Старообрядцы в белоруссии. Как живут в беларуси потомки староверов, пришедших из россии три века назад Старообрядцы занимались земледелием в белоруссии

Традиции и духовное наследие старообрядческой культуры составляет уникальное своеобразие гомельского региона.

Старая вера — против новых реформ

1 января мы отметили Новый Год, 14 января многие празднуют еще и "старый" Новый Год. А вот некоторые встречают Новый Год 1 сентября. Это приверженцы старинной веры, более известные у нас как старообрядцы, или староверы. И на календаре старообрядцев некоторых толков сегодня 7525 год от сотворения мира. Как и когда старообрядцы появились в наших краях и чем они живут сейчас?

В 1666 году московский патриарх Никон решил провести реформы. "Западник" Никон захотел приблизить древнюю православную обрядность времен Киевской Руси к современным ему греческим образцам, что вызвало в народе мощное движение протеста. Приверженцы старой веры получили тогда имя "старообрядцев". Впрочем, патриарх и царская власть предпочитали именовать их "раскольниками" и начали подвергать жестоким преследованиям. При этом разногласия были чисто обрядовыми — существенных догматических различий между старообрядцами и "никонианами" не было. Протест, религиозный по форме, был скорее социальным по содержанию — против усиления самодержавного государства, закрепощения крестьян и угнетения горожан. Да еще против иноземных купцов-"немчинов", дышавших не только смрадным табачным зельем, но и разорительной для русских купцов конкуренцией. Как бы там ни было, но от гонений "никониан" часть старообрядцев подалась в бега — многие осели в приграничных землях Великого княжества Литовского.

На острове реки Сож около 1685 года возник новый старообрядческий центр — Ветковская слобода. Ее основали иерей Кузьма, бывший настоятель церкви Всех Святых в Москве на Кулишках, и священник из Белева Стефан. Поскольку среди прибывших "на Ветку" беглых было много купцов и ремесленников из Москвы, они и центральное место своей столицы в изгнании назвали Красной площадью. В Гомеле также выросли зажиточные старообрядческие слободы.

Пока сторонники старой русской веры в самой России укрывались в глухих лесных скитах и жили в подполье — в буквальном смысле этого слова, — в погребах и подземельях, их оказавшиеся в Беларуси собратья процветали. В Ветке и Гомеле развивались ремесла и торговля, сложилась даже своя ветковская школа иконописи. Ветка стала столицей всего русского старообрядчества "беглопоповского" толка. По своему населению Ветка с окрестными слободами в те времена была сопоставима с Киевом! Но в 1734 году была окружена войсками, посланными императрицей Анной Иоанновной, и дотла сожжена. Население было введено на территорию Российской империи.

Вторая "выгонка" повторилась при Екатерине II в 1765 году — и после нее столица раскола уже не оправилась. Именно во время этой второй карательной экспедиции в Ветку впервые попал Емельян Пугачев, тогда еще — казак на царевой службе. Второй раз он побывал в Ветке и Гомеле в августе 1772 года, когда уже сам находился в бегах. Существует мнение, что план восстания для Пугачева, включая его "самопровозглашение" чудесно спасшимся царем Петром III, разработали именно ветковские старцы. Тесные связи местных старообрядцев с казачьим Доном установились еще в конце XVII века, именно в Ветке варили миро для донских скитов. В качестве доказательства его "августейшего происхождения" ветковчане передали будущему грозному "крестьянскому царю" подлинное знамя Голштинской гвардии Петра III.

© Sputnik / РИА Новости

Картина М.И.Авилова "Подвоз пушек Пугачеву"

Некогда под Гомелем, в дремучем лесу, нашли спасение беглые старообрядцы, основавшие тут свой скит. Название он получил соответствующее — Спасов монастырек. В находившейся здесь же Ильинской церкви, согласно легенде, молился Емельян Пугачев. Ильинский храм и поныне стоит на высоком косогоре возле берега Сожа и как молчаливый столп глубокой старины подпирает небо золочеными куполами…

Буйство и разгул

Но у района "Монастырек" до последних лет была и другая слава — криминальная. Появиться вечером в его запутанных переулках было занятием не для слабонервных. Из "монастырьковских" вышел и костяк одной из знаменитых гомельских ОПГ "лихих" 90-х — группировки "Коли Солдата"…

Действительно, гомельские старообрядцы отличались буйным нравом. В Речи Посполитой, в состав которой долго входили Гомель и Ветка, земельные магнаты нередко вели настоящие феодальные войны между собой. Но стоило нанять воинственных староверов, как это делали, например, владельцы Ветковщины паны Халецкие — и победа над любым кичливым противником была гарантирована.

При этом старообрядцы были абсолютными трезвенниками — не только алкоголь, но даже чай не употребляли. И самоваров в своем дому не держали, "яко кипящую и дымящую змею". Только на старообрядческом соборе 1908 года было не без труда было достигнуто согласие — умеренное употребление водки, чая и сахара не считать грехом.

Снова в России

После присоединения в 1772 году Гомеля к Российской империи последние, кто этому радовался в городе, были старообрядцы. Ведь теперь они снова подпадали под власть "никониан". Но постепенно все утряслось. Новый владелец Гомеля, государственный канцлер России, граф Николай Румянцев был большой любитель старины и всякой экзотики. К старообрядцам он относился с нескрываемой симпатией, считал их "лучшим и трудолюбивейшим элементом населения", писал первый исследователь истории Гомеля А. Виноградов. Румянцев нередко жертвовал на их нужды и землю, и лес, и строительные материалы, за что старообрядцы встречали его с царскими почестями, выходя за ограду с крестами, иконами и зажженными свечами при колокольном звоне и пении духовных песен. Граф контролировал монастырскую жизнь всесторонне, так как старообрядцы считались его крепостными.

Но если одним староверам в качестве новых владельцев доставались такие просвещенные деятели, как Румянцев, то другим везло меньше. В 1829 году старообрядцы Ветки и Косицкой слободы подняли восстание против властей и польской княгини Любомирской, которая попыталась обратить их в своих крепостных. Не случайно, что во время восстания 1863 года старообрядцы Гомеля за свой счет снарядили полусотню конных ратников для борьбы с повстанческими отрядами. Кстати говоря, белорусских революционеров типа "Чырвонага жонда" и Константина Калиновского на Гомельщине не было — действовавшие тут повстанцы считали себя поляками и просто намеревались восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года.

Между тем и от царского правительства гомельские староверы также не видели много хорошего. Их храмы и иконы, правда, теперь уже не сжигали, и их самих не депортировали — как это было во времена Анны Иоанновны в XVIII веке. Но и строить новые "раскольничьи" церкви тоже не разрешали. А старые — постепенно закрывали. Так, в Ново-Белице в 1850 году был ликвидирован старообрядческий Пахомьев скит, а его церковь — передана официальным церковным властям. В том же году по высочайшему повелению Николая I была закрыта Ильинская церковь и женский Спасов монастырь. Поэтому часть гомельских старообрядцев в 1852 году, при проезде царя через Гомель, подала ему челобитную о принятии так называемого "единоверия" с государственной церковью. Единоверческими стали и "пугачевская" Ильинская церковь, и монастырь в Ченках, выросший на месте глухого лесного скита. Но истовые старообрядцы в гомельских слободах с красноречивыми названиями "Монастырек" и "Спасова слобода" продолжали справлять свои службы в деревянных молельнях и частных домах.

© Sputnik Юрий Глушаков

Только революция 1905 года вынудила Николая II даровать подданным свободу совести. В 1905 году была построена старообрядческая Преображенская церковь. При этом значительная часть староверов, отличавшихся жестким консерватизмом, революцию не только не поддержала, но и рьяно выступала против "бунтовщиков". Гомельское отделение печально известного "Союза русского народа" возглавлял как раз строительный подрядчик из старообрядцев Аким Давыдов, а костяк его боевиков составляли молодцы из Монастырька, не дураки выпить и подраться. В то же время "сознательная" молодежь из староверческих семей двинулась в революцию и боролась с ненавистной им царской властью с той же страстностью, что и протопоп Аваакум в свое время. Выходцы из Ветки братья Малеевы стали известными эсеровскими боевиками, принимали участие в подготовке покушения на Столыпина. В 1917 году Иван Малеев был избран депутатом Учредительного собрания.

