Свобода определение обществознание. Словарь обществознание

Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Проблемы социально-политической и духовной жизни. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания, в части 3 - 2 задания.

1. Слова «Свобода есть осознанная необходимость» принадлежат

1) Т. Гоббсу
2) Г. Гегелю
3) Ж.Ж. Руссо
4) Дж. Локку

2. Философская концепция, согласно которой в мире и в чело­веческой жизни всё предопределено роком и судьбой, назы­вается

1) фатализмом
2) экзистенциализмом
3) материализмом
4) идеализмом

3. Одно из течений в философской мысли, которое уделяет большое внимание понятию «свободы» и определяет её как выбор личностью одной из бесчисленных возможностей, называется

1) фатализмом
2) экзистенциализмом
3) материализмом
4) идеализмом

4. Точка зрения, утверждающая, что люди ничего не делают по собственной воле, а в зависимости от предвидения Божь­его, принадлежит

1) М. Идену
2) М. Л. Кингу
3) М. Лютеру
4) Ф. Энгельсу

5. От времён Сократа и до нашего времени спорный в филосо­фии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками, представляет собой вопрос о свободе

1) воли
2) слова
3) совести
4) вероисповедания

6. Ж. П. Сартр и М. Хайдеггер, которые усматривали в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу свободу воли к своево­лию, являются представителями

1) атеистического экзистенциализма
2) объективного идеализма
3) марксизма
4) анархизма

7. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каж­дый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность, называется

1) идеализмом
2) объективизмом
3) экстремизмом
4) фатализмом

8. Идеалистическое направление в философии, рассматри­вающее волю в качестве первоосновы мира, противопостав­ляющее её объективным законам природы, называется

1) идеализмом
2) волюнтаризмом
3) рационализмом
4) фатализмом

9. Утверждение о том, что одно сознание свободы, без возможности её практического воплощения в деятельности является лишь иллюзией реальной свободы, характерно для представителей

1) объективного идеализма
2) экзистенциализма
3) марксизма
4) субъективного идеализма

10. К конституционным правам в России не относится:

1) свобода слова
2) свобода собраний
3) свобода действия
4) свобода совести

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) На протяжении веков менялось философское понима­ние свободы. (Б) Так, на ранних этапах развития человече­ской мысли (например, в Древней Греции) под свободой чаще всего рассматривалась возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. (В) По мнению учёных, действующих в рамках социологиче­ского подхода, свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. (Г) Сто­ронники этико-психологического подхода рассматривают сво­боду как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «свобода».
Государство, воля, осознанная необходимость, независи­мость, ответственность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

3. Вставьте пропущенное понятие.

__________ — это способность человека действовать в соот­ветствии со своими интересами, целями, осуществлять на­меченный выбор в рамках конкретных условий, ответст­венности и сознательности.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В __________ (А) экзистенциализма большое место занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как выбор __________ (Б) одной из бесчисленных __________ (В). Вопрос о свободе превращён экзистенциалистами в чисто этическую проблему и свобода понимается ими в духе крайнего __________ (Г), как __________ (Д) личности от __________ (Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыслен­но заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) личность
2) философия
3) индивидуализм
4) общество
5) свобода
6) коллектив
7) возможности

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Соци­альные нормы как ограничитель свободы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, рас­кройте его смысл, обозначив при необходимости разные ас­пекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспек­тов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргумен­тации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие по­нятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1) «Бороться за свободу законным образом можно только в том случае, если ей уже обладаешь» (Т. Котарбиньский).
2) «Для свободы все высоты достигаемы» (М. Горький).
3) «Свобода — это ответственность. Вот почему её все так боятся» (Дж. Б. Шоу).

Ответы на тест по обществознанию Свобода в деятельности человека
Часть 1
1-2
2-1
3-2
4-3
5-1
6-1
7-4
8-2
9-4
10-3
Часть 2
1. 1222
2. государство
3. свобода
4. 217354

Для каждого человека существует собственное понятие свободного общества: свобода мысли, право на выбор, освобождение от стереотипов... Общество, свободное от оков правительства и излишней тирании со стороны властей, считается самым желанным в современном мире.

Утопия

Полное свободомыслие, отсутствие преград в оспаривании чьих-либо идей, низкий уровень влияния различных силовых структур на индивидуумов - все это, согласно многолетним исследованиям, невозможно полностью реализовать в разумном социуме. Большинство ученых считают свободное общество утопией, а все потому, что в определенных рамках воплотить в жизнь такую мечту нельзя, так как в любом случае будут ущемляться права других людей.

