Конспект занятия логопеда с использованием игровых технологий. Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука в словах и простых предложениях "В гости к Мишке

Использование игровых технологий в логопедической работе

с детьми с общим недоразвитием речи

Биличенко И.А., учитель-логопед ПМПК,

г.Новокузнецк

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

    дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

    воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

    в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

    обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    познавательные, воспитательные, развивающие;

    репродуктивные, продуктивные, творческие;

    коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

различают игры –

    с предметами и без предметов,

    настольно-печатные;

    комнатные, уличные, на местности,

    компьютерные и с ТСО, а также

    с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности:

    в самовыражении,

    самоутверждении,

    саморегуляции,

    самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно:

    предметная деятельность,

    отношение между людьми,

    выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

    дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

    развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

    воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

    социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

В процессе выполнения игр и игровых упражнений главными задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

    Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;

    Совершенствование функции дыхания;

    Развитие просодической стороны речи;

    Формирование четкости артикуляции и формирование правильного звукопроизношения;

    Развитие устной речи;

    Развитие общей (крупной и)мелкой моторики;

    Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

Игры на развитие речевого слуха

Игры на развитие фонематического слуха

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, отрабатываются грамматические категории, развивается связная речь, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение и развитие ребенка.

Творческие игр ы и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.).

Для детей с нарушениями речи, посещающих детские сады, игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится -

Театрализованные и сюжетно- ролевые игры, игры- драматизации – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Участвуя в них, дети познают мир, становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д. В этих играх есть сюжетный вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит логопеду.

В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), дети имитируют движения героев, развивается координированность движений, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).

Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.

Игры на развитие общей моторики, мелкой моторики , по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию. Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Как правило дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

Игры, направленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения.

Таким образом, необходимо отметить, что специалистам, работающим с детьми с ОНР необходимо помнить, что в процессе коррекционной работы при выборе игр нужно учитывать не только возрастные особенности ребенка, но и характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.

Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Особо хочу сказать об использовании мультимедийных презентаций в логопедической работе.

Мультимедийные презентации в обучении дошкольников

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.

Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания!

«Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны».

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

    Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта . Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

    Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?

    Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

    Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

    Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

    Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

О чем же должен знать современный дошкольник? Что пишут в «детсадовских» программах?

Дошкольный образовательный стандарт - это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Программа по ознакомлению дошкольника с окружающим миром. Подобранные электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.

Обучающие игры – презентации

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

    Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

    Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

    В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

    Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

    Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

    Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!

В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.

Игровые технологии в работе учителя-логопеда.

Заместитель заведующего по воспитательной

и методической работе, учитель-логопед

Структурное подразделение детский сад №3

«Теремок» ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Ключевые слова: развитие ребёнка, социально-коммуникативное развитие , создание условий, игра.

С ребенком надо делать все че рез игру…

Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения, именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание программы дошкольного учреждения: « содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

социально‑коммуникативное развитие;


познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно‑эстетическое развитие;

физическое развитие.

У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,

недирективную помощь детям , поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности

4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Для полноценного общения детей, становления гуманных отно­шений между ними недостаточно простого наличия товарищей по игровой деятельности и изобилия игрушек. Для возникновения сопережива­ния, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательно­го общения необходима правильная, целенаправленная организа­ция детского общения.

Главная задача взрослого заключается в том, чтобы организовать успешность взаимодействия детей, т. е. их совместную предметную де­ятельность, и сформировать субъективное взаимодействие.


Переход от субъективного к собственно коммуникативному вза­имодействию становится возможным в решающей степени именно благодаря взрослому.

Одна из наиболее эффективных форм субъективного взаимо­действия детей в условиях дошкольного учреждения - совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.

В трудах отечественных и зарубежных ученых (, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка , - одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она используется в качестве основы формирования пра­вильной речи детей и для их полноценного развития. В игре до­школьники отображают свои представления и знания об окружаю­щем мире.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стре­миться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.

