Тема занятия: творительный падеж множественного числа. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи Игра «Кто где живёт?»

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматических средств языка

у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи

Тема «Творительный падеж множественного числа существительных»

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

образовательная:

Учить детей правильно образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы;

коррекционно-развивающие:

Продолжать учить отвечать на вопрос педагога полным предложением,

Развивать умение согласовывать слова в предложениях,

Развивать языковое чутье;

воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: наборное полотно, сюжетная картинка «Тигренок-строитель», предметные картинки с изображением орудий труда, животных, овощей, фруктов, природы.

Словарный материал : активизировать словарь детей по теме «Профессии» и другим лексическим темам.

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением сказки Д.Родари «Чем пахнут ремесла» и стихотворения С.Маршака «Почта», обучение правильному употреблению формы творительного падежа существительных в единственном числе.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кем ты будешь?» (Каждый ребенок высказывается и садится на место.)

2.Объявление темы.

Люди разговаривают и произносят …(слова). Слова согласуются, дружат и получается …(предложение). Сегодня снова будем учиться составлять предложения.

3.Этап обучения на фронтальном наглядном материале.

Игра «Тигренок-строитель».

(Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением тигренка-строителя.) Сейчас вы сами придумаете сказку, а я вам помогу. Это тигренок. Рассмотрите картинку и скажите, кем работает тигренок? (Дети отвечают.) Правильно! Тигренок работает строителем. С кем он работает? (Выставляется картинка, изображающая мышат /или любых других животных/) (Ответы детей полным предложением.) Кем работают мышата? (Ответы детей полным предложением). Верно, мышата работают строителями. (Логопед проговаривает предложения, выделяя голосом окончания существительных в творительном падеже и просит детей произносить так же.) Решил он построить в лесу школу и позвал на помощь друзей. (Логопед рядом выставляет предметные картинки, изображающие других животных и задает вопросы для составления предложений детьми.) С кем стал работать тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чтобы строение не разрушилось, за работой надо наблюдать. За кем наблюдал тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чем забивали гвозди строители? Чем пилили? Чем рубили? (Ответы детей полным предложением.) Лосята не могли рубить топорами, и тигренок стал над ними смеяться. Над кем смеялся тигренок? Перед кем извинился? (Ответы детей полным предложением.) Наконец школа построена. Вокруг много мусора. Чем звери убирали мусор? (Ответы детей полным предложением.)

Игра «Добрые гномы».

(На наборное полотно выставляется изображение гномов, а также фрукты и овощи.) В этом же лесу жили добрые гномы. Они пришли полюбоваться на школу и принесли угощение для работников – фрукты и овощи. (Показывая картинки с угощениями, логопед просит детей ответить: чем угощали добрые гномы зверей? Дети отвечают на вопрос полным предложением. Например, «Добрые гномы угощали зверей яблоками»)

Игра с мячом.

Поработали звери, получили угощение и решили поиграть мячом. И мы поиграем. (Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос одним-двумя словами и бросает мяч педагогу.)

Чем смотрят? Чем топают?

Чем слушают? Чем хлопают?

Чем кусаются? Чем пожимают?

Чем царапаются? Чем улыбаются?

Чем ходят? Чем хмурятся?

Чем прикрываются глаза? Чем видят?

4. Физкультминутка.

Выполнение движение по тексту стихотворения.

5. Этап закрепления полученных навыков в работе с индивидуальным наглядным материалом.

(Логопед выставляет на наборное полотно изображение пилота.) Назовите кем управляются самолеты. (Ответы детей. Например, «Самолеты управляются летчиками и пилотами».) Наш самолет летел высоко-высоко. Сейчас мы узнаем, над чем пролетал самолет? (У детей на столах картинки, на которых нарисованы дома, люди, горы, лес и т.д.) Будьте внимательны и послушайте задание. Рассмотрите картинки. Тот, кого я назову, выйдет со своей картинкой и правильно скажет, над чем пролетал наш самолет? (Ребенок выходит, выставляет картинку на доску и отвечает полным предложением).

6. Итог.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать пилотом, водителем, строителем, портным …? (Высказывания детей.) Правильно! Чтобы получить профессию нужно учиться.

Конспект по дисграфии для учащихся 5-х классов с лёгкой умственной отсталостью

Тема: «Изменение существительных по падежам »

Цели: образовательные –

— закрепить изменение одушевлённых существительных в единственном числе по падежам,

— закрепить употребление падежных окончаний одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить практическое употребление в словосочетаниях одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить дифференциацию звуков Б и П в слогах, словах, предложениях,

— активизировать словарь по теме «Домашние животные» на примере коровы, собаки, козы, кошки.

коррекционные –

— развитие фонематических процессов (слуха и восприятия),

— коррекция правильного написания строчных букв Б и П,

— развитие мелкой и артикуляционной моторики,

Оборудование: зеркала, слоговая таблица, образ букв Б и П,

таблица характеристики звуков, шаблоны прописных букв,

карточки слов (изменение по падежам),

карточки текста с пропущенным окончанием,

карточки-названия падежей с вопросами,

картинки животных (корова, собака, кошка, коза),

карточки частей тела животных, карточки животных с детёнышами,

карточки животных с кормом,

сюжетная картина «Дедушкин подарок»,

компьютерная программа «Дельфа-142».

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед:

— Добрый день, ребята!