Крест и бандиты

На месте деревянного молитвенного дома староверов ветковского беглопоповского толка в Гомеле еще до революции была построена земская больница (ныне — Гомельская городская больница скорой медицинской помощи). При Советской власти на месте другой старообрядческой молельни в Монастырьке была сооружена первая гомельская электростанция. Из-за этого взорвавшего патриархальный быт события несколько проживавших там же в своих домах семей в своем возмущении дошли до Ленина. После чего личным распоряжением Ильича им были выделены земельные участки — вдвое больше, чем были, и оказана государственная помощь при возведении нового жилья. В годы антирелигиозных гонений 30-х годов Ильинская церковь была закрыта, возобновила работу во время немецкой оккупации и больше уже ее не прекращала. Никольская православная церковь в Гомеле не закрывалась никогда.

Не секрет, что многим староверам был присущ бытовой антисемитизм. Но они же укрывали евреев в Монастырьке во время стрекопытовского погрома в марте 1919 года. В 1920-х годах старообрядец из гомельского района "Залиния" Артамон Павлович Широков работал торговым агентом. Один раз он отправился на закупку товара в соседнюю Черниговскую губернию вместе с напарником — евреем Марголиным. На лесной дороге их остановили бандиты. "Товар ваш конфискуем, а вас, жидов — будем вешать", — заявили вышедшие из леса хлопцы с обрезами. "Я — христианин", — вытащил из-под рубашки свой крест Широков. "Хорошо, иди. А этого — на сосну", — распорядился атаман. "Тогда вешайте и меня", — уперся Артамон. И, желая спасти товарища, пошел на купеческую хитрость и преувеличения: "Если без него вернусь, меня все равно в расход пустят". Бандиты были так ошарашены — то ли самоотверженностью Широкова, то ли "жесткими" порядками "Совдепии", что отпустили их обоих. Как вспоминает внук храброго торгового агента, гомельчанин Владимир Пашук, Марголины, жившие с Широковыми на одной улице Бочкина, всю оставшуюся жизнь благодарили соседей за спасение…

© Sputnik Юрий Глушаков

А еще, по бытующей в одной из гомельских семей легенде, прототипом печника Ивана Денисовича из одноименного рассказа Александра Солженицына послужил их дедушка, гомельский старообрядец Афанасий Корнеевич Шилов. Он отбывал наказание в одном лагере с Александром Исаевичем, и, как и герой Нобелевского лауреата, работал там печником.

Старообрядцы и современность

Сегодня в Гомеле по-прежнему действует два старообрядческих храма — Ильинская церковь на улице Комиссарова и Преображенская церковь на улице Пролетарской. Храмы принадлежат разным старообрядческим толкам — в Ильинской церкви собираются приверженцы Белокриницкого австрийского протвоокружнического согласия, в Преображенской — "древлеправославные христиане" австрийского окружнического согласия. Ильинская церковь в 90-е годы являлась самой посещаемой старообрядческой церковью в Беларуси, центр ее епархии находится в Клинцах и Новозыбкове РФ.

Реликты старой веры заметны и в селах и деревнях Гомельщины. Встречаются здесь старинные погосты, на которых кресты стоят в ногах усопшего. Местные с суеверным страхом в глазах говорят: "Это чтобы покойнику было удобней вставать из могилы в день Страшного Суда…".

© Public Domain.

Вячеслав Рассохин, "За упокой"

Порядки в Преображенской церкви строгие. Непосвященных гостей, например, пускают только до середины храма. Не исключено, что по этой причине и прихожане здесь — в основном люди пожилые. Обряды и посты в старообрядческой общине суровее, чем в традиционном православии. Так, при крещении младенца с головой окунают в бочку с водой. А его родители перед таинством крещения должны выдержать длительный пост и причаститься. Всего же в году старообрядцы должны поститься более 200 дней, ежедневно идти к утренней службе к 6 часам — не завтракая. Но, возможно, именно такое ревностное отношение к строжайшему соблюдению всех правил и канонов и позволило старообрядцам сохранить свою веру в первозданном виде.

"С бритоусцем и всяким скобленым рылом не водись", — говорили в старину. Но сегодня из многих былых запретов — на чтение светских газет, просмотр телевидения — мало что осталось. А ведь ранее даже после посещения дома старообрядца "мирским" человеком полагалось кропить это место святой водой.

При всем этом многим гомельским старообрядцам старшего поколения свойственна какая-то особая, из глубины души идущая доброта…

Сокровища прошлого

Жемчужиной Гомеля, безусловно, является парк и дворец Румянцевых-Паскевичей. Незадолго до 2000 года ковш экватора под Гомелем случайно зачерпнул из земли золотую и серебряную церковную утварь. Теперь находки с места бывшего Ченковского монастыря выставлены в Гомельском дворце. Что тоже, наверное, символично — об особых отношениях графа Николая Румянцева и старообрядцев мы уже говорили. Директор ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Александр Гостев не без оснований считает Ченковский клад одним из самых ценных экспонатов. В музейной витрине мерцает золотом большая чаша для причастия с именными медальонами давно усопших иноков, лежат серебряные дискосы и звездицы XVIII-XIX столетия. Найденные там же серебряные кресты вообще были изготовлены по образцам времен Ивана Грозного. Не случайно, что вооруженные металлоискателями "черные копатели" до последнего времени рыскали по местам былых монастырей и старообрядческих скитов на Гомельщине.

© Sputnik Юрий Глушаков

Предметы из Ченковского клада в ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль"

Одно можно сказать точно — яркие и самобытные старообрядческие искусство и культура до сего дня остаются настоящей сокровищницей Гомеля.

Главныя верования, общия всем раскольникам, следующия: должно верить и совершать службу Богу по старым книгам, а не по новым. Новыя книги, изданныя патриархом Никоном и после него, исполнены заблуждений и заключают в себе веру испорченную, новую, которая может привести только к вечной погибели. В частности, - важно, согласно с старыми книгами и вопреки новым, произносить имя Спасителя Иисус, а не Иисус; креститься двумя перстами, а не тремя; употреблять «сугубую аллилуию, а не трегубую»; осьмиконечный крест, а не четвероконечный; совершать литургию на седми просфорах, а не на пяти; творить крестный ход по солнцу, а не против солнца и проч. Впоследствии к мнимым отступлениям русской церкви от правоверия раскольники отнесли все новые обычаи, вовсе некасающиеся веры, каковы курение и нюхание табаку, празднование нового года в 1 день января, употребление немецкаго платья, италианскаго пения и живописи, бритье бороды и усов, анатомирование и бальзамирование мертвых тел и многое подобное».

«В настоящее время поселения старообрядцев разбросаны в различных местностях Белоруссии, но наиболее густо они живут в Витебской и особенно в Могилевской губ. Так, в Витебской губ. их насчитывают более 100.000 душ; большинство их живет в Режицком и Двинском уездах. Старообрядцы этой губернии принадлежат преимущественно к двум сектам – филипповцев и федосеевцев . Могилевская губ. – старинное гнездо старообрядства; здесь они живут в Гомельском, Сенненском, Рогачевском и Могилевском у.у., а в остальных – небольшими группами. Они принадлежат к поповщинской секте по преимуществу. Могилевские старообрядцы делятся на ветковское согласие (или ветковщину ) и епифаньевщину ; оба согласия очень мало отличаются друг от друга. Ветковцы перекрещивали всех переходивших в их согласие, в том числе и попов; впрочем впоследствии они стали довольствоваться, при переходе в их согласие, чтением молитв от осквернения»

Староверские молельные дома,Иконы, книги, крюковое пение. Лестовка. Единоверие.

«З а н я т и я и п р о м ы с л ы. Занятия и промыслы старообрядцев чрезвычайно разнообразны. Среди старообрядцев мы видим богатых купцов, ведущих торговлю на сотни тысяч рублей хлебом, солью, лесом* (*Так напр. в м. Ветке, Гомельскаго уезда.); крупных торговцов скотом и лошадьми; мелких торговцов разнаго рода; судовщиков, занимающихся фрахтом; лоцманов, извозщиков, плотников, каменщиков, красильщиков и других ремесленников, отправляющихся в отхожие промыслы; огородников, садоводов, и наконец, земледельцев. Предприимчивые, энергические, смышленые, они хватаются за все, чтобы зашибить копейку. Один красильщик, раннею весною ушедший в заработки, чрез три месяца писал о себе домой; приводим это письмо, сохраняя его орфографию: «любезнейшии радители батюшка и матушка ниско вам кланяюсь до земи и прашу мир благословения во веки нерушимаго и о себе извещаю што нахожусь вгороде одесе вприкащиках подрятчика по строительной части палучаю 65 рублев вмесяц и 5 рублев на чай до зимы, а зимой хозяин обещал место предоставить вприкащиках у свово брата вмагазине красным товаром ксенокосу неждите наймите рабочих благо недороги пасылаю денег 75 руб. делов хороших здеся много по сему писму атпишите о своем здоровьи и всели благополучно в город в Одесе 1 гильдии купцу Ивану Ивановичу Тихонову на дерибасовую улицу спередачей Маркел Фомину».

