Работа участника Моя педагогическая философия: Главное для преподавателя - быть счастливым! Эссе "моя педагогическая философия" Моя педагогическая философия.

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Выполнила Богданова Ирина Викторовна,

Учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района СПб

Мысль – это свеча, от которой можно зажечь

чужую свечу, но для этого нужно иметь огонь»

(М.Павич «Последняя любовь в Константинополе»)

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я - Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть! И огонёк этой свечи погас. Вторая чуть слышно промолвила:

Я - Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и загасил свечу. Третья свеча опечалилась:

Я - Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего - своих близких, - сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл ребёнок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:

Что вы делаете!? Вы должны гореть - я боюсь темноты! - плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я - Надежда.

Эта притча навела меня на мысль о том, что любой человек живёт надеждой, особенно учитель.

По словам Джованни Руффини, «учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Именно учитель зажигает учеников «огнём» надежды и веры в свои силы, в то, что каждый из них может добиться очень многого, нужно лишь верить в это и надеяться, а также упорно идти к поставленной цели. Согласитесь, это сложная задача. Педагогу она под силу.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы... Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно... Я, скорее, отношусь именно к первой категории.

Я учителем стала не вдруг,
Труд душевный познала я с детства.
Эту тяжкую долю наследства
Приняла я из маминых рук.


Меня всегда окружали педагоги: в семье- мама-учитель математики, тетя – учитель начальных классов, вторая тетя – воспитатель в детском саду; в школе - прекрасные учителя, знающие свои предметы и умеющие увлечь ими нас, учеников.

Я с детства видела, что педагог постоянно в гуще каких-то событий, происшествий, в окружении множества совершенно разных «жизней», судьбы которых в полной мере зависят от него. Поэтому я пошла в педагогический университет осознанно.

Быстро пролетели студенческие годы, и нам, выпускникам, вручили дипломы по специальности «учитель русского языка и литературы» - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду.

Первое сентября 2004 года я в первый раз переступила порог школы, в которой работаю до сих пор.

А теперь уже десятый сентябрь за плечами. « Как это много!» - скажут одни. «Как это мало»,- подумают другие. Много для тех, кто никогда не работал в школе, кому труд учителя представляется тяжким бременем, и для тех, кто думает: написал один раз конспекты и работай по ним всю жизнь. «Мало», - ответят мне учителя с большим стажем. Учитель не может, как поэт, прославиться в двадцать лет, такого случая в истории педагогики, наверное, нет. Нужны годы и годы постоянного труда, раздумий, прежде чем сумеешь стать Учителем, прежде чем найдешь себя в профессии и своих учеников.

Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности - философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия - одна из самых ответственных.

Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя, формирует основы их знаний и умений, их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.

Я часто задаю себе вопрос: «Каким же должен быть современный учитель, чтобы завоевать сердца своих учеников?». Будь я учителем вчерашнего дня, я взяла бы в руку указку, погрозила ей, и меня услышал бы каждый. Если бы я работала в школе начала прошлого века, мне не нужен был бы кнут, мне поклонялись бы, потому что в те времена учитель был уважаем всеми. Но я работаю в современной школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, нужен обновленный учитель: профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; творческая личность, постоянно самосовершенствующаяся, самокритичная, эрудированная.
«Учитель – первый, кто зажигает свою свечу от свечи философа, социолога и исследователя», и его задача передать этот свет своим ученикам. Педагог – человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Каждый день захожу в школу и вижу лица детей. Смотрю в их глаза, через которые порой можно заглянуть в душу, и вижу: в одних - настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! Каждому нужно помочь раскрыться.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши дети.

Хочется понять современного ученика… Кто он? Чем живёт?

