Ошибки на уровне буквы и слога. Сложные случаи ошибок

Приложение.
Приложение№1. Результаты констатирующего эксперимента письменной речи и мелкой моторики учащихся со сниженным интеллектом………3

Приложение№2.Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования по выявлению динамики развития письменной речи через развитие мелкой моторики………………………………………………..4

сначала строят на глазах у ребенка, а затем строят за экраном);

- «Построим улицу».

- «Кто (что) стоит внизу, наверху, рядом, справа, слева?» (показать, что пространственные отношения между предметами могут изменяться: предмет, который был наверху, может оказаться внизу, и наоборот: используется набор мелких игрушек и строительный материал, экран).

С целью формирования сериации (упорядочивания объектов, находящихся в асимметричных отношениях)

Упражнять детей в соответствии упорядоченного ряда (по величине, цвету, форме и т.д.).

Самопроверка с оригинала

Составление и запись деформированных слов из букв

Дискретное письмо

Математика

а) формирование математических понятий должно сочетаться с интенсивной практической деятельностью, поэтапная организация которой благоприятно сказывается на овладении количественными понятиями;

б) необходима дополнительная разъяснительная работа по уточнению осознанного восприятия логической взаимосвязи между цифровыми компонентами.

4. Эффективность занятий зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия: систематичность проведения, распределение их в порядке нарастающей сложности, чередование и вариативность упражнений.

Логопеду важно продумывать виды заданий по коррекции зрительно-пространственной ориентации, включая это в моторную зарядку с детьми- логопатами со сниженным интеллектом (ОНР III уровня).

Пальчиковые игры

С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.

Лесенка (индийская игра)

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Игру можно проводить так же большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.

Пальчики «здороваются»

Кончик большого пальца левой руки «здоровается» поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки, тоже упражнение выполняется пальцами правой руки;

то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;

Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки

(большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им;

то же упражнение проводится указательным пальцем левой руки одновременные движения указательных пальцев обеих рук (осы)

Дети бегут

Указательный и средний палец правой руки «бегают по столу»;

то же упражнение проводится пальцами левой руки;

то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук), ти бегут на перегонки).

Коза и козлята

Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки;

то же движение выполняется пальцами правой руки;

то же движение выполняется пальцами обеих рук.

Очки

Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.

Двое разговаривают.

Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.

Стол

Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.

Птичка пьет водичку

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак, указательному левой руки опускается в отверстие.

Крыша

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, ладони в наклонном положении.

Гнездо

Ладони соединяются около мизинцев, пальцы обеих рук слегка согнуты.

Цветок

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы разжаты и слегка округлены.

Улитка

Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательные и средние пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

Лодочка

Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.

Солнечные лучи

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

Елка

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

Игра на рояле

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

Одним пальцем: 1,2,3,4,5,5,4,3,2,1.

Двумя руками: 1-5,1-4,1-3,1-2,1-2,1-3,1-4,1-5

В процессе развития ручной моторики обращается как на кинестетическую организацию движений и на кинестетическую основу двигательного акта. Каждое из приведенных выше упражнений может быть использовано как с одной, так и с другой целью. Для развития таких ощущений детям предлагается выполнить упражнение глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев , первоначально заданные логопедом.

Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы. С целью развития ручной моторики используются так же упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные пальчиковые игры.

Пальчики в лесу.

Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Вышли зайчики гулять

Этот пальчик гриб нашел – загибают мизинец

Этот пальчик чистить стал – «- « безымянный палец

Этот резал – « - « средний палец

Этот ел – « - « указательный палец

Ну, а этот лишь глядел – « - « большой палец и щекочут ладошку

Пальчики

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот палец хочет спать (загибает мизинец)

Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний палец)

Этот пальчик уже уснул (загибает указательный палец)

Этот крепко – крепко спит (загибает большой палец)

Тише, тише, не шуметь!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут ножки щекотать,

Будет пальчики вставать! (распрямляют пальцы рук)

Кто приехал (игра)

Дети складывают пальцы обеих рук.

Кто приехал? (быстро хлопают кончиками больших пальцев)

Мы, мы, мы! (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают)

Мама, мама, это ты

Да, да, да! (хлопают кончиками указательных пальцев)

Папа, папа, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопают кончиками средних пальцев)

Братец, братец, это ты ? (хлопают кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопают кончиками безымянных пальцев)

Ах, сестричка, это ты! (хлопают кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопают кончиками мизинцев)

Все мы вместе, да, да, да! (хлопают всеми пальцами)
Сидит белка

Дети поднимают левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Сидит белка на тележке

Продает она орешки

Лисички – сестрички, (загибают большой палец правой руки)

Воробьи, синички, (загибают указательный, средний палец)

Мишке толстопятому, (загибают безымянный палец)

Заиньке усатому (загибают мизинец)

Для развития ручной моторики используется и игры на разгибание пальцев рук.

Этот пальчик

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

Этот пальчик – дедушка (разгибают большой палец)

Этот пальчик – бабушка (разгибают указательный палец)

Этот пальчики – папочка (разгибают средний палей)

Этот пальчик – мамочка) (разгибают безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш (загибают мизинец)

За работу

Дети сгибают пальцы левой (а затем и правой) руки в кулак.

Ну – ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту

Большаку дрова рубить, (разгибают большой палец)

Печи все тебе топить, (разгибают указательный палец и т.д.)

А тебе воду носить

А тебе обед варить

При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом.