День учебный продолжается и занятие начинается.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,

вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Подготовительный этап:

Логопед:

— Возьмите зеркала. Выполним упражнения для языка:

«Индюк болбочет», «Лягушка», «Трубочка», «Качели», «Часики».

— Глубоко вдохнём и на выдохе протянем гласный звук

ААА, вдох-выдох: ООО, вдох-выдох: ЫЫЫ, вдох-выдох:

УУУ, вдох-выдох: ЭЭЭ.

— Почему эти звуки называются гласными? (Воздух выходит свободно, их можно петь, тянуть).

Основной этап

Акустико-артикуляционная характеристика

Логопед:

— Маленькие мышки, серенькие шубки, длинные хвосты, пищат: пи-пи-пи.

— Пистолет пугает мух. Говорит он громко: бух!

— Ребята, как мышонок пищит? (Пи-пи-пи)

— Как пистолет пугает? (Бух-бух).

— Сегодня мы продолжим работу по различению согласных Б и П.

— Возьмите зеркала и произнесите звуки Б и П. Какие это звуки, чем они похожи, чем отличаются?

Ответы детей : это звуки согласные. Во рту существует преграда, губы сжимаются и разжимаются, язык неподвижен, струя воздуха – короткая, прерывистая. Звук П – глухой, звук Б – звонкий.

Логопед:

— Звуки мы слышим и произносим, а видим, читаем и пишем – что? (Буквы).

Вспомним стихотворение про букву Б:

«Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком» .

— Вспомним букву П: «Буква П – дверной проём».

Развитие фонематических процессов

Логопед:

— Прочитаем слоги парами по таблице: с буквой Б – громко, с П – тихо.

(БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, БЫ-ПЫ, БЭ-ПЭ).

— Сейчас повторите за мной слоги наоборот: ПА –(БА), ПО-(БО), ПЫ-(БЫ), ПУ –(БУ), ПЭ-(БЭ).

— Пропишем в воздухе маленькие буквы Б и П.

— Обводите по пунктирным линиям на листочках буквы Б или П, когда услышите эти звуки в словах: слабый, грубый, крупный, колобок, колбаса, дупло, капли, сапоги, лопата, каблук.

— Продолжаем обводить буквы, услышав звуки в предложении:

На траву поставили бочки. На деревьях набухают почки.

Повалился старый забор. На воротах крепкий запор.

— Проверяем, сколько звуков Б вы услышали и обвели букв (8), сколько П (10).

Физкультминутка:

— Встанем, отдохнём – услышав звук Б, поднимаем руки вверх, на П – опускаем вниз: П, Б, П, П, Б, ПА, БЫ, БЭ, ПУ, АП, ОП, альбом, папка, бумага, портфель, банан, капуста, яблоко, репа. У Бори старший брат Павлик. На полке стоит букет цветов.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Логопед:

— Молодцы, садимся и отгадываем загадки:

«Мягкие лапки, а в лапках царапки» . Кто это? (Кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком» . Кто это? (Собака)

«Голодная – мычит, сыта – жуёт, деткам молоко даёт» . Кто это? (Корова)

«Идёт, идёт, бородой трясёт. Травки просит: ме-ме, дай-ка вкусной мне-мне» . Кто это? (Коза)

— Назовите одним словом: корова, коза, кошка, собака – кто это? (Это домашние животные).

Почему их так называют?

Ответы детей : они живут возле человека, он кормит их, строит им жилища, заботится о них, а животные приносят ему пользу.

— Слова корова, кошка, собака, коза отвечают на вопрос Кто? И в Именительном падеже имеют окончание А. (Запись на доске).

— Возьмите карточки и допишите окончания в словах в первой строке с вопросом Кто? (-а).

Дети дописывают окончания:

Кто? коров…, коз…, кошк…, собак…

— Назовите, у Кого из животных есть рога? (у коровы), у Кого есть усы (у кошки), у кого бородка (у козы), у кого хвост колечком (у собаки).

— Давайте повторим: рога (у кого?) у коровы, усы (у кого?) у кошки, бородка (у кого?) у козы, хвост колечком (у кого?) у собаки.

— Слова в Родительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания —Ы, -И . (Запись на доске)

— Допишите в карточках окончания в словах во второй строчке с вопросом Кого ?

у Кого? у коров…, у коз…, у кошк…, у собак…

— А сейчас поиграем в игру: «Кому дадим какую пищу». Соединим корм стрелочками с животным:

К о м у?

— Кому дадим капусту? (козе). Кому косточку? (собаке). Кому травку? (корове). Кому рыбку? (кошке).

— Существительные в Дательном падеже отвечают на вопрос Кому? И имеют окончания – Е . (Запись на доске)

Кому? В третьей строчке:

Кому? коров…, коз…, кошк…, собак…

А сейчас вспомним, как называются детёныши животных. Посмотрим на картинки и назовём с Кем ? они нарисованы.

— Телята (с Кем?) с коровой, козлята (с Кем?) с козой, котята (с Кем?) с кошкой, щенки (с Кем?) с собакой.

— Повторим с Кем? (Коровой, козой, кошкой, собакой) . Существительные в Творительном падеже отвечают на вопрос Кем? И имеют окончания –ОЙ.

