тяжбы с бывшим издателем журнала издательством «Квантум» .

Напишите отзыв о статье "Московский центр непрерывного математического образования"

Примечания

Ссылки

  • // Общероссийский математический портал Math-Net.ru
  • на сайте МЦНМО
  • - портал «Задачи»
  • Владимир Губайловский . . «Новый мир », 2003, №7 (1 июля 2003). Проверено 15 сентября 2013.

Отрывок, характеризующий Московский центр непрерывного математического образования

Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.
– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?

Директор Лаборатории непрерывного математического образования, учитель математики Илья Чистяков с соратниками создал это негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования в 1992 году. Отбор учащихся производится на городских и региональных олимпиадах, предложение обучаться в лаборатории делается и просто талантливым и одаренным школьникам; они могут и сами попытаться пройти собеседование и поступить в лабораторию учиться. Лаборатория тесно взаимодействует со средней школой, учеба в ней предполагает совмещение основного, дополнительного образования и научной деятельности. В средних классах школьник получает фундаментальную углубленную подготовку, в старших классах выбирает тему научного исследования и самостоятельно проводит его.


ИЛЬЯ ЧИСТЯКОВ говорит, что хочет создать на базе лаборатории не местечковую структуру, а базу математического образования для всей страны.


Илья Чистяков Мы благодарны тем директорам школ, кто понимает ценность фундаментального образования

— Зачем сегодняшнему школьнику математика?

— Дело в том, что какой бы сферой деятельности ни занимался человек, математик сделает эту работу лучше. Потому что профильное математическое образование невероятно способствует формированию системного подхода к вопросу, умению абстрагироваться. Кроме того, при обучении работает принцип переноса. Если человек усваивает одну высокую модель человеческих знаний, ему легче работать в других областях. Поэтому ребенок, который занимается математикой, по сравнению со своими сверстниками имеет больше шансов построить свою деловую карьеру, не обязательно даже в фундаментальной науке,— может быть, в прикладной науке, бизнесе, менеджменте, маркетинге и так далее. Не случайно сейчас очень сильные математики поступают, например, в Высшую школу экономики. Потому что это область знаний, где сейчас нашей стране прежде всего нужны высококвалифицированные кадры, и ребята чувствуют, что они востребованы.

— Изменилась ли концепция преподавания математики?

— Изменилась. Во-первых, потому, что преподавание математики в нашей стране серьезно ухудшилось. Этому способствует ряд причин: во-первых, "в советском далеко" математика был одним из самых востребованных предметов, потому что была велика потребность в высококвалифицированных инженерах с высокой математический подготовкой, оборонка, физика, химия, естественные науки — биология, генетика — все это нуждалось в квалифицированных кадрах. Но с концом советской системы оказалось, что существуют и другие привлекательные области человеческих знаний. И математики должны были превратиться в коммивояжеров, которые должны продать юнцам немножко математики. Они принципиально оказались не способными на тот момент убедить ребят в ее важности. Кроме того, во времена перестройки, а потом в безумных девяностых мы уничтожили фактически всю методическую школу. Ведь были замечательные разработки для обучения серьезной математике уже в школе, связанные с укрупнением дидактических единиц, когда основной единицей обучения становился не урок, а укрупненная единица типа темы. Сейчас мы вернулись фактически к позапрошлому веку, к классно-урочной системе. Наконец, произошло огромное изменение преподавательского состава, корпуса учителей математики. Старые, добротные, знающие учителя естественным образом уходят, их места занимают либо студенты педагогических вузов (деградация обучения там — особый разговор), либо переквалифицированные инженеры. Функции подготовки и переподготовки переданы вузам, где профессор или доцент, который ведет эти курсы переподготовки, сам никогда в школе не работал и может фактически не понимать цели и задачи, стоящие перед будущим учителем. Все это привело к деградации преподавательского корпуса. Формально говоря, сейчас некому учить. Посмотрите, что происходит в школах: фактически две трети детей не притрагиваются к профильным вариантам в ЕГЭ, уходят, выполнив только систему задач В, которая отвечает уровню либо начальной школы в девятом классе, либо пятому-шестому классу в одиннадцатом. То есть государство фактически бесполезно выбрасывает деньги на то, чтобы ребенок после пятого-шестого класса еще пять лет сидел в школе в области математического образования. Большая беда современной школы — что учителя не могут найти язык со своими учениками, чтобы убедить их в ценности классического фундамента образования и увлечь их оным, потому что сами часто оным не владеют.

— Как же быть?