В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответственно текстом стихотворения.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется

занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезания) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук. Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 мин. на каждом занятии предварительного этапа.
Примерные упражнения:

1. Кончик большого пальца поочередно касается кончиков остальных пальцев (пальцы здороваются).

2. Левой – правой, двумя одновременно.

3. Одновременно обеими руками, всеми пальцами.

4. Выпрямить указательный и вращать им (оса), левой – правой, одновременно.

5. «Человечки» - пальцы бегают.

6. «Наперегонки» - обеими руками.

7. «Коза» - указательный и мизинец вытянуть.

8. «Очки» - два кружка из указательного и большого пальца.

9. Зайчик – указательный и средний вытянуть, остальные соединить.

10. Зайчик шевелит ушами.

11. «Деревья» - Ладонями к себе, пальцы широко расставить.

12. Ветер качает деревья.

13. «Птички летят» - тыльной стороной к себе – вверх, вниз.

14. Поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Сжать в кулак.

15. Поочередно выпрямлять пальцы начиная с большого.

16. То же, начиная с мизинца.

17. «Флажок» - ладони соединить, пальцы большие вверх.

18. «Бочонок» - согнуть пальцы в кулак, оставив сверху отверстие.

19. Пальцы слегка согнуть и соединить вместе обеими руками «Миска»

20. «Дом» - соединить пальцы под углом.

21. «Мост» - соединить пальцы горизонтально, ладони вверх.

22. «Цветок» - ладонь вверх, слегка округлив палец

23. «Корни растут» - тыльной стороной друг к другу, пальцы раздвинуть.

24. «Собака бежит» - указательный вперед, остальные бегут.

25. «Лодочке» ладони вместе, пальцы вперед.

26. «Солнечные лучи» - скрасить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

Гимнастика для рук

Приведем эти упражнения.

1. И.п. – руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

2. И.п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой – вправо.

3. И.п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо и наоборот.

Скачут, как мячики. Пальцев приподнятых вверх рук.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Стихи для физминутки

Все слова сопровождаются соответствующими движениями)
Раз, два, три, четыре, пять - Раз - подняться, подтянуться,

Отдыхать умеем тоже. Три – в ладошки три хлопка,

Руки за спину заложим. Головою три кивка.

Голову поднимем выше На четыре – руки шире.

И легко – легко подышем… Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.
Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Дружные пальчики

Этот пальчик маленький, Это указательный,

Мизинчик удаленький. Пальчик замечательный.

Безымянный кольцо носит, Большой палец хоть не длинный,

Никогда его не бросит. Среди братьев самый сильный.

Ну, а этот – средний, длинный, Пальчики не ссорятся,

Он как раз посередине. Вместе дело спорится.

Считалки можно применять как физминутки на уроках письма, математики, чтения. В виде физминуток я использую для кистей рук песенки, загадки.

Песенка мартышки (слова В.Берестова)

Лучшие качели- Слова сопровождаются заранее

Гибкие лианы, оговоренными движениями (учитель

Это с колыбели показывает).

Знают обезьяны.

Потешка « Про грибы»

Раз, два, три, четыре, пять - Счет идет с мизинца, рука приподнята

Мы грибы идем искать. Вверх

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел - Показываем большой палец

От – того и потолстел!

Потешки «Прятки» Игра «В лесу»

(сжимание и разжимание пальцев) Вверх руки подняли и покачали-

В прятки пальчики играли Это деревья в лесу,

И головки убирали, Руки согнули, кисти встряхнули-

Вот так, вот так - Ветер сбивает росу.

Так головки убирали. В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Руки согнули назад.
Игра «Самолет» Игра «Дровосек»

Руки ставим в разлет - Дровосеками мы стали,

Появился самолет. Дружно топоры подняли

Мах крылом туда – сюда, - И руками по полену – Трах!

Делай раз и делай два.

Кто весь век качается

Да – да – да!

Тот не огорчается

Ни - когда!
Г У С Ь

Где лошадка? Тут? Руки спрятаны за спиной.

Тут! Руки поднимаем вверх и приветствуем

На ладошке – пруд? Руки плавно качаем влево-вправо.

Палец большой - Показываем большой палец, остальные

Гусь молодой. Согнуты в кулак.

Указательный – поймал, Как будто кого-то ловят указательным и

большими пальцами.

Средний – гуся ощипал. Средним и большим «ощипываем» гуся.

Этот палец – суп варил. Круговые вращения (как будто поварешкой мешают суп).

А оттуда – в живот! Открываем рот, «проглатываем»

Вот! И поглаживаем живот, качая головой.
Точильщики (стихи О. Дриза)

Точим, Левая рука лежит на парте, правая

Точим, рука как бы точит левую руку,

Точим нож! Потом руки меняются местами.

Будет очень

Он хорош.

Будем резать мы припасы Руками словно сто-то режут и

Масло, отодвигают в сторону, как сказано

Соль, хлеб, колбасы, в стихах.

Помидоры, огурцы

Молодцы! Как бы приглашая сесть за стол.

Приложение 5. Виды самомассажа по развитию мелкой моторики рук.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов:

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед- назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно передвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение)

Утюг

Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили пила! Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца:
Тесто

Тесто месим, тесто мнем, пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама

По головке мама гладит сына-малолеточку.

Так нежна ее ладонь, словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы и меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируем руки («прямолинейное» движение).
Терка

Дружно маме помогаем, теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
Дрель

Папа в руки дрель берет, а она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа в стенке дырочку грызет.
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованным согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
Клещи

Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет, если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (« спиралевидное» движение).
Барашки

На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.

Целый день все: «Бе да бе», носят шубы на себе.

Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди,

Утром сняли бигуди, попробуй, гладкую найди.

Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.

Уж такая у них мода, у бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко.

Заморозил нас Морозко, влез под теплый воротник,

Как воришка, осторожно в наши валенки проник.
Во второй половине учебного года мы предложили ребятам игровые упражнения с использованием массажеров и мячей маленького размера.

Массажеры представляют собой полусферы из пластмассы с бугристой поверхностью, с ними работают несколько детей, подгруппа одновременно.
Урок

Нажимаем на звонок, начинаем урок: дзынь – дзынь.

Дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажера.

Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.

Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажера, делая движения «вперед – назад».

И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем,

Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажера круговым движением.

А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,

Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.

Дети поочередно подушечкой каждого пальца «пробегают по дорожке» массажера по направлению к себе.

Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.

Упражнения повторяются.

И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем.

Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзынь дзынь.
2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда!
3. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол
Поиграем мы в футбол и забьем в ворота гол!

Палей большой за ворота – горой!

Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!

Средний – точно уж герой, забивает головой!

Безымянный вдруг споткнулся и с досады промахнулся!

Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!

Приложение №6. Содержание комплексной работы по развитию моторных возможностей детей
Такие упражнения включаются в различные виды деятельности:

1) Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно

2) Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешки, пирамид, чашек, кубиков).

3) Составление предметных разгрузочных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и 4 . Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.

4) Складывание из палочек, спичек, геометрических фигур различных изображений, букв.

5). Обведение контуров предметных изображений.

6) Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

7) Вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.

8) Наматывание ниток на катушку, клубок.

9). Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

10) Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки самостоятельно творчество детей)

11) Работа с мозаикой

12) Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13) Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

14) Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.

Коррекция ошибок звукового состава слов у учащихся начальных

классов школ 8 вида.

    Особенности нарушений письменной речи учащихся школ 8 вида.

    Проявления ошибок звукового состава слова (виды ошибок, причины).

    Краткий анализ содержания работы по преодолению ошибок звукового состава слов в планировании по годам обучения (1-5 классы)

1. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. В структуре дефекта нарушения письменной речи встречаются у большого числа учащихся. Симптоматика дисграфии у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов. Дисграфия у таких учащихся проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм (на почве недоразвития языкового анализа и синтеза и акустическая, акустическая и артикуляторно-акустическая и т.д.)

Большая распространённость и особенности симптоматики дисграфии у детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечёткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству

    пропусков,

    перестановок,

    замен букв.

Неотчетливые представления о морфологической структуре слова на письме обусловливают большое количество

    аграмматизмов,

    искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно на письме по слуху.

Большое количество ошибок у детей связано с дефектами произношения звуков речи.

Анализируя характер выполняемых письменных работ, приходится констатировать, что у учащихся начального звена преобладают именно ошибки звукового состава слов (результаты входящей диагностики уроков письма, письменных работ для речевых карт).

2. 1)Ошибки звукового состава слов, отмечаемые у детей, разнообразны и многочисленны по своим проявлениям так же, как и сложно сочетание причин, вызывающих эти ошибки.

В письменных работах учащихся начальной школы очень

распространены ошибки, связанные с дефектами звукопроизношения.

Коррекция звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью - процесс трудный, длительный, требующий приложения серьёзных усилий на всех этапах работы. У детей с трудом формируются чёткие кинестетические образы звуков. Вследствие этого многие дети, нарушенные звуки которым поставлены, продолжают некоторое время писать ошибочно, опираясь на привычную неправильную артикуляцию.

2)Также в большом объёме отмечаются ошибки, связанные с нарушениями слуховой дифференциации фонем. Причина распространённости указанных нарушений в первичном недоразвитии всей познаьательной сферы, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Дети не улавливают тонких слуховых, кинестетических д ифференцирокок сходных по акустическим и артикуляторно - акустическим признакам звуков и, как правило, путают буквы, обозначающие эти звуки.

3)Сказанное выше дополняет и распространённость ошибок, связанных с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза (слогового и звукового анализа слов). Учащиеся в большинстве своём испытывают серьёзные затруднения в овладении навыками фонематического анализа и синтеза и, как следствие этого, допускают разнообразные искажения звуко-слоговой структуры слова.

3. Не всегда проводимая коррекционная работа дает устойчивые положительные результаты (учащиеся демонстрируют то уменьшение, то увеличение количества ошибок звукового состава слова). Преодоление этих нарушений является серьёзной и требующей постоянной доработки проблемой. К сожалению, приходится отмечать сохранение ошибок звукового состава слов в речи у определённого числа учащихся среднего и старшего звена. Ежегодно, определяя в календарно-тематическом планировании содержание коррекционной работы, значительное количество тем предполагает именно преодоление озвученных ранее нарушений письменной речи.

4. Ниже предлагаются примерные виды заданий для предупреждения и преодоления ошибок звукового состава слов, которые можно

использовать как непосредственно в процессе проведения логопедических занятий, так и на других уроках.

Последовательность подачи материала традиционна и концентрична -от простого к сложному (слог, слово, словосочетание, предложение, текст) и возврат к изученному ранее материалу на более усложнённом уровне, с учётом индивидуальной картины нарушений речи ребёнка.

Упражнения для формирования дифференциации сходных по акустико-артикуляторному признаку фонем.

