Конспект логопедического занятия на тему "дифференциация предлогов и приставок". Конспект логопедического занятия "Приставки и предлоги" план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему Конспект занятия по логопедии приставка и предлог

Дифференциация предлогов и приставок

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии

(для учащихся 2-х классов общеобразовательных школ)

Цели:

Коррекционно-образовательная

    Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова (приставка – часть слова) и морфологической структуре языка.

    Закрепление навыка слитного написания приставок и раздельного написания предлогов.

Коррекционно-развивающая

    Работа над развитием связной речи учащихся.

    Развитие психических процессов (памяти, способности к переключению).

Воспитательная

    Формирование интереса к логопедическим занятиям.

    Развитие самостоятельности в процессе решения проблемных ситуаций.

Оборудование:

"Весёлый дом"(изображение дома с «человечками-предлогами»)

Карточки с предлогами

Карточка № 1

Карточка № 2

Карточка № 3

Ход занятия

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Какое сегодня число? Какой день недели был вчера? Какой месяц будет после текущего? Назовите время года между осенью и весной?

    Этап воспроизведения опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Ребята, с какими большими группами слов мы уже знакомы, умеем определять их в речи, в предложениях, ставить к ним вопросы.

    слова, обозначающие предмет, - существительные;

    слова, обозначающие действие предмета, - глаголы;

    слова, обозначающие признак предмета, - прилагательные;

(Учащиеся самостоятельно приводят соответствующие примеры)

Сегодня мы приглашены на новоселье. Посмотрите как много в этом доме жильцов. Давайте с ними познакомимся.

(работа с "Весёлым домом")

Отвечая на вопрос, составьте словосочетания.

(За верный ответ ученик получает карточку с предлогом и прикрепляет к «нужному» человечку-предлогу на макете.)

Парит где? парит над домом

Сидит где? сидит на крыше

Бежит по чему? бежит по крыше

Находится где? находится в доме

Выходит откуда? выходит из дома

Спрятался куда? спрятался за дом

Выглядывает откуда? выглядывает из-за угла дома

Подходит к чему? подходит к дому

Отходит от чего? отходит от дома

Стоит где? стоит около дома

Итак, какие слова живут в "Волшебном доме"?

Это предлоги.

Назовите предлоги, которые мы вспомнили.

Какие предлоги вы ещё можете назвать?

Для чего нужны предлоги?

Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

    Этап первичного закрепления. Типовые и конструктивные задания.

Итак, предлоги – это самостоятельные слова, следовательно, с другими словами они пишутся как: слитно или раздельно?

Правильно, раздельно.

Коллективная работа по карточке №1

Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.


О ком этот рассказ?

Почему зимой птицам нужна помощь?

Чем мы можем помочь птицам?

Озаглавьте текст.

Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.

(Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)

Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.

Приставка предлог

до жить до весны

Самостоятельный письменный анализ отрывка из стихотворения С. Маршака "Мяч".

До катился до ворот

Под катился под ворота

До бежал до поворота

Совместный вывод по итогам этого этапа:

Приставки и предлоги могут быть одинаковыми.

Приставки пишутся слитно, это часть слова.

Предлоги пишутся раздельно, это самостоятельные слова.

    Этап творческого применения знаний в новой ситуации. Выполнение проблемных заданий.

1) Работа по карточке № 2

Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги .

Ученики (вы) ходят (из) школы.

Ребята (с) прятались (от) дождя (под) раскидистой елью.

Пчёлы (пере) летают (с) цветка (на) цветок.

(От) нового пальто (ото) рвалась пуговица


2) Письмо по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Кому принадлежат эти строки?

Из какого произведения?

Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.

3) Работа по карточке № 3

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки .

Колобок …… катился ……. тропинке.

Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.

Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.


(После выполнения каждого задания этого этапа проводится его проверка.)

    Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

Что мы сегодня учились различать?

Как пишутся предлоги?

Как пишутся приставки?

Сегодня мы учились различать предлоги и приставки. Повторим, что предлог – это самостоятельное слово, пишется раздельно. Приставка – это часть слова и пишется слитно. Глаголы могут иметь в своём составе приставку, существительные могут употребляются с различными предлогами.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

Открытое логопедическое занятие

Дифференциация приставок и предлогов.

4 класс

учитель – логопед

МОУ СОШ № 5 им. О.В. Гудкова

Бородина О.Н.

апрель, 2015 г

Актуальность использования средств ИКТ : Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

    ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

    формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

    формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

    формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.

Вид используемых на занятиях средств ИКТ : универсальная презентация.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска

I. Подготовительный этап

1. Мобилизирующий этап

Задача: эмоциональный настрой.

Даются указания.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).

Обуючащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.

Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится . (Слайд 1)

Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

Правильно. На протяжении всего занятия помните об этих звуках!

Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).

Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)

А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.

Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3). Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

II. Формирование психологической базы речи.

1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:

Я сейчас раздам вам фигуры. Одна - « кубик » , а другая – « пирамидка» .

Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

Поставьте пирамидку на кубик

Подержите пирамидку над кубиком

Поставьте пирамидку за кубик

Положите пирамидку кубика.

Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, слева, справа, у …)

Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.

III. Работа над темой:

(Слайд4)

Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:

КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

Что вы здесь видите? (слова)

Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке .) (Клик).

Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по ) (Клик).

Что это за слова? (Это предлоги).

- Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. (От, на, за, по). (Клик)

Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

- Продолжим наше исследование.

Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик) . (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по )

Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).

- Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

2. Актуализация знаний.

(Слайд 5)

Игра «Найди приставку и предлог».

Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)

Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)

Образец (…)земный переход – переход (…)землей

(…)городная поездка – поездка (..)город

(…)школьный сад – сад (…) школе

Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

(Слайд 6)

Итак, в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.

Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).

У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Для чего служат?

Как пишутся со словами?

Как различить?

С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)

Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.

IV. Физминутка. (Слайд 8).

А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

Фрагмент танца «Учитель танцев».

V. Закрепление знаний.

    Игра «Найди предлог». (Слайд 9).

    Игра «Составь словосочетания».

Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….

Читал, середина.

Лез, окно.

Бросился, еда.

Крыл, стол.

Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)

Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.

VI. Упражнение для глаз. (Слайд 10)

А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом, не отрывая глаз.

VII. Работа в тетрадях.

(Слайд 11)

А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.

1. Задание на отсроченное запоминание:

Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.

2.Игра «Умники и умницы»

Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи . (Слайд 14)

Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

Желтая дорожка:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.

Лодка (от)чалила (от)берега.

Зеленая дорожка:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела

Красная дорожка:

Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.

Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.

Проверка:(

Кто выбрал зеленую дорожку?

Желтую? Красную?

Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)

Исправьте ошибки, если они есть.

    Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные. Запишите одно из них. Взаимопроверка.

    Работа в группах.

Игра «Рассыпалось предложение».

Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.

Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.

VIII. Итог:

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)

Как различить предлог и приставку?

Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?

Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.

    Пароль на выход.

А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.

Наше занятие закончилось.

Большое спасибо за работу.

Список использованной литературы:

    Ефименкова Людмила Николаевна.
    Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 336 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

    Лалаева, Раиса Ивановна .
    Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / Р.И. Лалаева. - СПб. : СОЮЗ, 1998. - 221 с.

    Юрова Е.В.
    Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. - М. : Аквариум, 1998. - 208 с. : ил.

    Ястребова А.В.
    Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 1996. - 159 с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).





Занятия
«Дифференциация приставок и предлогов»

Подготовили:

учитель-логопед МБОУ «ООШ №17»

В.

учитель-логопед МБОУ «СОШ №20

с углубленным изучением

отдельных предметов»

г. Старый Оскол

Логопедическое занятие по теме

«Дифференциация приставок и предлогов».

Актуальность использования средств ИКТ : Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

ü ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

ü формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

ü формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

ü формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.

Вид используемых на занятиях средств ИКТ : универсальная презентация, единая коллекция ЦОР.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение : компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска, программа компьютерного тестирования «Отличник»,

I. Подготовительный этап

1. Мобилизирующий этап

Задача: эмоциональный настрой.

Даются указания.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).


Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.

Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится.(Слайд 1)

Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками?

Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).

Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)

А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.

Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3). Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

II . Формирование психологической базы речи.

1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:

Я сейчас раздам вам фигуры. Одна - «кубик » , а другая – «пирамидка» .

Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

Поставьте пирамидку на кубик

Подержите пирамидку над кубиком

Поставьте пирамидку за кубик

Положите пирамидку кубика.

Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, слева, справа, у …)

Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.

III . Работа над темой:

(Слайд4)

Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:

КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

Что вы здесь видите? (слова)

Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке .) (Клик).


Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по ) (Клик).

Что это за слова? (Это предлоги).

- Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи , служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. (От, на, за, по). (Клик)

Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

Продолжим наше исследование.

Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик) . (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по )

Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).

- Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

2. Актуализация знаний.

(Слайд 5)

Игра «Найди приставку и предлог».

Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)

Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)

Образец (…)земный переход – переход (…)землей

(…)городная поездка – поездка (..)город

(…)школьный сад – сад (…) школе

Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

(Слайд 6)

Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).

У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Для чего служат?

Как пишутся со словами?

Как различить?

С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)

Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.

IV . Физминутка. (Слайд 8).

А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

Фрагмент танца «Учитель танцев».

V . Закрепление знаний.

1. Игра «Найди предлог». (Слайд 9).

2. Игра «Составь словосочетания».

Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….

Читал, середина.

Лез, окно.

Бросился, еда.

Крыл, стол.

Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)

Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.