— Вот поэтому мы и существуем, чтобы по возможности эту ситуацию не то чтобы исправить,— для этого требуется политическая воля государственная, а для того, чтобы дать хотя бы небольшому числу учеников возможность учиться и заниматься математикой так, как на самом деле ей нужно заниматься: не просто решением подготовительных задач ЕГЭ и олимпиадных задач, а проектной и научно-исследовательской деятельностью. Наша школа создана для того, чтобы привлекать ребятишек, которые уже со школьной скамьи мотивированы к занятию серьезной наукой, чтобы они могли получить фундаментальное образование, навык самостоятельной работы и написали свои первые научные исследования под руководством научного руководителя, чтобы им была поставлена серьезная профессиональная задача. Каждый школьник, который поступает к нам, может выбрать тему научной работы, мы ищем ему научного руководителя, и он начинает заниматься сначала в маленьких семинарах с молодым кандидатом наук или аспирантом и, прослушав и проработав такие курсы, сдав несколько теоретических минимумов, получает возможность ходить на более сильные семинары, где уже ставятся серьезные научные проблемы. И вот там-то он заинтересовывается тем или иным направлением и начинает активную работу в этой области, достигает определенных успехов. Далее работа публикуется, причем не только в научно-популярных, но достаточно часто и в серьезных научных журналах, которые принадлежат профессиональным математическим сообществам, в электронном журнале "Архив", где ученые выставляют свои новые результаты. И, во-вторых, ученики выступают на научных конференциях для школьников и студентов. Таких в России несколько, а международные это, конечно, ISEF, всемирный конкурс, который собирает более 6 миллионов школьников более чем из 60 стран мира. В этом году наш школьник Савелий Новиков получил Grand Award четвертой степени за работу по математике. Но для нас более приятным оказалось то, что американское математическое сообщество присудило Савелию вторую, а его однокласснику Диме Михайловскому — третью премию Карла Менгера. Это очень важно, потому что, во-первых, ребята получают право без длительной процедуры печататься в профессиональных читаемых журналах, а во-вторых, имеют дальнейшую перспективу исследований, потому что у них появляется много корреспондентов и научное общение, что очень важно, так как математика — наука коллективная.

— Как организовано государственно-частное партнерство в России в области математики? Как идет финансирование?

— Во-первых, мы благодарны тем директорам школ, которые понимают сейчас ценность фундаментального образования. Сейчас директора государственных школ, которые хотят дать детям серьезное образование, но у которых нет ни кадрового профессионального состава, ни возможности финансирования этих проектов, с удовольствием откликаются на наше предложение создать государственно-частное партнерство. Ребята учатся в школе, получают фундаментальное образование в рамках государственной программы и дополнительно занимаются в семинарах и на дополнительных занятиях Лаборатории непрерывного математического образования, которые мы осуществляем как частное образовательное учреждение,— структура с лицензией дополнительного образования. Школа у нас пока состоит из трех коллективов — математико-информационный, химико-биологический и инженерно-технический. Ребята у нас учатся с 5-го по 11-й классы, а специализация происходит на уровне 7-го класса, когда они окончательно распределяются по этим специальностям. Что касается финансирования, мы работаем с родителями по договору, очень умеренному. Могу сказать, не раскрывая финансовую тайну, что если бы родитель обратился к услугам государственной организации, то за эти деньги ребенок смог бы заниматься не более четырех часов, а у нас он занимается от 10 до 14 часов.

Во-вторых, у нас существует Фонд поддержки научной и научно-технической деятельности молодых ученых "Время науки", цель которого — поиск средств для финансирования наших проектов, среди которых и Балтийский научно-инженерный конкурс, один из крупнейших конкурсов в России, и международное соревнование "Турнир юных математиков", в котором участвуют 14 стран Европы, олимпиада "Математика нон-стоп", летние профильные лагеря в крупных университетах, стажировки, поездки на открытые мероприятия ряда математических университетов, химико-биологические мероприятия, квесты, семинары, научный конкурс "Естественный отбор", сейчас будем делать "Школу инженерного мышления" — инженерные классы в государственной школе. Фонд ищет нам спонсоров, партнеров — на данный момент ими являются университеты ИТМО и Политех,— осуществляет краудфандинг, в частности, на Boomstarter мы сейчас собрали на проекты Лаборатории непрерывного математического образования полтора миллиона рублей — это достаточно мощный отклик нашей страны, то есть заинтересованных в образовательных проектах простых людей. Ряд компаний сейчас рассматривают наши проекты в качестве приоритетных. Например, Балтийский научно-инженерный конкурс этого года стала поддерживать компания "Газпром нефть". Но мы хотим создать не какое-то местечковое благополучие, а структуру, которая будет работать на всю страну. Надо стремиться к тому, чтобы научная молодежь была повернута лицом к России, надо делать мировой конкурс, чтобы они ехали, видели культуру и науку нашей страны и перспективы, которые Россия предоставляет.