Таким образом простой мастеровой делается прикащиком у купца и чрез десять, пятнадцать лет, скопив деньжонок и приобретя опытность, сам принимается за какую нибудь торговлю или делается подрядчиком, когда смекает, что есть «дело подходящее».

Предметы торговли старообрядцев различны. Главная и крупная торговля хлебом, солью и лесом производится ветковскими купцами на большия суммы; хлеб разнаго рода, в особенности пшеница, закупается в южных и сбывается в средних и северных губерниях России и за границу; соль покупается тоже на юге и сбывается в средней полосе России; лес закупается в северных и средних губерниях и сбывается: корабельный – за границу, а прочий – товарный – в южной России. Второстепенные торговцы хлебом закупают его в Киевской губернии, в Ржищеве и на других пристанях по Днепру, и потом доставляют его вверх по Днепру же; часть, затем, продают в Могилеве, а остальной ссыпают в м. Шклове в собственные или арендованные на берегу реки амбары и продают потом приезжающим с подводами мелким купцам – евреям <…> Ландварово-Роменская железная дорога в настоящее время много изменила направление хлебных грузов, которые большею частию отправляются по рельсовому пути, и только небольшая часть идет водяным путем до Шклова.

Некоторые из старообрядцев торгуют скотом, который закупают на юге на базарах и ярмарках и если это бывает летом и скот приобретается достаточно выкормленный на подножном корму, то в прежнее время, тотчас по покупке, гнали его по скотопрогонным трактам в Петербург, а ныне, по закрытии этих трактов, везут его по рельсовому пути; если-же скот покупается худой, неоткормленный, то скотопромышленники ставят его на барду (от трех до шести месяцев), которая арендуется ими на винокуренных заводах; затем скот продается на месте или в Петербурге. Лошадьми торгуют, закупая их на юге из табунов и заводов и отправляя для продажи в Ригу, Петербург, Москву и на ярмарки.

Более мелкие предметы торговли составляют: разнаго рода соленая и свежая рыба, сало, сальныя свечи, конопляное и подсолнечное масло, а также экипажи, повозки, сани, изготовляемые в зимнее время по слободам и развозимые потом по городам и ярмаркам.

Разнообразны также и промыслы старообрядцев; назовем хотя некоторые, более распространенные между ними.

а) Промысел судовщиков. В гомельском уезде на пристанях р. Сожа: в м. Ветке, Гомеле, около Белицы, Песковатой, в с. Скитке, Дятловичах и Новых Терешковичах строятся берлины <…> Берлина поднимает от 10 до 12-ти тысяч пудов груза и делает за лето два, а при благоприятных обстоятельствах и три сплава.

б) Промысел лоцманов, как их называют, «атаманов», на плотах и барках при гонке леса по сплавным рекам и в особенности по Сожу и Днепру; дело «атамана» - распоряжаться рабочими и руководить ими при сплаве леса; атаманы получают в неделю от 7 до 10 рублей.

в) Извоз. Извозом раскольники занимаются преимущественно в гомельском уезде, где значительныя ярмарки (в Гомеле и Ветке) дают к тому средства; промысел этот с проведением ландварово-роменской железной дороги значительно уменьшился, так как прекратилось движение обозов по шоссе между Киевом и Гомелем и по коммерческой дороге между Гомелем и Ромнами. – Некоторые старообрядцы занимаются извощичьим промыслом по городам (в Гомеле, Могилеве), содержа для этого легкие экипажи: коляски, дрожки, сани. Городской извощик зарабатывает в день средним числом рубля три.

г) Плотники, каменщики, красильщики и другие мастеровые отправляются в отхожие заработки, преимущественно в южныя губернии, и зарабатывают от 100 до 150 руб. и более на человека.

д) Огородничеством раскольники занимаются не только на собственных огородах, но и на землях, которые берут в аренду при городах и значительных местечках. За десятину удобренной земли под огород платят в лето от 20 до 40 р. Главный доход получается от капустной разсады, огурцов, капусты и луку; доходность обусловливается опытностью огородника, величиною огорода и степенью урожая овощей. Некоторые огородники, более других посвятившие себя этому занятию, получают годоваго дохода до 300 руб., другие менее.

е) Садоводство и аренда фруктовых садов у землевладельцев. Садоводством в значительных размерах занимаются преимущественно старообрядцы гомельскаго уезда. В предместьи г. Гомеля Белице и в окрестных слободах у старообрядцев есть сады, которые дают дохода за лето до 800 руб.; в садах некоторых старообрядцев имеются так называемыя «школы», т.е. разсадники, в которых находится по несколько тысяч прививков. Эти молодыя деревца (от 2 до 4 лет) осенью выкапываются и развозятся по другим уездам губернии, а иногда и в соседния губернии для распродажи. За деревцо, с посадкою на место и «с подсадкою», т.е. с условием, если деревцо «не примется» и засохнет, в следующем году посадить новое, платят от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. и дороже, смотря по величине деревца и качеству сорта. Нкоторые старообрядцы занимаются арендою фруктовых садов у землевладельцев; в Могилевской губернии встречаются сады, за аренду которых платят в лето по 2000 руб. Фрукты с таких больших садов сбываются в Москву, Петербург и друг. города.

ж) Земледелие. Значительное число старообрядцев занимается земледелием. Живя среди кореннаго белорусскаго населения, старообрядцы держатся местной трехпольной системы хозяйства, имеют те же сельскохозяйственныя орудия и засевают те же роды хлеба: рожь, ячмень, овес, гречу и проч.; только в сеннинском и могилевском уездах и в слободе Новой Мильче, гомельскаго уезда, старообрядцы занимаются также и посевом товарнаго льна. Так как старообрядцы держат, сравнительно с белорусскими крестьянами, много скота, то их поля хорошо удобряются и дают лучшие, сравнительно с крестьянскими, урожаи. Вообще старообрядцы стараются иметь скот лучшаго качества; лоади у них более рослыя, хорошо кормленныя; упряжь ременная, прочная, исправная; поля обрабатываются более тщательно, чем у белоруссов-крестьян. В рабочую пору старообрядцы помогают друг другу и потому работы спешныя, нетерпящия отлагательства для каждаго часнаго хозяйства, исполняются общими силами; в особенности это бывает у занимающихся посевом товарного льна – при выборке льна, мочке и проч. Лен засевается старообрядцами не столько на собственных землях, сколько на арендуемых у соседних землевладельцев.

Все староверы были чиншевиками. Используя относительную свободу в перемещении и в занятиях, они активно занимались торговлей, промыслами и предпринимательством. Среди них значительно чаще, чем среди православных, встречались зажиточные, а временами и богатые крестьяне. Так, в 1829 г. крестьянин Кравченко (старовер) из села Камень Гомельского имения Румянцевых жаловался С.П.Румянцеву, что «бродягой Корнеем Сидоровым у него похищено 20 000 руб.». Такая денежная сумма была равна 20 годовым окладам главного управляющего Гомельским имением в это время.

«Большая деревянная изба срублена по-великорусски, с косящатыми окнами, украшенными резьбой великорусских образцов; высокий тесовый забор окружает весь двор; ворота и калитка облицованы затейливой резьбой; на воротах восьмиконечный крест. За забором виднеются хозяйственныя постройки, амбары, сараи, столь же основательно сделанные. Неизменная принадлежность двора – колодезь. Двор усыпан песком, кругом чистота, необычная для коренных жителей края; за двором виднеется фруктовый сад. Это – жилище великоруса-старообрядца.

