Ночь Хиджры: из Мекки в Медину. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение (3)

"Тотчас явился Джибрил (а.с.) и сказал: - О, Мухаммад! Всевышний Аллах велит тебе покинуть Мекку и переселиться в Медину"

Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах - Наилучший из хитрецов» (Сура «Добыча», аят 30).

Многие муфассиры приводят такую историю.

В Мекке был один дом, который назывался "Дарун-Надва". Однажды в этот дом вошли четыре мушрика, чтобы обсудить, как устроить засаду пророку Мухаммаду (мир ему) и убить его. Среди них затесался Иблис. Абу Джахиль велел ему покинуть этот дом. Но Иблис возразил:

Я прибыл сюда из страны Наджид. Я прожил долгую жизнь, и поэтому смогу все предусмотреть. Я хочу остаться с вами и подсказать вам кое-что.

Абу Джахиль и его товарищи сказали:

Раз уж ты прибыл из Наджида, оставайся с нами и посиди здесь.

Слово взял Утба:

Его смерть решит все наши проблемы. Когда Мухаммад (мир ему) умрет, мы избавимся от его зла, и он не сможет нам больше навредить.

Иблис встрял в разговор:

Это неправильное суждение, - сказал он.

Слово взял Шейба:

Я предлагаю заточить его в темницу, и пусть он там умрет с голоду.

Это тоже неправильно, - сказал Иблис.

После этого заговорил Ас бин Ваил:

Давайте привяжем Мухаммада (мир ему) к верблюду и оставим в пустыне. Пусть там и умрет, - предложил он.

Это тоже не подходит, - сказал Иблис.

Потом высказался Абу Джахиль:

Соберем лучших парней из каждого племени и однажды ночью нападем на Мухаммада. Все вместе ударим его мечами, так что даже невозможно будет установить, кто именно его убил. Если его близкие потребуют выкуп, все соберем деньги и отдадим. Так мы избавимся от его зла.

Хорошо сказал, - одобрил Иблис.

Все согласились убить Пророка (мир ему), придя к единому решению. После этого они покинули тот дом.

Тотчас явился Джибрил (а.с.) и сказал:

О, Мухаммад! Всевышний Аллах велит тебе покинуть Мекку и переселиться в Медину. У меня тут еще есть одно тайное дело. Этой ночью ты будешь лежать в своей постели, но спать не будешь, так велит Аллах.

Когда наступила ночь, Пророк (мир ему) собрал сподвижников, чтобы посоветоваться.

Кто из вас поедет со мною в Медину? - спросил он.

Абу Бакр ас-Сыддик (р.г.) сказал:

О, Посланник Аллаха! Куда бы ты ни поехал, я поеду с тобой.

После этого Пророк (мир ему) посмотрел на сахабов и спросил:

Кто из вас этой ночью ляжет в мою постель, тому я гарантирую, что он войдет в Рай.

Хазрати Али (р.г.) заявил:

Я готов пожертвовать жизнью на твоем пути. Этой ночью в твоей постели буду лежать я.

Ночью неверующие окружили дом Пророка (мире ему) сидели, ждали. Иблис тоже был с ними. Всевышний наслал на них крепкий сон, даже Иблис заснул. Пророк (мир ему) вместе с Абу Бакром (р.г.) вышел из дома, затем взял горсть земли, рассыпал над ними и прочел суру "Йасин"...

продолжение следует...

Из книги "Анваруль ашикын"

Пророк (с.г.в.) с Абу Бакром (р.а.) добрались до пещеры Севир недалеко от Мекки и вошли в нее. И в это время проснулся Иблис и разбудил остальных.

Мухаммад убежал, - сказал он.

Откуда ты знаешь?

Я ни разу в жизни не засыпал. Он рассыпал над нами землю, вот мы и уснули. А он спокойно ушел. Они стряхнули землю с головы, а потом увидели, что в доме спит хазрати Али (р.г.).

Где твой товарищ? - спросили они.

Не знаю, - ответил Али (р.г.).

По их следам они добрались до пещеры и увидели, что вход в пещеру затянут паутиной. И тут же одна голубица свела гнездо, а в гнезде из яиц вылупились птенчики.

Они сказали:

Если бы Мухаммад вошел в пещеру, то этих бы здесь не было.

Они долго ходили вокруг пещеры. Абу Бакр (р.г.) сильно испугался. Мухаммад (с.г.в.) сказал ему:

Не бойся! Аллах вместе с нами.

Не случайно Аллах говорит в Коране:

«Он (Мухаммад) сказал своему спутнику (Абу Бакру): "Не скорби, ибо Аллах - с нами"».

Я увидел в «Шахнаме» следующее:

Когда Абу Бакр ас-Сыддик испугался неверующих, Пророк (с.г.в.) сказал ему:

Абу Бакр (р.г.) , погляди на эту сторону.

Хазрати Абу Бакр (р.г.) посмотрел и увидел там море, а на берегу - готовую к отплытию лодку.

Если они войдут, то мы сядем на эту лодку и отплывем в этом направлении, - сказал Пророк (с.г.в.).

Однако неверующие не заметили их, они словно ослепли. Вскоре они убрались оттуда, как будто их кто-то прогнал. После этого Пророк (с.г.в.) и Абу Бакр (р.г.) благополучно продолжили путь в Медину.

Всевышний велел Джибрилю и Микаилу (мир им):

Я создал вас братьями. А теперь Я сделаю так, что один из вас проживет дольше другого. Пусть один из вас отдаст свою жизнь другому.

Но они не согласились с этим, оба хотели прожить долгую жизнь.

И тогда Аллах Всевышний велел:

Вы не стали такими, как Али, который стал настоящим братом Мухаммаду, ибо согласился лечь в его постель, жертвуя своей жизнью. А теперь идите, защищайте Али от врагов.