Я работаю с детьми XXI века. Это ребята, которые живут в мире преобладания материальных ценностей; в мире, который требует от людей динамичности, быстрого принятия решений, зачастую даже жёсткости и жестокости в решениях и поступках. Мало места остаётся для проявления душевных качеств и обогащения своего внутреннего мира. А так хочется, чтобы хотя бы на моих уроках литературы дети погрузились в состояние умиротворения и покоя, забыли на время о насущных делах и попытались с моей помощью зажечь огонь в своих душах. Но учитель тоже не может существовать без своих учеников, так же, как и ученики без него. Дети, в свою очередь, дают мне надежду, подпитывают своим «огнём», когда наступают моменты угасания Веры, Спокойствия и Любви. А такие моменты бывают, и тогда вспоминается эпизод из повести Виктории Токаревой «Своя правда», где учитель начальных классов, в минуту усталости и отчаяния говорит: «Всё! Больше не могу! Ухожу в дворники! По крайней мере, ясно: зимой снег – сгребаешь снег, осенью листва – убираешь листву. А тут каждый день проблемы!». Кому из учителей не знакомо это состояние! Бывает трудно, порой обидно, и кажется, ты слаб и беззащитен, и ничего уже не хочется делать, просто опускаются руки, но когда видишь, что хотя бы один ребёнок откликнулся душой на мои действия; когда видишь, что хотя бы крупица вложенных мною знаний усвоилась ребёнком, то надежда и жажда творить и зажигать «огонь» в умах и сердцах детей появляется вновь. И тогда осознаёшь: «Нет, в дворники не пойду никогда!». Именно потому, что в работе дворника все предсказуемо и ясно: «Зимой снег – сгребаешь снег, осенью листва – убираешь листву». А философия педагогического труда – в творческом служении ребенку. И я снова с ожиданием нового и интересного иду каждый день на работу в школу!

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. И снова из урока в урок я убеждаю ребят, что учёба – это их главный труд, что образование является решающим шагом индивидуального успеха; учу трудиться, думать, творить, сопереживать тем, кому плохо, радоваться с теми, кому хорошо, защищать тех, кто обижен.

Мою главную цель можно сформулировать словами братьев Стругацких из романа «Сталкер»: «…Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу много, научить работать взахлеб. Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью. Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро. Научить, что любить и плакать от любви не стыдно. Научить, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. Научить доверять движениям души своего ближнего. Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем с подозрением относиться к каждому. Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других. И научить, что один человек без других ни черта не стоит». А как еще можно воздействовать на душу, если не через Слово? Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели вслушиваться в Слово, видели его волшебную красоту, находили время, чтобы остановиться и оглянуться вокруг: как же прекрасен мир! Ребенок должен доверять мне как учителю, и тогда у него появится желание раскрыться и проявить все свои лучшие качества. Своим ученикам я всегда говорю, что каждый из них талантлив, просто не все знают об этом. Поэтому я стремлюсь увидеть в каждом ребёнке его талант, показать пути его развития. Я согласна со словами Плутарха: «Ребенок не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

Я уважаю желание ученика спорить, сомневаться, потому что только через сомнение можно познать что-то новое. А моя задача как учителя - не дать угаснуть этому огоньку познания.

Учитель – это всегда немного ребенок. Нужно уметь проникнуть в мир детских фантазий, чувств и переживаний. Если я мало думаю, смеюсь, чувствую, играю, творю, то как же я помогу научиться всему этому своим ученикам? Поэтому я постоянно внутренне развиваюсь, учусь, ищу, хочу быть интересной для них. Учитель учится всю жизнь. Стремление к самосовершенствованию, к достижению идеалов, к соответствию не только знаний, но и стиля жизни современному времени просто необходимо

Поэтому работа учителя - это большой труд над самим собой, это испытание своей собственной личности. Здесь проверяется все: что ты можешь, как и насколько. Нет другой такой профессии, в которой результаты твоего труда будут столь важны и настолько видны, и очевидны. Поэтому часто говорят, что труд учителя сродни труду хлебороба и строителя - из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни.

Моя профессия привлекает меня тем, что я получаю возможность творить самой, видеть прямой результат своего труда, видеть заинтересованные глаза детей, их благодарное «Спасибо за урок!», успехи в учёбе и желание применять свои знания в разных областях, двигаться дальше в познании нового. Я чувствую, что в моих силах что-то изменить в детях в лучшую сторону, что дети – это отражение нас самих, и осознание этого дает мне уверенность в необходимости того, что я делаю, понимание того, что сначала именно мне нужно стать лучше, чище и добрее. Обучая других, ты учишься сам.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

И тогда я знаю, в наших сердцах поселятся и спокойствие, и вера, и любовь. А пока остаётся надежда на то, что всё это будет, ведь всё в наших руках, мы сможем зажечь своей надеждой три погаснувшие свечи для наших учеников, несмотря на то, что сами сможем сгореть дотла.

