Зоны и причины межэтнической напряженности в рф. Межэтнические конфликты в россии

Из развалившегося СССР Россия – самая полиэтничная страна. Россия похожа на матрешку – деление идет по терр.-нац. принципу. По форме государственного устройства РФ является федеративным государством, в ее состав входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Всего 89 субъектов.

В основу государственного устройства изначально были заложены два принципа национально-территориальный и административно-территориальный. Наличие этих принципов порождает определенные противоречия и проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и

областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на представителей "автохтонного" и "аллохтонного" народа. "автохтонное" население чувствуют себя хозяевами в «своей» республике и пользуются преимуществами и привилегиями. Около 30 наций, 60 народностей и 40этн.групп. Всего проживает около 150млн., из них 119русских, татары – 5,5, хохлы – 4,5, белорусы,чуваши – 1,8, башкиры – 1,3, мордва 1,1. Остальное население можно поделить по 4 группам: 900-300тыс, 300-100, 100-10, 10-1.

Вместе с тем в России сложилась своеобразная этнонациональная обстановка. Русские, составляя 82% всего населения страны, сталкиваются со многими проблемами, не свойственными большим по численности народам. Особенно неблагополучно чувствуют себя русские в республиках РФ и в регионах, граничащих с зонами межнациональных конфликтов. В республиках русские, оказавшись в положении "некоренного" населения, "национальных меньшинств", подвергаются дискриминации, унижениям и оскорблениям, считаются людьми "второго сорта". Социальные процессы на северном Кавказе, что особенно остро проявилось в Чечне, направлены в основном на вытеснение русского и русскоязычного населения с мест его проживания. Усиливается система: русский рабочий класс - "кавказское" или "горское" руководство. Из-за этого тысячи русских вынуждены уезжать из республик. Так, только из

Чечни выехало более 150 тыс. русских и представителей русскоязычного населения.

К вопросу о Кавказе. В настоящее время на Северном Кавказе существуют 7 национальных республик - субъектов федерации: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан. + Краснодарский, Ставропольский край.

35. Источники и типология этносепаратизма в РФ. Национально-культурная автономия и опыт её реализации в РФ.



РФ – федерация, т.е. у регионов есть довольно много свободы. Империя была жестким унитарным гос-ом, но были и автономные окраины типа Финляндии. СССР формально была федерацией, но на деле унитарной. А конституция современная превратила РФ в ассиметричную федерацию – между субъектами небыло равноправия. РФ зиждется на этно-терр. принципе. В названии регионов присутствует этноним (этнотитульной республики). Сейчас идет тенденция к слиянию субъектов, хотя для этого нужно менять конституцию, где субъектов ровно 89. Однако конст. провозглашала равноправие всех субъектов, но статус их был неравноправным. Началась тенденция к этносепаратизму и созданию плацдарма для отделения. Сама формулировка в 3ей статье конст. по поводу многонац. гос-ва – тому возможность. Тем более, при неравном положении, все субъекты должны были отдавать в бюджет налогов в равной мере. Возникает кризис между центром и субъектами. Причины этносепаратизма: 1) Распад унитарной машины, исчезновение сильного центра; 2) Отсутствие концепции этнорегион. политики; 3) Использ. этн. и регион. фактора в полит. борьбе; 4) Нарушение принципов бюджетного федерализма; 5) Рост этн. самосознания. Дисбаланс душевных доходов достигал 22 раз! Права на самоопределение начали противопоставляться правам человека. Для отделения достаточно провести референдум (как в Канаде во фр. Квебеке, который все не наберет 50%+1). Конфликт с Чечней вообще был на руку всем – Дудаев воевал с коммунистами и этноцентризм был с помощи Ельцина. Кстати, иные регионы наоборот получили много льгот и поддержки, что разозлило территориальные области. Начался конфл. регионов с регионами (вплоть до выставления постов). Это уже не федерация (получ. союз.гос-в, а должно быть союзное государство!). Возможно, планы Солжненицина и Сахарова спасли бы ситуацию. Регионы межэтн. напряженности: 1) Сев. Кавказ (Чечня и Дагестан (раздираемый внутриэтническими конфликтами); 2) Поволжье (Татарстан, Чувашия и Башкирия). 3 Типа конфликов: 1) Терр. споры (осетины-ингуши), т.е. сепаратизм; 2) Сецессионные (Чечня); 3) Статусные (попытка организовать Уральскую республику). Сущ. практика деления людей в республиках на коренных и некоренных. Особняком стоит вопрос такого субэтноса, как Казачество. Одни считают их опорой русской нации, другие – сторонниками сецессии, третьи утверждают, что это руссифицированные горцы сев.кавказа. Также проблему составляют мигранты из СНГ, кот. пытаются вписаться в экономическую структуру РФ, что вызывает недовольство русского населения, его мобилизацию и готовность идти на конфликт. Еще проблема с репатриацией репрессированных народов – к ним также настроены враждебно – у государства не хватило сил провести в действие этот закон 1991г. Сущ. проблема еще, что этнотитульные республики вроде как являются национальностями, хотя, в сути – этносы. Но это дает им возможность выдвигать сецессионные требования. Они притесняют неавтохтонные народы в своих республиках (парадокс Маргентау).



Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма нацио­нально-культурного самоопределения, представляющая собой об­щественное объединение граждан Российской Федерации, относя­щих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Закон РФ о национально-культурной автономии).