В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, при­обретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особен­но важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определя­ется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоцио­нальным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого разви­тия дошкольников.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чув­ственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей про­исходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактиль­но-двигательного, слухового, формируются представления о предме­тах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследователь­ской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т. е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сме­няется перцептивными способами - примериванием и зрительной ориентировкой.

Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т. е. перцептивной.

Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закре­пить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспом­нить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными пред­ставления становятся, только когда они соединяются со словом-на­званием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми до­школьного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых час­то зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово - вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значе­ние правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр и уп­ражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важ­ное условие в этом деле - эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудниче­ство, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрос­лым и добиваться положительного результата.

Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении - соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны повторяемость, постепенность повторения заданий.

Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слу­хового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по сло­весному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового вос­приятия создают необходимые предпосылки к формированию речи. Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры - создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам, играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспро­изведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные усло­вия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечи­вающего максимальную актуализацию имеющихся у него возмож­ностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий пе­дагога.

Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; сопряженная гимнастика - театр пальчиков и языка. Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

Развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонема тического восприятия, речевого дыхания,
правильного звукопроизношения;

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов,
эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы
речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, ко торый есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Общепризнано значительное воздействие эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.

Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком поло­жении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется...», «Стоп!». Есть и игры, где, наобо­рот, используются элементы расслабления, например: «Заводные иг­рушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).

В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимичес­кая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.

Использование игровых технологий не требует обязательной организации деятельности детей в логопедическом кабинете. Создание игровой ситуации возможно и в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрировано на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре. Результатом применения данных игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи, наряду с другими воспитанниками.

Список литературы:

С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с. (Развитие речи шаг за шагом).

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. -Воронеж: ЧП – 206 с.

Политыкина как средство развития речи детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.-112 с.

Майер основных компонентов дошкольного образования: Практикум. – М.: ТЦ Сфера, 201с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (3)

Статья в журнале: Маркова ребёнка, играя дома, на даче, во время прогулки. 2013 //Воспитатель ДОУ №6. С

Ребёнок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. .- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (10)

Самсонова и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (11)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


