Учет затрат по социальной сфере лекции. Учет объектов, относящихся к социальной сфере, в мсфо

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определяется на основе значений нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Основная сложность состоит именно в первоначальном определении данной величины ввиду отсутствия в учреждениях опыта ведения управленческого учета. Рассмотрим возможные направления решения этой проблемы с учетом отраслевой специфики.

Методы расчета

Для большинства учрежденийсоциальной сферы натуральные нормативы расходования ресурсов на оказание услуготсутствуют (исключение составляют учреждения здравоохранения). Это неозначает, что рассчитать стоимость оказания услуг в принципе невозможно, однакоиспользование нормативного метода расчета (в терминах действующегозаконодательства) в большинстве случаев затруднительно. Соответственно, можно говорить о двух оставшихсявариантах подходов к расчету:

  • расчет потребности в ресурсахна оказание единицы услуги "снизу" (на одного обучающегося, однукниговыдачу и т. д.);
  • распределение исторически сложившегося финансового обеспечениямежду оказываемыми услугами и их объемами и определение таким способомфактической стоимости оказания услуги конкретным учреждением по состоянию наопределенный момент. Конечно, первый вариант является экономически более обоснованным.

Однако наличие жестких бюджетных ограничений в сочетании с частымнедофинансированием учреждений (особенно на региональном и муниципальномуровне) приведут к тому, что расчетная потребность в ресурсах будет сильнопревышать возможности бюджета при высоких издержках даже на непосредственныйрасчет.

В связи с этим, по нашемумнению, на первом этапе наиболее рациональным решением является оценкафактически сложившихся затрат учреждений с последующим постепенным переходом(возможно, даже не во всех отраслях) к нормативному методу расчета или расчетуот потребности, что позволит обеспечить выравнивание финансирования однотипныхучреждений.

Нормативные затраты,непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (выполнениемработы), на соответствующий финансовый год определяются по следующей формуле: Ct=C/Qt
где: Ct - нормативные затраты,непосредственно связанные с оказанием t-й государственной услуги;C -сумма затрат, непосредственно связанных с оказанием t-й государственной услугив отчетных периодах;Qt - объем оказания i-й государственной услуги.

В сущности, при использовании данного подхода расчетнормативных затрат представляет собой нормирование исторически сложившихсярасходов.

Для удобства и корректности дальнейшего использования полученных значений необходимо учитывать только расходы, носящие постоянный характер.

Предлагается не включать врасчеты затраты:

  • на осуществление капитального ремонта;
  • приобретение основныхсредств, за исключением объектов, приобретаемых на регулярной основе;
  • иные затраты, осуществляемыенерегулярно и составляющие значительную часть расходов учреждения;
  • бюджетные инвестиции;
  • содержание движимогоимущества, не отнесенного к категории особо ценного;
  • финансовое обеспечениеосуществления государственным (муниципальным) учреждением полномочий органаместного самоуправления по исполнению публичных обязательств, подлежащихисполнению в денежной форме.

Перечисленныерасходы могут финансироваться учредителем в форме субсидий на иные цели илииных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.

Структура затрат на оказание услуги

Структура затрат на оказаниеуслуги в укрупненном виде довольно стабильна и включает расходы:

  • на оплату труда персонала;
  • приобретение материальныхзапасов;
  • приобретение основныхсредств;
  • приобретение услуг стороннихорганизаций;
  • иные затраты.

Определение нормативныхзатрат по ряду групп затрат обладает спецификой. В общем случае планируемыезатраты определяются как среднее арифметическое значение проиндексированныхфактических затрат по соответствующим группам затрат за два отчетных года. Принеобходимости данные затраты распределяются между государственными услугами,оказываемыми одним учреждением, и общехозяйственной деятельностьюпропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплатетруда персонала, непосредственно оказывающего государственную услугу, или на основанииэкспертной оценки распределения затрат между услугами и общехозяйственныминуждами.

В случае если в течение двухотчетных лет расходы по отдельным группам затрат не осуществлялись, планируемыезатраты по соответствующим группам затрат могут определяться исходя из ожидаемыхнатуральных потребностей, среднерыночных цен и т. д.

Следует учесть!

В ряде случаев затраты на оплату труда могут быть распределены напрямую, например, затраты на оплату труда профессорско-пре- подавательского состава в образо- вательных учреждениях. Зная ко- личество часов в год на одного обучающегося в соответствии с учебным планом, а также сред- нюю заработную плату преподава- теля в месяц и его загрузку, мы можем определить стоимость часа обучения в части затрат на оплату труда. За счет того, что учебные планы и образовательные стан- дарты, особенно в отношении учебных часов, соблюдаются в обязательном порядке, результаты такого расчета гарантированно бу- дут корректными и уложатся в те- кущее финансовое обеспечение.

Затраты на оплату труда. Размер затрат определяется всоответствии с действующей системой оплаты труда, штатным расписанием, принятымирешениями об изменении уровня оплаты труда, а также с учетом ожидаемогораспределения трудозатрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Длябольшинства учреждений данная группа затрат является основной и составляет до75% всех затрат учреждения. Соответственно, именно оплата труда будетсоставлять основу себестоимости государственной (муниципальной) услуги, азначит, к распределению данной группы затрат необходимо отнестись наиболеевнимательно.

Теоретически возможнораспределять трудозатраты между услугами и общехозяйственными нуждами вплотьдо уровня конкретного сотрудника, что гарантирует наименьшую математическуюпогрешность. Так, вся занятость конкретного работника может быть распределенамежду видами деятельности, в которых он участвует как на основе фотографиирабочего дня, так и на основе его собственной оценки. Распределив такимспособом трудозатраты всех сотрудников, можно определить распределение фондаоплаты труда между услугами, оказываемыми учреждением.

Общехозяйственные расходы. Структура затрат наобщехозяйственные нужды также более или менее стабильна и включает расходы:

  • на коммунальные услуги,содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества;
  • услуги связи;
  • обслуживание инженерныхсетей;
  • оплату трудаадминистративно-управленческого персонала;
  • уплату налогов, прочиерасходы.

Разработкаединой методологии определения нормативных затрат для нескольких отраслей идаже для всех учреждений одной отрасли невозможна. Проиллюстрируем это напримере различных видов учреждений культуры и образования.

Культура

Библиотеки. В библиотеках практическиотсутствует возможность получения доходов, следовательно, субсидия навыполнение государственного задания должна покрывать все расходы учреждений.Кроме того, велика вероятность отклонения фактических значений показателейобъема от плановых, что обусловлено наличием права граждан на бесплатноебиблиотечное обслуживание. Учреждение не может контролировать объемыпредоставления услуг в случае, если по каким-либо причинам сильно растет спросна услуги.

Театры имузеи. Втеатрах и музеях специфика обусловлена частичной платностью оказываемых услуг.Применительно к расчету нормативных затрат это означает, что в случае ихопределения исключительно за счет бюджетных средств значение может получитьсяминимальным и не иметь ничего общего с реальной себестоимостью услуги.