Джибрил и Микаил (мир им) сошли на землю. Джибрил (а.с.) сел у изголовья Али (р.г.), а Микаил (а.с.) сел возле его ног.

Не найдя Мухаммада (с.г.в.), неверующие три дня обсуждали это событие между собой. После этого они отправили в Медину человека по имени Сурака бин Малик. Это был один из арабских богатырей. Он догнал Пророка (с.г.в.) и Абу Бакра (р.г.) по пути в Медину.

Увидев его, Абу Бакр (р.г.) воскликнул:

О, Расулюллах! Сурака догоняет нас.

Не беспокойся, - сказал Пророк (с.г.в.).

Когда осталось совсем немного, чтобы догнать, Сурака крикнул:

Эй, Мухаммад! Кто спасет тебя сегодня из моих рук?

Пророк (с.г.в.) ответил:

Всемогущий и Всесокрушающий Аллах.

Тотчас явился Джибрил (с.г.в.) и сказал:

О, Мухаммад! Аллах велел сообщить, что он отдал землю в твое распоряжение, и ты можешь делать с ней, что хочешь.

Пророк (с.г.в.) воскликнул:

О, Земля! Схвати Сураку.

Мгновенно разверзлась земля, и ноги Сураки по колена ушли под землю.

Сурака стал просить о помощи, умолял пощадить его. Пророк (с.г.в.) произнес дуа, и земля отпустила Сураку. Он семь раз просил пощады и спасался. И все же задумал убить. На восьмой раз он добрым намерением, искренне покаялся и промолвил:

О, Мухаммад! Я понял, что во всех мирах будут слушаться твоего повеления.

Пророк (с.г.в.) предложил ему принять Ислам. Однако Сурака сказал:

Не требуй от меня этого!

Пророк (с.г.в.) попросил Сураку повернуть обратно преследовавших его курайшитов, и тот согласился.

Когда Сурака вернулся, Абу Джахиль спросил у него:

Эй, Сурака! Ты разве не нашел Мухаммада?

Нет, не нашел, - ответил Сурака.

Услышав эти слова, они повернули обратно и вернулись в Мекку.

В "Аль-Кашшафе" приводится такое предание от Анаса ибн Малика (р.г.):

В ту ночь, по воле Аллаха, перед входом в пещеру выросло одно дерево. Прибежал паук и сплел свою паутину. Затем прилетели два голубя и на ветках дерева свили гнездо. После этого к пещере приблизились два курайшита и крикнули остальным преследователям:

Будьте внимательны! Они могут находиться здесь, в этой пещере.

Однако другие сказали, что их наверняка здесь нет, и прошли мимо.

Утром они решили вернуться к пещере и внимательно все осмотреть. У входа в пещеру они увидели, что два голубя свили здесь гнездо. Увидев их, птицы улетели. Мушрики решили, что Пророка (с.г.в.) здесь нет.

Необходимо знать, что после того, как Расулюллаху (с.г.в.) исполнилось сорок лет, и ему было даровано пророчество, он показал так много чудес, что их невозможно сосчитать. Показанные им чудеса были ясными и реальными.

Таким образом, истинность пророческой миссии Расулюллаха (с.г.в.) доказана множеством бесспорных доводов. Сахабы уверовали в него и стали настоящими кладезями знаний и большими учеными.

Из книги "Анваруль ашикын"

Ислам, это одна из мировых религий, которая насчитывает более одного миллиарда последователей по всему миру. В этой статье мы коснемся одного очень важного понятия этого учения, а именно мы попытаемся ответить на вопрос о том, что такое хиджра.

Определение понятия

За тем глубоким понятием хиджры, которое мы имеем сегодня, стоит одно важное для процесса развития ислама историческое событие. Речь идет о переселении пророка Мухаммеда в Медину из родной ему Мекки. и есть хиджра в собственном смысле слова. Все, что касается прочих ее аспектов, это богословская рефлексия.

История

Выяснив, что такое хиджра, разберем теперь подробнее историю этого события. Для этого перенесемся в самое начало седьмого века нашей эры, в 609 год. Именно тогда со своей проповедью нового откровения единого Бога выступает арабский торговец, уроженец Мекки, по имени Мухаммед. Он провозглашает себя пророком, заключающим ряд таких библейских персонажей, как Авраам, Моисей и Иисус. Амбициозный проповедник утверждает, что пришло религии и нового закона, который Всевышний дает людям через него. К сожалению новоявленного пророка, большинство его соотечественников не прониклись призывами обратиться от отеческих заветов и принять новую весть. Большинство людей просто игнорировало претензии Мухаммеда на богоизбранность, но были и такие, кто оказал ему и его сподвижникам и даже угрожал расправой. На беду пророка особой неприязнью к нему отличались вожди и предводители общества. Жизнь первой мусульманской общины была достаточно тяжелой и трудной в таких условиях, поэтому некоторые из них переселились в Эфиопию, где их согласился приютить христианский правитель. Это и есть первая хиджра мусульман. Другими словами, что такое хиджра? Это переход, бегство от зла к добру, миру и безопасности.

Но пророк в это время все еще оставался в Мекке и подвергался преследованиям. В то же время в другом городе, который тогда назывался Ясриб, проживали два арабских племени, враждовавших между собой. Они исповедовали традиционное язычество арабов, но рядом с ними в Ясрибе жили представители иудаизма и христианства, поэтому они были наслышаны о вере в единого Бога. Когда до них дошла весть, что в Мекке появился некий пророк этой веры из арабов, они заинтересовались. В ответ Мухаммед послал к ним в город проповедника, который сумел убедить многих людей отречься от отеческого многобожия и принять новую религию - ислам. Их было так много, что они даже решили просить Мухаммеда о том, чтобы он переселился к ним в город и стал во главе правления. Пророк принял это предложение. Переселение его в Ясриб состоялось в 622 году, после чего город стал называться Мединой. Мухаммеда приняли с миром и великим почетом, как верховного правителя и нового лидера жителей. Это событие из жизни пророка и стало хиджрой в собственном смысле слова.