Принципы национально-культурной автономии:

· свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

· самоорганизация и самоуправление;

· многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии;

· сочетание общественной инициативы с государственной под­держкой;

· уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан раз­личных этнических общностей;

· законность.

В Москве в настоящее время функционирует более 200 зарегистрированных в органах юстиции национально-культурных автономий. Они представляют интересы 36 этнических общностей из 121 этноса, зафиксированных по последней переписи в столице. В Москве созданы и действуют 15 национально-культурных автономий регионального и московского уровня, более 55 национально-культурных автономий окружного значения. В форме национально-культурных автономий реализовали свои интересы среди прочих казахская, польская, сербская, белорусская, латышская диаспоры и не имеющие своей государственности ассирийская и курдская общины. Действуют национальные землячества афганцев, вьетнамцев, китайцев, сирийцев, крымских татар, таджиков. Зато потеряли юридическое лицо общества: абазинской культуры «Аджария», балкарской культуры, «Грузинское землячество», марийской куьтуры «Онар», уйгурское общество, общество эстонской культуры, общество месхетинских турок «Ваган». Вопреки имеющимся в России институциям культурной автономии, центральное российское телевидение вещает только на русском языке.

36. Этнонациональная политика в РФ: СМИ как фактор межэтнических отношений в РФ.

Этнополитика – политика поведения в отношении культ., религ., рас. и др. меньшинств (в определении уже ошибка из-за слова меньшинство). В постсовесткую эпоху Россия вступила с многочисленными этноконфликтами на терр. СНГ, с миграцией русских и беженцев в Россию. Сделана она как матрешка – с нац.-терр. принципом и этнотитульными республиками (еще с СССР пошло). Этнонац. политики у нас уже давно нет! В 80х созд. институт этнонац.политики, в 91. – комитет по нац.этн.вопросам (Тишков). Названия и начальство менялось, пока в 2001г. не было упразднено. В 2004г. появ. соотв. министерство. Т.е. с 91 по 04 политики не было вообще! Черты: некомпетентность, соц.-полит. ангажированность, нежелание и неспособность управлять процессами. Политика носила не прогностический, а пост-наблюдательный хар-р. И вообще, парадигмальная сторона политики устарела. В отличие от этнотитульных респ. и меньшинств., русские вообще не попали под угол зрения! А ведь чисто терр. субъекты – тоже сила. К тому же еще концепция многонац. народа, где мы – не одна нация. СМИ. В 90ые СМИ только и создавала нетерпимость – строила образ этнического врага, миф этнической преступности. Кроме того, выходит масса литературы как латентно-сепаратистской и ксенофобной, так и открыто экстримистской. Что в СМИ самое страшное – ему все доверяют, набираются от него, а само СМИ (бихев.) дает людям модели поведения. Самую последнюю деятельность СМИ я считаю в рамках интегративной, аккультурационной этнокультурной политики! Выходят передачи о разных национальностях и конфессиях (Про Ислам на РТР, про Курбат-Байрам), вместо «Чечены» употребляют слово «террористические банд-формирования» - т.е. конфликты переводят с этнической на социальную платформу. Однако это каналы общенациональные. В прессе все обстоит по другому.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО К БИЛЕТАМ:

32) Патриотизм – любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности граждан государства или членов нации. (греч. patriots – соотечественник + патрис – родина). Любовь к отечеству, преданность ему, стремление служить в его интересах. Патриотизм формировался издревле, как привязанность к родной земле, языку, традициям... В эпоху 1ой мировой Ленин пишет о патриотизме, как о любви великороссов к своему языку, Родине, трудящимся массам, патриотизм не совместим с космополитизмом и нацизмом. В 1974году пишется уже о социалистическом патриотизме в смеси с интернационализмом. Этим и должны были социализироваться юные коммунисты. Интернационализм – идеология и политика, превозглашающая равноправие и общность интересов соц. групп , принадлежащих к разным нациям . (лат. интер – между, натио – народ) – например, международная солидарность рабочих, трудящихся разл. наций и рас. Проявляется в психологии, идеологии и политике. Интернационализм возник при условиях капитализма (в национальных государствах) в ходе освободительной борьбы пролетариата всех стран. Энгельс: «положение всех рабочих одинаково, у них одни интересы и одни враги, почему бы им не объединиться». Интернационализм (пролетарский) ßà национализму (капиталистическому). Вообщем-то интернационализм – важнейшее условие борьбы против военной опасности, консолидации стран. Т.е. интернационализм инструментален! Космополитизм – (греч. космополитес – космополит, гражд. мира) – отказ от нац. традиций и культур, патриотизма, отрицание гос. и нац. суверенитета. Феномен возник во времена кризисов античного полиса и созд. гос-ва А. Македонского. Космополитами были различные философы – киники, стоики. В эпоху феодализма идею космополитизма несла католическая церковь. В эпоху возрождения идеи были направленны против феодальной раздробленности. Сейчас такие идеи (как создание мировой федерации и мирового гос-ва на основе ООН) выдвигаются представителями гуманистического пацифизма.

Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписали руководители России, Украины и Белоруссии

Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич

Принципы создания СНГ Соглашение объявлялось открытым для присоединения к нему всех республик бывшего Советского Союза, а также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины (всех бывших советских республик кроме трех стран Прибалтики и Грузии) подписли Декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Сейчас в составе СНГ 12 государств (перечисленные + Грузия)

Республика Беларусь - унитарное многонациональное государство. Самое демократичное кстати, никого не притесняют. 81% белорусов, 11% русских. законодательством Республики Беларусь предусматривается равенство лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, без их разделения по принципу давности проживания. национальные группы активно пополнялись в период СССР за счет высокообразованных мигрантов из других союзных республик. Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации прежде всего как согражданства, а не как этнической общности (у нас наоборот). Особый правовой статус имеют граждане России. Государственные языки - белорусский и русский.

РеспубликаКазахстан - В настоящее время этнополитическую ситуацию в Казахстане можно определить как находящуюся в латентном напряженном состоянии . В Конституции Казахстана был достигнут компромисс в вопросе о языке , согласно которому казахский язык получил статус государственного языка, а русский – межэтнического общения.

Сегодня 42% школ в Казахстане - с русским языком обучения, почти 49% школьников учатся на русском языке. 24% студентов высших учебных заведений - русские. Около 80% средств массовой информации Казахстана вещают и пишут на русском языке. В постсоветском Казахстане все чаще стало звучать слово "казахизация". Речь идет в основном о доминировании представителей титульного этноса во властных структурах и о защите их языка и культуры.

1- в последнее время на официальном уровне подчеркивается, что Казахстан является землей казахов.

2- На самом деле казахский язык является основным далеко не во всех сферах казахстанского общества. Русский язык до сих пор доминирует, особенно в городах. Реальная проблема заключается не в вытеснении последнего, а в воздействии языкового фактора на возможности трудоустройства

3- кадровый вопрос . На официальном уровне открыто не афишируется, что казахи должны доминировать в государственных структурах, но сегодня сами они признают, что представителей титульного этноса там большинство.

Представители неказахской части населения чувствуют, что у них меньше прав и возможностей, и именно это ощущение (пусть оно не всегда объективно) может вызвать напряженность, и даже конфликты на этнической почве.

казахи 53,4%

русские 30,0%

Русских в Узбекистане можно считать людьми, имеющими русское этническое происхождение, большинство из которых говорит на русском языке как на родном, но принадлежит, тем не менее, к узбекской нации, понимаемой как политико-территориальная или гражданская нация, как нация для всех граждан независимо от языка и этничности, а не как нация узбеков для узбеков. Если бы у русских в Узбекистане преобладало это самоопределение, то русского “национального меньшинства” вообще не существовало бы. Наверное, существовали бы люди, имеющие русское происхождение и говорящие на русском как на родном языке, но они не претендовали бы на то, чтобы иметь русскую национальность или стать частью русской нации. Но к сожалению, это не преобладающая точка зрения, особенно в отношении политики “национализирующего” государства.

Среди российских регионов наиболее напряженная межэтническая ситуация сложилась в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, республиках Дагестан и Татарстан. Такие данные приводятся в исследовании , проведенном сотрудниками Центра изучения национальных конфликтов и «Клуба Регионов» в период с сентября 2013 по март 2014 года.

По данным экспертов, всего за указанный период в России произошло 570 «этнически мотивированных действий». К данной категории отнесен широкий спектр деяний - от размещения ксенофобного контента в интернете до массовых столкновений с применением оружия и смертельным исходом.

Эксперты констатируют, что общемировой тренд - демографическое давление бедного аграрного юга на индустриальный и более богатый север - проявляется и в России. Глобальная исламизация непосредственно влияет на этнокультурную ситуацию в российских регионах, причем не только мусульманских.

Исследователи выделили следующие факторы межэтнической напряженности: неконтролируемая миграция; социально-экономическая депрессия, приводящая к «поиску виновных» и ксенофобии; отсутствие внятной национальной политики; связанная с предыдущей проблема неосведомленности населения о реальной ситуации и отсутствие культуры межнационального общения; противостояние элит и кланов на фоне высокого уровня коррупции и массовой бедности в ряде национальных республик; низкая ответственность СМИ, зачастую раздувающих конфликты; и, наконец, распространение идей радикального ислама и активность других государств.

Большинство экспертов единогласно выделяют в качестве одного из самых проблемных регионов Дагестан. Кроме него, регионами с очень сложной ситуацией названы Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, а также Калмыкия. «Тлеющий» Северный Кавказ оказывает негативное влияние на близлежащие регионы, в первую очередь на Ставрополье и Ростовскую область. Что касается Поволжья, то его эксперты характеризуют как «самостоятельный очаг напряженности». К «зоне риска» отнесены также несколько регионов Сибири, где дестабилизирующим фактором может стать распространение радикального ислама среди приезжих, и Дальнего Востока, где серьезной проблемой является присутствие мигрантов и сезонных рабочих из Китая.

«Массовые волнения в Пугачеве, Бирюлево и других регионах показали, что одной только пропагандой дружбы народов невозможно преодолеть межнациональную рознь», - указывают авторы исследования с броским названием «Гроздья гнева». «В отсутствие государственной политики «активного вмешательства» идеологический вакуум интенсивно заполняется различными организациями, в том числе исповедующими деструктивные, антисоциальные идеи. Необходимо помнить, что националистические идеи носят во многом абстрактный характер, поэтому одна лишь борьба с организациями не даст желаемого эффекта. Вовлечение молодежи в регионах в общественно полезные проекты становится не благим пожеланием, а жизненно необходимым средством снижения риска спонтанных социальных извержений», - подчеркивают эксперты.

