Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Конспекты занятий по звукопроизношению Чтобы думали получше

Цель: развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, мелкую моторику; закрепить правильное произношение звука/з/ в словах и предложениях; воспитывать речевое дыхание, интонационную выразительность; развивать фонематическое восприятие, речемыслительную деятельность, навыки словообразования; воспитывать активность.

Оборудование: мягкая игрушка зайка, декорации леса, лист бумаги на каждого, карандаши, трафарет с овощами, ножницы, магнитофон, разрезная предметная картинка звездолета, маленькая мягкая игрушка-звёздочка с глазками, чуть побольше мягкая игрушка-звёзда с глазками.

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие, в волшебный лес. Для этого необходимо 3 раза хлопнуть, 3 раза топнуть и 1 раз обернуться вокруг себя с закрытыми глазами.

Появляются декорации леса и зайка.

Логопед: Но, кто это?

Дети: Зайка.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему он плачет?

Дети: Наверное, он замерз или проголодался.

Логопед: Зайке холодно зимой,
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так капустки и хотят.

Логопед: Ребята, а давайте угостим зайку капусткой. Мы возьмем с вами лист бумаги, карандаш, трафарет, найдем в них капусту, обведем её аккуратно, а затем вырежем и подарим зайке.

Дети выполняют работу.

Логопед: Ребята, Зайка очень обрадовался, сказал спасибо и за это он проведет нас на волшебную поляну.

Координация речи с движением.

На полянку в лес зайдем,
Хоровод там заведем,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.

Логопед: Вот мы и очутились на волшебной полянке, но что же это? Кто-то плачет. Ребята это же звездочка. Звездочка, почему ты плачешь? И как тебя зовут?

Звёздочка: Меня зовут… Ой, я кажется, забыла. Мы с мамой катались на волшебном звездолете и случайно улетели со своей звездной планеты. При падении на волшебную поляну мы с мамой потерялись. Ребята, помогите, пожалуйста, вспомнить мне своё имя, на нашей звездной планете все имена начинаются со звука/З. /, и найти мою мамочку.

Логопед: Ребята, вспоминайте какие вы знаете имена, начинающиеся со звука /З/.

Дети: Зоя, Зина, Зара.

Логопед: Ребята, Звёздочка говорит, что у нее сказочное имя и состоит оно из двух слов «золотые» , «волосы» .

Дети: Златовласка.

Логопед: Звездочка Златовласка очень обрадовалась, что вы помогли ей вспомнить её имя, но как же ей найти её маму. А для этого необходимо её позвать. Но на нашей планете все звуки и голоса звучат не так и нам надо научить Златовласку произносить звук/З/. Ребята, покажем как надо правильно выполнять упражнения, чтобы появился звук/З/.

Выполняем артикуляционные упражнения: «Заборчик» , «Почистим зубки» , «Лопатка» , «Качели» .

Дыхательное упражнение «Подуть через трубочку» .

Логопед: Ребята, а теперь, научим Златовласку петь песню комарика (З-З-З-З-З) . Вот и получился звук /З/ у Златовласки. Теперь она может позвать маму, а мы ей поможем:

За-за-за- моя мамочка звезда;
Зо-зо-зо- найди золотце своё;
Зу-зу-зу- мы вернемся на звезду
Зы-зы-зы- будем жить там до грозы.

(Дети повторяют вместе с логопедом)

Логопед: Вот мама звезда услышала свою звездочку и подлетела к ней, они обнялись и были счастливы, но чтобы вернуться на звездную планету необходимо ещё починить звездолёт, который повредился при падении. А чтобы его починить необходимо собрать части звездолёта в одно целое, но брать части нужно лишь те, где вставлены картинки, начинающиеся со звука /З/.

Дети собирают звездолёт из частей.

Логопед: Вот мы и собрали волшебный звездолёт.
Зажглась зеленая звезда
Запустим звездолет туда.

(Дети повторяют вместе с логопедом)

Скажем до свидания звездочке Златовласке и её маме. А нам пора возвращаться в детский сад. Сделаем 3 хлопка, 3 притопа, 1раз обернемся вокруг себя. Вот мы и в детском саду.