Значение переселения

Но что такое хиджра Мухаммеда для мусульман и почему она имеет такое большое значение для верующих? Дело в том, что переселение в Медину ознаменовало собой новый этап не только в частной жизни пророка, но и в истории становления провозглашенной им религии. Ведь вместе с ним в Ясриб отправилась вся мусульманская община Мекки, которая до этого была слаба и притесняема. Теперь же, после хиджры, последователи ислама стали сильны и многочисленны. Исламское сообщество превратилось из компании единомышленников в общественную формацию и влиятельную социальную общность. Жизнь самой Медины полностью изменилась. Если традиционное языческое население прежде основывалось на родоплеменных отношениях, то отныне их стала связывать общность веры. Внутри ислама люди были уравнены в правах, независимо от национальности, благосостояния, происхождения и положения в обществе. Другими словами, полностью изменился социальный строй города, что в дальнейшем сделало возможным широкую экспансию ислама в мир. Тотальная исламизация многих стран и государств Среднего и Ближнего Востока, Африки, Азии началась именно с хиджры Мухаммеда в Медину. Поэтому это событие стало своеобразной точкой отсчета в истории религии Корана.

Внешняя и внутренняя хиджра

В первое время после переселения в Медину Мухаммеда его примеру должны были следовать все новообращенные мусульмане. Затем, когда Мекка была покорена, это установление было отменено, но с тех пор стала распространяться идея о внутреннем переселении. Что такое хиджра, совершаемая внутри человеческого духа? Это такой образ мысли и жизни, когда человек избегает всего дурного, что в соответствии с нормами ислама считается греховным. Поэтому, каждый раз, когда мусульманин избегает соблазна и от греха переходит к праведному образу жизни, это считается совершением хиджры.

Появление исламского календаря

После смерти пророка, когда мусульманской общиной правил халиф Омар, был поднят вопрос о разработке календаря, адаптированного под нужды религии. В результате на созванном свете было принято решение об утверждении лунного календаря. А точкой отсчета для нового летоисчисления было принято определить переселение Мухаммеда в Медину. С тех пор и до настоящего времени празднуется по хиджре.

Особенности мусульманского календаря

Как и в традиционном календаре, исламский включает в себя двенадцать месяцев, о чем записано даже в Коране. Поскольку эта система основывается на циклах луны, в году, таким образом, бывает 354 или 355 дней, а не 365, как в солнечном календаре. То есть месяцы по хиджре могут начинаться в разное время, не имея привязки ко времени года. Важно отметить, что четыре из двенадцати месяцев называются запретными и имеют особенное значение для жизни верующих. В заключение стоит сказать, что лунная хиджра, то есть Новый год по мусульманскому летоисчислению не является праздником в европейском понимании этого слова. Последователи ислама не отмечают начало нового цикла. Для них это событие, однако, служит поводом заняться самоанализом и хорошим временем, чтобы подвести итоги и построить планы на будущее.

Пророк после второго байата при Акабе позволил асхабам переезд в Медину (Йасриб). Первыми сюда переехали Амир б. Рабиа с женой Лейла бинт Хасма, следом за ними последовали другие группы асхабов из Мекки. Здесь не нужно забывать что еще раньше, до этого переезда, несколько асхабов покинув Мекку обосновались в Медине. Среди них были переехавшие в Медину до бейатов в Акабе Абу Салама аль-Махзуми и его супруга Умму Салама и Мус"аб б. Умайр с Абдаллах б. Умму Мактум, которых после первого бейата в Акаба. Пророк отправил его в Медину с целью оповещения Ислама.

В основном переезд совершался скрытно. Потому что многобожники Курайшиты не желали отдаления мусульман из Мекки, прилагали все усилия чтоб предотвратить переезд, впредь до того, что даже заключали мусульман в тюрьму. Например при возвращении Абу Салама с супругой Умму Саламе из Абиссинии в Мекку, они взяв с собой своего сына Саламе отправились в путь, для переезда в Медину. Но близкие Умму Саламы не разрешили ей покинуть Мекку и Абу Салама был вынужден оставив жену и ребенка в Мекке, один переехать в Медину. С другой стороны семья Абу Саламы против проделок семьи Умму Саламы, забрали Салама у матери. Оставшись вдалеке от мужа и сына Умму Салама впала в глубокую печаль и целый год, не переставая плакала. Наконец родственники, сжалившись над ней разрешили переехать в Медину. Тогда и семья Абу Саламы вернула ребенка матери. Умму Салама вместе с сыном, одна вышла в путь по направлению в Медину. Встретив в пути Осман б. Талху, под его покровительством достигла Кубы и встретилась с Абу Саламой. Хишам б. Ас завершил все приготовления в путь но, многобожники во главе с его родным отцом насильно заковали его в цепи. Аййаш б. Абу Раби" был на полпути переезда, в Кубе, где его настигнули родные по матери братья Абу Джахл и Харис б. Хишам, которые ложью о болезни матери содействовали его возвращению в Мекку; и конечно же после возврата сразу заключили его в тюрьму. Хишам б. Ас и Аййаш б. Абу Раби" на 7-ом году по хиджре (629 г.) спаслись от плена многобожников и переехали в Медину. Жители Мекки узнав о намерении хиджры Сухайб б. Синан ар-Руми не заплатили ему долги и наложили арест на имущество. Сухайб смог осуществить хиджру лишь при условии оставить все нажитое добро жителям Мекки. Здесь, различную сущность представляет из себя хиджра Омара. Он после тавафа Каабы совершил два раката намаза и бросив вызов многобожникам, прямо у них на на глазах, вышел в дорогу.