Эксперты прогнозируют, что при сохранении существующих условий (государственная национальная политика, динамика миграции и так далее) межэтническая напряженность в регионах России будет лишь нарастать. При этом во многих регионах межнациональная напряженность носит латентный характер и может превратиться в стихийный протест под влиянием резонансного преступления с участием приезжих.

Неналежне виконання обов’язків щодо охорони життя та здоров’я дітей (ст. 137 КК).

СТ 137

У цьому злочинібезпосереднім об’єктом такожє суспільні відносини, що покликані охороняти здоров’я та життя особи. На кваліфікацію вчиненого діяння впливає його потерпілий , яким виступає дитина (неповнолітній), тобто особа, яка не досягла 18-річного віку.

Об’єктивна сторона злочину(ч. 1 ст. 137 КК) включає такі її ознаки: 1) діяння невиконання або неналежне виконання особою своїх професійних чи службових обов’язків щодо охорони життя та здоров’я неповнолітніх ; 2) наслідки у вигляді спричинення істотної шкоди здоров’ю потерпілого ; 3) причиновий зв’язок між діянням і наслідками.

Злочин є закінченим з моменту з спричинення істотної шкоди здоров’ю потерпілого.

Суб’єкт – спеціальний (особа, на яку покладено професійні чи службові обов’язки щодо охорони життя та здоров’я неповнолітніх).

Суб’єктивна сторона злочину характеризується необережною формою вини.

Кваліфікуючими ознаками злочину (ч. 2 ст. 137 КК) є спричинення діянням смерті неповнолітньому або інших тяжких наслідків. Сама смерть неповнолітнього може настати через дії інших осіб (наприклад, в результаті бійки з однокласником або недбалих дій будівельників, біля місця роботи яких гралася дитина, поведінку якої мав контролювати вихователь), так і через нещасний випадок (наприклад, утоплення чи падіння з висоти) або самогубство. До інших тяжких наслідків слід віднести заподіяння потерпілому тяжкого чи середньої тяжкості тілесного ушкодження, зникнення його безвісті тощо.

План ответа:

1. Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов .

2. Урал и Поволжье: фоновая напряженность и латентная конфликтогенность в Татарстане и Башкортостане.

3. Сибирь: латентная конфликтогенность в Тыве, Саха (Якутия), Бурятии.

4. Российский Дальний Восток: проблема китайской и корейской иммиграции.

1. Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов.

Наиболее сложной зоной, где происходили и по сей день продолжаются военные действия, является Северный Кавказ. Особенностью этого региона является чрезвычайно сложное социально-экономическое положение.

Можно выделить следующие причины конфликтности:

Большое число беженцев в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии приводит к росту безработицы, социальной напряженности, преступности.



Социальные противоречия в северокавказских республиках ощущаются с 70-х годов. К 1989 г. в Северной Осетии доля специалистов с высшим образованием среди осетин и русских практически сравнялась (см. причины конфликтов). Подготовленные специалисты далеко не всегда могли найти себе работу по специальности.

В этих условиях стремление национальных элит реально прийти к власти на волне распадающегося СССР стало фактором этнополитической напряженности. Однако поскольку речь идет о полиэтничном районе (существуют республики с двумя титульными народами, в Дагестане нет титульной нации), противоречия возникали не только с русским этносом, но и между кавказскими народами.

Осложняют ситуацию в регионе и следы депортаций , стремление этносов восстановить свою государственность, автономию. Искалеченное прошлое рождает фрустрацию значительных групп людей.

Кроме того, межнациональные трения используются рядом руководителей республик для удержания власти . Элиты имеют большое влияние на население, так как опираются на традиционные институты и представления, а также невысокую политическую культуру населения.

1. Северный Кавказ. Причины конфликтности:

Большое число беженцев в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии приводит к росту безработицы, социальной напряженности, преступности.

Социальные противоречия в северокавказских республиках ощущаются с 70-х годов. К 1989 г. в Северной Осетии доля специалистов с высшим образованием среди осетин и русских практически сравнялась (см. причины конфликтов). Подготовленные специалисты далеко не всегда могли найти себе работу по специальности.

В этих условиях стремление национальных элит реально прийти к власти на волне распадающегося СССР стало фактором этнополитической напряженности. Однако поскольку речь идет о полиэтничном районе (существуют республики с двумя титульными народами, в Дагестане нет титульной нации), противоречия возникали не только с русским этносом, но и между кавказскими народами.

Осложняют ситуацию в регионе и следы депортаций , стремление этносов восстановить свою государственность, автономию. Искалеченное прошлое рождает фрустрацию значительных групп людей.

Кроме того, межнациональные трения используются рядом руководителей республик для удержания власти . Элиты имеют большое влияние на население, так как опираются на традиционные институты и представления, а также невысокую политическую культуру населения.

Чеченский конфликт.

Этот конфликт продолжается до сих пор и связан с ситуацией в стране в целом. Конфликт начался из-за борьбы за нефть и деньги . По другой версии рассматривают Чеченский конфликт с точки зрения национально-освободительного движения , в контексте исторических, социально-экономических, этнических, социально-экономических факторов, которые предопределили борьбу за суверенитет.

2. Урал и Поволжье

Татарстан.

Это республика с традициями национальных движений. В исторической памяти татар – собственная государственность. 1989 – 1993 выраженное, массовое национальное движение. В 1992 году была принята Конституция Татарстана, которая фиксировала её независимость. Однако в 1994 году после серии переговоров Договор между государственными органами РФ и Татарстаном был подписан, благодаря чему основные противоречия были урегулированы.

