Традиции и обычаи народов воронежского края. Конспект плана урока «Традиции русской народной культуры Воронежской области

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В традиционной культуре всех народов земли есть календарные обряды и обычаи. Они являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт и культурное наследие. На сегодняшний день наша страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей.

Перед государством стоит важная задача по возрождению культурных ценностей человека, способного гармонически развиваться, социализируясь в обществе, и позаботится о передаче историко-культурных ценностей нынешнему поколению, чтобы граждане нашей страны обладали сильным духом, а, следовательно, непоколебимым любыми недугами государством.

Все выше изложенное составляет актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в привитии интереса граждан к народным обрядам и обычаям родного края, к возрождению и сохранению традиций русского народа.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:

1. Анализ исторической теоретической литературы, публикаций и систематизация сведений о календарных народных обрядах и обычаев Воронежской области.

2. Получить представление об основных обычаях и обрядах, соблюдаемых жителями Воронежской области.

3. Осмыслить роль и значение обычаев и обрядов в жизни народности в наше время и подвести итоги исследования.

Объект исследования: календарные обряды и обычаи Воронежской области.

Предмет исследования являет собой процесс комплексного освоения обрядовой народной культуры, обычаев русского народа, их смысловое наполнение и аксиологию.

Гипотеза: исследование данной проблемы будет иметь не только познавательное, но и большое практическое значение в совершенствовании нравственного воспитания и повышения культурного уровня жителей.

Степень изученности данной темы достаточно велика, к ней в различное время обращались исследователи: А.Н. Веселовский исследовал народные календарные обычаи Воронежской губернии. Он выявил характерные черты данной местности в бытовом и хозяйственном отношении. Коренева А.В. большое внимание уделила семейным обычаям и обрядовой жизни крестьян Воронежской губернии. Календарная обрядность, как всего цикла, так и его отдельных периодов рассматривалась в работах В.К. Соколовой, Н.Н. Велецкой, Л. Виноградовой, Л.Н. Чижиковой.

Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ исторической литературы по проблеме исследования народных обрядов и обычаев Воронежской области, систематизацию и оформление материала.

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, включавший систему обрядовых действий, представленную как общерусскими обычаями, так и специфичными, характерными для южнорусской территории.

В Воронежской области начало нового года, нового земледельческого цикла в народном сознании связывается с зимними святками – двухнедельным праздничным периодом от Рождества до Крещения, заполненным различными обрядовыми действиями как языческого, так и христианского смысла. В канун Рождества после торжественного богослужения, возвращаясь в свои дома, крестьяне садились за обрядовую трапезу. После ужина ходили по дворам поздравлять друг друга специальными песнями-колядками. Первыми дворы обходили дети, потом молодежь, позже – старики. Колядовщики отождествляли себя с посланцами потустороннего мира предков и должны быть неузнанными, поэтому они рядились по-чудному: мазали себя сапухой (сажей), переодевались в противоположный пол, надевали шубы, вывороченные мехом наверх. В Богучарском районе ходили колядовать и спрашивали разрешения: «Хозяин с хозяюшкой, можно аусень прокричать? Хозяин будет дарить, а мы будем благодарить». Если отказывали, кричали корильную: «Чтоб тебе гроб да могила, да драная кобыла».

В селах Рамонского и Верхнехавского районов было принято, чтобы в ночь под Рождество деревенский пастух обходил все подворья, где содержали скот, и, войдя в дом к хозяину и ударяя кнутом по лавкам, приговаривал: « Овечкам – котиться, ягнятам – водиться. Ягнятки гладки, сигают по лавкам». Эта приговорка выдавала желаемое за действительное: в хозяйстве должен был появиться весной молодой приплод скота - крепкий, здоровый. За такое пожелание хозяин одаривал пастуха кутьей, салом, пирожками, другими продуктами, иногда деньгами. Во многих селах под Рождество ходили христославить с бумажной звездой на шесте - символом Вифлеемской звезды, под которой родился Христос. Песнопения при этом исполнялись на церковный лад, чаще всего пели рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе, Боже наш». Во время святочных гаданий крестьяне хотели узнать свое будущее. В с. Ростошь Валуйского уезда был распространен обычай «выстраивания» колодца, чтобы во сне пришел суженый. В с. Ситное Воронежского уезда сыпали овес к дверям и приговаривали: «Суженый-ряженый приходи ко мне косить, а я буду вязать».