После разрешения хиджры многие из асхабов, в короткое время переселились в Йасриб. В Мекке остались Пророк Мухаммад и Абу Бакр с семьями, Али с матерью, те кто был не в силах совершить хиджру и некоторые из асхабов, переезду которых учинили препятствия. Между тем Абу Бакр обращаясь к Пророку просил разрешения на хиджру, на что каждый раз получал один и тот же ответ: "Не спеши! Надеюсь Всемогущий Аллах наградит тебя другом для пути."

Многобожники курайшиты увидев, что мусульмане в рамках невиданного до этого понятия самоотверженности, ради веры добровольно оставив свои дома и нажитое до этого добро переезжали в Йасриб. Они стали серьезно опасаться, что со временем и Пророк Мухаммад переселиться в Медину и вместе с асхабами будут составлять серьезную для них опасность и угрозу. Для определения стратегии борьбы они собрались в Дару-н-надва (дом собрания). Не допустив на это собрание никого из рода Пророка Мухаммада, хашимитов, многобожники приняли решение о ссылке или аресте Пророка. В конце данного собрания, по предложению Абу Джахла вынесли решение о смертном приговоре Пророку и чтоб предотвратить кровную месть хашимитов за это убийство решили, что оно будет совершено не одним человеком, а группой состоящей из одного представителя каждого племени. Узнав из вахйа (откровение) об этом заговоре, Пророк с Абу Бакром сразу принялись за подготовительные работы для хиджры. Для оказания услуг путеводителя они договорились с Абдаллах б. Урайкыт. Несмотря на то что Абдаллах б. Урайкыт был многобожником, он являлся очень надежным и отважным человеком. Абу Бакр вручил два верблюда путеводителю и договорился с ним о встрече через три дня у подножья горы Севр. Пророк, чтоб не привлекать внимания многобожников своем отсутствием поручил Али вернуть хозяевам отданные ему на сохранение вещи. Пророк и Абу Бакр в полночь тронулись в путь и достигнув горы Севр, на юго-западе Мекки, скрылись в одной пещере. Они провели там три дня и на протяжении этого срока, сын Абу Бакра ночами навещал их и сообщал о городских новостях. Пастух стада овец Абу Бакра Амир б. Фухайра, пригнал животных к пещере и доставлял им молоко и съестное, впоследствии Амир б. Фухайра вместе с ними совершил хиджру.

Курайшиты многобожники в доме Пророка вместо него самого застав только Али подвергли его допросу, но не добившись желаемого ответа они избили Али и заключили в тюрьму. Продержав там определенное время отпустили на свободу. Затем они пошли к Абу Бакру и пытались получить сведения от его дочери Асмы. Не получив желаемого ответа и от Асмы, Абу Джахл не видя в этом ничего зазорного избил беззащитную женщину. Не найдя Пророка в Мекке многобожники поняли, что он покинул город и обыскав всю ближайщую местность послали во все концы вестников. Совершая поиск, они пришли к входу в пещеру на Севре. Но, поволе Всевышнего Аллаха вход в пещеру был оплетен паутиной, увидев это они решили что внутри никого нет и повернули назад. Увидев многобожников у входа в пещеру Абу Бакр испытал большой испуг, на что Пророк произнеся: "Ты не бойся! Конечно же Аллах с нами" (ат-Тавба, 9/40), успокоил своего спутника. После трех дней в пещере, как было и договорено, путеводитель Абдаллах б. Урайкыт привел верблюдов на Севр. Они вышли в путь из Севра в Йасриб, в прибрежном направлении. В целях избежания какой-либо опасности вместо обычных дорог они предпочли другие пути, временами это были каменистые горы, временами дорога посреди пустыни. Курайшиты прибегали к различным уловкам чтоб найти Пророка Мухаммада и объявили награду размером в сто верблюдов тому, кто найдет его, но не достигли никаких результатов. Польстившись на награду Курайшитов, известный следопыт Сурака б. Малик вышел на поиски Пророка. Достигнув путников копыта лошади Сураки чудесным образом погрузились в песок. Пытаясь выкарабкаться Сурака отказался от преследования. Подобную опасность путники пережили и на землях племени Аслам. Вождь племени Бурайда б. аль-Хусайб перерезал дорогу путникам, но после короткой беседы с Пророком он сам и все его племя приняли Ислам. Бурайда сопровождал путников до границы своих земель. Достигнув местечка Джухфа, где пересекались дороги хиджры и путь караванов, Пророк вспомнил дорогу Мекки и испытав скуку по родному городу погрузился в печаль. По этому поводу был ниспослан айат (аль-Касас, 28/85), в котором сообщалось о возврате в Мекку. Во время хиджры произошли и приятные события. Например, путники с целью запастись съестным в Кубайде посетили шатер в котором находилась Умму Ма"бад Атика бинт Халид. Здесь Пророк произнеся "Бисмиллах-ир-Рахман-ир-Рахим" принялся доить истощенную, неимевшую молоко козу. Коза дала большое количество молока, которое хватило всем присутсутвующим и даже остался излишек. Когда муж вернулся в шатер Умму Ма"бад рассказала ему о случившемся и по просьбе мужа описала Пророка литературным языком. Ее выражения стали предметами тем для литературы хильйа и дошли до наших дней.