По нашемумнению, решить данную проблему можно с использованием следующей методикирасчета: первичный расчет полной себестоимости единицы услуги (как за счетбюджетных средств, так и за счет средств от приносящей доход деятельности) ипоследующее уменьшение получившегося размера субсидии на величину расходов засчет средств от приносящей доход деятельности. Несмотря на то что такаяметодика усложняет процесс расчетов, в интересах учреждения показыватьучредителю полную потребность в ресурсах. Так может быть снят риск дефицитаресурсов в случае резкого увеличения плановых объемов оказания услуг,фиксируемых в государственном задании.

Домакультуры. Прирасчете нормативных затрат важно учитывать существующие и потенциальные формыоказания услуг. Инструмент нормативных затрат в данном случае можетиспользоваться для оценки различных альтернативных форм оказания услуги и принятияэкономически обоснованного решения.

Образование и спорт

Специфика образовательныхучреждений связана с жестко регламентированным образовательным процессом.Подготовка обучающихся по разным специальностям часто сильно различается постоимости (за счет наличия индивидуальных занятий и в целом различий в учебныхпланах). В связи с этим усреднение до одного обучающегося представляется простымпри расчетах, но некорректным в части использования полученных значений. Более того,подготовка обучающихся разных годов обучения может существенно различаться посебестоимости, что приводит к необходимости расчета нормативных затрат на одногообучающегося одной специальности одного года обучения.

Спортивные школы также имеютряд особенностей. Зачастую достаточно проблематично сравнивать их между собойв силу уникальности. Каждый вид спорта предполагает наличие определенной материальнойбазы, которая не поддается сравнению. Для хоккейных школ и школ фигурногокатания обязательно наличие ледовой площадки, футбольные секции предполагаютналичие открытого и (или) закрытого поля. Данные особенности предполагаютразличные затраты на содержание базы. Есть виды спорта, для которых характерныбольшие разовые затраты на оборудование, которое в дальнейшем не скоропотребует новых вложений, например гребля.

Рядспортсменов могут числиться в конкретных школах, выступать от их имени, но приэтом тренироваться на других спортивных базах. Соответственно, если вспортивной школе структура учеников такова, что многие тренируются в другихместах, нормативные затраты будут крайне малы, но они не будут отражатьреальной себестоимости обучения спортсменов.

Распространение лучшей практики

Порезультатам работ по определению нормативных затрат на оказание государственных(муниципальных) услуг может быть выявлена лучшая практика управлениябюджетными ресурсами. Возможность и целесообразность распространениявыявленных эффективных подходов и решений зависит от возможности их внедренияв других учреждениях и специфики конкретных учреждений. В ходе анализанеобходимо сравнивать как непосредственно значения нормативных затрат(стоимость единицы услуги), так и структуру затрат на оказание государственнойуслуги, полученную в ходе определения нормативных затрат.

Использованиеинструмента нормативных затрат предполагает многогранную аналитическую работу,которая должна быть адаптирована под каждую отдельную сферу и каждый субъектРФ. Эта работа может быть основой не только для планирования объемов финансовогообеспечения учреждений, но и для дальнейшего принятия управленческих решений.

Введение с.3

1. Бухгалтерский учет и его организация с.4

2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях с.11

3. Особенности бухгалтерского учёта в деятельности

социальных служб с.16

Заключение с.20

Литература с.21

Введение

С развитием рыночной экономики во все сферы

хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения,

коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы,

положения, нормативные акты. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые

методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых

видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в

связи с принятием новых нормативных документов произошли

существенные изменения в методике учета основных средств,

производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных

вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок

формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия,

распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и

кредитования.

Объект работы – бухгалтерский учет как вид хозяйственного учета в организации и на предприятии.

Предмет работы – особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях и, в частности, в деятельности социальных служб.

Цель нашей работы – представить особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и в частности, в социальных службах.

Задачи работы:

1) проанализировать литературу по проблеме исследования;

2) охарактеризовать понятие бухгалтерского учета и особенности его организации;

3) выделить основные положения бухгалтерского учета в бюджетных организациях;

4) показать специфику бухгалтерского учета в социальных службах.

Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, литературы.

1. Бухгалтерский учет и его организация

Основой существования и развития любого общества является материальное производство. Чтобы люди могли жить, из поколения в поколение необходимо удовлетворять их потребности в продуктах питания, пище, одежде, жилище и др., а для этого нужны машины, оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный инвентарь и т.д., используя которые в процессе производственной и коммерческой деятельности создаются средства труда и предметы потребления, направленные на удовлетворение этих потребностей.

Для получения необходимых сведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учет. Он возник из потребностей управления материальным производством: руководство хозяйственными процессами невозможно без знания конкретных фактов хозяйственной жизни.

Различают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистические и бухгалтерский, каждый из которых имеет свою специфику, круг наблюдаемых явлений, задачи и методы.

В нашей работе мы остановились на изучении особенностей бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменений, формирующуюся путем сплошного, непрерывного, документального отражения всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет в отличие от остальных видов учета:

Является документально обоснованным учетом;

Непрерывен (изо дня в день) во времени и сплошной по охвату (без всяких пропусков) всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации;

Применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.) (1, с.8).

Бухгалтерский учет как наука состоит из трех самостоятельных частей: теории бухгалтерского учета, финансового учета и управленческого учета.

Теория бухгалтерского учета - наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.

Финансовый учет - это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет охватывает значительную часть бухгалтерского учета, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации - нематериальных активах, основных средствах, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах, капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках и т.д.).

Управленческий учет, являясь составной частью бухгалтерского учета, предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Его главная цель - обеспечить необходимой и в полном объеме информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.

Управленческий учет обобщает плановую нормативную и прогнозную информацию, он более полно отражает учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации.

В системе управленческого учета информация об издержках производства группируется и учитывается по:

Видам затрат (номенклатура продукции, работ и услуг);

Месту возникновения затрат, т.е. структурным подразделениям, в которых концентрируется первоначальное потребление материальных ресурсов (рабочие места бригады, цеха и т.п.);

Носителям затрат, т.е. видам продукции, работ и услуг данной организации, предназначенных для продажи на рынке (1, с.9).

К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами.

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).

4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

5. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, представление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций (1, с.10).

Перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним -инвесторам, кредиторам и др.;

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении ей хозяйственных операций, за их целесообразностью; наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;

Содействие конкуренции на рынке с целью получения максимальной прибыли (1, с.11).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером; когда в организации отсутствует -бухгалтерская служба, руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или соответствующим органам (специалистам) на договорных началах (это в основном касается малых организаций).

В зависимости от объема работа в бухгалтерии организации группируется по направлениям:

Осуществление расчетов;

Ведение материального учета;

Осуществление производственно-калькуляционной работы;

Финансовый учет и т.д.

Главный бухгалтер назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухгалтерского учета. В организациях, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности по согласлованию с собственником имущества организации либо органом, уполномоченным собственником.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов и выполнением обязательств и отражением на счетах бухгалтерского учета хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации. Главный бухгалтер совместно с руководителем организации подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Без подписи главного бухгалтера указанные документы недействительны и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю, который может письменным распоряжением обязать принять указанные документы к исполнению; с этого момента ответственность за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений (информации) обязательны для всех работников организации (1,с.13-14).

