Порядок разработки и принятия стандартов. Порядок разработки национальных стандартов российской федерации Правила разработки и утверждения нацист

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

СТАНДАРТЫ ISO 9000 И КОНЦЕПЦИЯ TQM.

Стандарты ISO 9000 и TQM. Основные принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004-2000, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между формулировками стандартов семейства ISO 9000 и по­ложениями концепции TQM существует ряд различий; некоторые из них приведены в табл. 7:

Таблица 7. Различия стандартовISO 9000 от кон­цепции TQM

Положение стандартов ISO 9000 Положения кон­цепции TQM
Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя Ориентация на определенного потребителя
Ориентация на технические системы и процедуры Ориентация на философию,концепцию, инструменты и методологию
Вовлеченность всех сотрудников не обязательна Вовлечение всех сотрудников - обязательное условие
Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделение в целом, например, отдел качества Каждый сотрудник организации ответственен за качество
Нет направленности на непрерывное совершенствование TQM немыслим без постоянного совершенствования
В основном, статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается изменение процессов и культуры организации

Основное же отличие стандартов ISO 9000 от кон­цепции TQM состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности непра­вильного выполнения каких-либо действий, в то вре­мя как TQM является вершиной современных мето­дов управления качеством и ориентирована на даль­нейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.

В соответствии с законом РФ «О техническом ре­гулировании» стандартизация - деятельность по ус­тановлению правил и характеристик в целях их добро­вольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспо­собности продукции, работ или услуг.

Стандартизация выполняет три социально значимые функции.

1. Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах.

2. Закрепление в нормативных документах оптималь­ных требований к упорядоченным объектам.

3. Установление правил применения этих норматив­ных документов.

Основными результами деятельности по стандарти­зации являются повышение степени соответствия про­дукции ее функциональному назначению и устранение барьеров в международном товарообмене.



Стандартизация преследует следующие цели:

1. безопасность (отсутствие недопустимого риска для граждан или их имущества, связанного с возможно­стью нанесения ущерба); взаимозаменяемость (использование одного изде­лия, услуги или процесса как субститута другого изделия, услуги, процесса для выполнения одних и тех же требований);

2. совместимость (пригодность к совместному, но не вызывающему нежелательных последствий исполь­зованию при заданных условиях для выполнения ус­тановленных требований);

3. унификация (приведение к единообразию) техниче­ских характеристик изделий, документации, средств коммуникации (терминов, обозначений и пр.);

4. экологическая безопасность (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия изделия, услуги, процесса);

5. повышение конкурентоспособности;

6. рационализация использования ресурсов;

7. обеспечение научно-технического прогресса.

Основополагающими научными принципами стан­дартизации являются:

1. комплексность стандартизации;

2. опережающее развитие стандартизации;

3. классификация.

Принцип комплексности стандартизации заключает­ся в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нор­мативной документации (НД).

Так, например, комплексная стандартизация в горно­добывающей промышленности - это процесс установле­ния и применения НД, определяющей качество мине­рального сырья и продуктов его переработки, технологи­ческих процессов добычи и обогащения, методов контро­ля, правил приемки, хранения и транспортировки.

Нормативная документация представляет собой до­кументы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам, и доступные широкому кругу пользователей.

Принцип опережающего развития стандартизации - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.

Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отноше­нию к уже достигнутому на практике уровню норм, тре­бований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

Принцип классификации заключается в выделении клас­сификационных признаков у объекта стандартизации и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

Общая классификация подразумевает выделение ос­новных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выпол­няется только в десятичной системе.

Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функцио­нальные условия при обращении объекта.

Примеры: Универсальный десятичный классифика­тор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП).

Характеристики методов стандартизации сведены в табл. 8.

Таблица 8 . Характеристики методов стандартизации.

Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.

Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жиз­ни общества (календарь, письменность, счет и т. д.).

Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по определенной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

Стандартизация может осуществляться на различ­ных уровнях:

Международном (участие в стандартизации откры­то для органов по стандартизации любой страны);

Региональном (участие в стандартизации откры­то для органов по стандартизации любой страны одного географического или экономического ре­гиона);

Национальном (стандартизация осуществляется в одной конкретной стране).