Башкортостан.

В Башкортостане башкиры составляют 22% населения, это даже меньше доли русских и татар. Эта республика подписала федеративный Договор, но на определенных условиях. Конфликтность была снята после подписания Договора о разграничении полномочий. Объектом серьезного внимания органов государственной власти Республики Башкортостан сегодня является национальная школа, обучение детей родному языку. Так, если в 1990 г. в школах республики изучалось восемь родных языков, то сегодня 14. Всего обучением на родном языке охвачено 70 процентов детей башкир, почти столько же татар, около 50-60 процентов детей чуваш, удмуртов и мари.

Саха (Якутия).

В начале 90-х годов в республике активно действовали националистические движения. Это было связано с желанием получить больше самостоятельности в рамках Федерации. В Конституции республики Саха, принятой до Конституции РФ 1993 года, устанавливался приоритет законов республики над федеральными.

Осложнения в отношениях с Центром из-за ресурсов (алмазы, нефть и т.д.) обостряют ситуацию, однако до открытого конфликта дело не доходит.

Тува.

Тува более чем на 90% - дотационная республика, что понимает и народ, и руководство. Социальная напряженность очень высока из-за низкого уровня жизни людей и высокой безработицы. Недовольство проецируется на национальную сферу, поэтому межнациональные отношения достаточно напряженные.

Бурятия.

На межнациональные отношения оказывают непосредственное влияние такие общие для всей России взаимосвязанные тенденции общественного развития, как:

Стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества;

К проблемам бурятского народа следует отнести незавершенность процесса внутриэтнической консолидации, острую необходимость в сохранении этнической культуры, языка, обычаев, традиционных форм хозяйственной деятельности, подвергшихся деформации тоталитарной системой.

4. Российский Дальний Восток - удаленность от центра страны, суровые природные условия, недостаточное транспортное сообщение с остальной частью страны.

На территории, составляющей 35% территории России проживают лишь 5% её населения . С 1991 года миграционный отток жителей (в основном русских) составил более 100 тысяч человек. Но если русские с Дальнего Востока уезжали, то китайцы туда приезжали. В 1993 году Россию посетили более 700 тысяч китайцев . Довольно скоро обнаружилось, что далеко не все граждане КНР, въехавшие на территорию России в качестве туристов или формально со служебными целями, возвращаются обратно в Китай, предпочитая всеми правдами и неправдами задержаться в России подольше, а то и осесть в ней на постоянное жительство.

Северный Кавказ

Наиболее сложной зоной, где проходили вооруженные действия и до сих пор сохраняется высокое межнациональное, межэтническое напряжение, является Северный Кавказ.

Особенностью ситуации в данном регионе, в который входят Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, КарачаевоЧеркесия, Северная Осетия, Чеченская республика, является чрезвычайно сложное социально-экономическое положение-Темпы и объем падения производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в нем существенно выше, чем в других регионах России. Практически во всех республиках, а особенно в тех, где больше беженцев, - Дагестане, Игушетии, Северной Осетии и в Чеченской республике много безработных, причем длительно неработающих людей. Так, накануне Осетина-ингушского конфликта на территории трех районов Ингушской республики неработающими было около половины взрослого населения.

Социальные противоречия в Северокавказских республиках ощущались уже в 70-х и 80-х годах. В Северной Осетии подготовка специалистов шла настолько интенсивно, что к 1989 г. осетинская интеллигенция стала полиструктурной. Доля специалистов с высшим образованием среди осетин и русских практически выровнялась; о насыщенности специалистами говорил тот факт, что их значительно больше, чем во многих других республиках, проживало н* селе и работало не по специальности.

В Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане темпы подготовки специалистов в 70-80-х годах были высокими, но далеко не всегда специалисты могли найти применение себе в республиках. Особенно это было характерно для репрессированных народов, которые вернулись на территории, где жили и работали люди других национальностей.

В этих условиях стремление национальных элит реально прийти к власти на волне общего подъема национальных движений в СССР, суверенизации республик в России стало фактором этнополитической напряженности. Причем в силу высокой полиэтничности республик и существования республик с двумя титульными этносами и Дагестана, где титульного этноса нет, речь шла не только (а иногда даже не столько) о противоречиях с местными русскими, но и о конкуренции среди самих кавказских народов.

Статусные споры между национальностями уходили историческими корнями в советское время, когда Центральная власть решала вопросы национально-государственного устройства и изменения границ, и даже в досоветскую эпоху. Историческими являются здесь и многие территориальные споры.



Особо осложняют ситуацию в регионе <следы> депортаций народов. Они являются основой территориальных претензий и статусных споров (желание восстановить свою государственность, автономию) и постоянно воспроизводящегося неблагоприятного психологического состояния значительных групп людей, коллективной эмоциональной мобилизации, фрустраций, связанных с ущемленным достоинством, искалеченным прошлым.

Специалисты считают, что для этого региона характерно также стремление ряда руководителей республик использовать межнациональные трения для удержания власти". Элитные группы здесь имеют дополнительные возможности для влияния на массы, так как опираются на традиционные институты и представления, а также невысокую политическую культуру населения.