Учитель и ученик – это две свечи, которые горят друг для друга в неразрывном единстве. И пока горит одна свеча, то никогда не потухнет другая, поддерживаемая огнём, и теплом,и светом первой свечи.




Текущая оценка: 4.80 | Всего оценок: 5

Наконец-то вечер. Огни Дома Музыки приветливо мерцают, отражаясь в Москва-реке. Каблучки засеменили вдоль набережной, спеша домой. Студенты из колледжа выходят группами, что-то шумно обсуждая между собой. В одной из таких групп и я, что-то продуманно рассказываю, видя как ребята меня внимательно слушают. Нет, я не студент, я преподаватель специальных дисциплин. Работаю в колледже седьмой год, ни дня не пожалев о выборе своей профессии. Конечно, я не мечтала стать преподавателем, даже, учась в педагогическом университете, свое решение - идти работать по специальности приняла только на четвертом курсе. И как психологи определили, что самореализация у человека начинается с 13 лет?..

Базовые знания методик обучения и применения различных ТСО в процессе организации учебного процесса, обожание выступать на публике, самоконтроль и ответственность - все, что было у меня как у молодого начинающего специалиста. Разумеется, я делала ошибки. После открытых уроков я получала замечания от коллег о том, что не получается привлечь к деятельности всех студентов, что надо «работать голосом», что студенты должны уметь работать самостоятельно.

В тот момент рухнуло все мое теоретическое представление о деятельности педагога. Я стала замечать детали, обращать внимание на «неприметное» в работе преподавателя: как он говорит, в какой части аудитории находится, как обращается к студентам, как начинает свой рассказ. В один момент я поняла, что педагог это не копилка знаний, это прежде всего Человек. Человек живой, понимающий и сочувствующий, внимательный и строгий, сопереживающий и справедливый. Это не робот, отгородившийся столом, холодный и возвышенный. Настоящим педагогом надо еще стать!

Современный преподаватель - советчик, координатор, пример для подражания, человек мудрый, уверенный в себе и желательно счастливый. Он проникает в проблемы студентов и вместе с ними ищет решение, он перестраивает учебный процесс в зависимости от состояния учебной группы, он рассматривает ученика как равного себе партнера. Не о таком ли Человеке рядом каждый из нас мечтал, будучи студентом?

Профессия преподавателя несет в себе двойную ответственность. Во-первых, мы ответственны за знания и навыки, которые получает студент. Во-вторых, мы (педагоги) держим ответ перед обществом за то, с какими культурными ценностями уйдет студент из стен колледжа.

Изменения, происходящие в нашей стране и обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», внедрение Образовательного стандарта третьего поколения предъявляют новые требования к современному учителю. Сегодня Педагог - это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у студентов мотивацию и стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, формулировать определения, искать и находить необходимую информацию.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, она составляет содержание педагогической культуры.

Однако профессионализм педагога и его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. Диплом педагогического вуза - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Как правило, профессионализм выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.

Развитие научно-технического прогресса наряду с положительными моментами привела к возникновению массы проблем, связанных с нравственностью и образованием. По логике, казалось бы, очевиден прогресс интеллекта студентов. Расширение форм коммуникации создает дополнительные и весьма благоприятные условия для развития личности.Но парадокс: пропал интерес к духовной жизни, произошло перенасыщение человека информацией. Сегодняшний студент не успевает усваивать, осознавать и использовать полученную информацию. И совершенно верно возникает интерес к тому, КТО сможет помочь разобраться, объяснить пути использования.

