Логопедическое занятие на тему "предлоги". Предлоги В,На,ПОД (1-ое занятие) Конспект занятия с предлогом по

Хрипунова Л.В. ,

учитель-логопед высшей кв. кат.

МДОУ № 85, г. Северодвинск

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать .

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)

: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

предложение составляй!

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка –

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

Стройная рябинка,

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Закатила барабан

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Татьяна Смирнова
«Предлог ПОД». Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР

Предлог ПОД

Цели : -Уточнить пространственное расположение предметов , выраженное предлогом

«ПОД» .

Учить детей выделять предлог в предложениях .

Учить составлять предложения с этим предлогом по сюжетной картинке, двум предметным картинкам и выкладывать схему предложения .

Упражнять детей в правильном употреблении предлога «ПОД» в речи.

Ход занятия.

1)Орг. момент : - Какое здесь маленькое слово? (НА)

На чем дети катаются зимой? (на лыжах, на санках, на коньках, на ледянках)

Когда появляется маленькое слово НА?

2) Знакомство с темой :

а) - Где лежит мяч? (НА кубике)

А теперь где мяч? (кладу ПОД кубик) Вверху или внизу кубика? (внизу)

Как лучше сказать? (Мяч лежит ПОД кубиком)

Куда теперь положила мяч? (ПОД стул)

Правило : «Маленькое слово «ПАТ» появляется, когда предмет находится внизу »

Это очень важное слово, без него мы не поймем, о чем говорится в предложении .

Послушайте : «Положите кубик … стул. Понятно? (Нет) . А теперь положите кубик ПОД стул.

Демонстрируется карточка со схемой предлога «ПОД»

б) Упр. «Куда закатился мяч?»

На фланелеграфе (панно) перемещаю мяч под разные предметы , а дети называют, подо что закатился мяч (под стул, под кровать, под шкаф.)

3) Действия с предметами : (на столе 12 предметов )

а) Называю 2 предмета . «Сделай так, чтобы появилось маленькое слово «ПОД»

Ребенок кладет : линейку ПОД книгу, (гриб ПОД елку и т. д.) и составляет предложение .

б) Составление предложений по сюжетной картинке (фронтально, устно)

(дерево)

4) Физ. минутка.

а) «Котенок Тишка»

«В одном загородном доме жил котенок Тишка (см. рис.) Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал и заползал.»

Посмотрите вокруг, подумайте и скажите : «ПОД что мог залезть котенок Тишка?» Нажмите голосом на маленькое слово «ПАТ»

Можно подсказать существительные в Именительном падеже : если это был забор? (крыльцо)

б) Физ. минутка с упражнением на развитие слухового внимания и памяти.

«Слушай, смотри – выполняй, не ошибайся!» :

Ладони – на стол, под стул, на голову, под стол! и т. д.

(действия логопеда не совпадают с инструкцией)

5)Упражнение «Незнайкины ошибки» (Лисичкины)

Надеваю на руку игрушку – лису. В лапы вставляю тетрадку. Говорю детям :

К нам в гости пришла лисичка. Что у нее в лапках? Тетрадка. Посмотрим, что в ней? Двойка!

Послушайте, что она пишет : «Яблоки упали НА яблоню. (ПОД)

Гриб вырос В березе. (ПОД)

Мышка спряталась В грибок. (ПОД)

Лисичка вырыла норку НА елке. (ПОД)

Цветок вырос В дереве. (ПОД) -

Девочка попала НА дождь. (ПОД) -

+ картинка : «Зайчик сидит НА кусте. Волк бежит ПО дереву» .

б) Развитие восприятия :

Что художник нарисовал неправильно? (цвет волка, зайца, вороны, елки, дерева)

6) Упражнение «Подними карточку» (Раздаются схемы)

по ходу рассказа – выставляются картинки : зайчик, волк, кустик, береза, елочка.