Главный бухгалтер не может исполнять обязанности, непосредственно связанные с материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности, получать по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для организации.

В малых организациях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и его достоверности с составлением акта, утверждаемого руководителем организации.

Юридически ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства и т.д., что позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства (1, с.15). Таким образом, бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации.

2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ № 70н от 26.08.2004 г., другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой.

К этим особенностям нужно отнести:

Организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

Контроль исполнения сметы расходов;

Переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

Выделение в учете кассовых и фактических расходов;

Отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

В бюджетных организациях для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется план счетов, утвержденный Минфином РФ в составе Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.

В Плане счетов счета сгруппированы в 12 глав, отдельно выделены забалансовые счета. В основу группировки счетов по разделам положены экономические особенности учитываемых объектов. В каждой главе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены главы в определенности последовательности, определяемой характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены главы со счетами имущества, необходимого для осуществления деятельности бюджетных организаций (главы I, II, III). Затем показаны главы со счетами учета готовой продукции, средств учреждений и расчетов и расходов бюджетных организаций. В итоге в первых восьми главах сгруппированы счета имущества и расходов бюджетных организаций. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемых к легкореализуемым (7,с.57).

В последующих главах отражены источники формирования имущества организаций и покрытия расходов бюджетных организаций, доходы, прибыли и убытки, выполненные и сданные заказчиком продукция, работа и услуги.

Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.

Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации несут руководители учреждений (7,с.58).

Для учреждений бюджетной сферы наиболее характерно ведение бухгалтерского учета по мемориально–ордерной и журнально-ордерной формам учета.

Мемориально–ордерная форма бухгалтерского учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связей между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, то есть использованием тех или иных технических средств.

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов осуществляется по мемориально–ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.

Мемориально–ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины.

Недостатками мемориально–ордерной формы учета являются:

Трудоемкость учета, отрыв аналитического учета от синтетического,

Громоздкость аналитического учета,

Формы регистров порой не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности

и составления отчетности (8,с.34-35).

В настоящее время в связи с автоматизацией бухгалтерского учета бюджетные организации чаще используют журнально–ордерную форму учета.

Основными особенностями журнально–ордерной формы учета являются:

Применение для учета хозяйственных операций журналов – ордеров,

запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

Совмещение в ряде журналов–ордеров синтетического и аналитического учета;

Отражение в журналах–ордерах хозяйственных операций в разрезе

показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

Сокращение количества записей, благодаря рациональному построению журналов–ордеров и Главной книги.

Журналы–ордера представляют собой свободные листы большого

формата со значительным количеством реквизитов и запись в них производят

ежедневно либо с первичных документов, либо с вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов (8,с.45).

В журналы–ордера производятся только кредитовые записи того

синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале.

Операции, по которым счета дебетуются, будут записаны в Главную книгу.

Тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим

счетам. Месячные итоги каждого журнала–ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном

журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним

Применение журнально–ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета за счет совмещения в

одном регистре синтетического и аналитического учета, что облегчает составление отчетов.

К недостаткам журнально–ордерной формы учета следует отнести

сложность и громоздкость построения журналов–ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета (8,с.48).

Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения (7,с.58).

На практике бухгалтерский учет исполнения смет расходов бюджетных учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями.

При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности:

Заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ;

Получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам;

Разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;

Расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;

Утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями;

Разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово – хозяйственной деятельности учреждений (2,с.51).

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых бюджетных учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений (5, с.67-68).

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждений, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые документы для бухгалтерского учета и контроля (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.) (7, с.59).

Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с

целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных

сметами, строго соблюдая финансово–бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств.

Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за

ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятием, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и

материальных ценностей.

3. Особенности бухгалтерского учёта в деятельности социальных служб

Бухгалтерский учет в деятельности социальных служб осуществляется в целом также, как и в любой другой бюджетной организации.

Но здесь достаточно важным является вопрос о контролирующей функции бухгалтерского учета.

Контрольные функции должны быть органически увязаны со всей учетной работой: оформлением, приемкой и обработкой документов. Контроль должен осуществляться по определенной системе, предусматривающей в первую очередь порядок проверки:

Исполнения постановлений, распоряжений и указаний правительственных органов и вышестоящих организаций;

Соблюдения установленных нормативов;

Правильности и своевременности приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

Правильности расходования фонда оплаты труда (заработной платы), соблюдения установленных штатов, должностных окладов, смет расходов;

Сохранности имущественных, товарно-материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения и использования;

Правильности производимых в процессе учетной работы вычислений и расчетов(6,с.42).

В указанных направлениях должен осуществляться предварительный (до совершения операций), текущий (повседневный) и последующий контроль.

Строго продуманная и организованная система контроля является как бы замкнутой цепью, в которой должны быть сохранены все образующие ее звенья. Пропуск в составе цепи хотя бы одного контрольного звена может иногда привести к серьезным нарушениям или злоупотреблениям. Бухгалтерский учет в учреждениях социального обслуживания населения не может быть эффективным, если не выполняет контрольной функции. Вместе с тем система контроля не должна вызывать излишнюю работу, усложнять документооборот.

Несмотря на значительные успехи в организации бухгалтерского учета в учреждениях социального обслуживания населения, которыми были отмечены последние годы, имеется ряд теоретических, методологических и организационных (связанных с условиями рыночной экономики) проблем, требующих решения.

В процессе экономической реформы происходит перегруппировка источников финансирования учреждений социальной сферы - они все более концентрируются в местных администрациях. Введение новых условий хозяйствования способствует увеличению доли внебюджетных средств, которые образуют целевые фонды для решения социальных проблем (3,с.23)

Создание нового хозяйственного механизма в социальной сфере, использование различных форм хозяйствования, включая арендные отношения, кооперативную (в установленном порядке), индивидуальную трудовую деятельность, распространение гибких режимов труда породили новые для бюджетных учреждений понятия: коллективный и арендный подряд, интенсификация производства, стоимость подготовки специалистов, стоимость медицинских услуг, стоимость услуг учреждений культуры и др. К сожалению, внедрение коммерческих принципов в социальных учреждениях идет медленнее, чем того требует жизнь.

Все это вносит специфику и новизну в методологию и организацию учета в деятельности социальных служб и требует теоретического обоснования. Совершенствование методологии и организации учета в этих учреждениях имеет принципиальное значение для усиления контроля за социально-экономической отдачей всех видов ресурсов, для мобилизации средств, заработанных трудовыми коллективами, для улучшения качественных показателей работы учреждений. Возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе учреждения социальной службы, его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до внутренних и внешних пользователей (3,с.27).