    Чтение слоговых пар, схем

    Составление буквенных сочетаний («лучики»)

    Запись слогов со смешиваемыми фонемами на разных строках, в разных столбиках

    Составление графических схем слов:

i. обозначение черточками количества слогов + подпись букв

над нужным слогом п. обозначение черточками слогов + подпись слога с

заданным звуком над соответствующим слогом

    Запись слога с заданным звуком (звуками) после устного деления слова на слоги

    Запись слов со смешиваемыми фонемами в разные столбики (строки), например: с одним в первый, с другим во второй, с обоими в третий

    Дополнение слов пропущенным слогом (предлагаются парные варианты)

    Дополнение слов пропущенным слогом по картинкам

9. Составление слов из рассыпанных слогов 10.Составление слов по «лучикам»

11. Дополнение слов одной пропущенной буквой (с картинками) 12.Дополнение слов двумя пропущенными буквами (с картинками) 13.Дополнение слов пропущенными буквами (без картинок) 14.Разгадывание кроссвордов 15.Разгадывание загадок

16. Составление словосочетаний со словами (в том числе и паронимами (с предварительным анализом лексических значений)) с использованием «лучиков»

17. Дополнение слов в словосочетаниях пропущенными фонемами 18.Чтение и запись предложений с пропущенными смешиваемыми

фонемами

19.Составление и запись предложений с использованием словосочетаний со смешиваемыми фонемами, с последующим графическим обозначением

20.Составление и запись предложений по вопросам с графическим обозначением смешиваемых фонем

21. Составление и запись предложений из слов в беспорядке

(грамматические формы не требуют изменения) 22.Составление и запись предложений из слов в беспорядке

(грамматические формы слов требуют изменения по смыслу) 23.Чтение и правильная запись словосочетаний с ошибками после их

анализа и исправления 24.Запись по памяти скороговорок, пословиц со смешиваемыми фонемами 25.Дополнение предложений подходящими по смыслу словами -

паронимами (из скобок, по картинкам) 26.Дополнение предложений недостающим словом по картинке 27. Дополнение текста пропущенными смешиваемыми фонемами 28.Работа с занимательным речевым материалом (ребусами и т.д.)

Виды заданий по закреплению функций фонематического

анализа (игровые упражнения)

    Подобрать слова, где заданный звук был бы на заданном (1,2,3 ...) месте, например, куст, окно, лук.

    Выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков

    Наращивание слога или слова для получения новых слов (например: па - пар, пары, парад, паруса)

    Выбрать картинки с определённым количеством звуков в названиях

    Преобразование слов (добавление, убавление, замена, перестановка звуков, анаграммы)

    Составление различных слов из букв одного заданного слова (по типу «Звёздного часа»)

    Образование цепочки слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом - мак - кот)

    Составление слов из первых звуков названий картинок

Если ребенок не обучался в школе, то необходимо в процессе обследования попробовать обучить его, наиболее простым формам звукового анализа, используя для этого объяснения, показ, разбор ошибочных ответов, чтобы вы­явить готовность к усвоению письма и чтения.

Прежде всего ребенка нужно научить способам раз­личения и выделения звуков из состава

слова. Для этого, произнося громко и протяжно звуки а, о и заставляя ребенка несколько раз повторить их, можно предложить ему найти эти звуки в отдельных сло­вах. На первых порах подбираются слова типа ус, Оля, Ася, где гласный стоит в начале слова и под ударением. Внимание обращается на то, что звук, который ребенок должен различить, будет произноситься протяжно, инто­нироваться.

Сначала можно познакомить с двумя-тремя гласны­ми, чтобы ребенок мог сравнивать звуки. Затем для раз­личения гласных можно использовать односложные сло­ва, в которых гласная произносится ясно, четко, так как является ударной. Например, спросить: «В слове ко-о-от какой звук: а или о? А в слове со-о-он? А в слове ма-а-ак?»

Если ребенок не понимает задания и не различает нужного звука в слове, то следует ему подсказать, какой это звук. Постепенно в процессе упражнений он научится различать гласные.

После этого можно предложить для различения со­гласный звук в различных словах. Ребенок должен узнать слова, начинающиеся на определенный звук.

Приводим перечень примерных слов, среди которых следует узнать начинающиеся на звук м: мама, каша, дом, мука, рука, мост, мак, маяк, чашка, мыло, кот, мышь.

Если ребенок справляется с заданием на различение звуков, то можно использовать приемы на выделение звуков из слоп.

Подобные занятия хорошо проводить в форме игры. Так, логопед объясняет ребенку, что его имя начинается с определенного звука (буквы), например со звука м (Маша, Миша). «А теперь я скажу тебе другое имя, а ты угадай, с какого звука оно начинается. Ты слушай внима­тельно, этот звук я буду произносить протяжно и громко, а ты его назовешь». Подбираются слова, в которых пер­вый гласный стоял бы под ударением (Алик, Аня, Оля). Ребенок должен ответить, какой первый звук в анализи­руемом слове.



Затем можно предложить выделить согласный звук. Согласный звук легче выделяется из слова в том случае, если он находится в конечном положении (нельзя брать для анализа слова, оканчивающиеся на звонкие соглас­ные) .

Ребенку можно показать картинку, где нарисован мак, и вместо мак произнести ма... и спросить: «Все я сказала? Чего недостает в слове?» Если он понял задание, то для выделения последнего звука из слова можно использо­вать такие слова, как суп, дом, сук, кот, ус.

Если ребенок справляется с этими формами звукового анализа, то можно предложить выделить соглас­ный из начала слова или гласный из кон­ца слова, используя знакомые двусложные слова: мука, сумка, петух и т.д.

Наиболее сложным является задание, когда ребенок сам должен подобрать слова, начинающиеся с заданного звука. Например, предлагается по­смотреть на окружающие предметы, из них выбрать те, которые начинаются со звуков к или м. Для примера можно назвать несколько слов, начинающихся с другого звука.