«Жил-был Зайчик. Как-то раз гнался за ним Серый Волк. Но наш Зайчик был умный и шустрый. Как только Волк начнет его догонять, Зайка раз, и спрячется ПОД кустик, а Волк мимо пробежит. Опять нагоняет Волк Зайчишку. А тот – ПОД березку присядет, а потом ПОД елочку, ПОД холмик заляжет. Так и не догнал Волк нашего Зайку».

Вспомните, куда прятался зайка от Волка?

7) Фронтально : Составление предложения по сюжетной картинке и схемы предложения предлогом ПОД ) .

8) Индивидуальная работа.

а) Составление предложений по сюжетной картинке с предлогом ПОД и схем к ним .

б) Составление предложений по двум предметным картинкам с предлогом ПОД и схем к ним . (Фронтально, затем индивидуально) .

9) Развитие внимания.

Посмотрите на картинку, запомните предметы , которые находятся ПОД чем-то.

Что вы видели ПОД кроватью? … ПОД одеялом? … ПОД мальчиком….

Светлана Ходаковская
Логопедическое занятие «Предлоги»

ТЕМА : ПРЕДЛОГИ

Цели :

сформировать представление о смысловой значимости предлогов ;

сформировать представление о предлоге , как об отдельном слове;

сформировать навык грамматического значения предлога ;

учить детей правильно произносить и писать предлоги ;

уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами .

Оборудование : раздаточные карточки с заданиями, мяч схемы предлогов .

Ход занятия:

Орг. момент. Ответить на вопросы логопеда .

ЗА КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ПЕРЕД КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

МЕЖДУ КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ВПЕРЕДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ?

ПОЗАДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ? РЯДОМ С КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

Сделать вывод о пространственных значениях предлога .

В ШКОЛЕ, К ДОМУ, ИЗ ШКАФА, У СТОЛА, БЕЗ ШАПКИ, С КНИГОЙ, ПОД ЕЛКОЙ, ЗА ПАРТОЙ, ИЗ ЖУРНАЛА, ПОД ЛЕСОМ, ПО ДОРОГЕ …

Маленькие слова : в, на, под, у, о, об, от, к, из, с, для – ПРЕДЛОГИ . Они пишутся отдельно с другими словами, служат для связки слов в предложениях .

Составить предложения с данными предлогами и словами , с которыми они «дружат» .

Пример : В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК.

Задание 2.

Прослушайте предложения . Назовите предлоги и слова , с которыми они

«дружат» .

ДИМА ВОШЕЛ В КЛАСС.

МАЛЬЧИК СЕЛ ЗА ПАРТУ.

ДИМА СИДИТ С ГАЛЕЙ.

ОН ВЫНУЛ ИЗ РАНЦА ТЕТРАДИ.

ПОЛОЖИЛ ИХ НА ПАРТУ.

УЧИТЕЛЬ ВЫЗВАЛ ДИМУ К ДОСКЕ.

УЧЕНИК СТОИТ У ДОСКИ.

ТРОПИНКА ВЕЛА ОТ ЛЕСА К ДОМУ.

ОТ МАМЫ ПАВЛИК ПОШЕЛ К СЕСТРЕ.

ВОРОБЕЙ ОТ МОРЖА ПОЛЕТЕЛ К СЛОНУ.

У ЛЕНЫ ЕСТЬ МНОГО ФАНТИКОВ ОТ КОНФЕТ.

Задание 3.

Списать, изменяя данные в скобках слова – существительные, выбирая подходящий предлог . Выделить предлог и слово , с которым он «дружит» .

Мы повесили карту – (стена) . Мама положила фрукты – (ваза) . Зонт висит – (вешалка) . Кошка спряталась – (кровать) . Дети вернулись – (школа) . Моя мама работает – (библиотека) . – (стол) упала тарелка. – (крыша) каркает ворона. На лыжах ходят – (снег) . На коньках бегают – (лед) . На лодке плавают – (вода) . Белка прыгает – (дерево) . Поезд едет – (рельсы) .

Прослушать стихотворение и запомнить.