Бухгалтерский учет в учреждениях социальной сферы осуществляет сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, а также внебюджетных средств, доля которых должна возрастать в результате коммерческой деятельности. Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций является непременным условием эффективного управления. Вот почему среди важнейших задач совершенствования учета в учреждениях социального обслуживания населения особое место следует выделить учету показателей коммерческой деятельности бюджетных учреждений, их увязке в общей системе отчетных данных с показателями исполнения смет расходов по бюджету. Решение этой задачи необходимо для максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов.

На практике эту задачу пытаются решить созданием двух самостоятельных бухгалтерий в одном учреждении: бюджетной и хозрасчетной. И что, на наш взгляд, является неоправданным: каждую бухгалтерию возглавляет свой главный бухгалтер

Материалы исследований Н.Г.Волкова (3) показали, что уровень организации бухгалтерского учета и его эффективность в значительной мере зависят от того, насколько на каждом этапе развития экономики он соответствует потенциальным возможностям общества (3,с.29). Поэтому в современных условиях экономической реформы и ограниченности финансовых ресурсов бюджета можно говорить о расширении задач, стоящих перед учетом в учреждениях социального обслуживания. Задачи, которые требуется решить, характеризуют новый этап развития бюджетного учета.

Заключение

Бухгалтерский учет в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, имеет отличия от учета коммерческих предприятий. При этом проблемы организации бухгалтерского учета в учреждениях социальной сферы неоднородны, так как определяются конкретным видом деятельности: здравоохранение и образование, культура и органы правопорядка, социальная защита населения и оборона. Отраслевая специфика должна отражаться в организации и ведении бухгалтерского учета.

Определенную сложность вызывает необходимость в ряде учреждений вести бухгалтерский учет одновременно по двух планам счетов: исполнения сметы расходов учреждений и финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Для учреждений социального обслуживания населения, состоящих на бюджетном финансировании, особенно важной функцией бухгалтерского учета является контроль правильности расходования фонда оплаты труда (заработной платы), соблюдения установленных штатов, должностных окладов, смет расходов; сохранности имущественных, товарно-материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения и использования; правильности производимых в процессе учетной работы вычислений и расчетов. Контроль позволяет более эффективно управлять данными учреждениями, и в частности, более рационально использовать бюджетные ассигнования, и средства других источников финансирования, совершенствовать оплату труда работников, дополнив ее элементами стимулирования.

Литература

1. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 476 с.

2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М. : ПРИОР, 2002. –240 с.

3. Волков Н.Г. Бухгалтерский учет в подразделениях организаций и учреждений, оказывающих услуги в жилищном фонде, коммунальном хозяйстве и социально-культурной сфере / Н.Г.Волков // Бухгалтерский учет. – 2001. – № 3. – С. 21-31.

4. Голубева М.А. Особенности учета имущества в бюджетных организациях / М.А. Голубева // Главбух. – 2002. – № 12. – С. 22-28.

5. Жоромская М.М., Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Комментарий. 5-е изд., перераб. и доп. / М.М. Жоромская, В.М. Долгая. – М. : Книжный мир, 2005. – 439 с.

6. Земляченко С.В. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях / С.В. Земляченко // Главбух. – 2005. – № 5. – С. 41-55.

7. Зиновьева Е.Г. Экономические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие к курсу «Экономические основы социальной работы». – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 106 с.

8. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондаков, И.Н. Кондраков. – М. : Проспект, 2004. – 599 с.

9. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М. : ИД ДБК – Пресс, 2002. – 496с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

В условиях рыночной экономики многим фирмам выгодно иметь на своем балансе собственную поликлинику, столовую, баню, зоны отдыха. В этой связи к социальной сфере независимо от форм собственности относят:

  • Ш поликлинику;
  • Ш столовую или буфет;
  • Ш детские дошкольные учреждения;
  • Ш гостиницу, служебные квартиры, общежитие (в составе ЖКХ);
  • Ш бани, прачечную;
  • Ш зоны отдыха, санатории, профилактории;
  • Ш стадионы, библиотеку и т.д.
  • Ш табеля учета рабочего времени;
  • Ш наряда на сдельную работу;
  • Ш накладной на списание ценностей или лимитно-заборной карты (ЛЗК);
  • Ш разработочной таблицы №6 на начисление амортизации и их распределение;
  • Ш счета на получение коммунальных услуг.

Учет затрат отражается на транзитных счетах.

В промышленных фирмах (компаниях), в которых производится пищевая продукция, работники цеха ежемесячно должны проходить медицинскую комиссию, иметь санитарную книжку. Платить другой поликлинике за процедуры профосмотра сегодня очень дорого. Поэтому более выгодно иметь на своем балансе поликлинику. В ней проводить профосмотр своих работников, продлевать или обновлять санитарную книжку. Вместе с тем поликлиника может дополнительно зарабатывать деньги, оказывая услуги по лечению своих работников и услуги на сторону. В этой связи есть полная возможность у поликлиники обеспечить свою самоокупаемость.

Затраты поликлиники частично покрываются доходами, полученными от услуг, а остальная сумма затрат возмещается за счет доходов фирмы.

В рабочем плане счетов фирм (компаний) для учета затрат социальной сферы отводится счет 8410 «Накладные затраты», открывают аналитические счета: 01 - содержание объектов социальной сферы за счет дохода фирмы.

Ежемесячно, по дебету на этом счете отражают затраты, по кредиту списывают суммы затрат, не покрытые доходом, на дебет - счета 7210 «Административные расходы».

В современных условиях очень выгодно иметь на своем балансе детские дошкольные учреждения (детсад, ясли). Дети своих работников могут содержаться в них за определенную плату.

Учет затрат в столовой.

Во-первых, столовая и буфеты на фирмах (компаниях) оказывают услуги своим работникам. Затем уже могут реализовать пищу на сторону.

Желательно ежедневно вести учет затрат. Ежедневно осуществлять калькуляцию блюд. По завершению дня учитывать кассовую выручку, составлять отчет кассы по приходу (на дневную выручку), расходу наличных средств кассы.

Учет затрат ведут на основе первичных документов, на приготовление блюд следует осуществлять калькуляцию. Причем вести калькуляцию первых блюд отдельно по каждому из них: борщ; суп-лапша; солянка; рассольник и т.д.

Таблица№3. Калькуляционный лист первого блюда (борщ)

На основе калькуляционного листа можно определить себестоимость 1 блюда или одной порции. Себестоимость 1 блюда 5825 тенге. Приготовлено 100 порций 5825: 100 = 58,25 ~ 59 тенге | порция. Реализация по 150 тенге порция 100 * 150 = 15000 тенге. Доход от реализации борща 15000 - 5825 = 9175 тенге.

В случае приготовления трех-четырех первых блюд следует составлять свод в калькуляционной карточке. Эти карточки ежедневно номеруются и записываются в журнал регистрации первых блюд.

На вторые блюда тоже следует составлять калькуляционный лист на каждое в отдельности. Затем ведется свод всех вторых блюд в калькуляционной карточке (см. Приложение 1).

Реализовать 1 порцию борща нужно по 150 тг за порцию, так как надо покрывать затраты на оборудование, топливо, оплату труда работников столовой.