Следующий прием – сравнение слов по зву­ковому составу. Предъявляются картинки и пред­лагается указать те из них. названия которых отличаются лишь одним звуком, типа мак бак, лук сук. Можно предложить ребенку устно сравнить слова, отличающиеся одним звуком. Логопед подбирает пару слов и спраши­вает: «Маша и Саша – одинаковые слова или разные? Чем они отличаются друг от друга?»

Все эти задания относятся "к наиболее простым фор­мам звукового анализа.

Большинство старших школьников с нормальным ре­чевым развитием легко улавливают объяснения и справ­ляются с предложенным заданием, что же касается детей с недостатками фонетико-фонематического развития или с общим недоразвитием речи, то тут дело обстоит менее благополучно. При различении и выделении звуков они испытывают значительные трудности.

Если ребенок уже обучался в школе и приобрел неко­торые навыки звукового анализа, ему даются более слож­ные задания. Проверяется, умеет ли он делить предложе­ния на слова, слова на слоги, слоги на звуки, определя­ются последовательность и место звука в слове.

Ребенку дают для анализа слова и предлагают сосчи­тать количество звуков в слове, сказать, из каких звуков оно состоит, какова их последовательность в слове, выде­лить второй, третий, пятый звуки в слове и т.д. Материа-56

лом для обследования служат слова различной сложно­сти. Вот некоторые из них: дом, кошка, щука, шуба, сум­ка, куст, гвоздь, карточка, дружба, обезьяна.

Специальное внимание обращается на то, в какой ме­ре ребенок может выделить звуки, которые он произносит неправильно. Если он допускает замену, то -следует по­просить его придумать слова на соответствующие звуки. Это даст возможность определить, обусловлена ли заме­на трудностями различения звуков или только неумением правильно произносить их.

Хорошим диагностическим приемом является под­бор картинок, названия которых начи­наются с определенного звука. Но необходи­мо одновременно давать для отбора и конфликтные картинки, названия которых начинаются со звуков, часто смешиваемых.

Необходимо иметь набор, состоящий из картинок, на­звание которых начинается: 1) с анализируемого звука;

2) со звуков, наиболее часто смешиваемых с заданными;

3) с других, не подлежащих отбору звуков. Например, если предлагается отобрать картинки, на­звания которых начинаются со звука с, то среди них дол­жны быть картинки, названия которых начинаются со звуков с, з, ц, ш, ж, ч и щ, а также несколько картинок, название которых начинается со звуков м, п, к, т и т.д. Если у ребенка имеются хоть малейшие трудности в раз­личении звуков, они при этом обнаруживаются.

Этот прием можно видоизменить, предложив распре­делить картинки по группам: в одной группе картинки, названия которых начинаются со звука с, в другой – со звука з, в третьей – со звука ш и т.д. Вот примерный перечень картинок, который можно использовать в этом случае: шар, сани, жук, зонт, шуба, шарф, щука, цыпле­нок, сапоги, сумка, сани, замок, шашка, голуби, чулки, цепь, шар.

Для детей, которые в той или иной мере уже овладе­ли навыком звукового анализа, специально подбираются для анализирования слова, не очень часто употребляемые в процессе обучения, многосложные, со стечением соглас­ных, с неправильно произносимыми звуками, типа скво­речник, млекопитающие, лекарство, дружба, гнездо, каст­рюля, кораблестроитель.

Обследующий фиксирует, насколько легко ребенок

может выполнить стоящую перед ним задачу, встречают­ся ли какие-либо затруднения, в чем они проявляются; умеет ли ребенок различить и выделить звуки, или заме­няет их другими, или совсем не справляется с заданием; устанавливается ли последовательность звуков в анали­зируемом слове и т.д. Чем больше нарушено у ребенка различение звуков (следовательно, и представление о звуковом составе слова), тем труднее он справляется со звуковым анализом, тем больше трудностей он будет ис­пытывать, овладевая навыками письма и чтения.

Обследование письма.

Обследование письменной речи ребенка имеет боль­шое значение, так как помогает выявить не только уро­вень овладения навыком письма, но и структуру дефекта.

Навык письма проверяется посредством слухового диктанта. Для уточнения характера и причин ошибок дается диктант из слов или фраз, в зависимости от со­стояния навыка. Текст для диктантов подбирается таким образом, чтобы он, по возможности, отвечал програм­мным требованиям и в то же время включал большое количество слов, в состав которых входили бы звуки, ча­сто нарушаемые в произношении.

Приведем примерные диктанты для I-IV классов.

I к л а се.

Белка живет в лесу. Она часто сидит на сучке. У бел­ки пушистый хвост. У белки теплая шкурка. Она живет в дупле. Ей зимой тепло.

Прошла осень. Начались морозы. Снег покрыл землю, крыши, деревья. В домах топят печи. Вода в реке замер­зла. На лед вышли мальчики на коньках. Холодно птицам зимой. Нет зернышек, жуков, червяков.

На горке появились первые беленькие цветочки. Ку­сты и деревья его голы, но на ветке орешника видны пу­шинки. За орешником зацветает ива, ольха и осина. На

березе вьют гнезда грачи. Белоносый грач бродит на ого­роде. Он ищет в грядках червяков. В деревне шумно и весело. Колхозники готовят машины к посеву. В поле уже зеленеет озимая рожь. Весна в разгаре.