— Допишите окончания в словах с вопросом Кем? В четвёртой строчке:

Кем? коров…, коз…, кошк…, собак…

Физкультминутка:

Поиграем с пальчиками в игру «Пять телят»:

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жуёт.

Этот телёнок копытами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему все разошлись, скучно мне одному!»

Логопед:

— Сейчас рассмотрим картину «Дедушкин подарок». Назовите Кого? Вы видите из домашних животных. Кого видим?

Ответы детей : Я вижу корову, козу, кошку, собаку.

— Существительные в Винительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания –У . (Запись на доске).

— Допишите окончания -У в словах с вопросом Кого? В пятой строчке:

Кого (вижу)? коров…, коз…, кошк…, собак…

— Давайте повторим: о Ком? Мы сегодня с вами разговаривали

(О корове, о собаке, о кошке, о козе ).

— Существительные в Предложном падеже отвечают на вопрос о Ком? И имеют окончания –е. (Запись на доске).

— Допишите окончания –е в словах с вопросом о Ком? В шестой строчке:

о Ком? о коров…, о коз…, о кошк…, о собак…

Работа с текстом:

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные окончания. Спишите, подчеркните буквы Б – двумя чертами и П – одной чертой.

У бабушки в деревне жила коров… Пеструха. Бабушка давала коров… свежее сено. Каждый день доила свою коров…. У коров… Пеструхи было много молока. Бабушка гордилась любимой коров… и рассказывала о коров… внучатам, угощала их молоком, сметаной, творогом.

Закрепление материала:

— Давайте повторим, какие падежные окончания имеют существительные в единственном числе. (Чтение таблицы на доске).

— С какими звуками работали? Какие они, чем отличаются?

Закрепим дифференциацию звуков Б и П на компьютерной игре «Дельфа-142»: «Какая картинка начинается с той же буквы?» (Буквы. Картинки).

— Закрепим употребление слов в предложении на компьютерной игре: «Выбери правильную форму слова». (Предложение. Выбери форму слова)

учитель-логопед

Замятина Наталья Владимировна

ГКОУ СО «СКОШИ 111», г. Екатеринбург

Клыгина С.Б., учитель-логопед, г. Тольятти, МБУ детский сад № 69 "Веточка".

Тема: Винительный падеж существительных единственного числа.

Цель: Учить правильно употреблять существительные единственного числа

в винительном падеже.

Задачи: 1) обучение различению одушевлённых и неодушевлённых

существительных единственного числа в винительном падеже;

2) обучение изменению начальной формы существительных, ставя их

в винительный падеж;

3) закрепление навыка составления простых распространённых

предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме;

4) закрепление умения вычленять в предложении предмета

сообщения и предиката, т. е. того, что сообщается о предмете;

5) закрепление понятий “предложение”, “слово-предмет”,

“слово-действие”;

6) развитие у детей поисковой деятельности на выбор языковых

средств посредством ассоциативных словесных игр и игры типа

“семантические абсурды” (“Путаница”);

7) развитие диалогической речи;

Оборудование: сюжетная картинка “Животные и птицы осенью”;

модель-схема для составления предложений; предметные

картинки: птицы, юг, заяц, мех, белка, грибы, ёж, нора,

берлога, медведь; сюжетные картинки с закрытой частью

“Мама моет…”, “Мальчик держит…”; стихотворение

“Собрались и полетели” Е. Головина и рассказ “Осенью”.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Ассоциативная словесная игра “Назови слова”.

Л.: Давайте вспомним и назовём слова об осени. Это могут быть и слова-предметы и слова-действия, я начинаю – дождь. Кто продолжит?

Д.: опадают, не греет, тучи, листья и т. д. (кто правильно называет слово садиться на место и получает балл-косточку на счётах).

2. Ввод в тему.

Л.: Сегодня мы с вами будем рассказывать о том, что делают животные и птицы осенью. (Выставляется сюжетная картинка “Звери и птицы осенью”).

3. Изучение нового материала.

1) Рассматривание сюжетной картины “Звери и птицы осенью”. Отыскивание и называние живых и неживых предметов.

Л.: На этой картине нарисованы разные предметы: живые и неживые. Как мы спрашиваем про живые предметы?

Д.: Кто это?

Л.: Найдите их на картине, спросите про них и назовите их.

Д.: Кто это? Медведь. Кто это? Заяц. И т. д.

Л.: А как мы спрашиваем про неживые предметы?

Д.: Что это?

Л.: Найдите неживые предметы, спросите про них и назовите их.

Д.: Что это? Дерево. Что это? Дупло. И т. д.

Л.: Если я спрошу “Что вы видите?”, вы должны будете называть живые или неживые предметы?

Д.: Неживые.

Л.: А если я спрошу “Кого вы видите?”, какие вы должны называть предметы: живые или неживые?

Д.: Живые.

Л.: Итак, слушайте вопрос внимательно и отвечайте полным ответом. Что вы

Д.: Я вижу пенёк. Я вижу куст. И т. д.

Л.: Кого вы видите?

Д.: Я вижу медведя. Я вижу ежа. И т. д.

2) Употребление существительных в винительном падеже, закрепление работы по составлению предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме с использованием предметных картинок.

Л.: А теперь давайте составим предложения о том, как звери и птицы осенью готовятся к зиме по нашей схеме. (Выставляется модель-схема предложения).

Сколько слов должно быть в предложении?