В Воронежской губернии, как и в целом в русской традиции, наступление весны крестьяне связывали с прилетом птиц: дети исполняли специальные песенки - заклички весны, в которых призывали быстрее прилететь жаворонков. Следующий весенний праздник, почитаемый крестьянами – Благовещенье, оставшийся до настоящего времени одним из главнейших христианских праздников. Так, «черты древнеязыческих богинь Живы, Лады, слились с христианскими понятиями о Богоматери, покровительнице нуждающихся и обремененных». В середине четвертой недели Поста отмечался праздник - Середокрестие, когда в ночь со среды на четверг Пост, как говорили в народе, «переламывался пополам». Воскресенье, предшествующее Светлому Христову Воскресенью, называется вербным. Крестьяне шли домой из церкви с освященными ветками вербы, слегка «хлестали» ими всех членов семьи и скотину. В дни последней недели Поста выделялся Великий четверг - день духовного очищения, принятия таинства покаяния. Распространенным обычаем было очищение водой - умывание, обливание, иногда купание, уборка дома. В народе четверг называется «чистым». В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда: пасха, кулич и крашеные яйца. Пасха является самым главным христианским праздником и по сей день. В последний день пасхальной недели отмечали праздник Красная горка. В этот день поминали родителей, ходили на кладбище. Следующим праздником весеннего цикла отмечалось Преполовение. В с. Ростошь Валуйского уезда Воронежской губернии «сохой делают круг в земле, а в нем крест». По мнению крестьян, обряд способствовал избавлению от какого-либо бедствия - эпидемии или засухи. Значительное место занимал Егорьев день - первый выгон скота. Совершавшиеся обряды, были направлены на оберег скота и усиление плодородия. В с. Козловка Валуйского уезда на Егория с вербой выгоняли скот, со словами: «Верба хлест бей да слез, да краснае яичка, да бела малачко». Хозяева одаривали пастухов обрядовой пищей: хлебом, пирогами, яйцами, салом, молоком, маслом. На сороковой день после Пасхи отмечался праздник Вознесения, к которому крестьяне приурочили действия, способствовавшие росту посевов и увеличению урожая. В этот день выпекали специальное обрядовое печенье - «лесенки».

Главное место в цикле весенне-летних праздников принадлежит Троице. В Воронежской губернии обрядовый комплекс включал в себя следующие ритуальные действия: украшение домов травою и цветами, ветвями березы и клена, кумление, гадания, кулачные бои, завивание венков, поминовение предков, обрядовые игрища. Распространенным обрядом было завивание венков из травы или веток клена. В с. Болдыревка Острогожского уезда говорили: «вянки завивали, значит гулять по сялу».

Праздник летнего солнцеворота (Иван Купала) обозначал наступление самого важного момента трудовой деятельности крестьянина-земледельца - жатвы. В этот день разжигали костры и прыгали через них; плели и гадали на венках; обязательно купались в реке - «чтобы не болеть». В с. Никольское Воробьевского уезда обливали водой молодоженов, когда они приходили в гости к родителям.

С наступлением осени ритуальная жизнь в селах области замирала. Осенний период народного календаря представлен отдельными датами и приуроченными к ним обрядами. Самая ранняя из них – Семенов день, к этому дню был приурочен обряд «похорон» мух. Когда-то этот обряд совершался взрослыми женщинами, но со временем перешел в детский. Так в Семилукском районе дети закапывали мух, блох и причитали: «Ни будуть лягать, ни будуть на нас глядеть, ни будуть на зимле сидеть, ни будуть нас тревожить». Во время осенних праздников – Семёнова дня, Покрова, под Дмитриев день – на посиделках собиралась молодежь, плясали, пели под гармонь, балалайку.

Между обычаями и обрядами много общего. Они представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта. Обычаи, включающие в себя обрядовые элементы, формируются исторически, в них находят свое проявление нравы общества, на их возникновение и характер влияют особенности истории народа, его хозяйственной жизни, социальное положение людей, религиозные воззрения и т. п.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа, способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре. Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимые в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений и сегодня являются надежной основой для приумножения и развития отечественной культуры.