На Северном Кавказе произошли два вооруженных конфликта - Осетина-ингушский и Чеченский. Осетина-ингушский был первым вооруженным конфликтом в Российской Федерации. Он произошел в конце октября - начале ноября 1992 г., хотя первые признаки напряженности были зафиксированы еще в конце 80-х годов. Открыто декларировавшимися причинами его были территориальные споры вокруг Пригородного района и части Владикавказа, которые перешли к Северной Осетии после депортации ингушей.

Для тысяч осетин и русских этот район стал местом, где за долгие годы они обустроились, обзавелись хозяйством, построили свои дома (по официальным оценкам, им принадлежало 99% *адлого фонда). Кроме того. Пригородный район является для Северной Осетии важнейшей частью ее сельскохозяйственных площадей.

Осетины не признают <исторического права> ингушей на спорные территории и обосновывают тезис, согласно которому на этой территории до ингушей (практически до 1921 г.) жили осетины и казаки. В этой ситуации лидеры, стоящие у власти, могли сохранить ее, только действуя <на опережение> в выражении национальных интересов.



Детонатором событий явилось принятие 26 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР Закона о реабилитации репрессированных народов, предусматривавшего и территориальную реабилитацию. На основании этого закона ингуши заявили претензии на спорные территории. После возвращения ингуши в большинстве своем жили в Чечено-Ингушской республике, но 18 тыс. ингушей (по официальной статистике) проживали в Северной Осетии, главным образом в ряде сел Пригородного района, составляя в них от 50 до 80% населения. В обеих республиках ингуши жили в районах, хуже обустроенных в социально-экономическом отношении, и нигде не занимали престижных позиций*.

В 1989 г. радикальная часть ингушского национального движения заявила о создании Ингушской республики в составе России. Это послужило основанием для другого события: осенью 1991 г. была провозглашена Чеченская республика без участия ингушей, в которую не были включены три основных района их проживания. Дудаевское правительство прекратило выделять ингушам в этих районах ресурсы. А 4 июня 1992 г. Верховный Совет РФ принял Закон об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации. Так она стала республикой без столицы и границ. Пригородный район для ингушей представляется жизненно важной территорией, а часть Владикавказа они хотели бы иметь своей столицей.

Важны были действия Центра. Есть ряд фактов, которые говорят о том, что Б.Н. Ельцин и часть его ближайшего окружения не хотели иметь прецедент вооруженного конфликта на российской территории. Воспоминания о падении престижа М.С. Горбачева после акций в Тбилиси и Баку были еще очень живы в памяти людей и руководителей. Но очевидно и то, что центральные силовые структуры не реагировали на военные приготовления в Северной Осетии и Ингушетии. Чеченский фактор присутствовал при принятии решений относительно Осетина-ингушского конфликта*.

Конфликт имел отчетливо выраженный межэтнический характер. Убивали и изгоняли по этническому признаку. <Борьба за территорию> была открытым девизом, но <пружины> конфликта лежали глубже. Практически все факторы, определявшие сложность северокавказской ситуации, присутствовали в нем. Центральная власть проявила тогда неспособность контролировать ситуацию, защищать граждан и проводить последовательную политику в межнациональных отношениях.

Это был крупномасштабный конфликт, охватывавший значительную территорию, в него были вовлечены тысячи людей, легальные и полулегальные военизированные формирования. Он принес, как уже говорилось, многочисленные жертвы и насильственные перемещения.

Второй вооруженный конфликт развертывался в Чеченской республике. События вокруг него называют Чеченским кризисом, поскольку он был связан с жизненно важными обстоятельствами и политической ситуацией в стране в целом.

Существует несколько подходов в понимании причин чеченского конфликта и начала военных действий. Широко распространено мнение, что он начался из-за борьбы за нефть и деньги. Через республику шла торговля оружием, нефтепродуктами, машинами, осуществлялся неконтролируемый вывоз валюты. Дж. Дудаев не согласился с ролью <клиента> и начал действия, обеспечивая себе роль <патрона>, но с этим не согласились заинтересованные группы в Москве. Эксперт Совета Федерации Э. Ожиганов обнародовал эту версию в самом начале 1995 г.*

О криминальной природе событий в Чечне говорилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в феврале 1995 г.*

Э.А. Панн и А.А. Попов показали, что политическая конфронтация привела к прекращению демократического процесса (разгон парламента, запреты на деятельность независимых партий и организаций, преследования их активистов, тотальный идеологический контроль за деятельностью СМИ). Режим Дж. Дудаева отказался от проведения рыночных реформ, возвратившись к административным методам управления, нагнетая антироссийскую истерию; он стал источником дестабилизации на Северном Кавказе*. Этот подход означает, что президент должен был действовать. Вопрос: как?

Автор другой версии рассматривает чеченские события с точки зрения концепции национально-освободительного движения, в контексте исторических, социально-экономических, этнических, демографических, психологических факторов, которые предопределили <Чеченскую революцию> и последующую борьбу за суверенитет*.

Есть еще одна версия. Возможно, начало военных действий в Чечне было связано с попыткой продемонстрировать силу Президента РФ, способность сохранить единство России накануне президентских выборов, а заодно и повлиять на другие <строптивые регионы>. <Силовики> обещали сделать это с помощью <блицкрига>.

Другие интерпретации Чеченского конфликта - типа противостояния двух культурных систем, варианта <конфликта цивилизаций> - вряд ли могут объяснить всю сложность ситуации, которая привела к военным действиям.