Мусульмане в Йасрибе узнали что Посланник Аллаха покинул Мекку и стали испытывать беспокойство из-за его опоздания. Каждое утро они выставляли наблюдателя в местечки Харра на дороги Мекки, который находился на посту с раннего утра до наступления нестерпимой жары. Опять после безрезультатного ожидания 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622 года) в понедельник мусульмане вернулись домой. Но именно в тот момент находившаяся на крыше трехэтажного дома девушка-еврейка заметила приближавшуюся к городу группу всадников, она поняла что это ожидаемые гости и громко закричав известила горожан о группе, что невдалеке. Услышав это мусульмане выбежали в Харру чтоб встретить бесценного Посланника Всевышнего. Пророк был гостем в доме Кульсум б. Хидм в Кубе, что на расстоянии одночасовой дороги от Медины. Он остался в этом городке несколько дней и построил там мечеть. Между тем, вернув хозяевам оставленные Пророком вещи, Али следуя его указу покинул Мекку. Али выходил на дорогу только по ночам, днем скрывался от нежеланной втречи с врагами и таким образом настиг Пророка в Кубе. В предании говорится, что по прибытии в Кубу возле Али находились его мать Фатима бинт Асад, супруга Пророка Мухаммада Савда бинт Зам"а, дочери Фатима и Умму Кульсум, семья Абу Бакра. Помимо этого существуют сведения, что семьи Пророка и Абу Бакра под покровительством Зейд б. Хариса и Абу Рафи" прибыли в Медину в более поздний срок. Пророк вместе с окружающими, в пятницу 12 дня месяца раби" аль-аввал 1 (24 сентября 622 года) вышил в путь из Кубы в Йасриб. При наступлении времени пятничного намаза заехал к племени Салим б. Авф, земли которых находились на равнине Рануна, прочитал там первую пятничную хутбу и исполнил обязанности имама при совершении пятничного намаза. Пророк в данной хутбе после благодарения Аллаху сказал что, все люди в загробном мире непременно будет отчитываться за все содеянное; каждый будет ответствен за своих подопечных; после смерти, человеку кроме добрых поступков и намерений совершенных при жизни, ничто не поможет; посоветовал не делая различий между большими и маленькими стараться совершать как можно больше добрых дел и благих намерений и таким образом готовиться к загробному миру. После молитвы Пророк продолжил путь. Жители Йасриба восхищенно встретили прибытие Посланника Аллаха, в городе царила невиданная до этого праздничное и радостное настроение. Выстроившись по обе стороны дороги, все жители от мала до велика, с большой радостью встречали Посланника Аллаха. Под звуки тамбуринов они в стихах высказывали свои чувства: "из-зи гор Вада лунное сияние озарило нас, при продолжении призыва к Аллаху нам ваджип выражать благодарение, О, Посланник/ нам остается только почитать тебя, добро пожаловать в наши ряды, это большая гордость для нас." Каждый из них, от всего сердца желал чтоб Пророк посетил его дом, чтоб был его гостем, со всех сторон слышались настойчивые приглашения. Пророк Мухаммад верхом на своем верблюде Касва приветствовал народ и выразил свое благодарность. Войдя в город он объявил что посетит самый близкий к месту дом, где остановится его верблюд. Честь оказать гостепреимство Пророку выпала на долю Абу Аййуб аль-Ансари (Халид б. Зейд). Таким образом пришел конец периоду Мекки, полному мучений и страданий и в истории Ислама начался новый период. После этого Йасриб стал упоминаться под именем Мединат-ур-Расуль или аль-Медина аль-мунаввара, которое означает город Пророка.

В источниках имеются различные сведения о дате отбытия Пророка из Мекки, заезда в Кубу и прибытия в Медину. В результате исследования преданий по этому поводу стало известно следующее: 26 сафар (9 сентября 622) в четверг жители Мекки приняли решение об убийстве Пророка, узнав об этом Пророк в ту же ночь покинул город и скрылся в пещере Севр; с 27 по 29 сафар (10-12 сентября 622) провел в пещере; в понедельник 1 раби" аль-аввал (13 сентября 622) покинув пещеру тронулся в путь по направлению в Йасриб; в понедельник 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622) прибыл в городок Куба; и в пятницу 12-го дня месяца раби" аль-аввал (24 сентября 622) вошел в Медину.