В процессе стандартизации вырабатываются харак­теристики, правила, требования и т. п., касающиеся объекта стандартизации, которые оформляют в виде нормативных документов.

К документам в области стандартизации, применяе­мым на территории Российской Федерации, относятся:

Национальные стандарты;

Стандарты организаций.

Стандарт - документ, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются ха­рактеристики продукции, правила выполнения и ха­рактеристики процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а так­же параметры выполнения работ или оказания услуг.

Техническое регулирование - правовое регулиро­вание отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отноше­ний в области оценки соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулирова­нии» от 27 декабря 2002 года определил новую систе­му установления и применения требований к различ­ным объектам. Основные задачи реформирования ста­рой системы:

Повышение возможностей производителей;

Уменьшение административного давления на произ­водителей;

Повышение эффективности защиты внутреннего рынка от некачественной продукции;

Устранение технических барьеров в торговле.

Инструментарий технического регулирования:

1. технические регламенты и стандарты;

2. процедуры подтверждения соответствия;

3. аккредитация;

4. государственный контроль и надзор.

применение единых правил установления требова­ний к объектам;

▪ соответствие уровню развития отечественной матери­ально-технической базы, экономики, науки и техники;

▪ независимость органов по сертификации и органов по аккредитации от производителей и покупателей;

▪ недопустимость ограничения конкуренции при осу­ществлении аккредитации и сертификации;

▪ единство правил и методов исследований или испы­таний и измерений при проведении процедур обя­зательной оценки соответствия;

▪ недопустимость совмещения полномочий органа го­сударственного контроля (надзора) и органа по сер­тификации;

▪ недопустимость совмещения одним органом полно­мочий на аккредитацию и сертификацию;

▪ запрет на внебюджетное финансирование государ­ственного контроля (надзора) за соблюдением тре­бований технических регламентов.

В сфере технического регулирования федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты ис­ключительно рекомендательного характера (за исклю­чением технического регулирования в отношении обо­ронной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну).

Технический регламент - документ, устанавлива­ющий обязательные для применения и исполнения тре­бования к объектам технического регулирования (про­дукции в том числе зданиям и сооружениям, процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Стандарт - документ, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются ха­рактеристики продукции, правила осуществления и ха­рактеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оказания услуг или выполнения работ. Стандарт также может со­держать требования к терминологии, символике, упаков­ке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технические регламенты должны приниматься ис­ключительно в следующих целях:

▪ защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственно­го или муниципального имущества;

▪ охраны окружающей среды, жизни или здоровья жи­вотных и растений;

▪ предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей. Содержание технического регламента

Обязательное:

▪ полный перечень объектов технического регулиро­вания, в отношении которых устанавливаются тре­бования данного регламента;

▪ правила идентификации объекта технического регу­лирования для целей применения данного техничес­кого регламента.

Возможное:

▪ правила и формы оценки соответствия (включая схемы);

▪ предельные сроки оценки соответствия каждого объекта технического регулирования;

▪ требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технические регламенты устанавливают минималь­но необходимые требования, обеспечивающие:

▪ пожарную безопасность;

▪ промышленную безопасность;

▪ биологическую безопасность; о химическую безопасность;

▪ взрывобезопасность;

▪ термическую безопасность;

▪ электрическую безопасность;

▪ ядерную и радиационную безопасность;

▪ механическую безопасность;

▪ безопасность излучений;

▪ электромагнитную совместимость в части обеспече­ния безопасности работы оборудования и приборов;

▪ единство измерений.

До 2010 года в России предполагается разрабо­тать около 2000 технических регламентов. В середине 2004 года на стадии обсуждения находились более 40 проектов технических регламентов. Бывшие ГОСТы (современный фонд составляет 25 000 документов) по­лучают статус добровольных документов. Включенные в них обязательные требования будут выведены по мере разработки технических регламентов.