Итог занятия. Оценка деятельности детей.


учитель-логопед высшей квалификационной категории
Морозова Маргарита Викторовна
Центр развития ребёнка – детский сад № 2 учебный корпус № 129
г.Тула, ул. Демьянова д.26
2013-2014 учебный год
конспект разрабатывался, как часть итоговой работы, по окончанию дистанционных курсов в Педагогическом университете «Первое сентября»
Начало формы
Конец формы
«Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения» (72 часа)
Конспект интегрированного занятия
(коррекция звукопроизношения + театральная деятельность)
по теме: «Дифференциация звуков Ш-Ж » (итоговое занятие)
(индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: различение звуков Ш-Ж.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
корригировать произношение;
корригировать и развивать слуховое восприятие;
корригировать речевое дыхание;
корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
развивать внимание, память, логическое мышление;
корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую
сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
образовательные:
уточнить и расширить словарь по темам «Насекомые», «Домашние птицы»;
систематизировать и обобщить знания о звуках Ш-Ж;
воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
здоровьесберегающие:
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
соблюдать правильную посадку ребенка;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
соблюдать режим охраны зрения;
чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
презентации «Загадки», «Договори слог», «Эхо», «Артикуляционная гимнастика»; настольный театр, игрушки «Гусь» и «Жук»; аудио диск с музыкально-игровыми упражнениями, логопедическими стишками и песенками для детей 2-6 лет Екатерины Железновой.Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Логопед загадывает загадки (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ).
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Шеи, вытянув, шипят.Ущипнуть тебя хотят.Громко крикнут: Га-га-га!Не боимся мы врага.Сытно птице у бабусиЭти серенькие … (гуси)!
Ход занятия:
- Кто это? Гусь. Какой звук издаёт гусь, когда злится и хочет ущипнуть кого-то? Правильно, звук [ш].
- Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?
- Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].
Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].
Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].
Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?
Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.
Мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай выполним упражнения для языка. Артикуляционная гимнастика (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
Драматизация сказки «Гусь и жук»
Шагают навстречу друг другу Жук и Гусь (по столу «бегут» навстечу указательные и средние пальцы). Шагают они и поют свои песенки.
Гусь: ш-ш-ш Жук: ж-ж-ж
Чья песенка звонкая? Чья глухая? Споём вместе с нами! (Ребёнок повторяет песенки жука и гуся.) Встретились Гусь с Жуком, поприветствовали друг друга (подняли руки, помахали пальчиками) и запели.
Гусь: ша-ша-ша
шо-шо-шо
шу-шу-шу
ши-ши-ши
Жук: жа-жа-жа жо-жо-жо
жу-жу-жу
жи-жи-жи Решили гусь и жук идти дальше вместе. (Указательные и средние пальцы обеих рук бегут вместе). Подошли они к лесному театру. Над входом в театр большой плакат: «Найди, назови свои картинки и входи!» помоги гусю и жуку найти и назвать свои картинки: гусю – со звуком Ш, жуку – со звуком Ж.
Выполнив задание, Гусь и Жук входят в зал. Их просят выступить на сцене – рассказать потешки и скороговорки. Гусь рассказывает скороговорки со звуком Ш, Жук – на звук Ж. Помоги им вспомнить нужные скороговорки.
Шуба, шапка, шарфик, шляпа,
Это всё в шкафу у папы. А в шкафу у мамы естьШляп, наверное, штук шесть.
На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Ёж с ежонком и ежихой
собирают ежевику.
Жук жужжит над абажуром,Жужжит жужелица,Жужжит, кружится.Испугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
Дыхательное упражнение «Поём песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т.д.). Выдох контролируется ладонью.
Игра «Наоборот» - преобразование слогов и слов
а) ша-ша-ша – жа-жа-жа
шо-шо-шо -
шу-шу-шу -
ши-ши-ши -
жла-жла-жла – шла-шла-шла
жло-жло-жло –
жлу-жлу-жлу –
жлы-жлы-жлы –
б) ужи – уши
жить – шить
житьё – шитьё
жутко – шутка
жаль – шаль
лужа – Луша
жалить – шалить
жил – шил
жило – шило
наживка – нашивка
Составление предложений с парами слов.
Немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Жук»
Развитие тонкой моторики (упражнения для пальцев на столе).
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд («хоботок»). Мизинец и большой пальцы. Расслабив, опустить вниз – «лапки».
Упражнения на основе фонетической ритмики.
- Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул). затем произнося [ш-ш-ш…], медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).
- Руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося
[ж-ж-ж…], дети совершают быстрые, мелкие дрожащие движения
руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.
Отгадывание и заучивание загадки
Кому нужны иголки для житья?
А кому нужны иголки для шитья?
Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Эхо» (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ).
снег – снежок
стог – стожок
сапог – сапожок
флаг – флажок
утюг – утюжок
луг – лужок
смех – смешок
посох – посошок
Договори слог ша: (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
кры…, гало…, ту…, гру…, ка…, ча…, су…, но…
Договори слог жа:
ко…, лы…, лу…, са…, пря…, сту…, стра…, покла…, ме…, рого…
Прослушивание и повторение аудиозаписи Екатерины Железновой
Конфетки (ШИ,ШО, ШУ, ША)
ШИ, ШИ, ШИ, ШИ, как конфетки хороши
ШО, ШО, ШО, ШО, мойте ручки хорошо
ШУ, ШУ, ШУ, ШУ, я к столу вас приглашу
ША, ША, ША, ША, будем кушать не спеша.
Ёж (ЖА, ЖУ, ЖЕ, ЖИ)
ЖА, ЖА, ЖА, ЖА, я нашёл в траве ежа
ЖУ, ЖУ, ЖУ, ЖУ, дали яблоко ежу
ЖЕ, ЖЕ, ЖЕ, ЖЕ, ёжик съел его уже
ЖИ, ЖИ, ЖИ, ЖИ, нам животик покажи.
Логопед предлагает ребёнку вспомнить, что он делал на сегодняшнем занятии, какие звуки произносил, оценивает работу ребёнка и предлагает на следующем занятии снова поиграть в театр. А для это дома ты выучи скороговорки со звуками Ш и Ж.
Литература:
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет/Анна Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