Л.: Покажите на схеме, где должно стоять слово-предмет, о котором вы будете говорить.(Дети показывают).

А где должно быть слово-действие, которое рассказывает о предмете. (Дети показывают).

Для составления предложений, я вам приготовила картинки. Назовём некоторые из них. Что это?

Д.: Нора, берлога, грибы, юг, мех.

Л.: Выбирайте по 2 картинки, необходимых вам для составления предложения, заполняйте схему и “прочитайте” своё предложение.

(Каждый ребёнок выбирает необходимые ему картинки, подставляет их в схему, озвучивает своё предложение, подсчитывает количество слов в предложении, выделяет слово-предмет и слово-действие в своём предложении).

Примерные предложения:

Белка сушит грибы.

Заяц меняет шкурку.

Ёж делает норку.

Медведь ищет берлогу.

Птицы улетают на юг.

4.Физ.минутка.

А) Речь с движениями:

Л.: Дети превращаются в птичек. “Летайте” и говорите слова.

Птички летели, (дети хаотично перемещаются по

На ветки сели, комнате и “машут” руками)

Сели, посидели. (садятся на корточки)

Б) “Семантические абсурды”. И. “Путаница” (с мячом) на нахождение несоответствия в содержании речевого сообщения, преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.

Л.: Исправьте предложение, если услышите, что в нём что-то неправильно.

Гриб сушит белку.

Шкурка меняет зайца.

Норка делает ёжика.

Берлога ищет медведя.

Заяц ловит лису.

Дети исправляют предложения.

В) Пальчиковая гимнастика “Птички”.

Л.: Вспомним пальчиковую гимнастику про птичек.

Дети делают упражнение и проговаривают слова.

Эта птичка-соловей (дети загибают по одному пальцу на обеих

Эта птичка- воробей, руках, начиная с большого)

Эта птичка-совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-каростель,

Эта птичка-злой орлан. (машут, сложенными накрест, руками)

Птички, птички, по домам. (машут руками и бегут на свои стульчики)

5.Закрепление нового материала.

Ассоциативные словесные игры.

1) И. “Отгадай” - рассматривание сюжетных картинок с закрытой частью и составление предложений по схеме, придумывая последнее слово.

Л.: Составьте предложение по этой картине и нашей схеме (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью, в модели-схеме на место последнего слова ставится “?”). Внимательно слушайте вопрос. Отгадайте, кого моет мама?

Дети дают несколько вариантов ответов:

Мама моет ребёнка.

Мама моет брата.

Мама моет котёнка. И т. д.

Л.: Что моет мама?

Д.: Мама моет чашку. Мама моет посуду. Мама моет пол. И т. д.

Л.: Кого несёт мальчик? (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью).

Д.: Мальчик несёт собаку. Мальчик несёт сестрёнку. И т. д.

Л.: Что несёт мальчик?

Д.: Мальчик несёт сумку. Мальчик несёт игрушку. И т. д.

2) И. “Подскажи словечко”.

А) Л.: Я читаю стихотворение, в котором не хватает некоторых слов. Догадайтесь каких и подскажите мне.

Собрались и полетели

Птицы в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь …(берлогу).

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в …(дупло).

Б) Л.: Я читаю рассказ, а вы подсказывайте слова, которых не хватает в предложении.

Осеннее солнце светит неярко и греет слабо. Осенью тёмные тучи закрывают … . Из них моросит холодный осенний … . С деревьев осыпаются пожелтевшие … . Птицы улетают в тёплую … . Звери меняют летнюю … . Белка наколола на ветку … . Под старой елью медведь устраивает себе … .

1) Задание-тест на различение именительного и винительного падежей (по предметным картинкам для составления предложений).

Л.: Подумайте и скажите правильно.

Что это? Кто это? Что нарисовал художник?

Кто это? Кого нарисовал художник?

Д.: Нора – нору.

Белка – белку.

Ёж – ежа.

Медведь – медведя.

Берлога – берлогу.

2) Л.: Чему вы сегодня научились? Что вечером расскажите маме?

Д.: Я научился правильно отвечать на вопросы и находить живые и

неживые предметы. И т. д.

Л.: Давайте подсчитаем косточки. (дети считают количество косточек, набранных на занятии и определяют победителей).Спасибо за занятие, можете быть свободны.

Формирование словоизмене​ния у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществ​ляется с учетом закономерно​стей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы язы​ка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное ус​ложнение форм речи, заданий и речевого материала.

На начальном этапе работы проводятся нормирование сло​воизменения в диалогической речи (на уровне словосочета​ния, предложения), в дальней​шем - закрепление словоиз​менения в связной речи.

Программа формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения существительных.

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и мно​жественного числа:

Формы множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а, -йа.

2. Формирование беспред​ложных конструкций суще​ствительных единственного числа:

  • винительный падеж;
  • родительный падеж;
  • дательный падеж;
  • творительный падеж.

3.Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

4.Закрепление беспредложных форм множественного числа:

  • дательный падеж;
  • творительный падеж;
  • родительный падеж;
  • винительный падеж.

5. Предложно-падежные конструкции множественного числа.

Формирование словоизменения существительных

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

Закрепление формы множественного числа проводится в такой последовательности:

  • с окончанием -ы (стол - столы);
  • с окончанием -и (мяч - мячи);
  • с окончанием -а (дом - дома);
  • с окончанием -йа (стул - стулья).