Богатый старообрядец устраивает свой дом на русский купеческий лад. Его дом состоит из нескольких комнат, хорошо обставленных мягкою мебелью. В доме устраивается отдельная «молельня», вся уставленная, за исключением задней стены, образами в богатых окладах; в углу постоянно теплится лампада. В сельских поселениях дворы старообрядцев более подходят к крестьянским, хотя всетаки резко выделяются своим великорусским типом, размерами, резными карнизами, наконец разделением дома на две половины – жилую и чистую; в жилой, сходной по устройству с белорусской избой, живет семья, занимаясь хозяйственными работами. В чистой половине – пол крашенный, столы, стулья, голландская печь и в углу двухспальная кровать, завешанная коленкоровым или ситцевым пологом. В комнате разставлены сундуки с ценным платьем и вещами. Здесь помещаются хозяин и хозяйка. Эта же комната служит для приема гостей. В обоих помещениях много икон, особенно в чистой комнате. Везде чистота и опрятность безукоризненная. Следует добавить, что великорусская баня является неизбежной принадлежностью старообрядческого двора.

Вообще великорусы-старообрядцы совершенно не сливаются с белорусами, и как в языке, так и во всем домашнем обиходе твердо держатся своей национальности. Городские купцы и ремесленники носят длиннополый кафтан, двубортный жилет, наглухо застегнутый, шаровары суконные, плисовые или бумажные – в сапоги, наконец картуз на голове.

Одежда великорусов-крестьян состоит из русской рубахи, ситцевой или холщевой, носимой на выпуск, широких шаровар и поддевки без рукавов. Одежда женщин, как горожанок, так и поселянок, одинакова: оне носят сарафаны из материи ярких цветов; на голове – небольшие шелковые платочки, зимою – шубки на заячьем, беличьем или лисьем меху, или меховые салопы. Девушки не носят сарафанов, заменяя их белой рубашкой, юбкой и передником, не покрывают также головы, заплетая волосы в одну косу. И в пище старообрядцы сохранили свои привычки: щи, квас и чай являются любимыми предметами потребления. Впрочем в постные дни чай пьют с медом, так как сахар считается скоромным кушаньем, потому что он очищается золою из пережженных костей. Употребление табака, курение и нюханье его строго воспрещается. При этом нельзя не отметить у старообрядцев одной очень симпатичной черты: они очень мало употребляют спиртных напитков, а многие и вовсе не пьют.

На территории современной Беларуси старообрядцы появились во второй половине XVII - первой половине XVIII в.

Всего на территории Речи Посполитой к моменту её первого раздела насчитывалось до 100 тыс. русских старообрядцев.

Старообрядцы Беларуси не составляют однородной среды. Здесь сосуществуют и находятся в сложных отношениях несколько старообрядческих согласий: два поповских, три беспоповских (поморское, федосеевское и филиппоновское), много единоверцев.

В дореволюционное время именно старообрядцы составляли значительную часть (до 1863 г. преимущественное большинство) русского населения. Наибольшие группы в середине XIX в. проживали в Гомельском, Витебском, Полоцком, Сенненском, Дисненском, Бобруйском и Борисовском поветах. Около 28% старообрядцев жило в городах.

Сейчас основные места проживания старообрядцев-беспоповцев - Минск, Витебск, Полоцк, Гродно, Борисов, Бобруйск. Старообрядцы-поповцы в основном проживают в Гомельской области.

Важнейшим духовным и организационным русского старообрядчества на территории Белоруссии была Ветка. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью.

Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, они долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта, поэтому долгое время не были втянуты в активные ассимиляционные процессы.

В одежде старообрядцев долгое время сохранялись черты русского костюма. Мужчины носили длинный кафтан, жилет или поддевку, рубашку-косоворотку навыпуск, широкие штаны, сапоги с высокими голенищами, лапти. Женщины - сарафан, девушки - блузу с юбкой, зимой - длинный тулуп, шубу, меховой салоп.

Костюм, предназначенный для совершения молитвы, который так и называется "моленный костюм", сохранился дольше. К примеру, обязательными атрибутами женского моленного костюма были и остаются большие платки, сколотые под подбородком и покрывающие большую часть фигуры.

Исследователь русских старообрядцев в Беларуси С.Е. Никитина пишет: "Казалось бы, яркая и мощная культура автохтонного населения должна "подмять под себя" культуру пришельцев. Но этого не произошло. В настоящее время мы имеем две культуры, четко противопоставленные друг другу и отчетливо осознающие свои различия, т.е. две культуры с развитым самосознанием. Культурная рефлексия особенно присуща старообрядцам в силу сознательно стимулируемой отгороженности от конфессионально чуждых соседей" (http://philologos.narod.ru/nikitina/Part_09.htm)

В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями.

В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно (http://president.gov.by/rus/map2/cult/cult2.html#4).

  1. Абрамов И. Старообрядцы на Ветке // Живая старина, 1907. № 3.
  2. Воронцова А.В. О полемике "ветковцев" с дьяконовцами: малоизученные полемические сочинения представилей "ветковского" согласия // Мир старообрядчества. Вып. 1. Личность. Книга. Традиции. Москва - Санкт-Петербург, 1992. С. 117-126.
  3. Кобяк Н.А., Кукушкина О. В. Филологические задачи в рамках комплексных исследований района старообрядческих слобод Брянщины и Гомельщины //Из истории фондов научной библиотеки Московского университета. М., 1978.
  4. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII- XVIII вв. Киев, 1895.
  5. Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII-XVIII вв. Киев, 1893
  6. Мальцев А. Н. Россия и Белоруссия в середине XVII в., М., 1974.
  7. Манаенкова А.Ф. Язык Ветки: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск, 1974.
  8. Поташенко Г. Русские старообрядцы в Великом княжестве литовском: становление древлеправославной традиции // Мир истории. 2002. № 4 (http://www.historia.ru/2002/04/potashenko.htm)
  9. Сморгунова Е.М. Лингвистические проблемы в археографических исследованиях: (Языковые особенности русского старообрядческого населения) // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982.

Город на р. Сож в Гомельской обл. (Белоруссия), центр старообрядчества в кон. XVII-XIX в., созданный рус. переселенцами из Стародубья и Центр. России. Старообрядческое поселение В. возникло за российским рубежом, во владениях Халецких и др. представителей польск. шляхты. В. и Стародубье, как старообрядческие центры, складывались практически одновременно - начиная с 70-х гг. XVII в. Наиболее активно заселение В. шло после 1685 г., когда были изданы 12 статей царевны Софьи Алексеевны , направленные на борьбу с последователями «старой веры». Первой появилась слобода В. на одноименном острове на р. Сож, в кон. XVII - нач. XVIII в. вокруг острова в радиусе ок. 50 км возникли еще 16 слобод: сначала Косецкая, Романово, Леонтьево, затем Дубовый Лог, Попсуевка, Марьино, Миличи, Красная, Костюковичи, Буда, Крупец, Гродня, Нивки, Грабовка, Тарасовка, Спасовка. В 1720-1721 гг. в ветковских слободах насчитывалось более 400 дворов.

Первыми руководителями ветковских старообрядцев были поп Кузьма, переселившийся из Москвы в Стародубье, а затем в ветковскую слободу Косецкую, и поп Стефан из тульских земель, живший после Стародубья на В., но затем ушедший в слободу Карповку. Начало строительства на В. первого храма связано с донским иером. Иоасафом, келейником и учеником Иова Льговского , после скитаний по пустыням пришедшим в слободу Вылевскую неподалеку от В. Ветковцы сначала отнеслись к нему настороженно, поскольку он был рукоположен новообрядческим Тверским архиереем, но, имея нужду в священнике, просили Иоасафа служить у них. Иоасаф согласился, в 1689-1690 гг. окончательно обосновался на В., начал строительство Покровской ц., но не смог завершить его из-за смерти в 1695 г. Иоасафу за небольшой срок удалось собрать вокруг себя мн. иноков и инокинь; монахиня из Белёва Мелания, ученица вождя старообрядцев Аввакума Петрова, привезла на В. древний антиминс.

Преемником Иоасафа стал один из известных беглопоповцев рыльский иером. Феодосий (Ворыпин) . При нем В. достигла наивысшего расцвета. В 1695 г. Феодосий тайно отслужил литургию по старому обряду в заброшенной ц. Покрова Пресв. Богородицы в Калуге и освятил немало Запасных Даров. Из той же церкви ему удалось забрать древний иконостас (по старообрядческим преданиям, времен царя Иоанна Грозного) и привезти его на В. Феодосий сумел за неск. дней значительно расширить на В. храм, построенный при иером. Иоасафе. К освящению храма, состоявшемуся осенью 1695 г., и службе в нем Феодосий привлек 2 священников, рукоположенных архиереями правосл. Церкви: безместного московского свящ. Григория и своего родного брата Александра из Рыльска. По свидетельству нек-рых источников, он принял их в старообрядчество 3-м чином - через отречение от ересей, без Миропомазания (см.: Лилеев . Из истории. С. 211); др. источники утверждают, что Феодосий всех священников, приходивших на В., в т. ч. Григория и Александра, принимал 2-м чином - через Миропомазание (Нифонт . С. 78). Поскольку старого мира не хватало, Феодосий в нарушение канонов сварил «миро» (по церковным правилам, это может делать только архиерей).