ИЗ ЛЕСА, К ЛУГУ, НА ПОЛЯНКУ,

У КУСТИКА, С ТРОПИНКИ, В ЯМКУ,

ОТ РЕЧКИ, ОКОЛО ДОРОГИ –

ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ !

Н. Бетенькова

Задание 4. Составьте предложения из данных слов .

Обобщите, как же пишутся предлоги .

РЕБЯТА, РЕЧКЕ, В, КУПАЮТСЯ.

КОШКА, КОМНАТЫ, ИЗ, ВЫСКОЧИЛА.

ПТИЦЫ, НАД, ЛЕТАЮТ, ДЕРЕВЬЯМИ.

МУРАВЕЙ, ГРИБОМ, ПОД, ПОЛЗЕТ.

МАРИНА, С, ДРУЖИТ, ВИКОЙ.

УЗКАЯ, ДОМУ, ТРОПИНКА, К, ВЕСТИ.

ВЫГЛЯНУЛО, ТУЧ, СОЛНЫШКО, ИЗ-ЗА.

Физ. минутка. Игра с мячом «Наоборот» .

Передавая мяч, назови противоположный предлог .

Образец ответа : В ШКОЛУ – ИЗ ШКОЛЫ, В СУМКУ – ИЗ СУМКИ….

НАД ОКНОМ –, К ДОМУ – ….

ПЕРЕД УРОКОМ – …., К ДВЕРИ – …

НАД ДИВАНОМ – …., ПЕРЕД БОЕМ – ….

ДО ГОРОДА –, ДО ПОВОРОТА – …

ПЕРЕД МАШИНОЙ – …

Задание 5. Графический диктант.

Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными .

Образец : ЛАСТОЧКА С ЮГА ВЕРНУЛАСЬ НА РОДИНУ.

___ __ ___ ___ ___ ___ .

В УГЛУ ЗА ШКАФОМ СПИТ ЩЕНОК.

ПЧЕЛЫ ЛЕТАЮТ С ЯБЛОНИ НА ЯБЛОНЮ.

ВОЛНЫ С ШУМОМ БИЛИСЬ О БЕРЕГ. В ЛЕСУ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ ЛЕЖИТ СНЕГ. НА ЦВЕТОК СЕЛА БАБОЧКА. ИЗ-ЗА КУСТОВ ПОКАЗАЛАСЬ КУРИЦА. ПЛАЩ ВИСИТ НА ВЕШАЛКЕ В КОРИДОРЕ. ДЕТИ ВЫШЛИ ИЗ ЛЕСА НА БОЛЬШУЮ ПОЛЯНУ.

Задание 6. Составить предложения из данных слов , изменяя слова по смыслу. Предлоги выделить .

Птицы, над, кружатся, деревьями.

Марина, вика, с, дружат.

Кошка, комнаты, выскочила, из.

С, взял, Степан, полки, журнал.

Налить, стакан, полки, молоко.

Узкая, дом, тропинка, вести.

Сосна, Зоя, стоять, под.

Куст, заяц, из-под, выпрыгнул.

Машина, поворота, из-за, выехала.

Птицы, над, летают, деревьями.

Дети, мокрая, бежали, по, трава.

Муравей, грибом, сидит, под.

Остановились, озера, у, туристы.

Смеялся, радости, от, Вова.

Лида, боли, от, заплакала.

Итог занятия .

Отметить работу детей, подвести итог.

Для чего нужны предлоги ? Можно ли обойтись без них?

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]» Задачи: o формирование мотивации учебной мотивации; o развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления; o формирование.

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [р]» МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальное логопедическое занятие «Звук.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ФФН Тема: «Звук ш в словах, фразах, текстах». Цели: 1. Автоматизация.

Конспект занятия «Предлоги и приставки» Грамматическая тема: Предлоги и приставки. Лексическая тема: «Инструменты» Цели: Учить дифференцировать предлоги и приставки. Задачи: 1. Познакомить.