Мы свернули на узкую дорожку. Вдоль высокого плетня качалась высохшая крапива. Вдруг показался до­мик с тесовой крышей и маленьким крылечком. На вер­шине холма, покрытого зацветшею рожью, виднелась не­большая деревушка. У отлогого берега стояла в воде ло­шадь и лениво обмахивалась мокрым хвостом. Кузнечики трещали в порыжелой траве. Из-под куста изредка вы­плывала рыба с золотистой чешуей.

Проверяется также и списывание. Ошибки в диктанте и при списывании с печатного текста сравниваются и со­поставляются. Детям, которые только начали обучаться письму, можно предложить диктант из букв. Ребенку диктуются отдельные звуки, которые в речи детей часто подвергаются смешению или замене. Исследуется, как ребенок пишет слоги или коротенькие слова под диктов­ку. Диктуются простые открытые слоги (ма-, па-, та-, са-, за-, ша-, ра-, ча-, да-, ца-), закрытые слоги (от-, ан-, ар-), слоги со стечением согласных (ста-, стре-, про-, дви- и т.д.), отдельные слова (кот, мука, дом, сок, рот, шар, жук, зима, гудок, грибы, цепь, сушки, стужа, гвоздь, же­ребенок) .

Вместо записи слов можно предложить складывать слова из букв разрезной азбуки.

Наряду со слуховым диктантом следует проверить самостоятельное письмо детей, дающее воз­можность выявить такие ошибки, которые не могут быть обнаружены при письме под диктовку, например аграмматизм (нарушения в построении предложения), недо­статочный словарный запас и т.д. Такой способ проверки позволяет также составить представление о том, в какой мере владеет ребенок письменной речью в целом.

При проверке самостоятельного письма предлагаются картинки различной сложности. Тем детям, которые еще недостаточно владеют письменной речью, предлагается составление предложений по несложной картинке, сюжет которой они должны описать, или еще более легкий вид работы: написать название предметов по картинкам или

названия предметов и действий, изображенных на них.

Вот примерный перечень предметных картинок, кото­рые можно использовать: мяч, чайник, цапля, коза, щипцы, кошка, грибы, коньки, ножницы, спички.

Картинки с изображением действия: мальчик моет руки; девочка чистит зубы; девочка поливает цветы; ба­бушка вяжет чулки; собака на цепи у забора.

Детям с более развитым навыком письма можно дать самостоятельное письмо по серии картинок с изображе­нием развивающегося в определенной последовательно­сти сюжета. Ученик должен составить и записать неболь­шой рассказ.

При обследовании письменной речи внимание должно быть направлено как на характер процесса письма (мо­жет ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его по нескольку раз, ища нуж­ный звук, и т.д.), так и на встречающиеся при этом труд­ности и ошибки.

Особое внимание должно быть уделено тому, не дела­ет ли ребенок специфических ошибок на замену букв, ука­зывающих на недостаточность различения звуков, при­надлежащих к одной группе или группам, отличающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Сюда относятся замена и смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, р и л, мягких и твердых.

Кроме того, учитывается, допускает ли ребенок ошиб­ки на пропуски букв, перестановки, добавления, слитное написание разных слов, раздельное написание частей слова. Эти ошибки свидетельствуют о недостаточной чет­кости звукового анализа, о неумении не только уточнить и выделить звуки из слова, по и определить их последова­тельность.

Ошибки письма могут говорить о фонематическом не­доразвитии, а также об общем недоразвитии речи, одним из проявлений которого они являются. Необходимо уметь дифференцировать их и выявлять. Для более точ­ной оценки используются данные обследования устной речи, а также анализ самостоятельного письма.

О незаконченности формирования процесса грамма­тического оформления письменной речи свидетельствует неправильное употребление служебных слов, падежных окончаний, неверные согласования слов, опускание или замена предлогов, слитное написание предлогов с после*

дующим словом. Эти и другие ошибки на правила право­писания также должны быть тщательно проанализиро­ваны. В одних случаях они являются следствием плохо усвоенного правила, в других свидетельствуют о фонема­тическом недоразвитии. Так, ребенок, недостаточно раз­личающий мягкие и твердые согласные, не может усвоить правописание слов с мягким знаком в конце или середине слова, правописание слов с твердыми и мягкими соглас­ными перед гласными. Дети, практически слабо разли­чающие и противопоставляющие звонкие и глухие со­гласные, будут делать ошибки на правило правописания сомнительной согласной в середине и в конце слова.

Установив преобладание тех или иных ошибок у об­следуемого ученика, нужно выяснить причины этих ошибок.

Необходимо уметь отличать детей с недостатками письма, обусловленными речевой недостаточностью, от детей, у которых недостатки письма вызваны другими причинами, например педагогической запущенностью, влиянием иноязычной речи и т.д., когда ребенок не имеет дефектов в устной речи и не допускает специфических ошибок на замену букв, но делает много других ошибок. В этом случае отставание в письме нельзя относить за счет речевых нарушений.

Обе л е д о в а ни е ч т е н и я.

Обследование состояния чтения производится при по­мощи специально подобранных текстов. Если ребенок читает плохо, то оно начинается с анализа восприя­тия детьми букв, т.е. узнавания их.

С этой целью можно предложить ряд букв, среди ко­торых должны быть буквы, соответствующие родствен­ным звукам (свистящие и шипящие, звонкие и глухие и т.д.). Ребенку предлагается назвать буквы, а если это невозможно в силу речевого дефекта, то показать их в словах или подобрать среди букв, написанных рукопис­ным и печатным шрифтом. При этом имеет значение, сра­зу ли узнает ребенок данную букву, а если возникают затруднения – каков их характер.