— Нам очень нравится, что наши выпускники не только математики. Среди них есть замечательные инженеры, которые работают в серьезных конструкторских бюро. Лучший студент Политеха 2015 года, лучший молодой математик 2014 года в Санкт-Петербурге — наши выпускники. Ряд ребят у нас занимаются бизнесом, и мы очень довольны, потому что это способ изменять нашу страну к лучшему. Один из лабораторцев — победителей Балтийского конкурса основал мощную интернациональную компанию, у него представительства в 40 странах мира. Многие компании, которые изменили лицо нашего мира,— и Джобса, и Билла Гейтса, и Цукерберга,— выросли из молодежных коллективов, которые формировались либо на последних курсах колледжа, либо на первых курсах университетов. И мы хотим выступить технопарком, который будет являться катализатором создания таких молодежных коллективов. У нас очень много талантливой молодежи, и мы серьезно обеспокоены тем, чтобы их дальнейшее научное будущее было связано с нашей страной. Надо сказать, что практически никто не уезжает, наши выпускники в основном поступают в наши вузы и остаются работать здесь. Но, с другой стороны, когда человек уже стал постдоком, мы не можем нести за него ответственность, потому что здесь все зависит от государства: либо оно создает условия для жизни своей талантливой молодежи, они востребованы и тогда остаются работать здесь, либо не создает, и тогда они уезжают. И осуждать их, наверное, рука не поднимется.

— Как вы говорили, дела с преподавательскими кадрами обстоят неважно. Где же взять современного преподавателя?

— Нигде. Проблема преподавательских кадров в стране огромна. У нас тоже трудно формируется преподавательский коллектив, мы очень радуемся, когда находим единомышленников. Это и ученые, которые имеют педагогические способности,— а такое редко встречается среди кабинетных ученых. Это учителя, которые, учась в педвузах или университетах, вели активную научную работу, были участниками кружков, семинаров, имели опыт работы в профильных лагерях для школьников. Наконец, это наши выпускники. Не случайно руководитель Савелия Новикова Сережа Иванов — выпускник лаборатории.

— Что бы вы хотели добавить?

— А добавить я хочу наш слоган, который мы очень любим: "В Питере — умнеть".

Лаборатория непрерывного математического образования

Лаборато́рия непреры́вного математи́ческого образова́ния - учебно-научный центр в Санкт-Петербурге , с 1992 года организующий дополнительное образование и научную деятельность школьников старших классов в различных государственных общеобразовательных школах , а также ведущий разработку образовательных программ. ЛНМО организует Балтийский научно-инженерный конкурс , олимпиаду "Математика НОН-СТОП" , Петербургский Турнир юных математиков , конкурс "Естественный отбор" , другие научные мероприятия для школьников.

В настоящее время ЛНМО является частным общеобразовательным учреждением общего и дополнительного образования «ЛНМО» - и работает на площадках в школе № 564 (математические классы), в школе № 225 (химико-биологические классы) и в школе № 241 (академические 5-6 классы). Государственно-частное партнерство , которое осуществляет ЛНМО, работает в сотрудничестве с государственными школами Адмиралтейского района Санкт-Петербурга , дает возможность расширять учебный план государственного общеобразовательного учреждения план за счет учебного плана дополнительного образования, ориентировать педагогов на высокое качество обучения мотивированных школьников, организовать силами частного общеобразовательного учреждения научные семинары и спецкурсы, готовить учащихся к научной деятельности.

История

Научный центр «Лаборатория непрерывного математического образования» создан в 1992 году петербургским учителем математики Ильей Чистяковым в сотрудничестве с молодыми математиками Денисом Бенуа , Сергеем Шимориным и Тимофеем Шилкиным .

В 1992-1999 годах ЛНМО находилась в составе Аничкова лицея СПбГДТЮ .

В 1999-2000 годах классы Лаборатории с коллективом преподавателей переведены в Академическую гимназию СПбГУ .

С 2001 по 2011 года Лаборатория располагалась в различных школах Невского района.

В 2011 году ЛНМО начала работу в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга .

Процесс обучения и научная деятельность

Османов Гаджи, учащийся 10 класса ЛНМО, победитель Intel ISEF 2011

Процесс обучения в ЛНМО предполагает совмещение основного, дополнительного образования и научной деятельности. Если в средних классах школьник получает фундаментальную углубленную подготовку, то в старших классах он выбирает тему для научного исследования в области математики, физики, программирования, биологии или химии и проводит самостоятельное исследование .