Приложенные файлы

Конспект итогового занятия

в подготовительной к школе группе

« Путешествие в страну правильной речи»

Учитель – логопед Кузнецова Маргарита Григорьевна

МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

Цели:

Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового,

слогового, языкового анализа;

Совершенствовать навык слогового чтения;

Закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции

Повторить правила красивой речи;

Упражнять в умении вычленять часть из целого и составлять целое

Закрепить понятие о родственных словах, упражнять в

определении родственных и неродственных слов;

Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию

движений и ориентировку на плоскости;

Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию

внимания;

Воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в

коллективе.

Оборудование: письмо царицы Грамматики; дом царицы; «ковер –

самолет; « деревья с листочками», на которых написаны

родственные слова; «кирпичики» с предметными картинками;

«замки», на которых изображена звуковая схема слова; ключи к

замкам с предметными картинками; «слоговая гусеница»;

шкатулка; призы, грамоты.

Организационный момент .

Дорогие ребята! Мы с вами честно трудились целый год: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я вижу, вы готовы пойти в школу и учиться на 4 и 5. Я этому очень рада. Но об этом узнала еще и царица русского языка – Грамматика. От нее пришло письмо-

приглашение. Послушайте его.

«Здравствуйте, ребята! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и нелегок. Ведь вам предстоит пройти Звучащу, перебраться через реку Звенящую, по буквенной дорожке пройти до Буквенного городка, повстречаться со Слоговой гусеницей, собрать слова – вагончики. А там и мой дом. Удачи!»

Ну что, ребята, согласны отправиться в путешествие? Тогда давайте встанем в круг, соберем все свои силы и знания.

Психологический настрой.

Дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки.

Мы спокойны всегда!

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем.

Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?

На машине, поезде, самолете, велосипеде.

Ребята, не забывайте, что страна волшебная, и транспорт, на котором мы сможем добраться туда, тоже, наверное, должен быть волшебным, необычным.

Ответы детей (волшебные сани, облако, сапоги – скороходы).

Ребята, сегодня мы отправимся на ковре- самолете.