К примеру, во время рассмотрения чьего-либо предложения некоторые лица будут недовольны и выразят свое недовольство напрямую автору идеи. Ввиду необоснованности такого протеста, в законную силу не сможет вступить какой-либо важный законопроект, что чревато торможением дальнейшего развития социума.

Термин "свободное общество": что под ним понимают люди?

У многих данное понятие ассоциируется с раскрепощенностью в поведении, в выборе полового партнера (бисексуализм, гомосексуализм), а также с анархией и полным беззаконием. Редко индивидуумы в состоянии до конца понять, что действительно собой представляет свободное общество. Понятие о подобных социальных группах расшифровывается таким образом: права государства ограничены, оно имеет возможность вмешаться в жизнь отдельного индивида в случае необходимости поддержания нормального функционирования и развития социума. То есть силовые структуры, представляющие власть, могут контролировать человека только при возможной угрозе с его стороны для других людей.

Признаки свободного общества

Свободомыслящий социум, где ключевой фигурой является народ и его потребности, не может развиваться без определенных факторов. Свобода каждого состоит не только в его праве выбора, но еще и в возможности действовать так, как заблагорассудится ему, естественно, в рамках устоявшихся принципов и морали.

Признаками считаются:

  • Свобода предпринимательской деятельности.
  • Большое количество политических партий, представляющих интересы разных слоев населения.
  • Демократия, избранная в качестве главного варианта управления государством.
  • Повседневная жизнь граждан регулируется дистанционно, при помощи общепринятых демократичных законов и

Социологические модели общества

Различные модели свободного общества, как и других социальных групп, представлены ниже:

  • Функционалистская. Общество является стабильной и относительно устойчивой, интегрированной структурой. Оно состоит из социума, чья деятельность направлена на обеспечение стабильности, при этом учитываются ценности народа.
  • Социокультурная. Объединяет в себя учение о человеке из социологии и антропологии. Здесь важны следующие аспекты: мораль, общественные нормы, роль человека в окружающей среде, семья, взаимосвязь людей между собой.
  • Конфликтная. Общество постоянно меняется, его перемены могут быть как индивидуальными, так и масштабными. Социальные конфликты неизбежны, так как социум основан на принуждении одних индивидуумов к подчинению другим.

Примеры

Несмотря на то что само понятие свободного общества считается утопией, существует 2 вида политических систем управления, применяемых в различных государствах. Примеры свободного общества:

  • Либеральное государство.
  • Демократическое государство.

Свободным можно назвать также гражданское общество. А из истории в качестве примера можно было бы привести СССР. Но здесь есть один нюанс. С момента становления Страны Советов слово "свобода" фигурировало практически в каждом лозунге различных партий. Однако со временем стало ясно, что население государства вряд ли можно назвать свободным обществом. Безусловно, утопия присутствовала в некоторых аспектах, но все же власти вели тотальный контроль над своими гражданами (КГБ, разведка, "бдительные сограждане", дружинники).

Демократическое государство

Демократия - основополагающий способ управления страной в целом и членами различных социальных групп в частности. Это достаточно сложное, многогранное понятие. Общество, свободное от излишнего внимания со стороны правосудия, а также направленное на реализацию воли, желаний и интересов народа, является демократическим. В современной политике редко встречаются государства, избирающие исключительно демократический режим правления.

Признаки

Общество, свободное и демократическое, не может существовать без определенных условий. Его развитие напрямую связано с наличием:

  • Избирательного права (причем для каждого члена общества).
  • Равноправия, свободы слова.
  • Государственной власти, полностью зависящей от мнения и воли народа.
  • Партий, организаций, отвечающих предпочтениям и интересам граждан.

Либеральное государство

В либерализме прерогативой считается свобода личности каждого отдельного гражданина. Причем демократия, различные моральные принципы и устои являются средствами для достижения свободы. В либеральном государстве неприемлемы никакие попытки со стороны властей контролировать духовную, экономическую деятельность населения. Однако существует одно но в политическом режиме такого рода: общество, свободное от давления со стороны правоохранительных органов и прочих инструментов власти, не до конца является свободным. Государство все же контролирует индивидуумов, как бы говоря: "Можно менять и делать все что угодно, но власть менять нельзя". считается неустойчивой, переходной формой правления.

Признаки

Для либерализма характерны следующие черты:

  1. Политическая нестабильность.
  2. Постоянное образование различных пропагандистских
  3. на судебную, исполнительную, законодательную, дабы обезопасить граждан от возможного произвола со стороны каких-либо структур.
  4. Осуществление программ, не обладающих силой и популярностью среди народа.
  5. Призыв к свободным рыночным отношениям, признанию частной собственности.
  6. Принятие прав и свобод народа, развитие независимых от властей источников информации.