Формирование затрат:

  • 8411/01 - 1310,1350 3825
  • 8412/01 - 3350 267
  • 8413/01 -3150 56
  • 8414/01 -3310 267
  • 8415-2430 56

Закрытие счетов:

8410/01 - 8411, 8412, 8413, 8414, 8415

Реализация блюд:

  • 7010-8410 списание себестоимости пищи.
  • 1010-6010 поступила выручка в кассу.
  • 5410-7010 закрытие расходов по реализации.
  • 6010-5410 определение итогового дохода.

Учет затрат по содержанию детских дошкольных учреждений (субсчет 3) ведут по каждому из них по следующим статьям расходов:

  • 1. Основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальный налог.
  • 2. Хозяйственные затраты - затраты по содержанию помещений (уборка, отопление, освещение, ремонт, водоснабжение, канализация, стирка белья и ремонт и др.
  • 3. Учебные затраты и приобретение книг для библиотек - расходы на приобретение игрушек, учебных пособий и материалов для занятий с детьми, проведение детских праздников.
  • 4. Затраты на питание - стоимость питания детей по установленным нормам.
  • 5. Приобретение оборудования и инвентаря, используемых для хозяйственных целей.
  • 6. Приобретение личного инвентаря и оборудования - затраты на приобретение постельных принадлежностей, спецодежды для воспитателей, медицинского и прочего персонала, постельного белья и пеленок для детей ясельного возраста, другого мелкого инвентаря.
  • 7. Прочие затраты - расходы на командировки, служебные разъезды и другие, не учтенные в предыдущих статьях.

Источниками финансирования детских дошкольных учреждений являются средства из бюджета, начисление родительских взносов, средства (дотации) профсоюзных организаций, вышестоящих органов, отчисление от нераспределенного дохода отчетного и предыдущих лет. Аналитический учет затрат на содержание ребенка см.в Приложении №2.

В таблице показана организация аналитического учета затрат по группе за месяц, расчет расходов на питание одного ребенка. В завершение составляется расчетная ведомость, в которой выводится остаток задолженности на содержание детей в дошкольном учреждении. Эксплуатационные затраты включают:

  • а) затраты на содержание зданий:
    • -отопление;
    • -водоснабжение (холодное и горячее);
    • -вентиляцию (кондиционирование) воздуха;
    • -электроэнергию (силовую и осветительную);
    • -содержание помещений в чистоте;
    • -текущий ремонт (зданий и технологического оборудования);
    • -содержание технологического оборудования (киноаппаратуры и др.);
    • -амортизационные отчисления (амортизация зданий, технологического оборудования, мебели зрительного зала, прочего оборудования);
    • -содержание, возобновление и расход малоценного и быстро изнашивающегося инвентаря;
  • б) затраты на заработную плату:
    • -основного производственного персонала;
    • - административно-управленческого персонала;
    • - технического и обслуживающего персонала;
    • - отчисления на заработную плату;
    • - командировочные расходы;
  • в) прочие затраты:
    • - аренда помещения;
    • - охрана труда и технической безопасности;
    • - реклама;
    • - служебные затраты технического и обслуживающего персонала;
    • - противопожарные мероприятия;
    • - другие затраты.

Показатели эксплуатационных затрат рассчитываются в тенге в расчете на один год (тенге/год) на соответствующие единицы измерения, принятые для технико-экономической оценки зданий кинотеатров, клубных учреждений, спортивных корпусов.

Производство бытовых услуг по заказу населения требует определенных затрат живого и общественного труда, то есть самого труда, или целесообразной деятельности человека, предметов труда - сырья, материалов, топлива, энергий и др., средств труда - машин, оборудования, инструментов и др. В совокупности, перечисленные затраты, связанные с производством бытовых услуг, выраженные в денежной форме, образуют производственную себестоимость. Дополнительные затраты, связанные с реализацией производственных услуг непосредственно потребителям, образуют производственные затраты. В сумме внепроизводственных затрат и производственной стоимости услуг получается полная себестоимость.

Основные задачи учета затрат на производство услуг и продукции в организациях бытового обслуживания состоят в следующем:

  • - в осуществлении контроля за выполнением определенного объема оказываемых населению услуг и производство продукции надлежащего качества в определенные сроки;
  • - в обеспечении контроля за своевременным и правильным отражением всех затрат на производство услуг и продукции и исчислением их себестоимости;
  • - в выявлении результатов в целом по структурному подразделению и определении дохода. (см.Приложение 3).

Примечание:

1. На 1 день затраты на 1 ребенка 12379:25=495,16

В том числе:

На питание: 8750:25=350 тг.;

На обучение 920:25=36,8 тг.;

На лечение 235:25=9,4 тг.

Итого: 495,16 тг.

2. Стоимость содержания 1 ребенка. 20% добавленная стоимость, всего к оплате 12379*20:100=2475,8 на 1 ребенка 12379+2475,8=14854,8 или 149000 тенге оплата на 1 ребенка за месяц содержания в садике.

Из всех таблиц складывается себестоимость содержания одного ребенка в детском дошкольном учреждении.

В ведомственных детских садах ведется следующая расчетная ведомость

Расчет расходов на питание в детском саду.

На питание одного ребенка на один день приходится 350 тенге

Отражение учета расходов, доходов детского дошкольного учреждения в учетных регистрах.

Ведомость учета затрат за январь 2011 года.

Ведомость учета дохода в детском саду за январь 2011 года.

Ф.И.О. детей

Сальдо на начало

Начислено за месяц

оплачено

Фактич. затраты на работ

Итого дохода

Перечис ленно

возмещено

Пономорев

Примечание: в группе 15 детей. Всего в садике 55 детей

Доход 55*2290=125950 тенге в месяц

Выполнение указанных задач зависит, прежде всего, от правильной организации производственного учета в организациях, повышения его качества и достоверности данных.

В бытовом обслуживании показанный метод учета затрат на производстве применяют не только при изготовлении мебели по индивидуальным заказам населения, но и строительстве и ремонте жилья, производстве нестандартизированного оборудования.

Учет расходов и доходов по баням, прачечным, парикмахерским и другим объектам социальной сферы ведут аналогично.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение классификации расходов, издержек и затрат производства. Понятие, состав и методы оценки незавершенного производства, его отражение в финансовом и управленческом учете. Учет косвенных затрат и особенности учета затрат вспомогательных производств.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2014

    Понятие и сущность учета затрат предприятия. Классификация учета затрат на производство продукции, работ и услуг и принципы его организации. Рассмотрение и изучение расходов по экономическим элементам. Расходы на обслуживание производства и управление.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Характеристика видов производств и их влияние на организацию учета затрат на производство. Учет затрат на производство по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Цели и задачи учета незавершенного производства и прочих расходов организации.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2012

    Сущность и содержание системы "стандарт-кост", методология учета затрат и накладных расходов. Реквизиты ЗАО "ИПК Парето-Принт", организация бухгалтерского учета и оценка финансового состояния. Недостатки ведения учета в организации и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Теоретические основы организации учета затрат и исчисления себестоимости. Задачи учета затрат на производство и общая схема учета затрат. Группировка статей затрат коммерческих расходов. Первичные документы по учету затрат и исчислению себестоимости.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2019