Традиционно учащиеся ЛНМО представляют свои работы и побеждают на научных конференциях по всему миру:

  • на Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге
  • на конкурсе «Юниор» (недоступная ссылка) в Москве
  • на Республиканском турнире юных математиков и конференции научных работ в Беларуси
  • на Международной конференции молодых ученых (ICYS)
  • на Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся Intel ISEF в США

Летняя математическая школа

Летняя математическая школа ЛНМО

С учащимися работает педагогический коллектив, состоящий из преподавателей и выпускников ЛНМО. На протяжении 20 августовских дней школьники осваивают 140-часовой учебный курс, включающий в себя программы по различным разделам математического анализа , алгебры , геометрии , физики , программирования . Для восьмиклассников и девятиклассников проходят занятия по решению олимпиадных задач .

Сотрудничество ЛНМО

ЛНМО осуществляет партнерство с ведущими компаниями и предприятиями Санкт-Петербурга, получает гранты на ведение образовательной и научной деятельности со школьниками.

С 2009 года ЛНМО начала сотрудничество с компанией Hewlett-Packard . Компания отметила ЛНМО грантом в сто тысяч долларов, как один из лучших образовательных проектов всего мира. В России такой чести удостоились ещё 9 крупных учебных учреждений.

Сотрудничество ЛНМО с группой компаний «ТЭТРА Электрик» началось в 2009 году, когда генеральный директор Ян Николаевич Абубакиров принял решение стать генеральным спонсором Балтийского научно-инженерного конкурса , в оргкомитете которого работают выпускники и преподаватели ЛНМО. В октябре 2009 года компания предоставила научному центру ЛНМО лабораторию для занятий физикой.

Выпускники ЛНМО с учёной степенью

Ниже приведён список из 20 выпускников ЛНМО, начиная с выпуска 1996 года, с учёной степенью.

Имя Год выпуска Учёная степень Год защиты Тема
1. Васильев Сергей 1996 2004 "О многообразиях алгебраических систем с условиями конечности"
2. Шабля Егор 1996 кандидат физико-математических наук 2005 "Неупругие взаимодействия ядер золота с энергией в диапазоне 100-1147 МэВ/нуклон с ядрами фотоэмульсии"
3. Парилов Дмитрий 1999 кандидат физико-математических наук 2007 "Классы Харди, мультипликаторы Фурье и квадратичные функции"
4. Горбульский Александр 1996 кандидат физико-математических наук 2008 "Исследование масштабированной энтропии фильтраций сигма-алгебр"
5. Осьмехин Сергей 1996 Ph.D. 2008 "Electron and ion spectroscopy of some atoms and molecules using synchrotron radiation and laboratory sources"
6. Халидов Эльдар 1998 Ph.D. 2009 "Operator-like wavelets with application to functional magnetic resonance imaging"
7. Моргенштерн Вениамин 1999 Ph.D. 2010 "Crystallization and noncoherence in wireless communication"
8. Вялов Виктор 2002 кандидат физико-математических наук 2011 "О граничной регулярности решений системы магнитной гидродинамики"
9. Иванов Александр 2003 кандидат физико-математических наук 2011 "Когомологии Хохшильда алгебр кватернионного типа"
10. Иванов Сергей 2003 кандидат физико-математических наук 2012 "Резольвенты и когомологические свойства самоинъективных алгебр"
11. Лохару Евгений 2003 кандидат физико-математических наук 2012 "Мультипликативные неравенства для максимальных функций, измеряющих гладкость"
12. Истомин Владимир 2003 кандидат физико-математических наук 2012 "Процессы переноса в высокотемпературных течениях смеси газов с учетом электронного возбуждения"
13. Ляпунов Алексей 2003 кандидат экономических наук 2012 "Модели и методы повышения эффективности развития системы управления сбытом программных продуктов"
14. Красильников Михаил 2003 кандидат физико-математических наук 2013 "Исследование поляризации угловых моментов двухатомных молекул в химических и фотохимических реакциях"
15. Роткевич Александр 2005 кандидат физико-математических наук 2013 "Формула Айзенберга в псевдовыпуклых областях"
16. Синчук Сергей 2005 кандидат физико-математических наук 2013 "Параболические факторизаци редуктивных групп"
17. Тодоров Дмитрий 2006 кандидат физико-математических наук 2014 "Диффеоморфизмы и потоки на гладких многообразиях со свойствами отслеживания"
18. Щёголев Александр 2007 Dr. Math. 2015 "Overgroups of elementary block-diagonal subgroups in even unitary groups over quasi-finite rings"
19. Нешитов Александр 2007 кандидат физико-математических наук 2015 "Классифицирующие пространства алгебраических групп и их инварианты"
20. Смоленский Андрей 2007 кандидат физико-математических наук 2016 "Факторизации и ширина групп Шевалле над маломерными кольцами"
21. Школьников Михаил 2008 кандидат физико-математических наук 2017 "Tropical Curves, Convex Domains, Sandpiles and Amoebas"
22. Лавренов Андрей 2009 кандидат физико-математических наук 2018 "Строение групп Стейнберга"