Свобода личности - одна из высших ценностей человека и это понятие рассматривается разными науками: философией, политологией, социологией. Но существуют различные взгляды и интерпретации этой категории. Рассмотрим эти трактовки и узнаем кратко о свободе и необходимости в деятельности человека.

Понятие свободы

Свобода - это возможность человека действовать по своему желанию, беспрепятственно реализовывать интересы и потребности.

Основные признаки свободы:

  • эта категория закреплена Всеобщей декларацией свободы;
  • она не безгранична, так как полная свобода действия одного человека может нарушить права другого;
  • ограниченность свободы для уважения прав других людей также призвана облегчить выбор человека.

Человек, обладая полной свободой действий, не сможет сделать выбор. Например, философ Ж. Буридан написал рассказ, иллюстрирующий это утверждение. В нем осел, стоявший между двумя одинаковыми стогами сена, не смог определиться и умер от голода.

Понятие необходимости

Этот термин можно определить как то, что непременно должно произойти в силу определенных закономерностей.

Существует много точек зрения по вопросу, что такое необходимость.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • религиозная теория

Некоторые люди считают, что свободы не существует, а жизнь человека полностью зависит от воли бога. Другие все же разделяют божественное предопределение и свободу, которая, по их мнению, состоит в том, что человек может выбирать между добром и злом.

  • философская теория

Сторонники данной теории утверждают, что в природе есть законы, которые действуют независимо от человека и неподвластны его воле.

Ответственность

Ограничение свободы связано с влиянием на человека внешней и внутренней ответственности. Разберемся в этих понятиях.

  • внешняя ответственность

В обществе действуют установленные и признанные нормы. Если человек их не соблюдает, то это вызывает осуждение. Например, нормы морали требуют от человека вежливого отношения к пожилым людям. Если кто-то проявляет грубость и пренебрежение по отношению к старшим, это вызывает негативную реакцию окружающих.

  • внутренняя ответственность

Под внутренней ответственностью понимают внутреннее осознание человеком важности соблюдения правил и норм, его готовность не только принять существующие законы, но и те санкции (наказания), которые к нему применят в случае нарушений. Например, человек понимает, что всегда нужно переходить дорогу по зебре, так как это правило установлено для его безопасности.

Что мы узнали?

Свобода - это возможность человека реализовывать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей и учитывая свою ответственность перед обществом. В этом состоит необходимость, то есть те законы, которые действуют независимо от человека, но должны им соблюдаться. Свобода и необходимость в деятельности человека признаны современными государствами как значимые и закреплены в официальных документах.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 62.

ОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

В Новое и Новейшее время стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма проявилось с особой силой. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе.

2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

Неограниченная свобода выбора приведёт к хаосу. Многим людям если дать неограниченную свободу они захотят очень многого и не будут знать предела, а ведь на Земле многие блага сами по себе ограничены и с этим необходимо смириться. Кроме этого, исчезнут правила и законы, не будет наказания за такие страшные преступления как кражи и убийства и т.д. И третий вариант развития событий связан с невозможностью абсолютной свободы. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение при принятии решения. Широко известно нарицательное выражение «буриданов осёл». Французскому философу Ж. Буридану (ок. 1300 - 1358) приписывается рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода. Также могло бы произойти и с человеком.

3. Как свобода трактуется в христианском вероучении?

В христианском вероучении свободы как таковой – нет. Христиане усматривают здесь Божий Промысел. Им предопределено всё. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но всё в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Мартин Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения.

4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей.

Очень важно в своих решениях учитывать объективные законы природы, чтобы не попасть в трудную ситуацию. Например, если мы знаем, что в данной местности есть недалеко действующий вулкан, мы не будем здесь строить своё жильё, т.к. это представляет опасность.

5. В чём выражается общественная необходимость?

В самом общем виде общественная необходимость означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Основными механизмами общественной необходимости являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Общественная необходимость воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Общественная необходимость, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность».

Связь между данными понятиями очень существенная: свобода подразумевает наличие вариантов выбора. Свобода выбора подразумевает ответственность индивидуума за сделанный выбор.

В общем, термин «свободное общество» используется для обозначения общества, где в действительности функционируют политические и экономические идеалы. В теории свободного общества - все люди имеют свободный доступ к власти и необходимым им ресурсам для реализации своего потенциала. В основе свободного общества лежит три составляющие: экономическая свобода, свобода слова и свобода вероисповедания.