"Наставник и суетной". Гравюра из кн.: Иоаннов А. (Журавлев). "Известие о стригольниках и новых раскольниках". СПб., 1795. Ч. 2, вкл. после 84 (РГБ)


"Наставник и суетной". Гравюра из кн.: Иоаннов А. (Журавлев). "Известие о стригольниках и новых раскольниках". СПб., 1795. Ч. 2, вкл. после 84 (РГБ)

Ветковский храм имел 2 придела, со временем его богато украсили иконами и утварью. Вскоре при нем возникли 2 мон-ря - муж. и жен., были открыты мощи, в первую очередь «тихого благоветного Иоасафа». В., где действовала единственная на весь старообрядческий мир церковь и были обретены мощи вождей старообрядчества, стала одним из главных центров беглопоповщины. Феодосий и принятые им в «старую веру» беглые иереи «исправляли» приходивших к ним священников и посылали их в старообрядческие общины во все концы страны. Под видом купцов насельники ветковских мон-рей расходились по России, развозили просфоры и воду, освященные в ветковской церкви, совершали требы, собирали пожертвования. Разносторонней была и хозяйственная деятельность ветковских поселений: старообрядцы вырубали леса, обрабатывали пашню, разводили скот, строили мельницы, вели широкую торговлю. Насельники скитов и мон-рей занимались традиц. монастырскими рукоделиями - книгописанием, переплетом книг, иконописанием; ветковские мон-ри являлись центрами обучения грамоте, хранилищами древних книг и рукописей.

Под влиянием В. в 1-й пол. XVIII в. находились поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика и др. Ослабленный преследованиями Нижегородского еп. Питирима (Потёмкина) и нарастающими внутренними спорами между софонтиевским, онуфриевским и дьяконовским согласиями, Керженец подчинился В. и ее деятельному старцу Феодосию. Последний энергично участвовал в полемике, особенно с дьяконовцами, начавшими активно переселяться с Волги на В. и в Стародубье. Одним из противников Феодосия был дьяконовец Т. М. Лысенин . Их спор отражен в «Описании прения старца Феодосия с некоим Тимофеем Матвеевым Лысениным, и с учеником его Василием Власовым, и с их единовольники о Честном и Животворящем Кресте Христове», происходившем на В. в июне 1709 г. (Лилеев . Материалы. С. 3-9). Предмет спора заключался в следующем: Лысенин, как и все дьяконовцы, почитал равно 4-конечный и 8-конечный кресты, Феодосий же называл «истинным» только 8-конечный крест. Строго относился Феодосий и к Софонтию - организатору на Керженце скита, не подчинявшегося В., а также к керженскому старцу Онуфрию - почитателю догматических писем протопопа Аввакума.

О преемниках Феодосия по управлению ветковским Покровским мон-рем до сер. 30-х гг. XVIII в. известно следующее: Александр (брат Феодосия) «такоже вторым чином принял [в старообрядчество.- Е . А .] священноинока Антония и проч. Антоний же принял священноинока Иова и проч.» (Нифонт . С. 78). Иов, присоединив к старообрядчеству неск. иеромонахов, в 1734 г. «принял под исправу» лжеепископа Епифания Ревуцкого (2-м или 3-м чином, по разным старообрядческим источникам). Мн. ветковцы не признали архиерейства Епифания, к-рый тем не менее «рукоположил» для старообрядцев 14 «священников». Ранее ветковские старообрядцы предпринимали неск. попыток получить собственного епископа. В 1730 г. ветковский игум. Власий передал Ясскому митр. Антонию «просительный лист» о собственном архиерее, подписанный ветковскими поповцами и стародубскими диаконовцами, прошение поддержали владелец В. пан Халецкий и молдав. господарь. Не получив ответа, в следующем году ветковцы направили новое прошение, к-рое было рассмотрено находившимся тогда в Яссах К-польским Патриархом Паисием II, согласившимся удовлетворить просьбу, но с условием во всем следовать учению правосл. Церкви, что не устраивало ветковцев.

В 1733 и 1734 гг. имп. Анна Иоанновна издала 2 указа, к-рыми ветковцы приглашались вернуться на места своих прежних поселений. Поскольку ответа на указы не последовало, в 1735 г. по повелению императрицы 5 полков под командованием полковника Я. Г. Сытина окружили В., все ее насельники были разосланы по мон-рям, расселены по местам прежнего жительства и в Ингерманландии. Начальствовавший тогда на В. иером. Иов был сослан в валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь и там скончался; Епифания отправили в Киев, где он умер в общении с правосл. Церковью. Покровскую ц. разобрали, из бревен устроили плоты и водой пытались доставить в Стародубье, но в устье Сожа бревна затонули. У ветковских иноков было отобрано 682 книги «да особливо разных мелких книжек и поминаний полтора мешка».

Через год на В. вновь стали собираться старообрядцы, была построена величественная часовня, устроены звоны. В 1758 г. поставили новый храм, освященный с оставшимся от старого храма антиминсом. Возродился и Покровский мон-рь, где жили до 1200 насельников. Однако подъем В. и на этот раз был непродолжительным. В 1764 г. по повелению имп. Екатерины II Алексеевны , стремившейся к возвращению русских на родину, генерал-майор Маслов с 2 полками внезапно окружил В. и через 2 мес. более 20 тыс. ее жителей вывел в Россию, большей частью в Сибирь, нек-рых - на Иргиз , превратившийся в главный центр старообрядцев-поповцев. В наст. время выходцы с В. живут в Бурятии (носят название семейских Забайкалья) и на Алтае, где их называют поляками.

Согласно старообрядческим свидетельствам, В. окончательно опустела в 1772 г. Но еще долго продолжались споры о том, каким чином «приимати приходящих от великороссийской Церкви попов и мирян» (Мельников-Печерский . С. 337). На В. придерживались приема 2-м чином, с «перемазыванием» миром, что и дало название ветковцам - перемазанцы, в отличие от дьяконова согласия, принимавшего 3-м чином. Из ветковцев окончательно к дьяконовской практике перешел Михаил Калмык , в 1772 г. переселившийся в Стародубье.

Во 2-й пол. XVIII-XIX в. старообрядцы жили на В., но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев мон-рь (после 1735-1844; не сохр., в наст. время зона отдыха Гомеля), где начал свой иноческий путь в 1834 г. Павел (Великодворский) . В 1832-1839 гг. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников , впосл. старообрядческий епископ), с этой обителью связаны мн. видные деятели Белокриницкой иерархии : Аркадий (Дорофеев , впосл. еп. Славский), Онуфрий (Парусов, впосл. еп. Браиловский), Алимпий (Вепринцев), И. Г. Кабанов (Ксенос) - автор «Истории и обычаев Ветковской церкви» и Окружного послания . На В. действовали и др. старообрядческие мон-ри: Макариев Терловский, основанный ок. 1750 г. в 32 верстах от Лаврентьева мон-ря иноком Макарием из Вереи, Пахомиев, созданный ок. 1760 г. др. выходцем из России - иноком Пахомием, Асахов (Чолнский или Чонский) скит, устроенный в то же время близ Гомеля в урочище Чолнский обрыв старцем Иоасафом из Гжатска, жен. мон-рь в Спасовой слободе на территории совр. Гомеля. Этим мон-рям, особенно Лаврентьеву, в кон. XVIII - нач. XIX в. покровительствовали фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский и его сын гр. Н. П. Румянцев , на землях к-рых располагались обители. В нач. ХIХ в. в Макарьевом мон-ре проходил собор по соглашению «перемазанцев» с дьяконовцами, на к-ром присутствовали представители Рогожского кладбища, В., Стародубья, Орла и Молдавии. На соборе преобладали «перемазанцы», но согласие не было достигнуто, ветковские старцы от спора уклонились (Мельников-Печерский . С. 346).