Придя работать в ГОУ СПО в сентябре 2009 года молодым специалистом, я представляла себя исключительно «копилкой ценных знаний» для студентов, желая опробовать известные мне формы и методы обучения. Как оказалось, что на пути к профессионализму необходимо преодолеть ряд этапов. Я назову их: этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования. Первый - связан с трудностями методического, психологического и социального характера. Этап самоактуализации привнес небольшое состояние дискомфорта, тревожности, страх перед решением новых задач, желание оправдать возложенные задачи. Последний этап подсказал пути направления деятельности и собственного развития в будущем.

Я поняла, что особенно важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться. Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно, но все же легче, чем стать Личностью для студента.

Книжные знания и сухая информация - ничто без проявления человеческой души преподавателя. Любая тема занятия все равно преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. И самое сложное - это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить студентов, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.

Главное для преподавателя - быть счастливым! Несчастный, утонувший в заботах и депрессии, человек никогда не воспитает счастливого студента. Современный педагог - человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью студента. Профессия преподавателя стала для меня возможностью самореализация личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Личность преподавателя - важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к предмету, личность сегодня как средство активизации интереса к предмету.

Главные качества педагога - выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение. Срывы, повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах студентов. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на студентов. Очень важно систематически и непременно справедливо оценивать знания, умения, поступки учащихся. Только человек уважаемый будет способен оказывать влияние. Преподаватель сегодня это помощник, советчик и союзник для студента.

Исходя из всего этого, я рассматриваю урок как совместный труд детей и педагога. Успех труда определяется теми отношениями, которые сложились между преподавателем и студентом. Использование устрашения (двойками, вызовом родителей) как метода поддержания дисциплины мне кажется наименее эффективным. Пусть таким способом преподаватель добьется послушания и дисциплины, но потеряет самое главное - доверие и увлеченность студентов предметом.

Каждый гражданин учился, учится или будет учиться. Каждому из нас нужен хороший преподаватель. Одни находят его в себе, другие - во внешнем мире. Многие обретают учителя в книгах, музыке, танцах, религии, поэзии. Одни учатся на своих ошибках, другие - на чужих. Мы взаимодействуем с социумом, с окружающей средой и пытаемся научиться чему-то у них. Одни из нас становится хорошими педагогами, у других этого не получается. Кому-то способность учить дана свыше, а кто-то, даже с заслуженными титулами, званиями и должностью так и не способен научить. От того, какой педагог встретится на пути человека, зависит его увлеченность предметом, его мотивация, умение искать и находить новое.

пусть, не смотря на нашу политическую и экономическую ситуацию в стране, профессия - Педагог снова зазвучит гордо!

Если подсчитать общее количество лет, что я учусь в своей жизни, то вместе со школой получается, что вот больше 20 лет я чешу зубки о научный гранит. Студенткой я стала неожиданно для себя, когда, просто «решив попробовать» поступить, взяла и, совершенно не напрягаясь, поступила в колледж после 9 класса. Так что пока мои одноклассники протирали юбочки с штанишки в 10 классе, я уже экстерном изучила и 10 и 11, причем весьма успешно. Еще три года на освоение профессии и… здравствуй ВУЗ. Признаться, даже тогда я так и не могла определиться, не имела ни малейшего понятия о том, кем хочу стать в жизни. Слова о «престижности» и «модности» специальностей совершенно сбивали меня с толку и помогали только еще больше запутаться. Да и как можно понять «нравится-не нравится», пока не начнешь изучать. Так что выбор профессии всегда риск, а риск - дело благородное.

Поступала сразу в три ВУЗа: экономический, педагогический и литературный. Решила: как судьба распорядится, так и будет. Где-то взяток, где-то связей не хватило… поступила. В 2009 году стала дипломированным специалистом с высшим образованием, преподавателем в Московском колледже. Надо заметить, что и экономика, и психология, и мое стихописательство ни на минуту меня не оставляли на протяжении всех лет учения в колледже и ВУЗе. Наоборот, получая образования, я только еще сильнее убедилась, что эрудиция и широкий кругозор еще никому не вредили.

Иногда мне задают вопрос о том, чтобы я изменила, если бы опять оказалась за школьной партой. Проделала бы я снова такой путь: школа - колледж - ВУЗ? Конечно! В придачу я бы еще на танцы записалась и на курсы английского языка. ИМХО сегодня мне жаль время, которое когда-то я потратила впустую. Наша жизнь и так полна ненужных знакомств и бесцельно проведенных вечеров, как сказал кто-то из великих.