Главная > Урок

Хиджра Вы узнаете Как Пророк Мухаммад переселился из Мекки в Ясриб (Медину) Как Мекка стала религиозным центром мусульман Какой была судьба ислама после кончины Пророка Основные понятия Хиджра Халифы Хиджра Пророка в Медину. Хиджра – так называется переселение Пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в город Ясриб. Это событие произошло в 622 году. К этому времени значительная часть жителей Ясриба уже приняла ислам. Мусульмане-мекканцы стали тайно покидать свой родной город и перебираться в богатый оазис Ясриб, расположенный в 400 км от Мекки. В Мекке из мусульман остались только Абу Бакр, Али, Зайд и еще несколько семей мусульман. Сам Пророк Мухаммад вместе с верными ему людьми остался в ожидании разрешения Аллаха покинуть город. В это время вожди и старейшины курайшитов собрались, чтобы решить, как им быть дальше. Одни предложили изгнать его из Мекки, другие - заковать его в цепи. В конце концов они приняли решение: убить Пророка. Отобрали одиннадцать юношей из знатных горожан и дали им по мечу. Договорились убить Посланника Аллаха ночью одновременным ударом всех мечей. Когда стемнело, заговорщики собрались у дверей дома Пророка и стали ждать, пока он заснёт. Но Посланник Аллаха вышел из дома, прошёл мимо заговорщиков, посыпав на их головы песок и ослепил их. Затем они вдвоём с Абу Бакром покинули город. Курайшиты бросили все силы на поиски Пророка и его спутника, 3 дня и 3 ночи Мухаммад и Абу Бакр укрывались в пещере. Вход ее по преданию заткал паук своей паутиной,поэтому враги не заметили их. С тех пор мусульмане не трогали пауков, а курайшиты обещали выплатить вознаграждение сто верблюдов тому, кто доставит им любого из беглецов живым или мертвым. Но все это оказалось напрасным, а Пророк и Абу Бакр покинули пещеру и направились в Медину. Путники добрались до местечка Куба в окрестностях Ясриба. В Кубе Пророк Мухаммад провёл четыре дня и построил свою первую мечеть. В пятницу он продолжил путь и верхом на своей верблюдице въехал в Ясриб. С тех пор этот город называется Мединой - Городом Пророка. Мусульмане были охвачены радостью по случаю прибытия Пророка, и каждый из них горел желанием принять его в собственном доме. Однако верблюдица продолжала идти, пока не дошла до квартала его родственников по материнской линии. Она остановилась на том самом месте, где ныне возвышается зеленый купол Мечети Пророка. Пророк приучал мусульман к взаимной помощи и поддержке. В результате мусульмане Медины с течением времени стали для человечества примером братства и единства. Кроме мусульман в Медине проживали язычники и иудеи. Большинство язычников приняли ислам, а с иудеями было заключено соглашение. Мусульмане и иудеи решили, что будут поддерживать добрые отношения и в случае нападения врагов на Медину, они будут вместе защищать город. Так в Медине стали мирно уживаться сторонники разных религий. Медина с ее окрестностями стала городом-государством, которым руководил Посланник Аллаха. Мухаммад стал судьей и духовным руководителем мусульманской уммы – общины верующих. Хиджра принесла великое благо исламу. В Медине они впервые почувствовали себя свободными и сильными. Они теперь могли не таясь поклоняться Аллаху. Возвращениев Мекку. В течение еще нескольких лет отношения между мусульманами-мединцами и язычниками-мекканцами были различные этапы: они воевали между собою и заключали перемирия. В 630 г. Мухаммад с войском выступил походом на Мекку. «Не убивайте детей, женщин, стариков, не разрушайте постройки» - так напутствовал Мухаммад мусульман перед походом. Город, где родился, вырос Пророк и откуда был вынужден переселиться, сдался без кровопролития. Мухаммад не стал мстить своим врагам и проявил к ним снисходительность, приказав простить всех, воевавших против мусульман и против него самого. Он проявил великодушие даже по отношению к самым лютым врагам. Теперь Мекка вновь стала религиозным центром ислама, священным городом, местом паломничества мусульман. Мухаммад лично показал, как нужно правильно проводить хадж. Этот обряд строго соблюдается на протяжении всех веков вплоть до сегодняшнего дня. Кончина Пророка. Пророк Мухаммад скончался после долгой болезни в июне 632 г. ему было 62 года. За день до кончины он раздал неимущим все, чем владел. Это были 7 динаров. Он подарил мусульманам свое оружие, а небольшой принадлежавший ему участок земли завещал отдать как пожертвование. Весть о смерти Пророка стала потрясением для мусульман, многие из них отказывались верить в нее. Пророк был похоронен в своем доме в Медине. После кончины Мухаммада руководили мусульманской общиной праведные халифы – его преемники. Праведные халифы отличались от царей. Они вели скромную жизнь, не имели охраны, и общались с простыми людьми. Двери их домов всегда были открыты для всех мусульман. Именно в их правление ислам распространился во многих странах на территории Ирака, Ирана и Средней Азии, Северного Кавказа именно тогда???, Ближнего Востока, Северной Африки. Мусульманское летосчисление и календарь. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчет времени по-новому. Первый год Хиджры, начавшийся 16 июля 622 г., стал первым годом мусульманского летосчисления. Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется появлением нового месяца. Год мусульманского календаря состоит из 354 или 355 дней, а сами месяца составляются из 29 и 30 дней. По сравнению с солнечным календарем, в мусульманском календаре ежегодно происходит сдвиг назад на 10 дней. Лунный календарь не связан со сменой времен года. Так, например, если в одном году начало года месяц мухаррам приходится на середину лета, то через пятнадцать лет оно придется на зиму. Благодаря этому такие религиозные обряды, как пост в рамадане или паломничество в Мекку, попадают на разные времена года. Из-за различной продолжительности года в мусульманском и григорианском?? календарях перевод дат из одного летоисчисления в другое труден. Чтобы установить, какому году нашей эры соответствует тот или иной год хиджры, пользуются либо различными формулами, либо справочными таблицами. Вопросы и задания Как относились мусульмане к Пророку Мухаммаду? Какие трудности выпали на долю Мухаммада? Чему Пророк Мухаммад учил людей? Благодаря каким своим поступкам он стал образцом для поведения? Каковы годы жизни Пророка Мухаммада? Урок 7 Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада Вы узнаете О чем говорится в Коране Как мусульмане относятся к Корану О чем рассказывает Сунна Основные понятия Суры Аяты Сунна Хадисы Коран. Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 114 сур, или глав, а каждая сура состоит аз аятов, или стихов. Самая короткая сура состоит их трех аятов, а самая длинная сура включает 286 аятов. Все суры Корана имеют свой номер и название. Например, первая сура называется «Фатиха», а ее название можно перевести как «Открывающая Книгу». Каждая сура открывается словами: «Бисмиллях иррахман иррахим» , что переводится, как «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» Когда цитируют Коран, то указывают номер суры и аята: «О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах – с терпеливыми!» (2:148) Ангел Джибрил передавал Священный Коран Пророку Мухаммаду в течение 23 лет. Коран был ниспослан с небес на арабском языке. Сначала аяты Корана мусульмане запоминали устно со слов самого Пророка, а потом стали записывать со слов посланника на листьях финиковых пальм, верблюжьих лопатках, камнях. Позже весь текст Корана записали в виде отдельной книги и стали читать его вслух. О чем говорится в Коране? Прежде всего о том, что всякий человек должен верить в Аллаха. В Коране говорится, что Бог один и един, и кроме Него нет никаких других божеств. В Коране говорится обо всем, во что должен верить мусульманин: и в ангелов, и в Священные Писания, и в Посланников Бога, и в наступление Судного дня и вечной жизни после смерти, и в то, что все происходит по воле Бога. Коран учит отличать добро от зла, мир от вражды. В Коране также говорится, как должен себя вести человек среди людей, устраивать свою жизнь в семье. Как он должен молиться, поститься. В Коране можно найти множество исторических рассказов, а также описания Рая и Ада. Но это не значит, что в Коране есть все. Коран это главная книга, которая определяет религиозную жизнь человека. Но ему нужно знать все остальные науки и предметы, поэтому каждый из нас должен читать много других книг. Когда мусульманин должен читать Коран? Коран читают во время молитв, поэтому каждый мусульманин обязан знать по-арабски хотя бы одну суру из Корана, например, «Фатиху». Коран читают еще и когда мусульмане собираются вместе за столом по случаю праздника, свадьбы или поминок. Коран читают, когда посещают могилы предков или отправляются в дальний путь. Если человек не знает арабского языка, но хочет узнать, что написано в Коране, то он может почитать эту книгу в переводе на русский или другой родной для него язык. Если человек не может понять смысл написанного в Коране, он должен обратиться к знающему человеку, к старшему или к имаму в мечети. Вот русский перевод первой суры «Аль-Фатиха»:

  1. Во имя Аллаха, милостливого, милосердного! Хвала – Аллаху, Господу миров. Милостливому, милосердному, Царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,-
Мусульмане очень бережно относятся и к самой книге Корана, и к любым записям Корана на бумаге. Коран всегда хранится в доме на самом почетном месте и выше всех остальных книг. Если на листочке есть записи Корана, то его нельзя выбрасывать. Ведь это слово Аллаха, и к нему нужно относиться с большим уважением. Мусульмане с давних пор носили с собою кусочки ткани с начертанными на них божественными словами из Корана. Люди верили, что они оберегают из от невзгод, лоскутки прикладывали с молитвой к ранам для быстрого их заживления. Мухаммад не препятствовал этим действиям, так как верил в исключительную силу Корана. Сунна. Сунна – это священное предание, в ней сохранены высказывания самого Пророка Мухаммада, а также все, что помнят мусульмане о его жизни, поступках и внешнем виде. Сунна занимает в исламе второе место после Корана. Она объясняет содержание Корана, дополняет его и учит, как нужно поступать мусульманину в тех или иных случаях. Слова Пророка и высказывания его сподвижников, записанные в Сунне, называют арабским словом «хадисы», то есть рассказы. Из хадисов мусульмане узнают очень много важных вещей, которые касаются религиозных обрядов, истории ислама. Но самое главное заключается в том, что Сунна дает представление о самом Пророке Мухаммаде. Ведь жизнь его – образец поведения. Многие высказывания Посланника Аллаха приобрели огромную популярность и превратились в притчи и пословицы. Примером может стать высказывание: «Нельзя сравнить видение воочию с рассказом», что соответствует русской пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Мусульмане внимательно читают и изучают хадисы. Собиратели хадисов пользовались огромным уважением среди мусульман во все времена. Вот как записывался хадис. Мухаммад бин Башшар рассказал нам, что Яхья бин Саид рассказал ему, что Шуба рассказал ему, что Абу ай-Тайях рассказал ему со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословление Аллаха, сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое…» Все те рассказчики, о которых говорится в этом хадисе, были известны как люди правдивые, уважаемые, ученые. В этих хадисах мы не упоминаем имен тех, кто передал слова Мухаммада.
  1. Навещайте больных. Желайте выздоровления им, а они будут молиться за вас. Больным прощаются грехи, а молитвы их обладают большой силой. Тот кто желает избавится от горя, пусть облегчает трудности тем, кто нуждается. Благотворительное пожертвование должно стать обязательным деянием каждого мусульманина. Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не подглядывайте друг за другом. Знай, что нет победы без терпения, находки- без потери, облегчения- без трудностей. Вера есть отказ от всякого насилия. Дела соответствуют намерению, и каждый приходит лишь к тому, к чему он стремился.
Вопросы и задания Как появился Священный Коран? О чем мусульманин узнает из Корана? Что такое «сунна» и «хадис»? Урок 8 Вера в Аллаха Вы узнаете Во что верит каждый мусульманин Какими качествами наделяют Бога мусульмане Кто такие ангелы Основные понятия Имена Аллаха Джинны «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад пророк его». Каждый мусульманин верит: в Аллаха, в ангелов, в Писания, в посланников, в Судный день, в предопределение. На этой вере держится ислам. «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад пророк его». Эти слова произносит человек, когда принимает ислам. Мусульманин верит, что Бог – Творец вселенной и человека. Бог один и един. Мусульмане поклоняются Богу и называют словом Аллах. В переводе с арабского слово Аллах означает «тот, кого преданно любят и почитают, перед кем смиряются»???. Бога нельзя увидеть, но Он вездесущ и всемогущ. Ни время, ни годы не властны над Аллахом, ибо Он вечен без начала и без конца. Ему не нужны ни родители, ни дети, ни помощники. Он будет всегда, никогда не исчезнет. Аллах имеет наивысшую власть над всем. Он правит всем, что происходит в мире, все делается по Его воле. Все его дела отличаются милосердием и справедливостью. Ему принадлежит все, что есть на земле и небесах. Он – Возвышенный и Великий, Он творит все самое лучшее. В Коране говорится, что Бог создал мир за 6 дней – небеса и землю, горы, моря, нивы и животных, день и ночь, свет и мрак, и все остальное. Аллах сотворил и первого мужчину Адама и первую женщину Хавву. Аллах сделал Адама первым посланником на землю. Аллах создал и произвел от Адама и Хаввы всех остальных людей. Кроме людей Аллах сотворил ангелов и джиннов, но человек стал лучшим и высшим творением. В мечетях и мусульманских книгах вы не найдете изображений Аллаха. Ислам запрещает изображать в рисунке или скульптуре Бога, чтобы люди не уподобились язычникам, которые поклоняются своим рукотворным идолам. А то, что можно рисовать по исламу, вы можете увидеть на рисунках. У Аллаха имеется 99 дополнительных имен. Вот