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры «Один - много». В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.

  • Это рот, а это … (рты).
  • Это ухо, а это … (уши).
  • Это пень, а это … (пни).
  • Это лев, а это … (львы).
  • Это брат, а это … (братья).
  • Это дом, а это … (дома).

2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа.

С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется такая последовательность: именительный, винительный, родительный, дательный, творительный падежи.

В процессе работы с существительными в именительном падеже следует обратить внимание на дифференциа​цию значений одушевленности - неодушевленности. Одни слова могут называть живые предметы и поэтому к этим словам ставится вопрос: Кто? Другие слова обозначают не​живые предметы и отвечают на вопрос: Что?

Игра «Живые - неживые слова»

Детям предлагается поста​вить к предметным картин​кам соответствующий вопрос.

Что? (Солнце, цветок, ру​чей…)

Кто? (Ежик, дедушка, ба​бушка…)

Игра «Кто? Что?»

Стоит кто? (Мальчик, ба​бушка, мама, корова.)

Стоит что? (Деревня, дом, дерево.)

Игра «Будь внимателен» - для образования форм винительного падежа

Гладил что? (Юбку.)

Гладил кого? (Котенка.)

Мыл что? (Руки.)

Мыл кого? (Щенка.)

В работе над формами ро​дительного падежа рекомен​дуется такая последователь​ность:

  1. существительные м.р. с окончанием -а, -я (мяча, мос​та, карандаша, стола);
  2. существительные ср.р. с окончанием -а,-я (яйца, коль​ца, ведра);
  3. существительные ж.р. с окончанием -и,-ы (луны, парты, девочки).

Игра «Нет кого?»

Детям предлагается отве​чать на вопросы, употребляя существительные в родитель​ном падеже.

Хозяйка кормила кого? (Щенка, котенка, утенка…)

В лесу волк напугал кого? (Ежа, лисицу, зайца…)

При формировании систе​мы словоизменения существи​тельных дательного падежа рекомендуется такая последо​вательность:

  • существительные м.р. с окончанием -у, -ю (ежу, пету​ху, коню);
  • существительные ср.р. с окончанием -у, -ю (окну, вед​ру, кольцу);
  • существительные м.р. с окончанием -е и ж.р. с оконча​нием -а, -я (лисе, козе, пчеле).

Игра «Бюро находок»

Кому дать лисью шубу? Гри​ву и хвост? Пятна и клыки? Рога и копыта?

Наиболее продуктивным окончанием творительного па​дежа является -ом, окончание -ой появляется позже, поэтому существует такая последова​тельность:

  • существительные м.р. с окончанием -ом, -ем (ключом, ножом, топором, зноем);
  • существительные ср.р. с окончанием -ом, -ем (яйцом, кольцом, солнцем);
  • существительные м.р. с окончанием -а, -я в в.п. и ж.р. с окончанием -ой, -ей (пилой, косой, лапой, тучей);
  • существительные ж.р. с окончанием -ъю (дверью, тет​радью, кроватью).

Игра «Чем я могу помочь?»

Я могу пилить чем? (Пилой.)

Ем котлеты чем? (Вилкой.)

Рисую чем? (Карандашом.)

Вещи я глажу чем? (Утю​гом.)

3. Овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.

Винительный падеж

Игра «Закончи предложение»

Продавец встал за … (при​лавок).

Солнце спряталось за … (тучи).

Мальчик входит в … (ав​тобус).

Девочка поставила книги на … (полку).

Дательный падеж

Игра «Сказка»

Необходимо закончить пред​ложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.

Пятачок пришел в гости к …

Старик пришел к …

Принц торопится к …

Творительный падеж

Игра «Кто с кем? Кто с чем?»

Мальчик идет с … (папой).

Девочка идет с … (мамой).

Девочка играет с … (ко​том).

Мальчик играет с … (ма​шиной).

Предложный падеж

Игра «Еда для животных»

Медведь мечтает о … (рыбе).

Кошка мечтает о … (моло​ке).

Собака мечтает о … (кос​точке) и т.д.

4. Закрепление беспредложных форм существительных множественного числа.

Дательный падеж

Игра «Угости зверей»

Морковку дадим… (зайцу).

Косточку предложим … (щенку).

Молоко нальем … (котен​ку).

Зерна насыплем … (курице).

Творительный падеж

Игра «Путешествие»

В Австралию мы отправим​ся за … (крокодилами, кенгу​ру…).

В Евразию мы поедем за … (слонами, тиграми…).

В Арктику мы поедем за … (белыми медведями, тюленя​ми…).

Родительный падеж

Игра «Кто где живет?»

На севере много … (медве​дей, тюленей, моржей).

В тайге много …

В степи много …

Винительный падеж

Игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, я вижу … (Колю).

Привет, я вижу … (Лену).

Добрый день, я вижу … (Тамару).

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Предложно-падежные кон​струкции с существительными множественного числа пред​ставляют собой мало упо​требительные формы и являют​ся очень сложными для до​школьников с ОНР, их усвоение происходит в течение длитель​ного времени по тем же зако​номерностям, что и усвоение предложно-падежных конст​рукций существительных единственного числа.

1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными:

Дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.

2.Дифференциация глаго​лов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица:

дифференциация в един​ственном числе;

дифференциация во мно​жественном числе;

дифференциация 1-, 2-, 3-го лица единственного и множественного числа.