Конспект логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте с использованием
социо - игровых технологий.
Тема: Буква Р. Звуки Р, Рь.
Подготовила:
Учитель - логопед-
Кабатова Е.В.
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте с использованием социо - игровых технологий.
Тема: Буква Р. Звуки Р, Рь.
Цель: развивать культуру общения детей в совместной деятельности.
Коррекционно-образовательные цели. Формировать у детей графический образ и зрительное восприятие буквы Р. Закреплять умение детей находить букву Р в тексте. Делать звукобуквенный анализ слова «Радуга». Автоматизировать звук Р в словах, в чистоговорках. Закрепить фонематическое представление детей о звуке – Рь, Р, закрепить умение определять позицию звука в слове.
Коррекционно-развивающие цели: Развивать у детей: фонематический слух, восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать инициативность, самостоятельность. Воспитывать сотрудничество между ребенком и логопедом, положительное эмоциональное состояние детей, доброту, активность, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в подгруппе детей, по парам и индивидуально. Воспитывать у детей умение общаться, договариваться друг с другом.
Оборудование: Сундук с подарком, ключ из 5 частей, картинки для определения места звука в слове, домики для картинок, разрезная буква Р- 2 штуки, карточки с текстом 6 штук, разрезные буквы слова «Радуга» 2 набора, карточки к схеме слова «Радуга» 2 набора, простые карандаши 7 штук, лист с образцом печатания буквы –Р, 2 мольберта,1 магнитная доска.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня, я предлагаю поиграть. Но для начала давайте с вами поздороваемся.
Игра «Поздороваемся».
Для этого вам нужно разделиться по парам.
А теперь возьмите за руки друг друга, улыбнитесь, погладьте друг друга по голове, по плечам, пожмите друг другу руки, обнимитесь.
У меня есть для вас сюрприз, но он закрыт в сундуке. Открыть его может Волшебный ключ. А как же нам можно собрать ключ?
Дети: Выполнить все задания.
-За каждое правильно выполненное задание Вы будете получать часть ключа, и собирать его на магнитной доске. А отправимся мы с вами в страну буквы Р, звука Р, где нас ждут интересные задания. Возьмите эмблемы, разделитесь на команды, а название команд угадайте по эмблемам. Что обозначают эти цвета для буквы Р?
Артикуляционная гимнастика.
- Дети что нужно сделать для того, чтобы наш язычок мог чётко произносить звук Р?
Дети: Артикуляционную гимнастику.
«Лошадка»
«Качели»
«Грибок»
«Почистим зубки»
«Барабанщик»
- Чтобы чёткий был звук Р, где должен быть язычок? (на верху у потолочка).
- Ребята, мы готовы, отправимся в путь. А поедим мы с вами на автобусе.
Каждая команда поедет на своем автобусе. Занимайте места в соответствии со своими эмблемами.
- Заводим свои моторчики, послушайте друг друга, все правильно рычат?
Автоматизация звука Р в чистоговорках.
- Вот мы и приехали в страну буквы Р. Посмотрите вокруг, какое задание будем выполнять первым?
Эта остановка «Остров чистоговорок». Чтобы узнать какие предметы нам здесь искать, надо чётко произнести чистоговорки. Команды поочереди по одному проговаривают скороговорки, соревнуясь, кто лучше проговорит. После того, как вы проговорите чистоговорку, подойдите к столу и выбираете нужную картинку.
Ра, ра, ра - мы ловим комара.
Ры, ры, ры - у нас синие шары.
Рок, рок, рок - потяните за шнурок.
Рок, рок, рок - покупаю я сырок.
Ар, ар, ар - купим новый самовар.
Ор, ор, ор - сели куры на забор.
Определение звука в слове. Лото «Необычный дом».
- Ребята, назовите картинки, которые у вас в руках. Что на них изображено? (комар, шар, забор, шнурок, сырок, самовар)
- Какой звук есть в каждом слове? (звук Р).
На доске вы видите домики с окнами. Что можно сделать с этими картинками?
Дети: Определить места звука Р в слове и распределить картинки по домикам.
- Верно. Если в вашем названии предмета звук Р стоит в начале слова, вы помещаете картинку в домик, где живут слова в котором звук Р стоит в начале слов и т. д. Перепроверьте друг друга, правильно ли задания выполнены?
- Справились, вы не спеша, получите часть ключа.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Собери букву».
- Следующая остановка.
У нас здесь рассыпалась буква, давайте ее соберем по командам, кто быстрей и посмотрим, какая буква здесь живет? (дети собирают по командам букву Р).
Какая буква получилась? На что она похожа?
(Показ буквы на доске логопедом с пояснением: «Букву –Р - писать не сложно. Сверху вниз проводим палку, справа осторожно пририсуем мы кружочек и получится флажочек».
-Как можно еще изобразить букву?- Давайте в воздухе рукой нарисуем букву – Р- (С проговариванием).
- Ребята, а кто может изобразить букву Р с помощью своего тела?- А теперь присядьте за столы и выполним с вами следующее задание «Найди букву Р». Перед вами карточки с текстом, в котором вы должны найти букву Р и зачеркнуть ее. Но сначала нужно подготовить наши пальчики.
Вы за столами, какое задание вы считаете здесь?Пальчиковая гимнастика «Крутим мы с трудом давно это толстое бревно,Вы ошиблись - это наш очень тонкий карандаш».
Игра «Найди букву».
-Пальчики готовы, сядьте красиво, возьмите правильно карандаши, приступайте к работе. Взаимопроверьте друг друга.- Справились вы хорошо, вот вам часть ключа ещё.(Дети сами вешают часть ключа).
Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет предметы».
- Следующая остановка «Кто быстрее соберет предметы».
Играем по командам. Первая команда должна собрать предметы в названиях которых есть твердый звук Р, а вторая предметы в названиях которых есть мягкий звук Р. Давайте проверим правильно ли выполнили задание.
- Справились вы хорошо вот вам часть ключа ещё.
Игра «Шифровальщики».
- Следующая остановка «Схема слова».Как вы думаете, какое здесь задание?- А какого вот какого слова, вы узнаете, когда отгадаете ребус. Я вам буду называть слова, вы должны определить первый звук в слове и найти нужную букву. Таким образом у нас получиться слово. (рак, арбуз, дорога, ураган, гора, арка) (Радуга)
- Для начала, давайте вспомним, каким цветом бы обозначаем гласные звуки? Мягкие согласные? Твердые согласные?
А теперь возьмите карточки с нужным цветом и постройтесь в соответствии со схемой слова. Посмотрите, обе команды выполнили правильно?- Сколько слогов в слове (Три). Прохлопайте. - Почему? (Потому что в нём три гласных звука)Назовите гласные звуки.Какой первый звук в слове, дайте характеристику.Какие ещё твёрдые согласные есть в этом слове?- Справились вы хорошо, вот вам часть ключа ещё.
Итог занятия:
-Ключ сумели вы собрать. Для этого вы так старались, чем сегодня занимались? Какой звук нам встречался на пути? А теперь давайте вспомним слова, в названии которых есть звук Р, Рь. «Мяч передавай, слово называй».
А теперь откроем наш сундучок с сюрпризом (в сундуке интересная игра со звуком Р, в которую вы поиграете в группе с другими детьми). А теперь нам пора возвращаться в группу. Занимайте места в автобусе и поехали: Р-Р-Р.