В заключении необходимо отметить, что календарные обряды и обычаи, занимающие важное место в традиционной народной культуре и возникшие как аграрно-магические действа, постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию, но сохранили комплекс ритуальных действий, которые стали восприниматься как дань традиции. Важно подчеркнуть, что наиболее устойчивыми оказались обычаи: период массового вступления в брак; период заготовки запасов на зиму; время убоя скота; даты почитания предков.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в том, что оно послужит научно-теоретическим, научно-методологическим обоснованием проведения народных праздников в системе досуга с жителями области.

Литература:

  1. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III. - / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – 249 с.
  2. Коренева А.В. Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века / А.В. Коренева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История, политология, экономика». – Белгород, 2007. – № 8. – С. 114–120
  3. Обычаи и обряды http://pabovasa60.jimdo.com/обычаи-и-обряды/ дата обращения 29 января 2014 г.
  4. Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ Коллектив авторов, науч. Ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012. – 240 с.

Алла Козлова
«Знакомство с русской национальной культурой Воронежского края» (фольклорный праздник)

Цель :Развитие музыкально - творческих способностей детей посредством фольклора .

Задачи :

Образовательные : знакомить с традициями национальной культуры Воронежского края , расширять знания об истории родного города, активизировать словарный запас, закреплять литературно – музыкальный материал.

Развивающие : развивать чувство ритма, умение петь протяжно, звонко, выразительно – в характере песни, пробуждать интерес к народным обычаям и традициям.

Воспитательные : воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к произведениям русской культуры , прививать любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование : мультимедийное оборудование, куклы в национальных костюмах , русский народный костюм XVIII в., декорации деревенской избы, шумовые инструменты, раскраски по количеству детей.

Ход деятельности

Звучит русская народная музыка , дети входят в музыкальный зал хороводным шагом.

Музыкальное приветствие с детьми.

Муз. рук. предлагает совершить путешествие в прошлое, приглашает в круг и беседует с детьми про устное народное творчество.

Хоровод «На горе-то калина» /под запись – показ движений/

А сейчас я вам покажу игру, в которую играли раньше деревенские ребятишки.

/Считалкой выбираем Ваню, объясняю правило игры/

Ритмическая игра «Барашенки – крутороженьки»

/ муз. рук. приглашает детей сесть на стулья/

Беседа о Воронеже .

На виду у всей большой державы

В стороне разбуженной, степной.

Ты стоишь наш город величавый

Наш Воронеж светлый и родной .

Песня «Что зовем мы Родиной?»

В этом году славному древнему нашему городу – 427 лет.

А истоки его истории уходят еще в более древние былинные времена.

При слове Воронеж слышится древнее , вечно волнующее «О русская земля

/Звучит «Указ Петра I» /

Петра I много сделал для развития нашего края .

Народ помнит умельца царя – сам шил сапоги, искусно владел плотницким инструментом, сам спроектировал корабль на 58 пушек и командовал Российским флотом.

История Российского флота начинается с города Воронежа .

А мы помним царя Петра 1 и в Воронеже есть памятники , сквер с его именем. /Рассматривание слайдов/

А мы продолжаем наше путешествие в старину. (Змейкой, цепочкой муз. рук. ведет детей по залу, дробным шагом, поскоком, прямым галопом).

/Подходят к деревенской избе. /

Рассматривание утвари и беседа о деревенском быте.

(Прялка, утюг, кочерга, кувшин, плетень.)

В долгие осенние вечера крестьяне собирались на посиделки в избе, где пряли, ткали, мастерили, а чтобы дело спорилось, пели песни, играли да и вели беседы.

Ребята, а кто мне скажет, какой сейчас месяц? (Ноябрь)

/Листогной, полузимник, грудень/

/Муз. рук. показывает самодельные музыкальные инструменты/

Частушка – Девочки беляночки

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили

Молоком умылися!

Рассказ о частушках.

А чтоб было веселей, подыгрывали на музыкальных шумовых инструментах (рассматриваем)

Я вам предлагаю самим смастерить, но сначала разомнем свои пальчики.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем

/ Изготовление инструментов/

Муз. рук. приглашает детей выйти в центр зала с музыкальными инструментами и прослушать частушки в исполнении Марии Мордасовой

Перепляс.

А наше путешествие продолжается и попали мы в Воронеж поэтический .

/Рассказ об Алексее Кольцове и Иване Никитине/

Под большим шатром голубых небес

Вижу, даль степи зеленеется

И на гранях их выше темных туч

Цепи гор стоят великанами

И в продолжение поэтической темы я предлагаю вам вспомнить песню об осени.