Логопед расстилает «ковер – самолет», дети садятся.

Сядьте поудобнее, пристегните ремни (дети обхватывают руками колени), закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что мы летим.

Звучит музыка.

Вот мы и прилетели, но выйти сможет только тот, кто правила красивой речи назовет.

Ответы детей.

Говори в спокойном темпе.

Сначала подумай, потом говори.

При разговоре смотри на собеседника.

Говори всегда на выдохе.

В конце предложения всегда делай паузу.

Не перебивай того, с кем разговариваешь.

Слова в предложении говори всегда слитно.

Логопед . Молодцы! Скорее в путь.

Речевая гимнастика

(артикуляционная гимнастика, ритмические упражнения)

Логопед . Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. И на нашем пути Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?

Дети. Там звучат разные звуки.

Логопед. А какие бывают звуки?

Дети . Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.

Логопед . Если Звучаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.

Чики - чики - чики - чок -

Не стесняйся, язычок.

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где – то собаки рычали: р - р - р.

В стойле коровы мычали: м - м - м.

В комнате мухи жужжали: ж - ж- ж.

Мимо машины бежали: тр - р -р.

В небе далеком гудел самолет: л - л -л.

Свистели от ветра все провода: с - с - с.

Капала в кухне из крана вода: к - к - к.

Перекликались в ночи поезда: ч - ч - ч.

Листья под ветром шумели: ш - ш - ш.

А комары все пели: з - з -з.

Непоседа мяч и ночью

Успокоиться не хочет: бум - бум.

Куклы кашляют в постели -

Днем мороженое ели: кха - кха.

Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались,

но что же такое «чаща».

Дети . Это густо посаженные деревья.

Логопед . Какие деревья вы знаете? (Дети отвечают).

Работа с родственными словами.

Логопед . Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо – деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это - из слова «рука».

Вы когда - нибудь встречались с такими чудо деревьями.

Дети . Да, это деревья, на которых растут родственные слова.

Логопед . А что такое родственные слова?

Дети . Слова, родные друг другу, у них общий смысл.

Логопед . Ребята, посмотрите, что - то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки – слова, не родные им? Давайте им поможем. Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т. е. не родственные словам «рука», «вода».

Дети.

Вода – водный, водяной, водоросли, завод , водолаз;

Рука – ручной, безрукавка, рукодельница, рукава, друг.

Логопед . Почему, вы решили, что эти слова не родственные?

Дети. У них другой смысл.

Логопед . Молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше.

Выделение первого и последнего звука в слове.

Логопед. Перед нами река Звенящая. Здесь записка!

« Река Звенящая вас ждет,

Но не пройти ее вам вброд.

Кирпичики сложите в мостик

И поспешите ко мне в гости.

Царица Грамматика»

Ребята, возьмите каждый по кирпичику и подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший мост?

Нужно кирпичики сложить так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике – картинке.

(Дети складывают мостик и проходят по нему).

Осторожно, не упадите в реку.

Закрепление навыков звукового анализа.

Логопед.

Вы загадки разгадали,

Очень быстро пробежали.

Но смотрите, впереди

Очень мощные замки!

Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки? Здесь снова записка: « Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»

На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах – картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова.

Каждая пара должна взять ключ и сделать звуковую схему слова, нарисованного на ключе, и мы увидим, какой ключ от какого замка.

(мак, луна, гусь, руки).

Дети. Наш ключ от первого замка, потому что на ключе картинка «мак» - три звука (твердый согласный звук М, гласный А, твердый согласный К) и т.д.

Логопед. Молодцы. Вот и город Буквенный.

Чтение слов с предварительным звуковым анализом.

Логопед.

А теперь нас встречает гусеница.

Я – гусеница не простая,

Гусеница слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с ними

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперед,

Кто слова во мне найдет

(на кругах бумаги напечатаны слоги).

Ребята, возьмите каждый по слогу, который напечатан на Слоговой гусенице, и найдите свою пару, чтобы получилось слово.

Дети подбирают пару, поднимая в паре руки, что говорит о выполнении задания.

Развитие навыков чтения и анализ предложения .

Логопед.

К букве – буква,

К слову – слово,

Родилась родная речь.