    Понятие себестоимости и задачи учета затрат. Состав, классификация и методы учета затрат на производство и реализацию продукции. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на энергопредприятиях. Номенклатура статей расходов.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Понятие "затраты" и их классификация. Правила принятия расходов организации к бухгалтерскому учету. Анализ уровня учета производственных затрат на предприятии. Особенности ведения их синтетического и аналитического учета и пути его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Затраты в управленческом учете. Значение затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО "Биохимик". Группировка затрат по экономическому содержанию и статьям калькуляции. Учет накладных расходов. Сводный учет затрат.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2008

При составлении отчетности по МСФО часто возникает вопрос учета объектов социальной сферы (таких, как детские сады, базы отдыха, стадионы, здравпункты, объекты гражданской обороны, общежития, столовые и т. п.). Единого методологического подхода, применимого ко всем объектам социальной сферы, не существует. В статье приведены подходы к учету объектов социальной сферы в зависимости от их характера, назначения и способа использования предприятием.

При решении вопроса об учете объектов социальной сферы по МСФО прежде всего следует определить, является объект расходом или активом.

Если объект классифицируется как расход, то его стоимость списывается в момент приобретения. Если объект является активом, то следует определить вид актива и учесть его при первоначальном признании в соответствии с положениями стандарта, применимого к этому виду активов. В случае наличия признаков обесценения, актив должен быть протестирован на обесценение либо как отдельная ЕГДС , либо как корпоративный актив (т. е. в составе других ЕГДС).

Объекты, относящиеся к социальной сфере, в зависимости от обстоятельств могут учитываться в качестве:

  • основных средств;
  • расходов;
  • других категорий активов, таких, как:

— активы, предназначенные для продажи (если удовлетворяют критериям признания согласно МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»);
— инвестиционная недвижимость (если удовлетворяют критериям признания согласно МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»);
— нематериальные активы и/или финансовые активы (если удовлетворяют критериям признания согласно IFRIC 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»).

Наиболее часто объекты социальной сферы учитываются в качестве основных средств или расходов. Рассмотрим квалификацию объекта в качестве ОС или расхода, примеры квалификации объектов в другие категории и вопросы обесценения объектов.

Основные средства или расходы

Согласно п. 4.44 Концептуальной основы (Conceptual Framework) признание актива происходит в случае, если:

  • высока вероятность притока будущих экономических выгод от объекта;
  • объект может быть надежно оценен.

Как правило, объект социальной сферы будет иметь надежную стоимостную оценку. Основным вопросом для признания объекта социальной сферы активом является вероятность притока будущих экономических выгод.

Согласно п. 6 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», основные средства — это материальные активы, которые:

  • предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;
  • предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода.

При выполнении критериев признания в качестве активов, объекты социальной сферы могут быть признаны основными средствами как объекты, необходимые для предоставления услуг в административных целях.

СПРАВОЧНО
МСФО (IAS) 16.11 гласит: «Приобретение объектов основных средств может осуществляться в целях обеспечения безопасности или в целях защиты окружающей среды. Хотя приобретение таких объектов и не приводит непосредственно к увеличению будущих экономических выгод от использования конкретного существующего объекта основных средств, оно может быть необходимо для получения предприятием будущих экономических выгод от использования других принадлежащих ему активов.
Такие объекты основных средств могут быть признаны в качестве активов, поскольку они обеспечивают предприятию будущие экономические выгоды от использования зависимых активов, превышающие выгоды, которые могли бы быть получены, если бы такие активы не были приобретены.
Например, предприятие химической промышленности может внедрить новые технологии работы с химикатами, обеспечивающие соблюдение требований по охране окружающей среды при производстве и хранении опасных химических веществ; связанная с этим модернизация производственных помещений признается в качестве актива, поскольку без нее предприятие не может производить и продавать химическую продукцию».

Аналогичным образом приобретение и владение объектами социальной сферы хотя и не приводит непосредственно к увеличению будущих экономических выгод от использования этих объектов, однако может быть необходимо для использования других активов предприятия.
Предприятие может получать экономические выгоды в виде, например:

  • экономии затрат;
  • привлечения более квалифицированного персонала по сравнению с другими предприятиями (дополнительное неденежное вознаграждение в виде возможности пользоваться бесплатно социальной инфраструктурой);
  • повышения эффективности труда;
  • уменьшения текучести кадров (что приводит к снижению расходов на подготовку новых специалистов);
  • увеличения эффективной продолжительности рабочего дня (например, когда сотрудники тратят меньше времени на обед благодаря имеющейся на территории столовой) и др.

Кроме того, предприятие, которое, осуществляя свою деятельность, оказывает какое-либо негативное влияние на окружающую среду и/или может нанести вред здоровью сотрудников, может быть по законодательству или добровольно обязано проводить некие действия для устранения указанных негативных эффектов. Если для этого предприятию нужны активы, то такие активы будут признаны основными средствами, поскольку, не приобретя такие активы, предприятие не сможет получать экономические выгоды от своей основной деятельности. Для того, чтобы актив был признан по этому пункту, негативный эффект должен оказываться в течение длительного времени, а актив должен в течение длительного времени «страховать» предприятие от этого негативного эффекта.

Таким образом, главным вопросом признания в качестве основного средства для каждого конкретного объекта социальной сферы является вероятность поступления будущих экономических выгод от объекта или других, зависимых, объектов.

Ниже приведены вопросы, ответы на которые вместе или по отдельности могут помочь определить вероятность получения будущих экономических выгод.

  • Каково назначение объекта?
  • Существует ли возможность продажи объекта?
  • Есть ли у предприятия социальные обязательства, приводящие к необходимости владения активом?
  • Каким образом приобретен объект: передан на содержание городом (в том числе по IFRIC 12) или построен/приобретен самостоятельно / за плату?
  • Каково отношение менеджмента к безвозмездной передаче объекта городу / другой компании?
  • Взимается ли плата за доступ к объекту?