Песня «Осень, милая, шурши!»

Продолжая наше путешествие, посетим музей «Русской национальной одежды »

/Муз. рук. ведет детей в музей кукол/

Рассматривание кукол и рассказ о русской народной одежде .

На мне костюм нарядной крестьянки конца XVIII века Воронежской губернии .

Сорочка белоснежная узорами расшитая

Это доброта рук материнских.

Сарафан черный

Это чернозем Воронежский .

Дорожка пестра

Степь в весеннем лесу

Кокошник высокий, платок цветной

Красота девичья.

Бусы разноцветные

Это цвет росы на утренней заре.

Полоски по подолу

Река Дон батюшка.

Музыкальный руководитель дарит детям раскраски с национальной одеждой .

Педагог подводит итог занятия.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.

Свой летний сезон мы начали с увлекательного путешествия в природный архитектурно-археологический музей-заповедник"Дивногорье". Это музей.

Конспект занятия «Герб Воронежского края» (старшая группа) Конспект занятия «Герб Воронежского края» (Старшая группа) ЦЕЛь: формировать элементарные представления о происхождении и функциональном.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского.

Образовательные задачи: Познакомить детей с народными традициями Дать знания о русском народном празднике Масленица Знакомить детей.

Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему.

Конспект урока

Цели: познакомить детей с достопримечательностями Воронежа, как

центром столицы Черноземья, с названиями улиц нашего города;

развивать моторику, творческое мышление;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и ответственности,

эстетический вкус.

Оборудование: тетрадь -учебник «Краеведение», интерактивная доска,

доклады учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие

они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем

уроке. Садитесь. (На экране появляются раскрывающиеся лепестки разных цветов).

-Вдохните.... Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы

помогаем друг другу. Мы дополняемдруг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот

день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

- Сегодня мы продолжим путешествие по России. К нам в гости приехали наши

знакомые Серёжа и Надя. Они никогда не были в нашем городе, им очень хочется

мы с вами будем экскурсоводами.

II. Изучение нового материала.

Дитя веков, Воронеж, город мой,

Тебя лелеяла равнина Дона,

Колоколов торжественные звоны,

Лесов и рек обманчивый покой.

Задуман ты быть картой козырной,

Надежной крепостью, врагам заслоном,

Оплотом веры, твердости законов,

Указам царским, волей и судьбой.

О, сколько же ты в жизни повидал!

Разрушен был, из пепла вновь воспрял,

С ушедшим временем всегда был в связке.

Ушли века - в истории они,

А в сквере Петр! Тревожат наши дни

Седого парка дремлющие краски.

- Первая наша остановка будет называться «Герб Воронежа».

- Наш город был основан в 1586 году на высоком берегу реки Воронеж как

пограничная крепость на юге Русского государства. Богатая земля позволяла людям

разводить скот и заниматься земледелием. Город состоял из деревянных срубов с

башнями, с которых велось наблюдение и охрана города от нападения врага.

На гербе Воронежа изображен щит, золотая гора, на которой серебряный кувшин, из

которого течет серебряная вода, сверху корона. Герб обрамлен колосьями пшеницы,

что указывает на земледельческий характер города. Льющаяся из кувшина вода

означает, что город стоит на реке.

- Найдите и отметьте герб Воронежа (для проверки у доски.)на стр. 60учебника

«Краеведение». Там вам даны гербы 3х городов. Отметьте герб нашего города и

запомните, как выглядит главный символ Воронежа.

- Так какой же из 3, герб нашего города?

человека. Кто он? Мы узнаем, собрав картинку на с.61 тетради по краеведению.

- Итак, кто это? Рассказ о Петре I.

важнейшим политическим центром на юге России, так как это связано с

началом строительства военных морских кораблей в Воронеже. Став центром

российского кораблестроения Воронеж превратился в крупный индустриальный

город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мастерские.

Что позволило за три месяца (февраль - апрель) создать довольно крупный

парусно- гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города,

запечатленный в веках.

За полтора десятка лет город вырос, стал крупным населенным пунктом.

Население города выросло в 4 раза и составило примерно 50 тысяч человек. В ту

пору далеко не каждый европейский город имел такое население.