Ребята, вы легко составили слова, а сможете ли вы составить из предложенных слов правильное предложение.

Игра «Веселая азбука». Нужно составить вагончики со словами так, чтобы получилось предложение.

Гимнастика для глаз .

Логопед . Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики, но похоже дом закрыт, а у дверей записка.

«Я прошу у вас прощенья,

Что не застали вы меня,

Много дел, но очень рада,

Что вы здесь, а вот награда!»

Вносится шкатулка с надписью «Если ребус разгадаешь, что лежит там, ты узнаешь».

Дети отгадывают, а логопед достает из шкатулки грамоту и маленькие книжки.

И девчонки и мальчишки

Могут все узнать из книжки.

И такой подарок, дети,

интересней всех на свете!

Вот и закончилось наше путешествие. Эти книжки - подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить!

альбина хасанова
«Звуки». Конспект итогового занятия по звукопроизношению в логопедической средней группе

Цели занятия :

Коррекционные :

Закрепление навыков различения звуков предметов и речевых звуков .

Упражнять выделение первого звука из ряда других звуков при звуковом анализе .

Тренировать в определении места звука в словах и делении слов на слоги.

Заучивание скороговорки по таблице.

Развивающие :

Развивать фонематический слух и слуховое внимание.

Развивать речевое дыхание.

Тренировка зрительной памяти, наглядно-словесного мышления, фонематического восприятия.

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные :

Воспитывать желание активно работать на занятии ,

Добрые отношения друг к другу.

Оборудование :

Звуковые картинки

Звуковые папки

Камешки

Трафареты

Зеркала

Карточки по определению места звука в слове

Таблица со скороговоркой

Ход занятия

I Организационный момент

Дыхательная гимнастика :

Носом вдох, а выдох ртом,

Звук мы ф-ф-ф , сейчас споём

Кораблик наш плыви.

Хорошо, корабли мы отравили в дальнее плавание.

Ребята, а вы знаете, случилась беда, нашу золотую рыбку заколдовал кощей, а расколдовать её сможет только тот, кто выполнит все его желания. За каждое правильно выполненное задание можно получить ракушку. Ребята, может мы сможем чем-то помочь рыбке? Тогда нам нужно подкрепиться, выполним артикуляционную гимнастику.

II Основная часть

Артикуляционная гимнастика :

«Улыбка» Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

«Блинчик» Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

«Чашечка» Будешь пить с друзьями чай

Ты из чашки новой.

Эту чашку показать

Ты сейчас пробуй!

Вот мы выполнили артикуляционную гимнастику.

Первое задание «Угадай звук » - что звучит? (игра на слух) .

Стучит молоток, скрипит дверь, звонит телефон, капает вода, работает фен.

Молодцы! Вы угадали все звуки предметов ! Вот и первая ракушка.

Второе задание «Угадай первый звук в слове » - с помощью звуковых человечков определить, какой это звук и дать ему характеристику.

Дом – звук [Д] - согласный , звонкий, твёрдый.

Улитка – звук [У] – гласный , звонкий.

Буратино – звук [Б] – согласный , звонкий, твёрдый.

Хорошо, мы дали характеристику 3 звукам , а если их произнести слитно, какое слово получится? ДУБ. Что такое дуб? Верно, молодцы, вот ещё одна ракушка.

Физминутка

Давайте хлопнем столько раз,

Сколько звёздочек у нас,

Теперь присядем столько раз,

сколько капелек у нас.

Сколько видим мы замочков,

Столько сделаем прыжочков.

Сколько есть у нас девчонок,

Столько сделаем наклонов.

Сколько мальчиков у нас,

Столько топнем мы сейчас.

Вот ещё ракушка.

Третье задание «Определите, место звука [И] в словах » - вот золотые яблоки, а на них зашифрованы слова. Что это?

Иголка – в начале слова.

Улитка – в середине слова.

Овощи – в конце слова.

Вот и определили место звука [И] в словах . Держите ракушку.

Гимнастика для глаз. (см. презентацию)

Четвёртое задание «Определите количество слогов в словах , с помощью камешков»

На каждом столе кулёчек, в каждом кулёчке камешки и картинки.