Затем исследуется чтение слогов. Сначала предлагается прочесть прямые слоги, потом обратные, со стечением согласных, с правильно и неправильно про­износимыми звуками.

После этого переходят к чтению слов. Принцип подбора слов для обследования чтения таков: сначала даются самые простые слова, а затем более сложные по звуковому и морфологическому составу и, наконец, сло­ва, менее знакомые детям. Материалом для чтения могут служить примерно такие слова: Маша, рука, сумка, завод, гудок, школа, журнал, щипцы, здание, стадо, простыня, зеркало, созвездие, мичуринцы, журавль, спички. Обяза­тельно нужно проверить, понимает ли ребенок прочитан­ное слово. Это можно сделать, попросив подобрать к про читанному слову синоним, объяснить его, включить в предложение, подыскать соответствующую картинку.

Для проверки понимания можно предъявить специ- альный набор картинок и карточек со словами, сходными по написанию (буквенному составу). Каждый предмет и каждое слово изображены на отдельной карточке. Ребен­ку предлагается прочесть то или иное слово, напечатан­ное на карточке, и соотнести с соответствующей картин­кой, выбрав ее среди других.

Примерные слова для чтения и соответствующие кар­тинки: мишка, миска, коса, коза, трава, дрова, корзина, картинка, конфеты, конверты, стол, ствол, и т.д.

Наконец обследуется чтение фразы и специально по­добранных текстов, соответствующих знаниям ребенка, доступных ему по объему и содержанию, но не применяе­мых в классной обстановке. Обязательно следует прове­рить, как понимает ребенок прочитанное (ответы на во­просы или пересказ). Особенно это важно в тех случаях, когда при обследовании устной речи выявлен бедный за­пас слов, элементы аграмматизма.

Обследуя чтение, необходимо отмечать его характер: читает ребенок по слогам или целыми словами или пере­бирает отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова. Обращается внимание на особенности ошибок: заменяет ли ребенок в процессе чтения названия отдель­ных букв, соответствуют ли эти замены его речевому на­рушению, каков характер других ошибок, каков темп чтения, а также степень понимания читаемого.

Все полученные наблюдения фиксируются. Они помо­гают уточнить, чем обусловлены недостатки чтения – фо­нематическими нарушениями речи или общим недораз­витием речи, и найти наиболее радикальные приемы и методы преодоления трудностей в чтении.

2. лексико-грамматические ошибки;

3. графические;

4. орфографические.

Но в основные индексы шкал были включены оценки только за два типа ошибок:

a) за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия;

b) за лексико-грамматические ошибки на письме.

2.6 Методика исследования грамматического строя речи

Проба 1. Составление предложений по ССК и опорным словам.

Отметить: правильность и развернутость синтаксических конструкций.

Валя, магазин, хлеб, покупать.

Девочка, пить, печенье, чай.

Проба 2. Словоизменение.

* Изменение существительных по падежам. (картинки)

Стул без чего?

Дает корм кому?

Мальчик нарисовал кого?

* Согласование прилагательных по родам.

Назови, какой по цвету предмет (картинки).

* Изменение существительных по числам.

Я буду говорить тебе про один предмет, а ты - про много (рука, глаз, рот, нос, лоб, ухо).

* Предложно-падежное управление

a) составление словосочетаний со словом «стол», с предлогами над, на, под (на стол…, под стол…);

b) постановка недостающего предлога:

под Даша моется … душем.

на Лампа стоит … столе.

от Рома отплыл далеко … берега.

Проба 3. Словообразование.

* Суффиксальный способ -

Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие (палец, птица, стул, стол, дерево).

* Приставочный способ – по картинкам.

(Наливает, заливает, поливает, вышивает, пришивает, подшивает).

* Образование прилагательных от существительных (из снега, из дерева, из бумаги)

· Подбор родственных слов (сад – садик, садовый, садовод, садить).

2.7 Методика исследования словаря

Для обследования используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия.

Проба №1. Имя существительное.

Инструкция: назови части лица и малознакомые предметы (водопад, фонтан, памятник).

Проба №2. Глагол.

Инструкция: назови близкие по значению слова – действия (вяжет, шьет, вышивает).

Проба №3. Имя прилагательное.

Качественные прилагательные.

Инструкция: назови форму, цвет предмета. Какие на вкус нарисованные фрукты?

Относительные прилагательные.

Инструкция: из какого материала сделан предмет.

Проба №4. Наречие.

Инструкция: посмотри на картинки и скажи: Как ползет черепаха? Как светит месяц ночью?

2.8 Результаты обследования письма

Наблюдение №1.

Гульшат Ш., 8 лет, ученица второго коррекционного класса. Заключение психоневролога: ППЦНС. Психолога: кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны, бессистемны. Слабая сформированность пространственных и временных представлений. Элементарные операции в соответствии с возрастом во внутреннем плане малорезультативны. Повышенный тонус мышц.

При обследовании артикуляционного аппарата отклонений не выявлено. Исследование двигательных функций органов речевого аппарата показало, что движение языка в стороны ограничены, с трудом удерживается в нужном положении несколько секунд. Движения губ в положении «улыбка», «трубочка» выполняются в полном объеме. Девочка моторно неловка, мелкая моторика рук слабо развита.

Характерной особенностью звукопроизношения является

ш ж щ ч р’ р л

щ с’ с т л в в - замены

изолированно звук [л ] в норме.

Нарушение фонематического слуха. Не дифференцирует фонемы по акустико-артикуляционному признаку, ошибки употребления слов паронимов.