Если хочешь чего-то добиться, надо действовать здесь и сейчас, не дожидаясь «хорошей погоды» или чьего-то благосклонного расположения. Откладывая все на потом, будет трудно добиться своих целей. Пусть сложно, но все же надо окружать себя людьми «комфортными», приятными, т.е. такими, с которыми хочется общаться. И главное - воля и решимость, преданность своим убеждениям и ценностям.

Для современного студента я бы выделила два правила. Во-первых, окружить себя достойными людьми - из них получатся потом отличные спутники по жизни и, во-вторых, занять себя постоянным развитием и самообразованием. Оглядываясь назад, я с великой радостью констатирую тот факт, что практически все, чему я училась, мне сейчас пригождается по жизни:

Психология и умение общаться учит обращать внимание на невербальные сигналы собеседника,

Делопроизводство и умение грамотно составить текст, помогает написать документ, расположить и оформить реквизиты,

Стенография и слепой десятипальцевый метод набора - без них я себя вообще уже не представляю (!), я бы год печатала диплом и постоянно кричала преподавателям «подождите, я не успела записать вашу гениальную мысль»,

Педагогика - теории и методы обучения, возрастные особенности детей и подростков, умение «выступать» и привлекать внимание аудитории,

Математика развивает мозг, черчение и стандартизация дают нам элементарные инженерные знания, актуальные и сейчас,

Информатика и умение работать с приложениями - это сегодня как «уметь дышать» - обязательные и необходимые знания… можно продолжать бесконечно.

Соглашусь, что бывают люди, у которых весь этот кладезь знаний пылится девственным на дальней полке мозга, пока совсем не растворится за ненадобностью в старческом маразме. Но не даром же говорят, что высшее образование - это то, что остается у нас, когда мы забываем все, чему нас учили. Образование сегодня - это статус, это, если хотите, определенная страта в обществе. Образование - это сила! А Вам известно, что к сильным людям всегда тянутся другие?

Когда я была студенткой… я училась. Пусть на первом курсе университета я не просыпалась каждое утро с мечтой стать преподавателем. Но надо изучать, чтобы выяснить и осознать свой интерес, отношение к предмету! Сейчас буду рассуждать как старушка и напишу, что «молодежь» обленилась, она потеряла самое главное - мотивацию к учению. Их можно обвинять и все сваливать на них, студенты обленились, студенты ничего не хотят… Так проще, не правда ли? А можно начать урок с того, что рассказать о том, как можно применить знания, которые сегодня они получат. А можно поставить их в нестандартные ситуации и предложить найти выход. А можно попросить найти их что-то в интернете к уроку - с удовольствием согласятся(!).

Годы студенчества - самые лучшие воспоминания. Эти волнения, сердцебиение и шпаргалки… эх, знать бы тогда, сколько еще экзаменов мне предстояло сдать, сколько курсовых написать и сколько раз на сцене оказаться. Студенчество - это не только заполнение ячеек мозга информацией, это эмоциональное и личностное развитие, формирование собственных точек зрения, рефлексия себя и происходящего вокруг. Студенчество - это то, что должно непременно быть в жизни у каждого.

И завершить свое повествование хочется собственными строчками из стихотворения

«Четыре года пролетели точно сказка»:

Вы отчитали лекций нам часы…

Нет! Так сказать я не имею право!

Вы дали нам уроки доброты,

Учили жить, учили мыслить здраво.

Вы научили нас теплу и красоте,

Быть Человеком, добиваться цели,

Найти свою дорожку в пустоте,

Мы помним все, что Вы сказать сумели.

Эссе

«Моя педагогическая философия»

учителя истории МБОУ «Гусиноозерская гимназия»

Чимитовой Оюны Буянтуевны

История в некотором смысле есть священная книга народов:

главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности:

завет предков потомству.

Н.М.Карамзин.

Не растет трава без корней.