3.Согласование глаголов прошедшего времени с суще​ствительным в роде, числе:

  • согласование глаголов и существительных в мужском роде;
  • согласование глаголов и существительных в женском роде;
  • согласование глаголов и существительных в среднем роде.

Формирование словоизменения глаголов

Формированию словоизме​нения глагола и его согласова​нию с существительным уде​ляется большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает сказуе​мым. В связи с этим в работе по формированию словоизме​нения глагола у дошкольников с ОНР используется следую​щий речевой материал.

1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с су​ществительными в числе.

Дифференциация глагола 3-го лица единственного и множественного числа

Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, гово​рит - говорят, молчит - молчат, поет - поют.

2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица.

Дифференциация глаголов в единственном числе

Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо, единственное число)

Логопед. Сейчас я попро​шу тебя что-то сделать, а ты - послушный ребенок - отвеча​ешь, что делаешь, показывая картинку.

Иди! - Я иду!

Стой! - Я стою!

Беги! - Я бегу!

Читай! - Я читаю! и т.д.

Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо, единственное число)

Логопед задает вопросы, а ребенок отвечает.

Ты бежишь? (Я бегу.)

Ты несешь? (Я несу.)

Ты ешь? (Я ем) и т.д.

Игра «Расскажи о нем» (1-3-е лицо, единственное число)

Логопед читает детям пер​вое двустишие и показывает, как его надо изменить, затем произносит лишь двустишие из первого столбика, предла​гая ребенку самому его изме​нить.

Я бегу, бегу, бегу,

Я на месте не стою.

Он бежит, бежит, бежит,

Он на месте не стоит и т.д.

Дифференциация глаголов во множественном числе

Игра «Дружные ребята» (1-2-е лицо, множественное число)

Мы идем, и вы идете …

Мы поем, и вы … (поете).

Мы берем, и вы … (берете).

Мы несем, и вы … (несете).

3. Согласование глаголов прошедшего времени с суще​ствительными в роде и числе.

Игра «Он, она, они»

Согласование глаголов про​шедшего времени в роде и числе. Задавая вопрос, напри​мер, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед указывает на соответствую​щую картинку. Когда же за​дается вопрос с местоимения​ми он, она они, логопед жес​том показывает сразу две картинки.

Что делал мишка? - Он спал.

Что делала кукла? - Она спала.

Что они делали? - Они спали.

Что делал автобус? - Он ехал.

Что делала машина? - Она ехала.

Что они делали? - Они ехали и т.д.

Формирование словоизменения прилагательных

1. Соотнесение существи​тельных мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительных мно​жественного числа с местоиме​ниями он, она, оно, они.

2. Обучение правильному согласованию слов.

Автоматизация речевого навыка, т.е. закрепление уме​ния правильно согласовывать слова.

Формирование словоизменения прилагательных

Отсутствие правильного со​гласования прилагательных с существительными в роде и числе прослеживается у всех детей с ОНР без исключения. При этом согласование слов женского рода единственного числа обычно нарушается ред​ко, но заметно страдает согла​сование с существительными среднего рода («небо голу-боя»), мужского рода («зайчик белы» вместо белый), множе​ственного числа («флажки белы» или «шарики воздуш​ны»).

Формирование словоизме​нения прилагательных у до​школьников с ОНР осуществ​ляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладе​ли системой словоизменения существительных, так как при​лагательные «принимают» то или иное грамматическое зна​чение, ту или иную форму в зависимости от формы суще​ствительного.

Трудности усвоения систе​мы словоизменения прилагательных связаны с поздним их появлением в речи детей. Работу по обучению детей правильному согласованию слов-признаков с существи​тельными в роде и числе мож​но разделить на три этапа:

1) подготовительный - учить соотносить существи​тельные мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно, они; закрепить слит​ное произнесение сочетаний типа -ный, -мый и др.;

2) основной - обучать де​тей правильному согласова​нию слов;

3) заключительный - за​креплять умение правильно согласовывать слова.

На подготовительном этапе работа ведется с помо​щью предметов и игрушек в такой последовательности.

1. Логопед. Дети, все на​звания предметов можно раз​делить на несколько групп, для этого нужно научиться подбирать к названиям подхо​дящее слово: он, она, оно или они.

Сначала разложим картин​ки на две группы. (Показы​вает образец.) Вот груша. Сло​во «груша» можно заменить словом она. Предметы, о кото​рых мы говорим она, будут со​ставлять первую группу. А вот мяч. Это слово можно заменить словом он. Предметы, о кото​рых мы говорим он, будут со​ставлять вторую группу.

Далее делятся на две эти группы существительные жен​ского и мужского рода един​ственного числа. Первоначаль​но, чтобы помочь детям в правильном соотнесении су​ществительных с местоимени​ями он, она, можно обратить внимание на то, что если сло​во как бы «обрывается» (мяч, зайчик, шкаф и т.д), то его можно заменить словом он (ко​торое тоже как будто «обры​вается»). Если же слово мож​но «тянуть» (мама-а-а, крыша-а-а), то его заменяем словом она.

2. Когда дети усвоят соотне​сение существительных жен​ского и мужского рода со сло​вами он, она, подобная работа проводится с существительны​ми среднего рода (оно), т.е. образуется третья группа на​званий. Для начала следует подбирать картинки, в назва​ниях которых окончание сто​ит под ударением (колесо, вед​ро, окно), а затем добавлять и остальные.