В соответствии с Законом «О техническом регули­ровании» в Российской Федерации предусмотрено два вида технических регламентов:

1. общие, требования которых обязательны для приме­нения и соблюдения в отношении любых объектов технического регулирования;

2. специальные, в которых учитываются технологичес­кие и иные особенности отдельных объектов техни­ческого регулирования.

Порядок разработки и принятия

технического регламента

1. Разработка проекта технического регламента. Раз­работчиком проекта может быть любое лицо.

2. Публикация уведомления о разработке проекта тех­нического регламента.

3. Публичное обсуждение проекта технического регла­мента. Срок обсуждения не может быть менее двух месяцев.

4. Публикация о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента.

5. Внесение субъектом права законодательной иници­ативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу.

6. Получение Государственной Думой отзыва Прави­тельства Российской Федерации на проект феде­рального закона о техническом регламенте; отзыв готовится с учетом результатов экспертизы проекта технического регламента экспертной комиссией, включающей представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, об­щественных объединений предпринимателей и т. д.

7. Принятие Государственной Думой федерального за­кона о техническом регламенте в первом чтении.

8. Обсуждение поправок к принятому в первом чтении Государственной Думой федеральному закону о тех­ническом регламенте.

9. Получение Государственной Думой отзыва Прави­тельства Российской Федерации на проект феде­рального закона о техническом регламенте, подго­товленный ко второму чтению.

10. Принятие закона о техническом регламенте.

Правовые основы стандартизации в России установ­лены Законом Российской Федерации «О техническом регулировании». На основании норм данного Закона в России стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Добровольного применения стандартов;

Максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц; примене­ния международного стандарта как основы разработ­ки национального стандарта, за исключением случа­ев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международ­ных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами вы­ступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

Недопустимости создания препятствий производ­ству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это мини­мально необходимо для выполнения целей стандар­тизации, указанных в Законе;

Недопустимости установления таких стандартов, ко­торые противоречат техническим регламентам;

Обеспечения условий для единообразного примене­ния стандартов.

Национальным органом по стандартизации в Рос­сии является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Государствен­ный комитет Российской Федерации по стандарти­зации и метрологии) - Госстандарт России. Феде­ральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства про­мышленности и энергетики и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294. При этом название «Госстандарт» рассматри­вается как бренд.

Основные задачи агентства

1. Организация и государственное управление стан­дартизацией.

2. Организация и государственное управление дея­тельностью по обеспечению единства измерений.

3. Формирование и реализация государственной поли­тики в области сертификации продукции и услуг.

4. Создание условий для обеспечения качества и безо­пасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

5. Государственный контроль и надзор за соблюдени­ем обязательных требований стандартов и техничес­ких регламентов.

6. Участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации.

7. Ведение федерального информационного фонда тех­нических регламентов и стандартов и единой инфор­мационной системы по техническому регулирова-" нию.

8. Разработка федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

9. Профессиональная подготовка и повышение квали­фикации кадров в области стандартизации, метро­логии, сертификации и обеспечения качества.

10. Федеральное агентство по техническому регулиро­ванию и метрологии осуществляет государственное уп­равление стандартизацией, метрологией и сертификаци­ей в стране непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и серти­фикации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений (рис. 27). В деятельность по стандартизации в Российской Федерации также вовлечены:

Научные организации Госстандарта:

1. ВНИИКИ - Всероссийский НИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству;

2. ВНИИСтандарт - Всероссийский НИИ стандарти­зации;

3. ВНИИС - Всероссийский НИИ сертификации;

4. ВНИИНМАШ - Всероссийский НИИ стандарти­зации и сертификации в машиностроении;

5. ВНИИМС - Всероссийский НИИ метрологической службы;

6. ВНИЦСМВ - Всероссийский научно-исследова­тельский центр стандартизации, информации и сер­тификации сырья, материалов и веществ;

7. ГП ВНИИОФИ - госпредприятие «Всероссийский НИИ оптико-физических измерений»;

8. ГП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева» - госпредприя­тие «Всероссийский НИИ метрологии им. Д. И. Мен­делеева»;