некоторые из них: Творец Великий Всевышний Добрый Всемилостивый Сострадательный Мудрый Дарящий Святой Любящий Мусульманин может обратиться к Аллаху с любым Его именем: «Милостивый», «Милосердный», «Господь». «Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим» говорит мусульманин, начиная любое дело. Это означает: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». Этими словами мусульманин посвящает свои дела Богу. Бог любит тех, кто верит и творит добро, кто проявляет терпение, кто помогает слабым и нуждающимся, кто обучает людей добру и удерживает людей от вражды и ненависти, от дурных поступков. Все, кто так поступает, являются добрыми людьми. А каких людей Бог осуждает? Бог осуждает тех, кто не верит в Него, кто проявляет неблагодарность Аллаху и людям, кто обижает слабых и бедных, кто жаден и скуп, сто не уважает родителей. Аллах милосерден, но в мире существуют и зло, и вражда, и нищета, и страдания. Все беды и несчастья людей – это плата за грехи и преступления. Но и в этом Аллах проявляет свою милость, потому что через страдания, боль и трудности позволяет человеку стать крепким и мужественным, помогает ему понять боль другого, проявить сострадание и найти поддержку. Трудности, которые выпадают на долю людей, укрепляют волю, помогают понять радость жизни. Те люди, которые неправедно нажили свое богатство и ищут в жизни только удовольствия и развлечения, быстро забывают о трудностях других людей, не стремятся им помочь. Не заботятся они о себе, потому что подвергнут себя суровому наказанию в жизни будущей, если не раскаются в своих грехах в жизни земной. Его и его близких, его потомков по воле Всевышнего со временем могут постичь несчастья. Ведь Бог справедливо наказывает тех, кто это заслужил. Добродетельных людей Аллах никогда не оставит без своей милости. Ведь именно добрые люди являются любимыми творениями Аллаха. Стать добрым любому человеку помогает его искренняя вера. Вера в ангелов. Вера в ангелов является второй по значимости в исламе. Ангелы, как сказано в Коране, сотворены Аллахом из света и полностью подчиняются Ему. Но они не могут распоряжаться судьбами людей. Они живут на небесах, и спускаются на землю, чтобы выполнять все поручения Аллаха. Ангелы отличаются от людей тем, что их нельзя увидеть, не едят, не пьют, не спят. Количество ангелов неизвестно никому, кроме Аллаха. Мы не можем увидеть ангелов в их настоящем виде, но иногда они принимают человеческий облик и являются к людям. Из Корана и хадисов мы узнаем, что у них имеются крылья. Одни из ангелов – с двумя крыльями, а у ангела Джибрила их шестьсот. Когда он спускается с неба, то затмевает все пространство между небом и землей. Среди ангелов есть особо приближенные к Аллаху. Они несут Его Трон и отличаются своими огромными размерами. У каждого ангела есть обязанность. Джибрил отвечает за то, чтобы до людей были донесены слова Аллаха. Микаил – за то, чтобы шел дождь и давал пропитание растениям и животным. Исрафилу поручено подуть в рог, чтобы объявить о наступлении Судного дня. У каждого человека, как записано в Коране, есть свои два ангела, которые записывают его хорошие и дурные поступки. Они сменяют друг друга утром и вечером, сопровождая человека с момента его рождения до самой смерти. Считается, что ангелы помогают человеку в самые трудные минуты его жизни и поддерживают в самых трудных начинаниях. Они помогают человеку творить добро и удерживают от злого и дурного. Ангелы – послушные слуги Бога. Но среди Его необычных творений есть и другие - это джинны и шайтаны. Джинны отличаются от ангелов тем, что могут быть и добрыми, и злыми, покорными Аллаху и непокорными. Они живут своим особым миром, но могут поселиться и среди людей, помогать им или приносить вред. Мусульманам следует остерегаться джиннов и искать помощи только у Аллаха. Самым главным врагом человека является шайтан. Кто же он такой? Среди ангелов в самом начале был один, которого звали Иблис. Когда Аллах сотворил человека и потребовал, чтобы все ангелы поклонились лучшему созданию. Из всех ангелов только Иблис проявил непокорность Аллаху. За это Аллах проклял его и лишил его надежды на милость. Но Иблис получил возможность совращать людей с пути истины, и в этом ему помогают бесчисленные шайтаны. Шайтаны сбивают людей с правильного пути, стремятся подтолкнуть их к обману, равнодушию, к бедам, к нечестной наживе денег, лени и другим порокам. Несмотря на то, что Иблису, шайтанам и джиннам дана возможность вводить людей в грех, Аллах пообещал каждому человеку свое заступничество. Если человек раскаялся в своем плохом поведении, решил никогда не повторять проступков и просит за них прощения, - Аллах простит его. Так говорится в Коране и хадисах. Но тем, кто не исправится, не попросит у Бога прощения – тому будет место в Аду. Вопросы и задания Какие имена есть у Аллаха? Почему нельзя изображать Бога в рисунках? Как человеку нужно жить, чтобы Аллах был милостивым к нему? Чего не нужно делать? Кто такие ангелы? Кто такие джинны? Урок 9