Фонематическое восприятие слабо сформировано. Порядок и количество звуков в слове определила неправильно. По ССК составила связный рассказ из нескольких предложений. Главную мысль выделила правильно. Структурирование высказываний упрощено, использует в речи простые предлоги. Отмечаются нарушения согласований в роде, числе и падеже («зеленый платье»). Притяжательные прилагательные чаще не образовывает. Слоговая структура слова нарушается в затруднительных условиях (треугольник – «трехугольник»), в стечении согласных.

Путает действия, близкие по значению. Родственные слова подбирает с трудом. Импрессивная речь: затруднено понимание вопросов, инверсионные конструкции недоступны.

Словарь ограничен обиходно-бытовой лексикой, преобладает номинативно-предикативная лексика. Объем словаря беден.

Обследование письма.

Диктант №1.

«апрей» - ошибка звукового анализа

«рыхный» - пропуск согласного

«кучики» - графическая ошибка. Путает на письме р – к. это не единичный случай.

«ук крыльца» - антиципация

«бальшая» - орфографическая ошибка, правило на безударную гласную.

«детишка убрали» - нарушение согласования

«канки» - пропуск «ь»

«они пускает» - аграмматизм, нарушение управления

«кораблки» - пропуск гласного

«евсе» - антиципация

«стричайт» - пропуск согласного, ошибка гласных 2 ряда, ошибка безударной гласной в корне слова.

Пропустила слово «весна» в диктанте.

Диктант №2.

«сухии листья» - аграмматизм, нарушение согласования

«листьала» - ошибка звукового анализа

пропуск слова

«пастуши» - ошибка звукового анализа

«костор» - ошибка гласных 2 ряда

«сосил» - ошибка звукового анализа, замена согласных

«душис» - ошибка звукового анализа, недописала слово.

«поспиют» - орфографическая ощибка, безударная гласная в корне слова.

Диктант №3.

«осинь» - словарное слово

«дут» - пропуск «ь»

«хородный» - графическая ошибка р – л

новое предложение написала с маленькой буквы

«чачи», «идуд» - персеверации

«ук крыльца» - антиципация

«бальшый лужа» - безударная гласная в корне слова, аграмматизм, нарушение согласования

«крубль» - замена и пропуск гласного; графическая ошибка – заменяет л – р.

«потинила» - пропуск согласного, ошибка безударной гласной в корне слова.

«Зозя» - персеверация.

«идудть» - персеверация.

Типы ошибок

Диктант №1

Диктант №2

Диктант №3

Средние баллы

Кол-во ошибок

Кол-во ошибок

Кол-во ошибок

Нарушение звук. структуры

Лексико-грамматические

Графические

Орфографические

Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие по Установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы Фонематического анализа, среди которых - узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно - до поступления ребенка в школу, а сложные - уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.

Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье - «дорве», брат - «бт», девочка - «девча», колокольчики «калкочи».

По нашим наблюдениям, пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия: а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л) лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно».

В последнем случае по нормам орфоэпии произносится «живуд дружно», т.е. имеет место регрессивная ассимиляция: б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хруст(ит) и т.д. Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан - «чунал», плюшевого - «плюшегово», ковром - «корвом», на лугах - «нагалух», взъерошился - «зверошился» И др. более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он - «но», от школы - «то школы», из берегов «зи берегов». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - «зиам», дети - «деит». Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор - «довр», стёр - «сёрт», брат - «барт» и т.д.

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

Внешне с этими вставками сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность: «вставленной» оказывается гласная, уже имеющаяся в составе слова, например: «дуружно», «в лесоко», «на речуку», «в укуклы». В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» и др. Подобная «вставка» есть, по нашему мнению, отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразились одновременно и не замеченная ребенком ошибка, и правильное написание. На это указывает всегда симметричное расположение вставленной буквы: ярече, на речуку, сахахрный, деверь. Диктуемое слово звучит доли секунды, ребенку сложно уловить мгновенное чередование фонем, их точную последовательность. Сравним аналогичное написание с последующим исправлением ошибки самим пишущим - когда включена операция контроля:

1) СЕНГ (ПЕРЕСТАНОВКА),

2) СЕНЕГ (ПЕРЕСТАНОВКА И «ПОПРАВКА»),

3) СЕНЕГ (ИСПРАВЛЕННАЯ ПЕРЕСТАНОВКА),

4) СНЕГ (ПРАВИЛЬНАЯ ПОПРАВКА).

В последние годы у младших школьников стали обнаруживаться ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, а именно: в словах, начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз уже в виде строчной – Аавгуст, Рручей, Сскоро и т.д. Эти ошибки - результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому привели первоклассников письменные упражнения в «Прописях», где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде: Аа, Бб, Вв.

Нередко учителя проводят по этому принципу написание всех Остальных букв алфавита. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти детей и сохраняется в их письме в последующие годы.

Если сравнить ошибки типа «Аавгуст», «дружено» и «дуружно», можно убедиться, что, хотя все они формально попадают под категорию «вставки», природа этих ошибок различна, а потому они требуют разных методов искоренения. Последний пример должен быть отнесен к разряду перестановок, и тогда школьника следует тренировать в анализе последовательности звуков в постепенно усложняющихся комплексах (слогах, словах). В первом случае нужно устранить саму возможность механической тренировки в написании сдвоенных букв, а во втором случае - уточнять в проговаривании звуковой состав слова.

Таким образом, при выборе наиболее целесообразных приемов коррекции логопед не может ограничиться формальной классификацией ошибок. Необходимо установить истоки ошибок с учетом всей совокупности специфических ошибок, характерных для каждого ученика.