9. ВНИИСС агропродукт - Всероссийский НИИ стандартизации и сертификации агропромышленной продукции;

10. ВС НИИФТРИ - Восточно-сибирский НИИ фи- зико-технических и радиотехнических измерений;

11. УНИИМ - Уральский НИИ метрологии;

12. ВНИИР - Всероссийский НИИ расходометрии;

13. НИЦПВ - научно-исследовательский центр по изу­чению свойств поверхности и вакуума;

14. ГП ВНИИФТРИ - госпредприятие «Всероссий­ский НИИ физико-технических и радиотехнических измерений»;

15. ГП ВНИИФТИ «Дальстандарт» - госпредприятие «Всероссийский НИИ физико-технических измере­ний «Дальстандарт»;

16. ГП НЦОФИ - госпредприятие «Научный центр ori- тико-физических исследований»;

17. АО НИЦ КД - АО научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем;

18. ГП СНИИМ - госпредприятие «Сибирский госу­дарственный НИИ метрологии»;

▪ министерства и ведомства;

▪ технические комитеты по стандартизации (более 350);

▪ заинтересованные предприятия и организации.


Рис.27. Система Госстандарта России.

Существующее с 1999 года Федеральное государствен­ное унитарное предприятие РИА «Стандарты и качество» сочетает в себе функции традиционного издательства и органа научно-технической информации и издает ката­лог «Стандартизация. Метрология. Сертификация. Уп­равление качеством. Экология» и следующие журналы:

«Стандарты и качество»;

«Методы менеджмента качества»;

«Вестник Госстандарта России»;

«Партнеры и конкуренты»;

«Мир измерений»;

«Европейское качество».

К документам по стандартизации, применяемым на территории России, относятся:

Национальные стандарты (стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизаци и);

Применяемые в установленном порядке классифика­ции, общероссийские классификаторы технико-эко­номической и социальной информации;

Стандарты организаций (стандарты, разрабатывае­мые и утверждаемые организациями самостоятель­но, исходя из их внутренней необходимости в целях совершенствования производства и обеспечения ка­чества продукции, оказания услуг или выполнения работ, а также для распространения и использова­ния полученных в разных областях знаний резуль­татов исследований или испытаний, измерений и разработок).

Национальные стандарты разрабатываются в соответ­ствии с программой разработки национальных стандар­тов, утвержденной национальным органом по стандар­тизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Разработчик национального стандарта должен уве­домить национальный орган по стандартизации об име­ющихся в проекте стандарта отличиях от положений соответствующих международных стандартов. Это уве­домление публикуется в печатном издании Федераль­ного агентства по техническому регулированию и мет­рологии и в сети Интернет.

Проект национального стандарта подлежит публич­ному обсуждению, срок которого со дня опубликования уведомления о разработке проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Проект национального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний и предло­жений заинтересованных лиц представляется разработ­чиком в технический комитет по стандартизации для экспертизы проекта стандарта.

По результатам экспертизы технический комитет по стандартизации вносит в национальный орган по стан­дартизации мотивированное предложение об утвержде­нии или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации принима­ет решение об утверждении или отклонении нацио­нального стандарта. В случае положительного решения уведомление об утверждении национального стандар­та должно быть опубликовано в печатном издании Федерального агентства по техническому регулирова­нию и метрологии и в сети Интернет в течение 30 дней со дня утверждения стандарта.

Перечень национальных стандартов, которые могут­на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, публикуется на­циональным органом по стандартизации в печатном издании Федерального агентства по техническому ре­гулированию и в сети Интернет.

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. Срок проведения экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем девяносто дней с даты поступления указанного проекта в технический комитет по стандартизации.

8. Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, в течение шестидесяти дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

8.1. Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для разработки и утверждения национальных стандартов.



9. Утратил силу.

10. В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

№ 43 Подтверждение соответствия, цели и принципы

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.