Определили количество слогов в вашем слове и ещё одна ракушка, ура!

Пятое задание «Песочек» .

Песочек в руки набираем,

Пальцы крепко мы сжимаем,

Чтоб песок не высыпался,

Чтоб в руках у нас остался.

(крепко сжимают кулаки)

Пальцы разжимаем,

Песочек высыпаем.

(медленно разжимаем пальцы рук)

Стряхнули с рук песок.

(потряхивание руками)

Устали руки. Ох!

(положить расслабленные руки на стол)

Шестое задание «Фигуры» - приложите трафарет и у вас получится фигура.

Мы слепили фигуры из песка. Ловите ракушку.

Седьмое задание «Расскажите скороговорку» - чтение по таблице, заучивание.

Тощий немощный кощей, тащит ящик овощей.

Нужно произнести волшебное заклинание без подсказки и наша рыбка будет расколдована.

Вот и последняя ракушка, мы смогли выполнить все задания кощея, а теперь попробуйте выложить ракушки по размеру, от самой большой к самой маленькой, посмотрите, здесь написано МОЛОДЦЫ! Золотая рыбка снова может плыть к себе в своё государство, ура! А за то что вы смогли её освободить она в скором времени выполнит ваше желание, нужно только к ней прикоснуться, закрыть глаза и загадать то о чём вы мечтаете!

Тема: Звук [З]. Конспект логопедического занятия.

Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед, МАДОУ №11 детский сад "Сказка" город Кумертау
Республика Башкортостан

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Цель: знакомство детей со звуком [з].
Задачи: учить определять местонахождение звука [з] в слове;
упражняться в выполнении звукового анализа двусложных слов с открытыми и закрытыми слогами, типа «зубы», «забор»;
упражняться в проговаривании слов, фраз со звуком [з];
развивать фонематический слух (выделение слов со звуком [з] из текста).
Оборудование: наборы для составления схем, предметные картинки на звук [з], игрушки, звуковые сигнальные фонарики, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Цепочка слов»
Знакомство с темой: отгадывание загадок, выделение звука[з] из слов.
Загадки
Белые цветочки -
Вечером расцветают,
Утром увядают. Что это?.

32 молотят
А один поворачивает. Что это?

Дети отгадывают загадки, логопед выставляет соответствующие картинки.

Л: - Прослушайте отгадки и назовите одинаковый звук, который слышится в этих словах:
звезды
язык
зубы
Л:- Правильно, это звук [з]. Сегодня на занятии мы будем работать со звуком [з], правильно и красиво проговаривать его в словах и предложениях.
Артикуляция звука [ з].
Л:- Посмотрите на меня и послушайте, как я буду произносить звук [з].
Показ и проговаривание звука [з] одним из детей.
Л:- А теперь вы, ребята, произнесите звук [з] и понаблюдайте, что делают губы, зубы, язык, какая воздушная струя, при его произнесении.
Дети: - Когда произносим звук [з]
- губы улыбаются
- зубы сжаты
- кончик языка упирается в нижние зубы
- воздушная струя прохладная.
Л:- Молодцы! Посмотрите друг на друга и убедитесь – правильно произносит сосед этот звук.
Фонетическая зарядка.
- Как звенят комары? (з-з-з)
Л:- Превращаемся в комаров и поем песенку – звеним и понаблюдаем, как выходит воздушная струя.
Дети: - Воздушная струя выходит не свободно, потому что ей мешают сжатые зубы.
Характеристика звука [з]:
Л:- Если воздушная струя выходит несвободно, значит звук [з] – какой?
Дети: - Значит звук [з] – согласный.
Л: - А еще какой?
Дети: - Звонкий (потому что горлышко дрожит),
- парный (есть парный глухой звук [с]),
- твердый.
Л:- Молодцы! Давайте сделаем вывод: звук [з] – согласный, звонкий, парный, твердый.
- Ребята, я буду произносить слоги, а вы послушайте:
ЗА, ЗО, ЗУ
(Голос за дверью повторяет).
Л:- Ой, вы слышите, кто-то меня передразнивает?
Дети: Да.
Приход Незнайки.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня вы будете знакомиться со звуком [з], и поэтому решил прийти к вам в гости, чтобы посмотреть и послушать, как вы этот звук произносите. Этот звук мне очень нравится. Угадайте, почему?
Л: - Ребята, почему Незнайке нравится звук [з]?
Дети:- Потому что звук [з] слышится в его имени.
Л:- Незнайка, зачем же ты меня передразнивал, разве ты не знаешь, что это не хорошо?
Н: - Да я совсем не хотел Вас дразнить, просто мне очень нравится игра…
(забывает название игры). Пытается объяснить, дети помогают: «Эхо»
Л: - Ребята, а где можно услышать эхо? (ответы детей)
Игра «Эхо»
Незнайка тихо произносит слоги: за зо зу зы
Дети громко: аза озо узу ызы