По мнению В.А. Тишкова, помимо сложного исторического <шлейфа>, способствовавшего <мифотворчеству>, историка-культурного и социально-политического пласта. Чеченский конфликт <заключает в себе решающие по значимости элементы личностного, эмоционального и морального воздействия, которые не могут быть объяснены в привычных категориях позитивистской казуальности>*.

В ходе <регулирования> Чеченского конфликта было использовано немало методов, оправдавших себя в других ситуациях. Это и попытки деконсолидации конфликтующих сил (поддержка оппозиции, склонной к компромиссам), и попытки прагматизации переговоров (они, как известно, предпринимались несколько раз), и разделение общих решений на ряд договоренностей (первоначальные перемирия для захоронения погибших, переговоры об обмене военнопленными и др.).

Но Центр допустил и крупнейшие просчеты. Таковым было прежде всего само начало военных действий, которое сплотило чеченское общество; к числу серьезнейших просчетов относится и отсутствие единой политики, исходившей из Центра (одни говорили о необходимости мирных переговоров, другие начинали военные действия, которые прерывались, когда казалось, что федеральные силы могут добиться успеха).

После того как под влиянием общественных сил Президент РФ нашел в себе мужество приостановить военные действия в Чеченской республике, начался и продолжается до сих пор цикл переговоров, которые покажут, чем завершится этот конфликт.

На Северном Кавказе есть и другие зоны высокого межнационального напряжения, о причинах которого ранее уже говорилось. К 1990 г. обнажились противоречия между народами Дагестана. Идею суверенизации здесь высказывали кумыки, которые образовали <Народное движение "Тенглик"> и ведут борьбу по сути за ресурсы (против ущемления их прав на землепользование в связи с переселениями в места их проживания некумыкского населения, чаще всего лакцев). В 1992 г. между кумыками и лакцами произошли даже вооруженные столкновения, состоялись массовые митинги кумыков.

Время от времени активно действуют лезгины" Их движение <Садвал> ставило вопрос об объединении территории их проживания в Дагестане и Азербайджане в единую республику Лезгистан в составе РФ. Но это инициирует конфликт с Азербайджаном и может стимулировать тюркско-горскую напряженность.

Ногайцы тоже ставили вопрос о своей государственности. Территория, на которой живет этот народ, сейчас разделена между Дагестаном, Карачаево-Черкесией, Чеченской республикой и Ставропольским краем. Их движение <Бирлик!> искало способы объединения территории и какого-то вида самоуправления.

В Хасавюртском районе переплетаются интересы чеченцев, аварцев и лакцев. Напряжение здесь увеличилось в связи с Чеченским конфликтом. Вопрос о представительстве во власти для ногайцев, лезгин и других народов практически не решен. Крупнейшим движением среди горских народов является <Джамаат> - объединение аварцев. Его военно-политическое ядро составляет Народный фронт имени имама Шамиля, способный мобилизовать вооруженное население.

Кроме того, в Дагестане свои организации имеют терские казаки. Лидеры нижнетерского казачества тоже выдвигали вопрос о территориальной автономии.

В Кабардино-Балкарии в начале 90-х годов балкарцы на первом съезде балкарского народа провозгласили Балкарскую республику и в 1991 г. провели референдум, который дал положительный результат. Но эта акция крайне отрицательно была воспринята кабардинцами. Съезд народов Кабардино-Балкарии осудил решение о выделении Балкарской республики. На какое-то время вопрос был снят. Но балкарцы считают себя дискриминируемыми и во властных структурах, и в сфере бизнеса, в частности, в возможностях доступа к ресурсам (минеральная вода, туризм и др.), ставят вопрос о самостоятельном использовании средств, которые Центр выделяет им как репрессированному народу.

В Кабардино-Балкарии создана и организация кабардинцев (Конгресс кабардинского народа - ККН). ККН нацелен на объединение адыгов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев, шапсугов. Но механизм интеграции не выработан, и пока эта тенденция реализуется через договор о сотрудничестве. ККН действовал в поддержку абхазского народа. ККН является активным участником политизированной и военизированной организации - Конфедерации народов Кавказа (КИЮ.

В Кабардино-Балкарии достаточно жестко, с очень дозированными элементами демократии осуществляется административное управление. С.правительством этой республики Центр подписал один из первых Договоров о разграничении полномочий, как бы демонстрируя политическую поддержку. Правительство этой республики уже не раз выступало своеобразным стабилизатором ситуации на Северном Кавказе: и в период активизации действий Конфедерации народов Кавказа, и после начала военных действий в Чеченской республике.

В Карачаево-Черкесии тоже ставился вопрос о разделении. В частности, речь шла о выделении пяти моноэтнических республик. Но территории их практически перекрывают друг друга, и раздел может привести к вооруженным конфликтам. В случае раздела могут обостриться противоречия между карачаевцами и казаками. Попытки черкесов соединиться с кабардинцами и адыгами Адыгеи могут породить новые противоречия. Поддерживает идею разъединения Карачаево-Черкесии основная национально-политическая организация в Адыгее <Адыге Хасе>. Свои организации имеют в республике абазины (<Адгырла>) и казаки, которые тоже выступали за создание казачьей автономии и выход из КарачаевоЧеркесии. В середине 90-х годов активность практически всех объединений снизилась, а оживление имело место только в связи с событиями в Чеченской республике.

Урало-Поволжье и Сибирь

Зонами этнополитаческого напряжения в Урало-Поволжье в конце 80-х - начале 90-х годов были Татарстан и в известной мере Башкортостан, в Сибири - Саха (Якутия) и Тува.