Некоторое время Воронеж: фактически играл роль столицы. Царь со двором -

представлены не только дипломатами, но и капитанами, генералами,

корабельными мастерами. Существовала, как и в Москве, немецкая (т.е.

иностранная) слобода. Учреждена почтовая связь с Москвой, обновлена

старинная дорога на Москву.

Первый памятник «отцу русского флота» Петру 1 установлен в 1860 году. Во

время войны он был уничтожен, но вновь восстановлен в Петровском сквере,

уютном и очень красивом уголке Воронежа.

- В настоящее время есть молчаливый свидетель деятельности Петра 1. Это

Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. В этом храме

служил святой земли Воронежской Митрофаний. Он был великим советчиком Петра

1. О святом Воронежской земли прочитайте в тексте.

-Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I . который организовал в

Воронеже корабельную верфь для строительства флота. В своих проповедях он

поддерживал это начинание царя, он содействовал строительству кораблей,

жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным

заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением

относился к святителю.

-Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра в воронежском

крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой

деятетельности. В память о великом святом в Воронеже был построен

Благовещенский собор, в котором покоятся мощи Митрофания Воронежского.

- Как Митрофаний Воронежский поддерживал Петра 1в его начинаниях?

- Как воронежцы в настоящее время помнят о великом святом?

Физ. минутка.

- Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Люди, которые

прославили наш город».

- В самом центре нашего города расположилась Никитинская площадь. Свое

название она получила в 1911 году, когда ее украсил памятник великому русскому

поэту Ивану Саввичу Никитину. Он писал о родной природе, о тяжелом

крестьянском труде, о страданиях бедныхлюдей. Его произведения известны во

всем мире.

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Месяца лучами

Божий храм облит;

Крест под облаками,

Как свеча, горит.

Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Тишина немая

В улицах пустых,

И не слышно лая

Псов сторожевых...

- В центре города стоит памятник первому лауреату Нобелевской премии среди

русских писателей Ивану Алексеевичу Бунину. Он остался в памяти людей как автор

замечательных стихов, рассказов, романов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Самый уютный поэтический уголок города Кольцовскийсквер. Он назван так в

честь нашего земляка Алексея Васильевича Кольцова, который вошел в нашу жизнь

песнямиистихами. Он знаком нам с детства. Его стихи переведены на десятки

языков народов мира.

Все творенья в божьем мире

Марина Зайцева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по реке Воронеж»

Конспект занятия

воспитателя М. С. Зайцевой.

Тема : «Путешествие по реке Воронеж »

Цель : Обобщить и конкретизировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Расширять представления детей о родном крае, городе, вызывать интерес к истории своего края. Патриотическое воспитание. Знакомить с государственной символикой : флагом, гербом, гимном. Рассказывать о знаменитых людях воронежского края . Формирование основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : бережного и уважительного - к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного - к людям, природе, окружающему миру.

Интеграция областей : познание, социализация, коммуникация, конструирование , краеведение, экология.

Задачи :

Познакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями.

Развивать интерес к ознакомлению с родным краем, к традициям города и людям, прославившим его.

Развивать интерес к ознакомлению с родным краем, к людям, прославившим его.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы : музыкальный центр, проектор, магнитно-маркерная доска, бинокль, конусы, сигнальные стойки, буквы магнитные, таблички с красным и зелёным квадратом, карта Воронежского края , наглядность в виде сайд шоу, модули, штурвал, воротники матросов , фуражка капитана, юнги, штурмана, колпак кока, колпак медицинского работника, сундук, «золотой ключик» , «волшебное зеркальце» , «яблочке на блюдце» .

Ход занятия.

1. Вводное слово воспитателя.

Дети под музыку входят в спортивный зал и выстраиваются полукругом.

В : Здравствуйте ребята! Вы конечно же узнали меня!

Д : Да!

В : Я знаменитый капитан корабля «Детство» . И сегодня я собираю команду для путешествия на таинственные острова по реке Воронеж . Хотите отправиться со мной? Учтите, плавание будет нелегким. Много трудностей встретится нам на пути. Вам придется выполнять сложные задания, и собирать сокровища на каждом острове. Лишь собрав их все можно узнать великую тайну.

Теперь скажите мне : кто главный на корабле, без кого наш корабль не сможет отправиться в путь?

Д : (Ответы детей) .