Образование слогов.
Л:- Незнайка, ребята умеют образовывать слоги, послушай.
З-------А З-------О З-------У З-------Ы

Незнайка: - А вот я смогу назвать слова, где слышится звук [з].
Игра «Кто больше назовет слов со звуком [з]» - 2 команды.
Игра «Доскажи словечко»:
За -… забор, замок, завод…
Зо -… зонт, зонтик, Золушка, золото…
Зу-… зубы, зубр, зубной…
Зы-… зыбь, зычный (голос) – подсказка от Незнайки – словарная работа.
Проговаривание чистоговорок с элементами пальчиковой гимнастики.
За-за-за – вот идет коза
Зы-зы-зы – купили мы тазы
Зу-зу-зу – моем руки мы в тазу
За-за-за – закрывайте все глаза.
Л:- Закройте глаза, пусть они немного отдохнут. На доске появляются картинки.
Работа с предметными картинками. Определение места звука [з] в словах.
Л:- Ребята, назовите картинки.

зонт телевизор ваза розы зубы коза забор

Н:- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, про какую картинку можно спросить Кто это?
Д: - Про козу.
Н: - Почему? Л: - Угадайте, где спрятался звук [з] в слове коза – в начале, в середине или в конце слова?
Дети работают с фишками.
Н:- А я придумал предложение про козу.
У забора стоит коза.
Л:- Хорошее, красивое предложение. Назовите слова в предложении, где слышится звук [з]?
Д: - Коза, забор.
Л:- Молодцы, ребята, справились. Назовите картинки, в названии которых звук [з] слышится в начале слова; в середине.
Н:- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный»
- Чего не стало?
Д: - Не стало забора, березы…
Н: - А я умею сочинять стихи. Вот послушайте.
Зимний лес затих и замер,
Словно заколдован он.
Поскорей б весна настала,
Чтобы солнце засияло,
Чтобы ожил он.
Л: - Незнайка, неужели ты и в самом деле думаешь, что лес зимой замирает, засыпает?
Физминутка. Дети разубеждают Незнайку.
Л: - Вот видишь, Незнайка, зимний лес тоже полон самых различных звуков. Надо только прислушаться.
Дети садятся на свои места.
Звуковой анализ слов.
1. «Доскажи словечко» - У зайки Бубы, заболели … зубы
ЗУБЫ
______
__ __
.. ..
2. Прослушайте, запомните слово, где слышится звук [з]:
- Егор, Егор, где твой двор?
- А вот мой двор, голубой забор.
Д: - Забор
ЗАБОР
_______
__ __
.. ...
3. Отгадайте загадку: Свернешь – клин, развернешь – блин. Что это?
Д: - Зонт
Живой показ звукового анализа слова – зонт.
Л: - Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Дети садятся на ковер.

Проговаривание скороговорки со звуком [з].
Н: - А я умею быстро и скоро проговаривать скороговорки:
ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА.
Логопед предлагает детям проговорить скороговорку – вначале медленно, индивидуально, затем хором с прихлопыванием.
Н: - Молодцы! Мне пора уходить. Меня ждут ребята в другом детском саду.
С вами было очень интересно играть и заниматься.
Дети прощаются с Незнайкой и приглашают его на другие свои занятия.
Итог.
Л: - Наше занятие тоже подошло к концу. Вам понравилось играть с Незнайкой?
Сегодня вы были сообразительными, внимательными, умными.
Правильно произносили звук [з]. Молодцы!