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • Образовательные :
    • уточнить представления детей о звуке (Ш);
    • закрепить лексическую тему "Осень";
  • Коррекционные :
    • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
    • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие речевого дыхания.
  • Развивающие :
    • закрепить умение определять место звука в слове;
    • развивать внимание, память, мышление и воображение;
    • упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
  • Воспитательные :
    • формировать положительную мотивацию на занятии;
    • воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
    • воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, лесные деревья, 4 зеркала, прищепки с насекомыми, вырезанные из картона дерево, норка, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, лесные орехи, 12 пеньков из картона, картинки на звук Ш, лукошко с шишками, предметные картинки со звуком (Ш), проектор, экран, музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)

В гости в лес нас приглашает,
Поиграть там предлагает.

Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его:

«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».

Собирайтесь скорее
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном
Поиграем, отдохнем.

– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.

3. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!

«Осенние листья»

4. Массаж пальцев лесными орехами

(Дети выполняют движения с орехами по стихотворному тексту.)

– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
– Научился я орешек между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
– Я орешек свой возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать!
– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери) . Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь) . А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку) . Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).

5. Массаж лица

– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.

Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...) . И снова нас ждет испытание.

6. Дыхательное упражнение.Листопад

Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Звучит музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.

7. Развитие фонематического слуха

Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:

ш иповник, – кепка, – ш ляпа, – корова,– рубаш ка,– хлеб,
ш орты, – куртка,– кош ка, – собака,– книга, – лягуш ка,
ш околадка,– ручка, – карандаш , – пенал.

8. Произношение изолированного звука (Ш)

Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

9. Анализ артикуляции звука (Ш)

Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

10. Характеристика звука (Ш)

Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный) ;
  • Звонкий или глухой? (глухой) ;
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый) ;
  • Каким цветом обозначаем? (синим) .

Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).

11. Физминутка. (Координация речи с движением)

Логопед: Встанем в круг разомнемся.

12. Упражнение "К какой схеме относится слово"

Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка

Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:

(Дети определяют к какой схеме относятся слова).

И вот что у нас получилось:

13. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах

Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.

Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

14. Автоматизация звука Ш в предложениях

Игра «Чьи игрушки?»

Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.

У Даши лошадка. Это...
У Паши машина. Это...
У Маши мышь. Это...
У Миши шары. Это...
У Наташи петушок. Это...

Итог занятия

Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).

– Теперь он будет говорить правильно.

Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)

Логопед: Вам понравилось занятие?

Вы все были молодцами и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с различными дефектами речи. Все это побуждает дошкольную образовательную систему находить и внедрять наиболее продуктивные методики обучения данной категории детей. Комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик увеличивает познавательную активность. Внедрение средств ИКТ повышает эффективность логопедической работы в целом.

Использование игровых технологий в ДОУ позволяет создать наиболее оптимальные условия для коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушение речи. Визуализация основных компонентов устной речи активизирует работу моторного, слухового и зрительного анализатора. В Федеральной государственной программе указано, что результатом реализации требований учебной программы должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.

Ведущие принципы ФГОС в работе учителя-логопеда

  • Создание прогрессивной развивающей образовательной среды.
  • Внедрение развивающих интерактивных комплексов с целью комфортного обучения.

Хорошая и слаженная речь – это неотъемлемое условие всестороннего развития дошкольников. Она позволяет выражать свои мысли, строить коммуникативные связи и реализовывать свой творческий потенциал. Наиболее продуктивным средством коррекции речи являются игровые технологии. Они способствуют гармоничному формированию у ребенка психических процессов и интеллектуальных возможностей.

Игровые технологии в работе логопеда

  • Мультимедийные презентации. Интерактивные комплексы с коррекционно-логопедической направленностью сочетают в себе динамику, звук и изображения, что позволяет ребенку самостоятельно или вместе с педагогом выполнять практические задания. При этом использование средств ИКТ помогает удержать внимание малыша и облегчить процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
  • Флеш-игры. Программное обеспечение, поставляемое в комплекте с интерактивным оборудованием, помогает создать собственные игровые упражнения под конкретные цели. В компьютерных игровых заданиях можно использовать продукты творческой деятельности детей – пластилиновые фигурки, коллажи, рисунки. Внедрение в занятия личностно-значимых элементов позволит повысить их интерес.
  • Конкурсы, викторины, соревнования. В этом случае необходимо создать в команде доброжелательную атмосферу, чтобы дети поддерживали друг друга, и в каждой группе чувствовалось единство. Дети очень легко вовлекаются в учебный процесс, который протекает в игровой форме, а небольшие соревнования между командами развивают мыслительные операции, содействуют совершенствованию речи и психических процессов.

Современные игровые технологии в ДОУ позволяют создать максимально благоприятные условия для развития дошкольников. Игровые занятия с использованием интерактивных комплексов Шхуна и Замок от компании «АНРО технолоджи» активизируют знания детей, стимулируют речевую активность и, как следствие, формируют положительное отношение к обучению. Входящие в комплектацию дидактические материалы, стол для песочной терапии, коврограф, зеркала для индивидуальной работы позволяют эффективно смоделировать коррекционно-развивающую программу для дошкольников.

Преимущества использования интерактивных комплексов

  • Позволяют поддерживать внимание ребенка на всех этапах учебной программы.
  • Помогают сократить время, которое требуется для коррекции речевых навыков.
  • Содействуют наиболее быстрому устранению речевых дефектов.
  • Повышают эффективность логопедической работы, снижают утомляемость детей.
  • Позволяют сделать программу обучения достаточно простой и продуктивной.

Педагоги и воспитатели отмечают, что через игровые технологии логопеду намного легче решить образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Современные интерактивные устройства содействуют развитию грамматического строя речи, расширяют и активизируют словарный запас, улучшают психические процессы, помогают воспитать инициативность и ответственность.

Использование средств ИКТ на логопедических занятиях позволит повысить эффективность учителя и поможет активизироваться педагогические процессы.