В : Правильно, без капитана – самого главного человека на корабле, командира морского судна и штурмана (помощника капитана, который прокладывает путь и следит за навигационными приборами). Ещё на корабле обязательно присутствуют : медицинский работник, юнга кок и конечно же отважные матросы.

2. Игра – путешествие .

Посмотрите ребята, под нами река Воронеж . Это место строительства, где Воронеж , стал колыбелью русского военного флота. Россией в это время правил Пётр 1. Это был великий царь, и местом возведения флота – город Воронеж , выбрал неслучайно. Ведь именно наш город стал самым подходящим, т. к. имел выход к морю и берега реки покрывали дубовые, липовые и сосновые леса, из которых строили флот. А ещё, уже в то время, у нас было много знающих своё дело плотников, именно эти мастера занимались строительством русского военного флота. А Пётр 1 великим был потому, что обладал сообразительностью и смекалкой, и поэтому он сумел рассмотреть в нашем городе то, что не удавалось другим.

В : А на чём же мы отправимся в путешествие ?

Д : (на корабле)

В : Да, только нам, прежде нужно построить корабль (дети вместе с воспитателем строят корабль из модуля) .

Какой красивый корабль красивый у нас получился!

В : А вы ребята можете видеть то, чего не видят другие?

Д : ДА.

В : А давайте – ка проверим вашу смекалку и сообразительность.

Бескозырка белая,

в полоску воротник

мы парни очень смелые

вам скажем на прямик.

Д : (моряк)

Чтобы сильная волна

Корабль сдвинуть не смогла,

За борт быстро цепь бросаем,

В воду груз тот запускаем.

Д : (якорь)

Чтоб увидеть мне вдали,

Пароходы, корабли,

В него быстро погляжу,

И команде расскажу.

Д : (бинокль) .

В : Ну что же, вы действительно находчивые, и вы так дружно отгадывали загадки, а это значит что вы настоящая команда, и с вами смело можно отправлять в путешествие на корабле .

.

В : (смотрит в бинокль) .

Так, прямо по курсу удивительно красивый остров! Нам нужно причалить!

Ребята, смотрите, чтобы попасть на другой берег – нужно перейти всем вместе дружно и весело этот мостик. (дорожка препятствий) .

3. Дорожка препятствий.

(это задание дети выполнят все вместе и проходят змейкой через конусы, положив руки на плечи друг другу, не потеряв ни одного звена).

Эй, весёлый народ!

Отправляемся в поход!

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся,

На носочках мы пойдём,

На тот берег попадём.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам прыг, прыг, прыг.

В : Вот мы с вами и оказались на красивом острове, под названием «Воронежский государственный заповедник» . Давным давно, в нашей стране появились заповедники. Что же такое заповедник?

Д : (ответы детей) .

В : Заповедник – это место, где охраняются травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. Здесь запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотится на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. А создают заповедники, чтобы охранять законом всех тех животных, птиц и редкие растения, которые занесены в красную книгу, а красного цвета книга потому, что красный цвет тревоги и опасности.

А как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?

Д : Нет, природу надо беречь и охранять везде!

В : Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

4. Игра «Что хорошо, а что плохо» .

(у меня таблички с красным и зелёным квадратом. Зелёный квадрат – положительное влияние, а красный квадрат – отрицательное влияние на природу).

Костёр в лесу;

Мусор в лесу;

Сломанные ветки;

Срубленные деревья;

Кормушки на деревьях;

Разорённые гнёзда птиц;

Создание заповедников;

В : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием и теперь вы ещё и другим скажите, как важно беречь природу.

В : Занять свои места на корабле!

(дети под музыку плывут на корабле) .

В : (смотрит в бинокль) .

5. «Символы и награды Воронежа » .

Лево руля в два оборота, и теперь прямо по курсу. Перед нами остров. «Символы и награды Воронежа » . Надо бы заглянуть сюда! Решено причаливаем!

Воронеж имеет свои официальные символы – герб и флаг.

На жёлтом фоне изображение с черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, на красном фоне жёлтая гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной, по бокам стоят щитодержатели, один держит в руке золотой меч, другой старинный щит.

На жёлтом фоне изображение с черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, на красном фоне жёлтая гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду.

В : А сейчас давайте проверим, как вы запомнили символы нашего родного города. Вы готовы?

Д : Да.

В : (среди картинок найдите символы Воронежа ) .