Назначение объекта
Для определения вероятности получения будущих экономических выгод от объекта необходимо точно выяснить назначение объекта. Например, такой объект, как оранжерея , может быть предназначен для выращивания овощей, необходимых для столовой, и менеджмент полагает, что выращивание овощей экономически более выгодно, чем их приобретение на рыночных условиях; тогда будущие экономические выгоды вероятны и объект можно признать активом. Или объект мог быть приобретен в момент приобретения земельного участка, на котором он расположен, никак не используется и использование его не планируется, в будущем объект подлежит сносу. В таком случае объект не может быть признан активом.
Другой пример — объект «питомник для собак » на производственном предприятии. Если объект предназначен для содержания собак, охраняющих территорию, тогда он может быть признан активом, поскольку объект нужен для обеспечения сохранности активов.
Но если питомник используется как приют для бездомных собак (и предприятие не имеет никаких обязательств по содержанию такого приюта, не получает никаких бюджетных или иных сторонних средств для содержания объекта и делает это исключительно в благотворительных целях), то этот объект не может быть признан активом.
В случае использования объекта «питомник для собак» с целью благотворительности в пользу животных и тем самым улучшения репутации предприятия, строго говоря, нельзя отрицать возможности поступления будущих экономических выгод в результате улучшения репутации, но вероятность притока экономических выгод в связи с таким улучшением невозможно достоверно оценить. Поэтому такой питомник не может быть признан активом.
Еще один пример — общежитие . Предприятие могло построить или приобрести общежитие для работников, поскольку производство предприятия находится далеко от населенных пунктов и возить работников ежедневно с работы и на работу невозможно или предприятие широко использует труд иностранных или иногородних работников. В этом случае предприятие владеет общежитием, поскольку не может без него обойтись. Общежитие приносит экономические выгоды и может быть признано активом.
Другая ситуация: общежитие было передано предприятию городом по договору, при этом предприятие практически не использует общежитие, его в основном использует город для предоставления иногородним работникам коммунальных служб города. Предприятие не может продать общежитие и не может изменить его назначение, т. к. оно не принадлежит предприятию на праве собственности, а назначение и использование объекта определено в договоре. В этом случае общежитие не принесет экономических выгод и не может быть признано активом.

Обратите внимание! При определенных условиях общежитие может учитываться как инвестиционная недвижимость (см. далее).

Возможность продажи объекта
Если приобретенный объект можно продать, то, скорее всего, объект может быть признан основным средством (или, в случае выполнения критериев признания в соответствии с МСФО (IFRS) 5, активом, предназначенным для продажи).
Например, фитнес-клуб в черте города, принадлежащий предприятию на праве собственности, который используется для оздоровления сотрудников и не приносит дохода, владение которым не является обязательным для предприятия (в коллективном договоре нет нерасторжимого условия о предоставлении работникам услуг собственного фитнес-клуба). Предприятие имеет возможность его продать и тем самым получить экономические выгоды в будущем. В этом случае фитнес-клуб может быть признан активом.
В то же время такой объект, как стадион , может быть передан на баланс городообразующему предприятию городом «в нагрузку», т. к. стадион находится на территории предприятия, и по договору с городом предприятие должно его охранять и обеспечивать электро-
энергией. Предприятие не может продать стадион. Стадион содержит другая организация, она взимает плату за проход и несет издержки по поддержанию данного объекта в функционирующем состоянии. Таким образом, у предприятия нет и не ожидается экономических выгод от использования стадиона. В таком случае он не может быть признан активом.
Другой пример — квартира в жилом доме , которая принадлежит предприятию на праве собственности. Такая квартира используется для размещения командировочных сотрудников, приезжающих из других подразделений предприятия. Предприятие в любой момент может продать квартиру и тем самым получить экономические выгоды. Квартира может учитываться в качестве основного средства. Аналогично можно рассуждать в отношении баз отдыха и других объектов недвижимости, принадлежащих предприятию на праве собственности.

Обратите внимание! При определенных условиях объекты, которые готовятся к продаже, могут учитываться в соответствии с МСФО (IFRS) 5 (см. далее).
При определенных условиях квартиры, базы отдыха и прочие объекты недвижимости могут учитываться как инвестиционная недвижимость.

Наличие у предприятия социальных обязательств, приводящих
к необходимости владения активом
Если социальные обязанности предприятия предусматривают предоставление социальных объектов, то эти объекты могут быть признаны активами только в том случае, если существует высокая вероятность получения предприятием будущих экономических выгод.
Например, если производство предприятия находится в отдаленном от населенных пунктов месте, где нет поликлиник и детских садов , а условиями коллективных договоров предусмотрено предоставление таких социальных объектов работникам, то владение этими объектами является обязательством предприятия. Если условия таковы, что работники, не получив этих объектов, не будут работать на предприятии, то будущие экономические выгоды от объектов очевидны: они необходимы для обеспечения возможности работы других активов предприятия. Такие объекты можно признать активами.
Но если предприятие находится в городе, где есть городские поликлиники и детские сады, то даже при наличии в коллективном договоре условий о предоставлении таких объектов нельзя определенно сказать о вероятности получения будущих экономических выгод от них, поскольку сложно оценить, будут ли работники работать на предприятии при отсутствии таких объектов. В этом случае нужно проводить анализ глубже и разбираться, приносят ли объекты экономические выгоды в виде привлечения более квалифицированного персонала, повышения эффективности труда, уменьшения текучести кадров, увеличения эффективной продолжительности рабочего дня и т. д. Возможно также, что за счет предоставления таких объектов предприятие привлекает работников на меньшую зарплату по сравнению с другими предприятиями города. Если ожидаемые экономические выгоды соотносимы с расходами на содержание объектов, тогда такие объекты можно признать активами. Если же экономические выгоды от использования объекта ничтожны в сравнении с расходами на содержание объектов, тогда объекты должны быть признаны расходами.
Если такие объекты, как детские сады, поликлиники и больницы, были построены или приобретены предприятием в рамках договора с государством и предприятие, согласно договору, обязано использовать объекты для оказания услуг, определенных договором, и не может изменить вид деятельности объектов, не может самостоятельно устанавливать цены на услуги, а также не может продать объекты, такие объекты попадают в сферу IFRIC 12 и права их использования могут быть признаны как НМА.
Другой пример — объекты гражданской обороны (ГО) , например убежища. Предприятие может владеть объектом ГО на праве ответственного хранения и пользования, права собственности на объекты ГО у предприятий нет. У предприятия есть обязанность по поддержанию объекта ГО в сохранности и готовности к использованию по назначению.
Несмотря на то что у предприятия есть обязательство владеть объектом ГО, это обязательство не является следствием деятельности предприятия, поэтому объект ГО не может быть отнесен к основным средствам по аналогии с объектами охраны окружающей среды на химическом предприятии (МСФО (IAS) 16.11). Объект ГО не будет приносить предприятию экономических выгод, следовательно, не может быть признан активом.
Еще один пример — медицинский пункт на опасном производстве. У предприятия есть обязательство иметь такой пункт, и это обязательство является следствием работы предприятия (опасное производство, возможны травмы работников), тогда объект является активом, по аналогии с объектами охраны окружающей среды на химическом предприятии (МСФО (IAS) 16.11).

Способ приобретения
Объекты социальной сферы могут быть самостоятельно приобретены или построены предприятием или могут быть переданы предприятию городом на содержание. Приобретение объектов по решению предприятия может говорить о том, что объект, скорее всего, нужен предприятию и, следовательно, будет приносить экономические выгоды в той или иной форме. Получение объекта от города на содержание, вмененное предприятию в социальные обязанности, может свидетельствовать о том, что экономических выгод объект не приносит.

Отношение менеджмента к безвозмездной передаче объекта
Руководство предприятия, как правило, понимает, будет ли объект социальной сферы приносить экономические выгоды или нет. Хорошим индикатором может быть вопрос о том, готово ли руководство предприятия безвозмездно отдать объект городу или другой компании. Если руководство готово отдать объект безвозмездно, следовательно, никаких экономических выгод оно не ожидает. В случае если руководство не готово безвозмездно отказаться от объекта, следует выяснить, в каком виде и какие экономические выгоды руководство ожидает получать от объекта, и, возможно, признать актив.