В кон. 20-х гг. ХХ в. ветковские старообрядческие слободы были довольно многолюдными: в 1929 г. в Косецкой общине были зарегистрированы 434 прихожанина, в Попсуевской - 342, в приходе Леонтьевского молитвенного дома - 521 прихожанин. В 1988 г. территории ветковских слобод оказались в зоне заражения после аварии на Чернобыльской АЭС, что обусловило исчезновение мн. исторически значимых поселений, гибель большого числа памятников старообрядческой культуры. В наст. время немногочисленное старообрядческое население живет в Тарасовке, Марьине, Ст. Крупце, Буде.

В 1897 г. в В. усилиями Ф. Г. Шклярова (открыт для посещения в 1987) был создан Музей народного творчества, более 400 экспонатов из коллекции Шклярова положили начало музейным фондам. В музее представлены иконы, изделия местных мастеров ткачества, бисерного шитья, есть также собрание древних книг и рукописей; в большинстве своем экспонаты являются памятниками материальной и духовной культуры старообрядчества. 27-28 февр. 2003 г. в Гомеле прошла международная конференция «Старообрядчество как историко-культурный феномен», основной темой к-рой было сохранение и изучение уникального исторического наследия В.

Ист.: [Ксенос И . Г .] История и обычаи Ветковской церкви. Б. м., б. г.; То же // Старообрядческий церк. календарь на 1994 г. М., 1993. С. 66-104; О. Нифонт: Родословие // Духовная литература староверов востока России ХVIII-ХХ вв. Новосиб., 1999. С. 65-91.

Лит.: Лилеев М . И . Мат-лы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1893; он же . Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1895. Вып. 1; Мельников П . И . (Андрей Печерский) . Очерки поповщины // Собр. соч. М., 1976. Т. 7. С. 243-275, 343-345, 510-555; Воронцова А . В . О полемике «ветковцев» с дьяконовцами: Малоизученные полемич. соч. представителей «ветковского» согласия // Мир старообрядчества. М.; СПб., 1992. Вып. 1: Личность. Книга. Традиции. С. 117-126; Гарбацкi А . А . Стараабраднiцтва на Беларусi ў канцы XVII - пачатку XX ст. Брэст, 1999; Зеленкова А . И . Старообрядцы деревни Крупец Добрушского р-на Гомельской обл. (на мат-лах устной истории) // Старообрядчество как ист.-культурный феномен: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 27-28 февр. 2003 г., Гомель, 2003. С. 85-87; Киштымов А . Л . Румянцев и старообрядцы Гомельского имения // Там же. С. 111-118; Кузьмич А . В . Из истории Лаврентьева мон-ря // Там же. С. 139-142; Савинская М . П ., Алейникова М . А . Отношение органов власти к старообрядческим общинам на Гомельщине в 20-е гг. ХХ в. // Там же. С. 250-254.

Е. А. Агеева

Ветковский распев

В В., являющейся духовно-адм. центром старообрядцев-поповцев, впервые начали складываться их певч. традиции. В рукописях, к-рые здесь переписывались, было заложено то, что впосл. стало особенностью старообрядческих поповских певч. книг - истинноречная редакция текстов, знаменная нотация с пометами и признáками.

Ветковские мастера создали своеобразный стиль оформления рукописей, к-рый сложился под влиянием московских рукописей XVII в. (Веткаускi музей народнай творчацi. Мiнск, 2001. С. 119; Гусева К . Старообрядческое искусство на Брянщине и Гомельщине // Из истории фондов НБ МГУ. М., 1978. С. 130-135). Наиболее известным местом, где переписывались рукописи, являлся ветковский Покровский мон-рь; этим занимались и жители слобод (Лилеев . С. 221; Сб. Нижегородской учен. арх. комис. Н. Новг., 1910. Т. 9. Ч. 2. С. 313; Поздеева С. 56-58). В Ветковском центре были собраны древние книги не только из центральнорус. областей, но и из сопредельных правосл. земель (Смилянская . С. 205-210).

Ветковские мастера создали собственный стиль написания и оформления рукописей. Орнамент ветковских певч. рукописей своеобразен и строг, не содержит золота. В нем присутствуют черты травного стиля, барочные элементы, преобладают оттенки красного, зеленого, синего, желтого цветов. Инициалы многоцветные, используется киноварь или близкая по тону краска. Встречаются высокохудожественные переработки старопечатного орнамента. В ряде рукописей указываются имена создавших их мастеров (Бобков Е ., Бобков А . С. 451). Своей вершины ветковская орнаментика достигла в рукописях старца Евдокима Носова (1777). Традиция переписывания рукописей сохранялась на В. вплоть до 60-х гг. XX в. Ветковские орнамент и почерк крюков послужили основой, на к-рой сложился стиль гуслицких рукописей (особенно трудно отличить от ветковских гуслицкие рукописи кон. XVIII в.- см.: Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. НБ МГУ: Кат. Ч. 2: Певч. рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост. Н. Г. Денисов, Е. Б. Смилянская. М., 2000. № 1608, 1733, 1738, 1838, 1845, 2206 и др.).

Ветковцы распели отдельные песнопения особым напевом, обозначенным в рукописях как «Ветковский распев». В одной из рукописей, к-рую нашли и ввели в научный оборот Е. А. и А. Е. Бобковы, этим распевом записано песнопение «Да ся исправит молитва моя» (Бобков Е ., Бобков А . С. 450; ркп. передана Бобковыми в дар ИРЛИ, где и хранится (Древлехранилище. Белорус. собр., № 93. Л. 30 об.)). Указания на ветковский распев встречаются в рукописи певч. собрания Пермской Гос. галереи (ркп. № 1405р. Октоих и Обиходник крюковые. XIX в. Л. 125. «Веткавского напеву»: «Иже нейде на совет» (Парфентьев Н . П . Традиции и памятники древнерус. муз.-письменной культуры на Урале (XVI-XX вв.). Челябинск, 1994. С. 178-179)) и др. Гласового обозначения ветковский распев не имеет; его музыкально-стилистические особенности не изучены. В Ветковско-Стародубском собрании певч. рукописей научной б-ки МГУ указаний на этот распев нет (Богомолова, Кобяк) .

Лит.: Лилеев М . И . Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1895; Поздеева И . В . Археографические работы Моск. ун-та в р-не древней Ветки и Стародубья (1970-1972) // ПКНО, 1975. М., 1976. С. 56-58; Богомолова М . В ., Кобяк Н . А . Описание певч. рукописей XVII-XX в. Ветковско-Стародубского собр. МГУ // Рус. письменные и устные традиции. М., 1982. С. 162-227; Бобков Е . А ., Бобков А . Е . Певч. рукописи с Ветки и Стародубья // ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 448-452; Смилянская Е . Б . К изучению ист.-культурного значения Ветковско-Стародубского старообрядческого центра в XVIII-XX вв. // История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы науч. конф. Екатеринбург, 1999. С. 205-210.

Н. Г. Денисов

Иконопись В.

(кон. XVII в.- 2-я пол. XVIII в.), отражающая непрерывность правосл. традиции, сохраненной в среде старообрядцев в следовании решениям Стоглавого Собора 1551 г. и памятникам духовной культуры XVI - 1-й пол. XVII в., изучена мало. Ее истоками были художественные центры в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев), Костроме, Ярославле, чьи лучшие мастера работали в Оружейной палате Московского Кремля. Однако на дониконовскую иконопись не могли не оказать влияние новые художественные тенденции. Совмещение традиц. письма с «живоподобием» свидетельствует о двойственности стиля, удержавшегося тем не менее в старообрядческой иконе в границах древнего канона. Конфессиональная замкнутость и расположенность за пределами России способствовали закреплению в художественной практике В. местных особенностей, сохраняемых благодаря династической преемственности мастерства. Своеобразие иконописи на В. проявилось и в создании новых иконографий.

Ветковские мастера изготавливали иконные доски без ковчега из древесины мягких пород, осины и тополя, сильно подверженных воздействию жучка-точильщика. Для паволоки использовались льняные, позже хлопчатобумажные промышленного производства ткани. Графья присутствовала всегда; рисунок процарапывался, вычеканивался по левкасу и затем поверхность золотилась. Характерной чертой ветковских икон стало одновременное сочетание большинства распространенных техник и приемов письма (цировка, цвечение золота, черневая роспись, впроскребку). при золочении нимбов нередко применялось глассирование, они выполнялись в виде точечного орнамента, а также способом цировки, цветом (красной и тонкой белой линиями), иногда по зап. типу - сочетанием прямых и зигзагообразных лучей. В разделке одежд твореным сусальным золотом использовался рисунок (в перо, в зигзаг, в рогожку и др., а также свободной формы) в технике золото-пробельного письма (техника инакопи не использовалась); только на ветковских иконах встречается унаследованная от мастеров Оружейной палаты разделка одежд охрой или белилами по золоту. Влияние этих мастеров сказалось также в одновременном применении золота и серебра при написании орнаментов одежд поверх складок, в т. ч. в «теневых» местах. Особенностью икон такого письма является высокое качество олифного покрытия.