В соответствии с положениями закона "О техническом регулировании" подтверждение соответствия направлено на достижение следующих целей:

1. удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;



2. содействие приобретателей в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

3. повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

4. создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

5. обеспечения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

Подтверждения соответствия осуществляется на основе принципов:

· доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

· недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, к которым не установлены требования ТР;

· установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем ТР;

· уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат потребителя;

· недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

· защиты имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

· недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

№ 44 Формы подтверждения соответствия

Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Закон "О техническом регулировании" предусматривает два вида подтверждения соответствия продукции:

Обязательное;

Добровольное.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентам, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

Обязательной сертификации;

Принятия декларации о соответствии.

Обязательная сертификация - является формой государственного контроля за безопасность продукции, в результате которой выдается документ: сертификат соответствия. Еще обязательную сертификацию называют "сертификация в законодательно регулируемой сфере".

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате которой выдается документ: декларация о соответствии.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Сертификация соответствия - форма, осуществляемая органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договора. При сертификации подтверждение осуществляется третьей стороной - органом по сертификации. После проведения сертификации орган по сертификации выдает документ, удостоверяющий соответствие объекта заданно добровольно требованиям - сертификат соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия международным и национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами установлены требования.

№ 45 Добровольное подтверждение соответствия, схемы

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Орган по сертификации: осуществляет подтверждение; выдает сертификаты соответствия; предоставляет заявителям право на применение знака соответствия; приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

1С- , Проводит испытания типового образца продукции,

Выдает заявителю сертификат соответствия;

2С- Аккредитованная испытательная лаборатория , Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации , Проводит анализ состояния производства, Выдает заявителю сертификат соответствия;

3С- Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

8. Технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Стандарты организаций

1. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

2. Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

5. Международная и региональная стандартизация. Международные организации в области стандартизации – ИСО, МЭК.

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Региональная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира. Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Международная организация по стандартизации ИСО (ISO) создана в 1946 году. Имеет неправительственный характер. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Главная цель ИСО - содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов. Членами ИСО являются не правительства, а национальные организации по стандартизации. Главными структурными подразделениями ИСО являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы, выполняющие основной вид деятельнсти - разработку международных стандартов.

Международная электротехническая комиссия МЭК (IEC) создана в 1906 году. Цель деятельности - содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи. В отличие от ИСО, МЭК состоит из национальных комитетов, которые представляют интересы всех отраслей промышленности. В качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации.

Между ИСО и МЭК заключено соглашение по разграничению сфер деятельности. Бюджет ИСО и МЭК складывается из взносов стран и от продажи международных стандартов.


Похожая информация.


Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется согласно (1.1) последующей общей схеме (рис. 16).

Рис. 16.

  • 1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов (далее - НС).
  • 2. Технический комитет по стандартизации определяет заказчика разработки национального стандарта и непосредственного разработчика стандарта.
  • 3. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления.
  • 4. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.
  • 5. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который па основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении ПС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения не.

6. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены".

Правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов. Разработчиком предварительного стандарта (далее - ПНС) может быть любое лицо. Разработчик направляет в Госстандарт как национальный орган по стандартизации проект ПНС с обоснованием необходимости его принятия. Мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта принимается на заседании технического комитета по стандартизации. Госстандарт после получения предложения ТК принимает решение об утверждении или отклонении проекта. ПНС утверждаются Госстандартом на срок не менее двух и не более пяти лет. Не позднее чем за три месяца до истечения срока действия утвержденного ПНС Госстандарт па основании проводимых им мониторинга и оценок применения ПНС принимает решение об утверждении его в качестве национального стандарта или о его отмене по истечении срока его действия.

Международные и национальные организации но стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах но созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности Американское общество по испытаниям и материалам (АБТМ), создавшее свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В АБТМ образован фонд в 50 тыс. долл. для изучения и обобщения интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК АБТМ по пылесосам субсидируется компаниями.

В странах ЕС в стандартизацию вкладываются огромные средства. Так, в странах - членах ЕС ежегодно разрабатывается более 1000 стандартов, на что уходит 7 млрд евро. При этом существенная часть стандартов разрабатывается производителями. К сожалению, отечественная промышленность, в частности предпринимательские структуры, не торопится вкладывать средства в создание стандартов, хотя во всем мире за их разработку платит тот, кто в них заинтересован.