3. После того как дети бу​дут без ошибок делить пред​меты на эти три группы (он, она, оно), логопед объясняет, что, когда предметов два и больше, про них можно ска​зать они.

Последовательность работы на основном этапе.

1. Перед детьми сначала поставляют две группы карти​нок (он, она). Логопед берет картинку из группы предметов она (например, тарелку) и спрашивает, выделяя голосом окончание -йа: «Тарелка. Она какая?» В целях зрительного подкрепления нужно исполь​зовать условно-графическую запись ____я, объясняя,

что полоса - это слово, а в конце написана буква я, так как в слове какая слышится йа. Логопед просит запомнить эту букву, затем помещает по​лоску бумаги с буквой я под картинками группы она.

2.Такая же работа прово​дится с группой предметов он и буквой й (___ й) с теми детьми, которые не запомни​ли используемые буквы. Вне занятий необходима специаль​ная работа по их быстрому уз​наванию (чтению). Важно от​метить, что на каждом заня​тии сначала отрабатывается весь ряд картинок одной груп​пы, например, он, затем ряд картинок группы она. Только после этого дети научатся бы​стро находить нужную форму прилагательного. Картинки этих двух групп можно пока​зывать вперемешку. Такой прием позволяет, лучите осво​ить систему согласования.

3. Работа с группой карти​нок оно проводится по прежне​му образцу (_____ е). Лого​пед, убирает слово-полоску и продолжает работу на матери​але одних картинок.

4. Аналогичная работа про​водится и с картинками груп​пы они.

Автоматизация навыка пра​вильного согласования прила​гательных с существительны​ми в роде и числе составляет задачу заключительного этапа.

1.Сначала отрабатываются названия цветов.

Игра «Разложи картинки»

Дети складывают разные пред​метные картинки соответственно цвету на игровом поле.

2. С помощью специальных речевых упражнений отраба​тываются относительные прилагательные.

Игра «Поваренок»

Из вермишели сварим суп какой? - вермишелевый, из гороха - гороховый, из риса - рисовый и т.д. Далее отрабаты​вается употребление прилага​тельных с противоположным значением (игра «Все наобо​рот»).

3. Отрабатываются притяжа​тельные прилагательные с ис​пользованием для образования словосочетаний существитель​ных: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, пе​рышко (средний род), следы (множественное число).

4. Закрепляется навык со​гласования существительных с прилагательными в связной речи. Например, детям дает​ся схема описания яблока:

«Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное».

Наглядный материал для формирования словоизмене​ния подбирается с учетом лексико-грамматической темы, грамматические блоки распре​деляются от простого к слож​ному и по принципу концен​тричности.

Пособие «Волшебный кубик» (для детей 5-6 лет).

Игра «Кто больше?»

Цели: обогащать глаголь​ный и предикативный сло​варь; закреплять умение со​гласовывать слова в роде и числе.

Оборудование: кубик, пред​метные картинки.

Игра «Подбери предмет по форме»

Цель: закреплять умение согласовывать имя существи​тельное с прилагательным.

Оборудование: кубик, кар​точки с изображением геомет​рических фигур.

Игра «Составь предложение»

Цели: закреплять умение строить предложения, пра​вильно употреблять предлоги.

Оборудование: кубик, сюжетные картинки.

Игра «Кто в домике живет?» (для детей 5-6 лет).

Вот стоит домик.

Кто в нем живет? Гномик?

А может в нем живет игра?

Нам заглянуть сюда пора.

Какие здесь дара!

Слушай правила игры!

Варианты игр:

Игра «Чья голова? Чей хвост?» (оранжевый, большой кубик)

Цель: совершенствовать на​вык образования притяжа​тельных прилагательных.

Игра «Скажи правильно» (желтый, большой кубик)

Цель: учить правильно, со​гласовывать существительные с числительными.

Игра «Придумай слова-действия» (розовый, большой кубик)

Цель: учить образовывать глаголы от существительных.

Игра «Расскажи сказку» (красный, большой кубик)

Цель: развивать связную речь.

Игра «Кто что делает?» (малиновый, большой кубик)

Цель: расширять глаголь​ный словарь по теме «Профес​сии».

Игра «Кто как передвига​ется?» (синий, большой кубик)

Цель: расширять глаголь​ный словарь по теме «Транс​порт».

Игра «Ромашка» (для детей 5-6 лет)

Цель: закреплять обобщаю​щие понятия - овощи, фрук​ты.

Игра «Поваренок» (для детей 4-6 лет)

Цели: формировать навык словообразования; активизиро​вать словарный запас; расши​рять представления об окру​жающем мире.

Содержание: логопед разда​ет «кастрюли», дети рассмат​ривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох - от фасоли и т.д., затем образуют прила​гательные, например: верми​шелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагатель​ные вводятся в предложения различных моделей: «Из го​роха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в каст​рюлю и сварю рисовую кашу» и т.п.

Игра «Разложи по цвету»

Цели: закрепить название цветов; учить согласовывать существительные с прилага​тельными.

Игра «Умный поезд»

Цель: учить заменять суще​ствительные словами он, она, оно; различать слова женско​го, мужского и среднего рода.