Бурятская пословица

Каждое утро на протяжении многих лет я с волнением открываю дверь школы. Это мой второй дом: здесь меня ждут ученики, в работе с которыми я вижу смысл своей жизни.

Примером преданного отношения к своей профессии является для меня моя мама – учитель английского языка, мудрая женщина, благодаря которой пришло понимание, что главный человек в школе – это ученик. В начале своей педагогической деятельности я рассказывала ей о своих уроках, ярких, на мой взгляд, моментах в работе. Мама одобрительно кивала, но особых восторгов не проявляла. Я чувствовала даже какую-то обиду. Но вот наступила минута, когда она сказала: «Ты хороший учитель». В тот день я рассказала ей, что в первый раз услышала от моего воспитанника: «Спасибо за урок». Я поняла, что высшей похвалы, чем похвала ученика, для учителя нет. Все мои усилия, все бессонные ночи, сомнения и бесконечные поиски оптимальных решений в моей работе были окуплены сторицей всего лишь этими двумя словами. Мой ученик, которому я старалась «раздвинуть горизонты Человека», вселил в меня уверенность в значимости учительского труда. И в то же время я почувствовала огромную ответственность за всю последующую работу, потому что понимала: теперь мне нельзя опускать планку той высоты, на которую поднял меня ученик. В свою очередь дети знают, что и я всегда благодарна им за интересные рассуждения, смелые мысли на уроках, за кропотливый ученический труд. И я счастлива, когда мой ученик проявляет интерес к моему предмету - истории, своим упорством и пытливостью как бы говоря: «Во всем мне хочется дойти до сути…».

Почему я стала учителем истории? В выборе мне помог еще один очень близкий и авторитетный человек – мой папа. Он считает, что каждый должен знать свою родословную до седьмого колена, привил эти чувства и нам, своим детям. Как и отец, я знаю не только деда, но и прадеда, прапрадеда, горжусь принадлежностью к своему и фамилии. Еще будучи ребенком, я узнала от него значение родового древа: корни дерева – предки, ствол – живущие сегодня, ветви – потомки, и то, что в нем отражается связь прошлого, настоящего и будущего. Отец с детства внушил мне мысль, что ответственность за судьбу рода, за родных людей лежит на всех нас и на мне лично. Позже я поняла, подобно могучей и бурной реке, берущей свою силу из маленьких ручейков, так и из истории семьи, рода, края, где ты родился, складывается большая история страны. Что станет с деревом, если подрубить его корни? Дерево зачахнет. Так погибнет и человек, и даже целый народ. Значит, от учителя истории зависит в конечном итоге будущее страны. Именно преподавание истории и обществознания нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество. Я понимаю всю важность моей миссии в школе: от того, какое представление я дам ребенку об отечественной истории, такими и будут многие его поступки. Я делаю все, чтобы мои ученики осознавали ответственность за будущее нашего общества, понимали, что это будущее в их руках, чтобы наша страна оставалась великой державой, которая гордится своим прошлым, творит достойное настоящее, стремится только вперед и ввысь.

В основе моей педагогической философии лежат слова Сократа, сказанные им более двух тысяч лет назад: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Мне также близка мудрость восточной философии, где учитель сравнивается с дождевой каплей. Почему? Как дождь помогает раскрыться маленькому зернышку, так и учитель должен выявить уникальный потенциал своего ученика, помочь раскрыться его способностям. Для этого нужно найти подходы к каждому ученику: вспыльчивому холерику, общительному сангвинику, медлительному флегматику и впечатлительному меланхолику. По-моему мнению, педагог прогнозирует не только будущее ученика, каким он должен стать, а еще и суметь понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями, тем самым помочь в развитии его личности. Поэтому я строю индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика, и уверена в том, что только такая работа в конечном итоге даст плоды, и учитель увидит, какие они, его воспитанники, умные, увлеченные, творческие.

Фундаментом моей педагогической философии являются строгая доброта, любовь к детям, вера в них, ведь только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок сможет раскрыться и реализовать свои возможности.

Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Действительно, ведь, если постоянно кормить ребенка с ложки, которую ему не дают в руки, он никогда не научится есть сам. Так и я стараюсь научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

В свою очередь, я считаю, учителю нужно много работать над самообразованием. Ведь известно, что «учитель живет, пока учится, учитель учится, пока живет». Интернет дает большие возможности современному ученику самостоятельно овладевать знаниями, поэтому сегодня учитель, который не ориентируется в информационном пространстве и не может ответить на вопросы ученика, просто не интересен ему.

Чтобы труд ученика был плодотворным, я стараюсь творчески относиться к работе учителя. И только тогда, устранив из нашей практики монотонность и однообразие, губительное для пытливого ума детей, мы сможем наблюдать на уроках пробуждение мысли, созидание, слышать слова благодарности от наших учеников и понимать, что ты - тот учитель, который им так необходим, уроки которого они с нетерпением ждут…

Горжусь я и мучаюсь –

В руках у меня

Находится участь

Грядущего дня.

Рейтинг
Подробности . Судьба. Что же это такое? По определению С.И.Ожегова, слово «судьба» имеет три значения: 1). Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий; 2). Доля, участь; 3). История существования кого-чего-нибудь.
Я считаю, что каждый человек делает свою судьбу сам. У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет? Главное в жизни, чтобы человек оставался Человеком.
А как же им стать? Секрет прост.
Первое – правильно выбрать дело по душе.
Второе – всегда учиться, не останавливаясь на достигнутом.
Третье – не жалеть времени и сил.
Свой выбор я сделала 26 лет назад, когда поступила в Орский государственный педагогический институт имени Т.Г.Шевченко, а затем связала свою судьбу со школой. Мой выбор не был случайным.
Моя бабушка, Шиханова Анастасия Тимофеевна, проработала учителем начальных классов 38 лет! Начинала учительствовать в далекие военные годы, когда «дети войны» боготворили учителя, «ловили» каждое его слово, когда учитель заменял зачастую родителей. Могу смело сказать, что три поколения ее учеников получили в дар частичку души своего Учителя. За свой труд, помимо Почетных грамот, бабушка награждена двумя медалями «За трудовую доблесть», знаком «Отличник народного просвещения», юбилейными медалями.
А самой главной из наград считает бабушка внимание и память о ней своих питомцев и коллег. Жизнь прожита не зря, если в душе смогла заронить разумное, доброе, вечное…
Я же 14 лет назад соединила свою судьбу с родной сельской школой. Вернулась уже не в качестве ученицы, а в качестве учителя русского языка и литературы. Правда, это уже не та восьмилетка, которую окончила когда-то, а прекрасная двухэтажная средняя школа. Красивая, светлая. Прекрасный педагогический коллектив. Хорошие дети.
А сельские дети – особенные, непосредственные. Каждый ребенок – особый мир. У одного он вмещает алые паруса, высокую радугу, утреннюю росу. У другого – тайны живой природы. Третий поглощен языками точных цифр современных компьютеров. И так до бесконечности. Но каждый из них нуждается в совершенствовании и развитии. Этим целям и служит образование. В воспитании нуждаются и хорошие, и трудные дети. В образовании – тоже.
Люди по - разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие … Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Работая с детьми, я пересмотрела, проанализировала требования времени и свои возможности и создала свою педагогическую систему работы.
Знаю точно, что настоящего учителя отличает не только знание своего предмета, но и любовь к детям. Мне очень нравится общаться с детьми, помогать им решать их проблемы и делать все для того, чтобы ребёнок в школе чувствовал себя комфортно, чтобы ему хотелось приходить сюда не только за знаниями и оценками, но и за общением, дружбой, заботой и человеческим теплом. Свою работу я строю так, чтобы между мной и учениками были доверие и взаимопонимание, чтобы каждый из них мог поделиться со мной своими переживаниями, обратиться за помощью и поддержкой. Я стараюсь понять душу ребёнка.
Но учитель не только должен быть вооружен последним словом науки, но и надежно защищен. В минуты разочарования он прикрывает и себя, и своих учеников удивительным щитом. Этот щит прочнее стали: он сделан из универсального сплава Веры, Надежды и Любви.
Верю и я в каждого ребенка, в его силы и способности.
Надеюсь, что «красота спасет мир», что ребенок выйдет победителем из своей схватки с неизведанным, сумеет стать счастливым, отдавая частичку своей души другим.
Люблю свое дело, детей, мир, который надо научить ребят принимать во всей его сложности.
Я педагог в третьем поколении и счастлива, что моя жизнь сложилась именно так. Я просыпаюсь утром с радостной мыслью, что мне сегодня на работу, в отпуске успеваю соскучиться и по любимым ученикам, и по урокам, и по коллегам. Общаясь с детьми, молодею душой, заряжаюсь положительной энергией, которая помогает мне жить и работать. И всегда передо мной образы Учителей - моих бабушки и тети. Я люблю свою профессию так же, как они, и сознаю, что мы начинаемся в своих учениках и продолжаемся в них. Это большое счастье и колоссальная ответственность. И какими бы ни были трудности на этом пути, они отступают, когда учитель видит в глазах учеников понимание, чувствует детскую привязанность и даже, быть может, любовь.
Я всегда помню о том, что на земле все профессии от людей и только три от бога – учить, судить и лечить. От учителя, а значит, и от меня, зависит, какой будет судьба будущего поколения, а значит, и судьба народа.