Рождество Богородицы. Богоматерь Феодоровская. "Бысть чрево Твое Святая трапеза". Великомученицы Екатерина и Варвара. Четырехчастная икона. 40-е гг. XIX в. (ВМНТ)


Рождество Богородицы. Богоматерь Феодоровская. "Бысть чрево Твое Святая трапеза". Великомученицы Екатерина и Варвара. Четырехчастная икона. 40-е гг. XIX в. (ВМНТ)

В ветковской иконе сохранялось свойственное для традиц. иконописи отношение к свету как Фаворскому, но и свет, и цвет частично изменили свои качества, поскольку все больше внимания уделялось красоте видимого мира. На вкусы ветковцев наложила отпечаток жизнь в пределах Малороссии. Яркое многоцветие юж. колорита они воспринимали как образ Эдемского сада, отсюда повышенная декоративность, обилие растительных орнаментов (нарциссы, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканфа, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, раковины). Кровли архитектурных сооружений украшались декором в виде полукружий, рыбьей чешуи, черепицы, лемеха, диагональной сетки с орнаментом внутри. На орнаментацию одежд оказали влияние узоры зап. и вост. привозных тканей. От мастеров Ярославля и Костромы был унаследован интерес к усложненным композициям, любовь к узорочью и орнаментам, в частности, были восприняты и развиты костромские орнаментальные рамки, отделяющие средник иконы от полей, часто с наугольниками др. цвета и орнамента.

В старообрядческой иконописи сохранилось семантическое значение основных составляющих иконы и символика ее цветов: опушь на полях (граница земной и небесной тверди) писалась красной и синей краской; рамка, отделяющая ковчег (область вечности) от полей (небесной тверди),- красной и тонкой белильной линией (цвета горнего мира). Пигментный состав палитры в В. представлен основными цветами и выделяется обилием бакана. Характерны открытые, чистые, часто не смешанные, локальные цвета. В продолжение традиции тонального письма возможен вариант смешения цвета с различным содержанием белил. Фон и поля покрывались золотом, редко серебром с подцвеченной олифой. В отличие от др. иконописных центров на В. цветной фон не применялся. На распространение «архитектурных» фонов в иконах XVIII-XIX вв. повлияло европ. барокко. Еще одна своеобразная черта - обилие надписей на полях. Эклектичный стиль царских мастеров стал источником совмещения в ветковских иконах «живоподобного» доличного и традиц. личного письма.

Техника исполнения личного письма восходит к визант. приемам (плавь, взаливку, отборка) и известна в 3 основных «пошибах» (вариантах). В первом - визант. и рус. домонгольскую традицию продолжили т. н. корсунские письма, где тона санкиря и охрения максимально сближены, подрумянка разбеленной киноварью и выделенное киноварью междугубие (или опись нижней губы) создают образ духовного горения. Эти «темноликие образы» сохранили особое видение старообрядцами божественной природы преображенной плоти. В др. варианте, «контрастном письме», оливково-коричневые по цвету санкири с обильными высветлениями не совпадают друг с другом по тону; подрумянка наносилась не всегда. В 3-м - система письма та же, но личное письмо выдержано в теплых тонах: оранжево-коричневые цвета охрений, нанесенных по охристо-коричневым санкирям. Отличительной чертой письма ликов являются 3 световых пятна в виде активных высветлений вокруг рта и подбородка, а также форма верхней губы, нависающей над припухлой раздвоенной нижней. Указанные направления существовали как в монастырских, слободских мастерских, так и в работах сельских иконописцев.

Умение ветковских мастеров воплотить в иконе принципы монументального искусства является наследием художественной культуры богатых поволжских городов. Иконописцы наряду с традиц. формой житийных икон, событийный ряд в к-рых представлен в клеймах, приняли вслед за мастерами Верхнего Поволжья новую композиционную форму развития сюжета в одной плоскости. Навыки пространственного мышления нашли отражение в широком распространении многочастных икон, актуальных для домашних молелен старообрядцев, находившихся «в бегах».

"Союзом любви связуемы апостолы". XIX в. (Челябинская областная картинная галерея)


"Союзом любви связуемы апостолы". XIX в. (Челябинская областная картинная галерея)

Обособленность ветковцев не приостановила творческих поисков в области иконографии. Правосл. самосознание и чаяния Небесного Иерусалима старообрядцами, выражаемые словами ап. Павла: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13. 14), отражают суть мн. иконографий, созданных в их среде. Излюбленным был образ Св. Троицы (т. н. новозаветной) - «Триипостасное Божество». Усвоение и усложнение этой иконографии старообрядцами, появление к-рой они не связывали с Западом, обусловлено важными для них эсхатологическими настроениями и представлением христиан об участи грешников и праведников. Среди многочисленных аспектов выделена идея крестного пути верных, способных внутри Церкви и с помощью Евхаристии преодолеть разделение и стать сонаследниками Царствия Небесного. », глас 4) раскрывает духовный смысл образа: мистическое соединение Церкви Земной и Небесной со своим Главой. Жертвенный путь этого соединения выражен через крестоцентричную композицию, где Крест - средство спасения на пути к Богу. В центре композиции, как правило, представлен Христос Первосвященник в образе Ангела Великого Совета с восьмиконечным нимбом, в священнической ризе, в поручах и со скрещенными на груди руками; встречаются изображения Господа Вседержителя, «Спаса Благое Молчание», Распятия, Св. Троицы (ветхозаветной), а также Богоматери «Призри на смирение» в образе Невесты-Церкви, связанной узами единства и любви с коронующим Ее Женихом-Христом. Художественными средствами этот образ раскрывается через светоносную структуру цвета и света, золото полей и фона. Возникновение этой иконографии в 1-й пол.- сер. XIX в. в Белой Кринице не случайно, именно там в 1846 г. совершилось присоединение к старообрядчеству Босно-Сараевского митр. Амвросия (Паппа-Георгополи), и старообрядцы получили собственную иерархию.

в XVIII в. появление на В. иконографии Богоматери «Огневидной» связано с осмыслением Ее образа как полноты Церкви. Эта идея соединена с темой божественного огня и выражена в иконе через символику красного цвета лика и одежд Богородицы. Цвет Воскресения Христова для образа Богоматери является наиболее адекватным воплощением обоженной нетленной плоти, соединившей земное и небесное и ставшей «Престолом огненным». Эта иконография связана с праздником Сретения Господня , отмечаемым в католич. Церкви как Богородичный (Очищение Марии) и известным в Польше и Юго-Зап. Руси под названиями «Огненная Мария», «Громница» (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1996. Кат. 60). У беспоповцев образ Богоматери «Огневидной» отсутствует; в РПЦ известен только в Своде чудотворных икон Богоматери.

Деревянные киоты, сделанные на В., унаследовали традиции белорус., т. н. флёмской, прорезной, многослойной резьбы, имеющей западноевроп. происхождение. Применение новой технологии и инструментов позволило создать скульптурно-объемную высокорельефную и в то же время ажурную резьбу. На элементы деревянной резьбы оказали влияние, а порой «цитировались», орнаменты заставок, буквиц старопечатных и рукописных книг XVI в.

Лит.: Соболев Н . И . Русская нар. резьба по дереву. М; Л., 1934; Абецедарский Л . С . Белорусы в Москве XVII в. Минск, 1957; НКС. Т. 4. С. 8, 19, 25, 122-123, 126-127; Брюсова В . Г . Русская живопись XVII в. М., 1984. С. 94, 113-114. Ил. 82, 83; Зонова О . В . О ранних алтарных фресках Успенского собора // Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 116-117. Ил. 26; Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. Ил. 147; Ветковский музей нар. творчества. Минск, 1994; Рафаил (Карелин), архим . О языке правосл. иконы. СПб., 1997; Гребенюк Т . Е . Худож. своеобразие ветковских икон: Технико-технол. аспект // Мир старообрядчества. М., 1998. Вып. 4. С. 387-390; Сарабьянов В . Д . Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в. Моск. Кремля // Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 200, 202; Флоровский Г . Вера и культура. СПб., 2002. С. 240-241.