Шамсутдинова Л.А.,
учитель-логопед

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе по теме: «Словоизменение. Образование существительных во множественном числе с использованием лексической темы «Профессии»

Цели:

  1. Расширение и активизация предметного словаря по теме «Профессии».
  2. Закрепление умения образовывать форму множественного числа имен существительных мужского рода родительного падежа.
  3. Закрепить навык употребления слов сложной слоговой структуры (трехсложные слова с двумя стечениями, четырехсложные слова со стечением в середине, слова из шести слогов)
  4. Развитие слухового внимания (учить вслушиваться в речь логопеда), логического мышления (отгадывание загадок, нахождение лишнего предмета)
  5. Учить детей составлять распространенное предложение по схеме типа:
    Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное

Лексический материал:

1. Слова, сложные по семантике: пекарь (человек, который печет хлеб), спасатель (человек, который помогает людям, попавшим в беду)
2. Слова, сложные по слоговой структуре (строитель, милиционер, библиотекарь, отвертка, парикмахер)

Оборудование: предметные картинки по лексической теме «Профессии»

Ход занятия

1 Этап. Активизация предметного словаря по теме «Профессии». Развитие логического мышления.

Организационный момент
Логопед: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
(Дети садятся на свои места).
Логопед: Отгадайте загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Салаты, винегреты?
Дети: Повар (фотографии людей разных профессий лежат на столе перед детьми)
Логопед: Правильно. Паша, подойти ко мне, найди фотографию повара и размести её в левом верхнем углу доски.

Логопед: Следующая загадка:
Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
Дети: Доктор
Логопед: Правильно. Галя, подойти ко мне, найди фотографию доктора и размести её в правом верхнем углу доски.
Логопед: Следующая загадка
В доме десять этажей,
В доме тысяча людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?

Дети: Строитель.
Логопед: Правильно. Артем, подойти ко мне, найди фотографию строителя и размести её между фотографиями повара и доктора.

(аналогично можно попросить других детей развесить другие фотографии на плоскости доски)
Логопед: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О профессиях.

2 Обучающий этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей».

Логопед размещает на доске картинки с изображением профессий людей в единственном и множественном числе и дает детям следующую инструкцию:
Логопед: Послушайте, как по разному звучит:
один врач, а много врачей;
один учитель, а много учителей
(логопед утрировано выделяет окончания слов)
Логопед: Что меняется в слове врач и врачей?
Дети: конец слова
Логопед: Давайте попробуем вместе - один воспитатель, а много кого?
Дети: воспитателей
Логопед: один спасатель, а много?
Дети: спасателей
(аналогично со словами писатель - писателей, пекарь - пекарей, водитель - водителей, строитель - строителей).



Физкультминутка (закрепление навыка употребления слов сложной слоговой структуры)
Детям предлагают выйти на ковер.
Логопед: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть инструменты столяра, а вы будете ловить мяч и делить слова на слоги. Молоток
1-й ребенок: Мо-ло-ток. Три слога
Логопед: Отвертка
2-й ребенок: От-верт-ка. Три слога
И так далее со словами: рубанок, дрель, топор, ножницы, шило.
(Логопед показывает детям картинки с изображением молотка, отвертки, рубанка, дрели, топора, ножниц, шила).

3 этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «-ов».

Игра « Путешествие с Незнайкой»
Логопед: (таинственно) Незнайка путешествовал с друзьями-коротышками в волшебной стране. Там они потерялись, и Незнайка решил найти их.
Логопед: Доктора Пилюлькина он нашел там, где много кого?
1-й ребенок: Докторов
Логопед: Где он?
Дети: в поликлинике, в больнице
Логопед: Музыканта Гуслю он нашел там, где много кого?»
2-й ребенок: Музыкантов
Логопед: Где он?
Дети: на празднике, на концерте
Логопед: Художника Тюбика он нашел там, где много кого?

3-й ребенок: Художников
Логопед: Где он?
Дети: на выставке
Логопед: Повара Сиропчика он нашел там, где много кого?
4-й ребенок: Поваров
Логопед: Поэта Цветика он нашел там, где много кого?»
5-й ребенок: поэтов
Логопед: Где он?
Дети: на кухне
(аналогично с профессиями космонавт, рыбак, дворник, машинист, тракторист)

4а этап (практическое закрепление умения образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей» и «-ов».

Игра «Закончи предложение»
Логопед: Ребята, сегодня утром почтальон прислал мне письмо, но оно в дороге промокло и последние слова исчезли. Давайте попробуем назвать их.
Логопед: В парикмахерской работает много…
1-й ребенок: парикмахеров
Логопед: На стройке работает много…
2-й ребенок: строителей
Логопед: В магазине работает много…
3-й ребенок: продавцов
Логопед: За порядком в городе следит много…
4-й ребенок: милиционеров
Логопед: Завод охраняет много…
5-й ребенок: сторожей
Логопед: В библиотеке работает много…
6-й ребенок: библиотекарей

4 б этап. Учить детей составлять предложение по схеме типа:
(Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное)

Логопед: Придумайте предложение по схеме. Первой задание выполняю я. Например, На стройке не встретишь учителей, врачей.
В библиотеке не встретишь милиционеров, поваров и т.д.

Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня говорили. Что вам больше всего понравилось на занятии. Выходит тот, кто вспомнит: в больнице много кого? и т.д.