Холодный зимний вечер. В чашке остывает недопитый чай, источая по комнате чудный аромат лета. Я наконец-то могу немного пофилософствовать. Люблю иногда подумать над высказыванием кого-нибудь великого. Сегодня мне попался Луций Анней Сенека (младший), он пишет: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом».

Я внимательно вчитываюсь в строчки и понимаю, что не согласна с автором! Стать педагогом – это не наказание! Это счастье, которое не каждый человек способен принять и разглядеть в рутине жизни! Многие учителя работают с надрывом, ненавидят свою работу, не понимают, как судьба их одарила.

Я из тех педагогов, которые без любви ничего не делают. Я люблю свою профессию, люблю учеников, с которыми занимаюсь, люблю раскрывать таланты ребят, люблю узнавать новое и интересное, жить люблю!

Ученик для меня – это факел, который нужно зажечь. Не заставить! А заинтересовать! Родители приводят ко мне ребенка (на первое занятие). Заниматься с репетитором ученик не желает, но у него «тройка» по русскому языку, значит, надо! Ученик напряжён, он уныло зевает… Начался урок – ребёнок увлёкся, сон отступил, знания сами собой закрепились в памяти. Урок прошёл быстро! Оказывается, всё не так плохо! А русский язык – интересная штука!

Не люблю скучные и однообразные занятия. Стараюсь делать каждый урок интересным и познавательным. Многое зависит от возраста ребенка. Для меня каждый ученик – особенный. Я не делю ребят на умных и глупых. Не стараюсь быть злым тираном для них. Я – учитель! А значит, детям со мной спокойно, комфортно, а главное, интересно. Мы учимся вместе! Каждый ученик – это книга, которую я читаю, изучаю, стараюсь понять. Некоторые дети в трудных ситуациях обращаются ко мне. Я всегда помогаю. Ведь учитель — это ещё и психолог.

Нельзя быть равнодушным (моё основное правило)!Если ребенок пришёл ко мне, значит, он меня выбрал. Я за него в ответе. От меня он должен получить опыт, который пригодится ему. Не только на экзамене, но в жизни. Ведь ученики всегда похожи на учителя. Если учитель любит свой предмет, увлекается им, интересно подаёт материал, значит, ученики тоже полюбят и заинтересуются.

Ещё не люблю останавливаться на полпути. Если начали подготовку к экзаменам — не жалеем себя. Идём к цели. Результатом будет высокий балл. Не верю в то, что ребенок работал изо всех сил и сдал на «2» или «3». Кто готовится — тот всегда приходит к высоким результатам. У моих детей так!

Чай допит. На город спустилась ночь, окутав тёмным покрывалом все вокруг. Мои философствования подошли к завершению. В заключение хочется сказать, что труд учителя – это тяжелый, но благодарный труд. Это не кара за грехи. Это возможность узнать людей лучше, понять своё предназначение, отдать свой опыт другим и осознать, что живешь не зря!