Тем не менее в России имеется положительный опыт участия в стандартизации бизнесменов, отраслевых союзов и ассоциаций.

Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов па продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест-Москва, журнал "Стандарты и качество", Национальный фонд защиты потребителей. Так, например, последний организовал и профинансировал разработку первого отечественного стандарта на йогурт. Союз мороженщиков России совместно с ОАО "Росмясомолторг" принял участие (в содержательном и финансовом плане) в разработке ГОСТ "Мороженое молочное, сливочное, пломбир. Общие технические условия".

Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса "ГОСТ Р", регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) ста 11 дар та.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов (см. табл. 4 в разд. 7), то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Правила оформления и обозначения национальных стандартов, разработанных на основе применения международных стандартов, рассмотрены в подразд. 5.5 данной главы.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов аналогичны пра­вилам разработки технических регламентов, но имеют свои особенности, которые связаны с их различной правовой природой. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандар­тов предусматриваются следующие стадии их разработки: 1-я - организация разра­ботки национального стандарта; 2-я - разработка первой редакции проекта стандар­та и ее публичное обсуждение; 3-я - подготовка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологи­ческая и метрологическая); 4-я - подготовка проекта стандарта к утверждению, ут­верждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Национальный орган по стандартизации (Росстандарт) составляет и утверждает программу разработки национальных стандартов и обеспечивает доступность ее за­интересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Заказ­чиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Рос­сийской Федерации по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое или физическое лицо, заинтересован­ное в его разработке. Разработчик организует уведомление о разработке националь­ного стандарта для получения от заинтересованных лиц заявок о направлении им на отзыв проекта стандарта (первой редакции). Уведомление публикуют в информаци­онной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.



Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную за­писку к ней. В пояснительной записке приводят: основание для разработки стандар­та с указанием соответствующего документа; краткую характеристику объекта стандартизации; сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации, а также прогрессивным стандартам других стран; сведения о па­тентной чистоте проекта стандарта; сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими НД по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или


отмене; сведения о рассылке на отзыв, а также краткую обобщенную характеристи­ку принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); све­дения о согласовании, если его проводили; источники информации. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.

С учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик готовит окончательную редакцию проекта и проводит публичное его обсуждение. Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведом­ления не может быть менее двух месяцев.

Проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний разработ­чик представляет в технический комитет по стандартизации, который организует его экспертизу. ТК по результатам экспертизы готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта, которое направляет в Росстандарт.

Росстандарт на основании документов, представленных ТК, принимает реше­ние об утверждении или отклонении национального стандарта. В течение 30 дней со дня утверждения стандарта должно быть опубликовано уведомление об утвержде­нии стандарта. Если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением всех документов направ­ляют разработчику проекта.

Росстандарт утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информацион­ной системе перечень национальных стандартов, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований ТР.

С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народ­ного хозяйства и обороны страны проводят проверку стандартов. С учетом резуль­татов проверки при необходимости осуществляют разработку изменений к стандар­там, пересмотр (разработку новых стандартов взамен действующих) или отмену стандартов. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или ис­ключении отдельных требований стандарта.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующе­го. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, вза­мен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают самостоятельно сами ор­ганизации для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространения и использования полу­ченных результатов исследований (испытаний). Порядок разработки, утверждения, учета, изменений и отмены стандартов организации устанавливают с учетом выше изложенных принципов. Разработчик стандарта организации может представить проект стандарта в ТК для экспертизы. На основании результатов экспертизы ТК готовит заключение и отправляет его разработчику.

Технические условия на пищевые продукты перед их утверждением подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также с территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации. Согласование ТУ с территориальными органами Рос-


Основы технического регулирования и стандартизации

стандарта подтверждают экспертным заключением и специальным штампом, про­ставляемым на каждом листе ТУ и на каталожном листе продукции.