Плата за доступ к объекту
Если у предприятия есть возможность и намерение взимать плату за доступ к объекту и у руководства есть намерение и возможность сделать объект прибыльным в будущем, такой объект можно признать активом.
Если объект глубоко убыточный и у руководства нет возможности
и/или намерения сделать этот объект прибыльным в будущем, то следует рассмотреть, какие экономические выгоды приносит объект помимо взимаемой платы. Если помимо взимаемой платы никаких других ощутимых экономических выгод объект не приносит и не будет приносить в будущем, его следует признать расходом.
Если от объекта ожидаются экономические выгоды в виде уменьшения затрат, улучшения отдачи от труда работников и т. п., тогда нужно проанализировать, насколько такие экономические выгоды могут перекрыть ожидаемые убытки. Если ожидаемые экономические выгоды в совокупности могут перекрыть убытки, то объект можно признать активом, в противном случае — расходом.

Обратите внимание! Построенные или приобретенные предприятием в рамках договора с государством социальные объекты, за возможность доступа к которым предприятие имеет право взимать плату, могут попадать под действие IFRIC 12 (см. далее).

Учет в качестве других категорий активов

Объекты социальной сферы при определенных обстоятельствах могут учитываться в качестве:

  • активов, предназначенных для продажи (если удовлетворяют критериям признания согласно МСФО (IFRS) 5);
  • инвестиционной недвижимости, если удовлетворяют критериям признания согласно МСФО (IAS) 40;
  • нематериальных активов, если удовлетворяют критериям признания согласно IFRIC 12.

Активы, предназначенные для продажи
Согласно п. 6-7 МСФО (IFRS) 5 «предприятие должно классифицировать долгосрочный актив (или выбывающую группу) как предназначенный для продажи, если его балансовая стоимость будет возмещена в основном за счет продажи, а не посредством продолжающегося использования.
Для этого актив (или выбывающая группа) должен быть в наличии для немедленной продажи в его текущем состоянии и только на условиях обычных и обязательных при продаже таких активов (или выбывающих групп), и его продажа должна быть в высшей степени вероятной» . Учет таких активов ведется по наименьшей балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу.

Инвестиционное имущество
Согласно IAS 40.5 «инвестиционное имущество — недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся во владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:
a) не для использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, в административных целях;
b) не для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности».

Такие объекты, как квартиры, могут попадать в данную категорию активов, если не используются и предназначены для прироста стоимости капитала.
Такие объекты, как гостиницы, квартиры, общежития, рестораны и т. п., могут попадать в данную категорию активов, если используются путем сдачи в аренду.

IFRIC 12: Объекты, полученные по концессионным соглашениям
IFRIC 12 рассматривает ситуацию, в которой предприятие, в рамках договора с государством, строит или приобретает объект социальной инфраструктуры для государства, а государство предоставляет (передает) предприятию этот объект для управления и обслуживания этой инфраструктуры, предоставляет право взимать плату за услуги социальной инфраструктуры. В конце срока договора объект переходит к государству.
Такой договор обязывает предприятие оказывать общественности услуги (за плату) от имени государства.
Примерами таких объектов могут быть построенные или приобретенные предприятием для государства поликлиники, больницы, детские сады, дороги, взлетные полосы и т. п. Вместо платы за приобретенные для него или построенные для него социальные объекты, государство передает их предприятию по договору, и в договоре указано, как именно предприятие обязано использовать объект, кому должны предоставляться услуги и по какой цене (IFRIC 12.5).
Согласно п. 11 IFRIC 12 такая инфраструктура не должна признаваться в составе основных средств предприятия, потому что соглашение на предоставление договорных услуг не передает оператору право на контроль использования инфраструктуры общественного обслуживания. У предприятия есть доступ к управлению инфраструктурой для предоставления общественных услуг от имени поставщика концессии в соответствии с условиями, определенными в контракте.
Предприятие, которое построило или приобрело объект в рамках такого договора, должно признать право пользования объектом, т. е. признать нематериальный актив.

Обесценение

Если у предприятия есть признаки обесценения, то предприятие обязано протестировать основные средства на обесценение.
Для тестирования социальных объектов, признанных активами, на предмет обесценения следует определить уровень, на котором активы проверяются на предмет обесценения, а именно: определить, является ли социальный объект отдельной ЕГДС или корпоративным активом. От этого будет существенным образом зависеть результат теста.

СПРАВОЧНО
ЕГДС (МСФО (IAS) 36.6) — «единица, генерирующая денежные средства (генерирующая единица), — наименьшая идентифицируемая группа активов, которая генерирует приток денежных средств, в значительной степени независимый от притока денежных средств от других активов или групп активов».
Корпоративные активы (МСФО (IAS) 36.6) — «активы, помимо гудвила, которые способствуют поступлению денежных средств в будущем как от рассматриваемой генерирующей единицы, так и от других генерирующих единиц».

Согласно п. 70-71 МСФО (IAS) 36, «если для продукции, производимой активом или группой активов, существует активный рынок, такой актив или группа активов идентифицируется как генерирующая единица, даже если часть продукции или она вся используется для внутренних нужд... Даже если вся или часть продукции, произведенной активом или группой активов, используется другими генерирующими единицами предприятия (например, продукция на промежуточной стадии изготовления), данный актив или группа активов формирует отдельную генерирующую единицу, если предприятие могло бы продать продукцию на активном рынке».
Таким образом, даже если социальный объект используется только сотрудниками предприятия, но на его услуги есть активный рынок (социальный объект мог бы оказывать услуги третьим лицам), такой объект должен считаться отдельной ЕГДС и тестироваться на обесценение отдельно от других ЕГДС.
Если же активного рынка на услуги объекта нет, то объект будет считаться корпоративным активом. Для определения возмещаемой стоимости стоимость корпоративного актива должна быть распределена между теми ЕГДС, которые получают выгоды от использования этого корпоративного актива. Затем возмещаемая стоимость рассчитывается для этих ЕГДС и сравнивается с балансовой стоимостью этих ЕГДС с учетом распределенной стоимости корпоративного актива.
К социальным объектам, которые могут считаться отдельными ЕГДС, можно отнести, например, такие объекты:

  • пансионат,
  • земельный участок под базу отдыха,
  • общежитие,
  • стадион,
  • здание гостиницы.
  • объекты, находящиеся на закрытой территории предприятия, куда третьим лицам доступ запрещен (например, производственные столовые);
  • детский сад или поликлиника в труднодоступном рабочем поселке, где основная часть жителей — работники предприятия;
  • объекты, оказывающие такие специфические услуги, которые нужны только работникам предприятия.

Таким образом, объекты социальной сферы могут быть признаны расходами при приобретении, если не удовлетворяют условиям признания в качестве актива, или могут быть признаны как активы и, при наличии признаков обесценения, протестированы на обесценение.

1 - Единица, генерирующая денежные средства. — Прим. ред.