Экономическая свобода основывается на свободном от любого государственного вмешательства функционировании рынка. Единственное, что находится под контролем государства - это защита прав собственности. Цены должны устанавливаться лишь участниками экономических взаимодействий на основе спроса и предложения. При экономической свободе, каждый изготовитель имеет право производить то, что он хочет, а каждый покупатель приобретать любой товар у любого производителя. Тем самым, в свободном обществе не должно существовать монополий, цены не могут искусственно завышаться.

Свобода слова подразумевают под собой право каждого человека оглашать свою точку зрения, отсутствие цензуры. Хотя это право и используется в ряде стран, в реальности его соблюдение очень далеко от идеала. Свобода вероисповедания означает полную свободу в выборе религиозной конфессии, а также право не исповедовать никакую религию вообще.

Человек должен иметь право на неограниченную свободу в собственной жизни, свободу в преследовании собственных целей, но ровно до тех пор, пока он не станет нарушить права других людей. Поэтому государству требуется только обеспечить права каждого человека, а не ущемлять их. Только тогда возможно создание свободного общества.

ЗАДАНИЯ

1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

Жизнь человека в обществе ограничена законом. И как бы нам не хотелось перейти улицу в неустановленном для этого месте, нас накажут, так как это нарушение правил дорожного движения.

2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?

«Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».

3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода - это выбор».

Свобода - это отсутствие каких-нибудь ограничений стеснений в чем-нибудь. Соответственно, свобода даёт человеку право выбора на всё.

4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

Свободное общество – это общество неограниченное никакими законами. Существовать в таком обществе было бы не возможно, наступил бы хаос. Таким образом, абсолютно свободное общество – это иллюзия, и любой достаточно образованный и думающий человек осознает это. Возможно лишь стремиться к свободе, но при этом важно поступать по совести, не теряя человеческого достоинства, обязательно соотнося свои поступки с комфортом окружающих.

5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо.

Губернатора убьём,

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Такое толкование свободы и приводит к вседозволенности, которая порождает воровство, убийства, ложь и т.д., что и наблюдалось в русских селеньях в начале XX в. при очередной забастовке против помещика.

Некоторые темы, вынесенные в кодификатор ЕГЭ по обществознанию, кажутся Вам расплывчатыми и философскими, лишенными конкретики? Напишите эссе на эту тему, и Вы лучше сформируете свое представление о ней.

Свобода — это осознанная необходимость

В моем курсе подготовки к написанию эссе более 50 разобранных экспертом ЕГЭ тренировочных эссе абитуриентов 2013-2016 гг.

Завершаем эссе собственным выводом, основанном на перифразе цитаты. Собственное отношение к мысли автора Вы можете дать и вначале, и в середине, и в конце эссе.

Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах — это защита общества от произвола, безнаказанности, хаоса в социальной жизни.

И вот так выглядит наш взгляд на философскую проблему свободы, подкрепленный знанием теории и философских концепций:

29.1 Философия.

«Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может. Основной идеей высказывания является зависимость деятельности человека от устоев общества.

Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.

Что такое необходимость? Эту философскую категорию можно понимать по разному. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость).

Это и наши обязанности, то, без чего нет свободы. Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей. Это и естественные права — на жизнь, свободу, собственность, и политические (избирать и быть избранным, участвовать в управлении государством, отправлять правосудие), и социально-экономические (на труд, образование, медицинское обслуживание).

В тоже время, получение основного общего образования для каждого гражданина РФ является конституционной обязанностью. И простой необходимостью обладать знаниями, нужными для жизни в современном обществе.

Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других.

А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви. В 1874 году революционеры-народники организовали «хождение в народ» образованной молодежи, студенчества. Они пытались объяснить крестьянам, что государство кабальными условиями крестьянской реформы лишило их свободы. Агитировали крестьян бунтовать, не платить подати и выкупные платежи. Но, не встретили сочувствия, движение провалилось. Но стало одной из форм борьбы за «свободу» в понимании интеллигенции XIX века.

А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.

Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет! Ему все равно пришлось в итоге подчиниться требованиям социума, раскаяться и смириться.

Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах это защита общества от произвола, безнаказанности, хаоса в социальной жизни.

Заметим, что с помощью эссе Вы можете прорабатывать не только философские проблемные темы кодификатора. Но и любую тему. Понимание проблемы, выраженное в сочинении на тему — показатель высокого уровня освоения материала. Осталось только грамотно подобрать цитату для тренировки, в чем мы готовы помочь Вам в комментариях, а также в нашей группе