Награды города Воронежа .

Воронежу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы» за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества. Есть у Воронежа и награды . Это орден Отечественной войны I степени за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и Орден Ленина «За большие заслуги трудящихся города и за борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

(находят сокровища и складывают в сундук)

В : Занять места на корабле !

(дети под музыку плывут на корабле) .

В : (смотрит в бинокль) . Право руля в три оборота и теперь прямо по курсу. Мы отправляемся на остров «Их имена история хранит» .

6. Знаменитые люди воронежского края .

Воронежский край – край замечательных людей. Немало среди них и тех, кто прославил наш край на всю страну и на весь мир. Наш край подарил России немало знаменитых людей. Воронеж был прославлен на весь мир благодаря творчеству многих людей. Таких как академик Н. Г. Басов, изобретатель военной техники С. И. Мосин, поэты Иван Бунин, Алексей Кольцов, знаменитые спортсмены Панин – Коломенкин, Д. Саутин, художники И. Н. Крамской, композиторы Константин Массалитин , Митрофан Пятницкий и многие другие.

И наши всеми любимые сказки Анны Корольковой не исключение. Благодаря этой простой женщине из воронежского села удалось сохранить многие жемчужины устного народного творчества. Ее сказки стали известны поистине за тридевять земель от родного края. Их издали даже в далекой Японии, чтобы школьники из «Страны восходящего солнца» могли познакомиться с лучшими образцами русского фольклора. Но особую славу талант крестьянской сказительницы обрел на Родине. И мы с вами сегодня тоже немножко поговорим о сказках.

Игра «Сказочные предметы»

(дети отгадывают названия предметов и определят сказку, в которой использовался этот волшебный предмет).

(находят сокровища и складывают в сундук)

В : Занять места на корабле !

(дети под музыку плывут на корабле) .

В : А что у нас в сундуке?

Д : (ответы детей) .

В : (читает задание) .

Задание Познайка, Узнайка, Угадайка.

Составьте из предложенных букв слово, которое здесь спряталось, это название города. В этом городе строили флот, создают заповедники, этот город имеет награды и ордена, в этом городе много знаменитых людей.

Д : (выкладывают слово ВОРОНЕЖ из букв на магнитной доске) .

Это не весь список знаменитых людей, имена которых еще долго будет хранить история Воронежского края .

В : Ребята, давайте мы с вами скажем пожелания нашему городу.

Итог : Сегодня на занятии мы познакомились с историей родного города, его достопримечательностями. Патриотическое воспитание. Познакомились с государственной символикой : флагом, гербом, гимном. Узнали о знаменитых людях воронежского края . Научились сплочённо работать в команде, а также бережно и уважительно относится к собственным этническим ценностям и достояниям истории, к людям, природе, окружающему миру.



У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм.


Матрешка – деревянная игрушка, ставшая символом нашей страны и одним из самых любимых сувениров. Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо.






Воронежский заповедник площадью 31,1 тыс. га расположен на границе Воронежской и Липецкой областей. Создан в 1927 году для сохранения лесных экосистем Центральной лесостепи и для изучения биологии и экологии бобров и поиска лучшего способа их разведения.



Орловский рысак – это знаменитая русская порода лошадей с наследственной способностью к резвой рыси* (рысь – походка лошади, при которой она поочерёдно переставляет пары ног, расположенных по диагонали).


Воронежские конфеты. « Воронежские», «Песни Кольцова», «Никитинские» - фирменные конфеты Воронежской кондитерской фабрики, которые делают только в нашем городе. Фабрика уже много лет снабжает город и область своей сладкой продукцией.



Долго сохранится в памяти нашего народа грозное оружие Великой Отечественной войны – реактивные установки, известные под ласковым именем «Катюша». Первые реактивные установки, в официальных документах называемые БМ-13, были изготовлены на Воронежском экскаваторном заводе имени Коминтерна.


  • http://www.okrae.odbvrn.ru/
  • Край наш Воронежский. Коллектив авторов. – Воонеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 511 с.
  • Елецких В.Л. Воронежское путешествие / В.Л. Елецких. – Воронеж: Творческое объединение»Альбом», 2011. – 48 с.
  • Государственный академический Воронежский русский народный хор // Режим доступа: http: // xopvrn.narod.ru / history.html
  • Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе / Е.Н. Губанова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120 с.