Татарстан - одна из наиболее высоких по своему социальноэкономическому потенциалу республик Российской Федерации. Это республика с традициями национальных движений. В исторической памяти татар - собственная государственность. В 1989-1993 гг. вроспублике имело место выраженное, достаточно массовое национальное движение. Основной организацией движения был Татарский общественный центр (ТОЩ, затем Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). В нем представлено центральное и более радикальное крыло, выступавшее за независимость республики. Еще более радикальной направленностью отличался <ИТТИФАК>. Кроме того, здесь есть и другие татарские организации - <Суверенитет Татарстана>, Батан (Родина), Общество Ш. Марджани (просветительской направленности). Фонд Султан-Галеева и Магариф.

Организации в основном русских, пророссийской направленности - это <Народовластие>, <Гражданский союз>, <Граждане Российской Федерации>. Есть здесь и отделения общероссийских организаций - ДПР, НДР, ДемРоссии и др.

Основная направленность национального движения в период пика активности - за повышение статуса республики, реальный федерализм, максимально возможный по геополитическим условиям. Крайние радикалы выступали за независимость. Но, как показывают социологические опросы, они не пользовались массовой поддержкой. Между тем суверенитет в составе Федерации был желателен для большинства татар и части русского населения*. (Основные идеологемы национального движения, в том числе и в Татарстане, мы обсуждали в гл. 9, где речь шла об этническом самосознании.)

Руководство Татарстана проводило продуманную интегрирующую политику внутри республики, поэтому конституционный, институциональный конфликт с Центром не перерос здесь в межэтнический групповой конфликт. Межэтническое напряжение возникало в период массовых демонстраций национальных татарских объединений и принятия закона о двуязычии, но правительство во главе с М. Шаймиевым демонстрировало умелую тактику сглаживания конфликтности. Несмотря на превалирование татар во властных структурах и очевидное повышение авторитета татарской культуры и языка, на межличностном уровне среди татар и русских сохраняются достаточно благоприятные взаимодействия и возможность развития равностатусных отношений.

Татарстан продемонстрировал мирный вариант решения сложного конституционного конфликта. Как известно, конституция, принятая в республике в 1992 г., фиксировала ее независимость и ассоциированное членство в Федерации. Федеративный Договор республика тогда не подписала.

В феврале 1994 г., после серии переговоров Договор между государственными органами Российской Федерации и республики Татарстан был подписан, благодаря чему основные противоречия были урегулированы. С тех пор развитие отношений на основе подписанного Договора стало называться <Моделью Татарстана>"". Главная проблема теперь - регулирование федеративных отношений, выполнение обязательств.

Элементы институционального конфликта имели место и в Башкортостане. Эта республика подписала федеративный Договор, но на определенных условиях. Конфликтность была снята после подписания Договора о разделении полномочий с федеральным Центром. В Башкортостане башкиры составляют 21% населения, но есть большие русская и татарская общины. Та и другая активно действовали на уровне лидеров национальных объединений. Активность общественных движений к середине 90-х годов снизилась, но лидеры башкир последовательно отстаивают идеи суверенитета.

Конституционные конфликты имели место еще в двух республиках - Соха (Якутии) и Туве. В них в начале 90-х годов активно действовали национальные объединения, особенно якутские. Связано это было с желанием получить больше самостоятельности в рамках Федерации. В конституциях республик, принятых до Конституции РФ 1993 г., было зафиксировано приоритетное право на использование местных ресурсов и законов республик, а в Туве - также право на выход из состава Федерации.

Идеологически тувинские лидеры опираются на государственность до 1944 г. Авторитетная в начале 90-х годов организация <Хостуг Тыва> сейчас уже не пользуется прежней поддержкой. Выразителем национальных идей стало руководство республики.

Тува более чем на 90% - дотационная республика, и осознание этого факта есть и в массах, и в руководстве. Но социальная напряженность здесь велика, поскольку уровень жизни низкий, безработица очень высокая. Недовольство проецируется в национальную сферу, поэтому межнациональные отношения в республике достаточно напряженные.

Саха (Якутия) - одна из самых ресурсообеспеченных республик, но ее территория расположена в крайне сложных условиях Севера. Якуты в советское время, в последнее десятилетие, очень быстро набирали образовательный потенциал. Они располагают более высокой, чем русские, долей интеллигенции, особенно научной и занятой в сфере образования. А в последнее время якуты заметно продвинулись и в сфере бизнеса. Представление о самодостаточности у них широко распространено. В сфере управления на командных позициях их приоритет очевиден. Статус русских в республике изменился.

Благодаря стимулируемой в значительной мере Президентом республики Саха (Якутия) идеологии толерантности и взаимной заинтересованности в равновесии сил здесь поддерживается межнациональное согласие.

Осложнения отношений с Центром из-за доступа к ресурсам (алмазы и др.), из-за права распоряжения ими обостряют ситуацию, особенно в условиях роста безработицы, невыплаты зарплат, несвоевременного предоставления средств на завоз продовольствия.

Обычно межэтнические напряжения мы рассматривали на уровне республик. Но сейчас в России есть и области, где эти проблемы стали не менее актуальными. К ним относятся прежде всего области высокого притока переселенцев, беженцев - Краснодарский край, Ставрополье, Оренбургская область. Ситуация в них требует постоянного внимания этносоциологов и серьезного изучения.