Т. Е. Гребенюк

Открытием XXIV Международной книжной выставки, прошедшей в Москве в сентябре, стал фотоальбом "Живая вера. Ветка". Презентовало его издательство "Беларуская энцыклапедыя", а посвящен альбом старообрядческому искусству. Более трехсот лет назад именно полесское местечко Ветка — ныне районный городок недалеко от Гомеля — стало центром православного старообрядчества.

...Маршрутки из Гомеля на Ветку бегают одна за другой. Из окна ловлю названия попутных деревень: Золотой Рог, Присно, Хальч... 20 минут дороги пролетают незаметно.

Путь староверов осенью 1685 года был явно не таким быстрым. Из Москвы и других российских городов и весей шли они пешком, сплавлялись по реке, спасаясь от преследователей. И открылись им в здешних местах не улочки обустроенного города, а густые хвойные леса — владения пана Халецкого. Эти земли староверы и арендовали под свои слободские — свободные — поселения.

Есть легенда: после долгого путешествия раскольники, положившись на божью милость и вознеся свои молитвы, пустили по течению ветку дерева: "К коему берегу волнами прибьется сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием божьего перста"... Кстати, из той эпохи Ветка позаимствовала основу для нынешнего герба: серебристая буква W (начало названия райцентра) на красном щите-фоне — от рода Халецких.

Куда идти, ясно без путеводителя. Жители городка на слово "старообрядцы" реагируют автоматически:

— На Красную площадь вам. В музей, — машут рукой в нужном направлении.

Нешумными улочками, по которым изредка проезжают иномарки вперемешку с лошадиными упряжками, пересекаю тихие кварталы. Вот и Красная площадь. Монументальный дедушка Ленин, административные здания, универмаг. Глаз цепляют массивные резные ворота при старинном особняке:

— Дом купца Грошикова, XIX век, — с порога просвещает Светлана Леонтьева, главный хранитель Ветковского государственного музея народного творчества имени Шклярова. — А ворота — дело рук создателя музея Федора Григорьевича Шклярова.

— И Красная площадь у вас — прямо как в Москве...

— Так название от староверов. Они ведь, обосновавшись здесь, как могли, берегли память о родных местах. Например, тогдашний мужской монастырь и церковь тоже Покровскими назывались в честь московского собора. Но нет их уже...

Из-за спины главного хранителя "посматривает" на меня Федор Шкляров в кепочке.

Его портрет — сидящего у стола в окружении преданий старины — привечает путников на входе в музей. Если бы не Шкляров, не было бы музея, известного всему миру.

Он сам был из рода старообрядцев. Окончил десять классов вечерней школы. Работал в местном клубе оформителем, на ткацкой фабрике — создавал узоры-орнаменты, вкалывал на стройках... Самодеятельный художник, золотых рук мастер, собиратель старины. Сердцем чувствовал, какие глыбы можно бездарно растерять. А по сути — Колумб, открывший свету уникальность старообрядческой Ветки. Личная коллекция Шклярова из 400 раритетов, собранных по домам ветковчан и жителей окрестных старообрядческих деревень, положила начало музею.

В бодрящей прохладе музея путешествуем по залам. Дух такой от стен, что мурашки по коже. Староверы были не малограмотные крестьяне в лаптях — особый "срез" русских людей, глубоко почитающих святое слово и знания. С собой в эти земли они привезли не только церковные рукописные и печатные манускрипты, дорогие сердцу иконы, но и основали здесь собственные школы иконописи, оформления книги, домовой резьбы...

Под стеклом поблескивает икона Божией Матери. Подхожу ближе — красота необыкновенная: вокруг лика все шито бисером.

— Шитье бисером и жемчугом выделяло ветковскую икону среди образцов других школ иконописи, — объясняет главный хранитель. — Среди ее особенностей и богатые оклады с чеканкой, золочением, серебрением.

Залы об истории книжной культуры Ветки — "золотые прииски" для ученых. Что ни экспонат — памятник. В одной из витрин изучаю уголок старообрядческого "книготворчества". Светлана Леонтьева улавливает мой интерес:

— Минералы растирали в порошок, добавляли желток — этой краской писали иконы и оформляли заглавные страницы книг...

В фондах музея — около полутысячи старообрядческих икон, более сотни рукописей XVI-XIX столетий, около 600 старопечатных изданий, среди которых произведения Ивана Федорова, Петра Мстиславца, Василия Гарабурды, Онисима Радишевского, белорусских, украинских и московских печатных дворов XVI-XVIII веков. Чувствуешь себя щепкой в этом круговороте времен.

За самоваром я...

— Вот бы еще к старообрядцам в гости заглянуть, — с надеждой поглядываю на моего гида.

— После чернобыльской аварии у нас в районе не осталось старообрядческих деревень, — опускают меня с небес на землю музейщики. — Отселили почти 50 населенных пунктов. В городе, правда, есть семьи старообрядческого рода, только традиции уже размыты.

Адрес, однако, подсказывают. Пока иду к нужному дому, вглядываюсь в лица прохожих. Вдруг встретится статный горожанин с окладистой бородой. Но не везет. Зато внимание привлекает мама с малышкой на детской площадке. Осторожно затеваю разговор о старообрядцах. И надо же, повезло.

— У меня муж из старообрядческой семьи, — слышу в ответ. — Вся его родня в Москве.

— И как у вас в доме заведено?..

— Частые чаепития — раз. Семейные праздники только в домашнем кругу без посторонних — два... Много здесь таких. Устои, конечно, изменились. Но что-то остается.

Дом Анны Евстратовны Лебедевой, на который мне указали в музее, патриархальная картинка из прошлого — деревянный, с ажурными наличниками... В прошлом учительница белорусского языка, из рода старообрядцев, удивляется: почему же к ней? Но приветливо приглашает зайти. Кругом чистенько, аккуратненько. Вязаные салфетки, вышивка, огромная герань. Телевизор, мобильный телефон на столе — прочная связь с цивилизацией.

— А давайте-ка за чайком поговорим, — предлагает хозяйка, и я уже не сомневаюсь, что попала точно по адресу.

Дочь Любовь Александровна хлопочет у стола. Возникают чашки, масло, печенье, варенье.

— По детству хорошо помню: чай — это было все, — пенсионерка с удовольствием уходит в прошлое. — Дважды в день между едой. Мама говорит отцу: "Ставь, Евстрат, самовар". И начиналось. Отец щипцами раскалывал сахар на мелкие кусочки. Их сверху поливали вареньем. Выпивали по 5-6 чашек. И все за разговорами.

Бабушка Аня подхватывает блюдце, ловко ставит его на пальцы и вприхлебку попивает магазинный зеленый чай с огородной мятой... А я слушаю ее неспешный рассказ.

Жили в деревне Тарасовка Ветковского района. По одну сторону улицы — местные, по другую — "москали", они же старообрядцы. В родовом гнезде, сколько помнит, отец был главой всему. За стол без него не садились. Перед едой и после обязательная молитва. Нормы поведения: сдержанность, скромность, целомудрие. Не сквернословили. Не курили. Не баловались горячительным. Собственно, как и сейчас.

— Да я еще помню, — дочь подхватывает "нить" семейной хроники. — Дед всегда наставлял: за столом не вертись, не разваливайся, не хватай... Что не так, можно было и ложкой по лбу схлопотать.

Анна Евстратовна словами пытается передать трепет, с которым относились в доме к книгам. Родитель читал запоем, а ведь окончил-то всего четыре класса церковно-приходской школы. И детям учеба легко давалась. Шесть лет ей было, когда стали звать в колхоз — читать газету "За большевистские темпы". А вот из церковных раритетов практически ничего не осталось. Лишь одна-единственная икона. Ее отцу перед женитьбой подарили родители. Уцелела чудом. В лихое время прятали в подвале. Дом сгорел, а она "выжила".

— Да я же про Новый год не рассказала! — прощаясь, всплеснула руками бабушка Аня. — Светских праздников у нас не было. Только встреча Нового года. Вечером семьи во дворах разводили огромные костры, а детям делали бумажные фонарики, в которые вставляли свечки. Такая была красота. Словами не передать.

Анна Евстратовна к староверам себя относит лишь по родительской памяти. По жизни, говорит, уже другой человек. Но как и для ее предков триста лет назад, для нее сегодня неоспоримая ценность — дух семьи, где уважают друг друга и ценят достоинство.