VI . Упражнение для глаз. (Слайд 10)

А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом , не отрывая глаз.

VII . Работа в тетрадях.

(Слайд 11)

А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.

1. Задание на отсроченное запоминание:

Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.

2.Игра «Умники и умницы»

Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи. (Слайд 14)

Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

Желтая дорожка:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.

Лодка (от)чалила (от)берега.

Зеленая дорожка:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела

Красная дорожка:

Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.

Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.

Проверка:(

Кто выбрал зеленую дорожку?

Желтую? Красную?

Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)

3. Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные . Запишите одно из них. Взаимопроверка.

4. Работа в группах.

Игра «Рассыпалось предложение».

Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.

Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.

VIII . Итог:

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)

Как различить предлог и приставку?

Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?

Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.

IX. Пароль на выход.

А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.

Наше занятие закончилось.

Большое спасибо за работу.

Список использованной литературы:

1. . Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / . - М. : ВЛАДОС, 20с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

2. Лалаева, Раиса Ивановна .
Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / . - СПб. : СОЮЗ, 19с.

3. Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / . - М. : Аквариум, 19с. : ил.

4. Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / , . - М. : АРКТИ, 19с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).

Обобщить знания о предлогах и приставках: об особенностях написания части слова-приставки и части речи- предлога.

Развивать умение различать приставки и предлоги; правильно их писать; речь; память; мышление; обогащение словарного запаса учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: «Приставки и предлоги».

Цели: Обобщить знания о предлогах и приставках: об особенностях написания части слова-приставки и части речи- предлога.

Развивать умение различать приставки и предлоги; правильно их писать; речь; память; мышление; обогащение словарного запаса учащегося.

Оборудование: 1. Карточки со словами, разделенные на части слова

2. карточки схемы предложений.

3. карточки с заданиями.

1 . Организационный момент: сядет тот, кто составит слово: при, мор, ск, шт, по, дорож, по, к, дел, а, по, ох, дар, за, к, гад, а.

2 . Прочитайте запись на доске.

Доехал до березы

Побежал по тропинке

Прочитал про город

Накричал на собаку

Что написано на доске?

На какие группы можно поделить эти слова? (слова с приставками, слова с предлогами).

Докажем, что здесь есть приставки и предлоги.

Почему их надо различать? (одинаково произносятся)

Вспомните, что такое приставки?

Как пишется словами?

  1. Прочитайте первое словосочетание.
  2. Назовите слово с приставкой.
  3. Как пишется приставку?

Что такое предлог?

  1. Как пишется предлог со словами?
  2. Попробуйте между предлогом и словом вставить другое слово.

Прочитайте еще раз слово с приставкой.

К какой части речи оно относится?

Вспомните, что вы знаете о предлоге и глаголе? (перед глаголами предлогов не бывает).

Давайте еще раз вспомним как отличить приставку от предлога?

1)перед глаголами предлога не бывает.

2)между предлогами и словом можно поставить еще одно слово.

3 . Работа в тетради: откройте тетради и запишите число.

Спишите все словосочетания в тетрадь. Выделите приставки крышечкой, а предлоги обведите в треугольник.

Проверка. Оценка.

4 . Физкультминутка: если слово с приставкой - хлопаем.

Если слово с предлогом - топаем.

(под) рисовал, (под) рисунком, (от) носа, (от) нес, (от) винтил, (от) винта, (с) резал, (за) брал, (за) брата.

5 . Работа с текстом: прочитайте текст про себя

О ком текст?

Что вы узнали из сказки? (1)

Прочитайте вслух.

Прочитайте предложения раскрывая скобки.

Запишите текст в тетрадь, равкрывая скобки и выделяя приставки и предлоги.

Есть ли слова которые вызвали у вас затруднения.

Проверка: Назвать слова с приставками. Назвать слова с предлогами.

Покажите, как лиса могла попросится к зайцу?

Исправьте ошибки допущенные Незнайкой (прямо на карточке).

Высоко вгоры в полз уж.

Синичка в летела вклетку.

Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга.

6. Прочитайте скороговорку. Подумайте, как раскрыть скобки.

Мишка (под)ушко положил (под)ушку.

Прочитайте в быстром темпе 2 раза.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

7. Итог. Чему мы научились?

Как отличить приставку от предлога?

Как правильно писать приставки и предлоги?


Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствованию функций контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиппова Анна Евгеньевна – учитель-логопед,

общеобразовательная школа №29.

Конспект открытого логопедического занятия

с группой уч-ся 2-х классов,

имеющих следующее логопедическое заключение:

«Нарушение письма и чтения, обусловленное н/в ОНР».

Тема занятия:

«Дифференциация предлогов и приставок».

Цели занятия:

  • закрепление навыка дифференциации предлогов и приставок;
  • развитие способности словообразования;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие связной речи;
  • совершенствование функций контроля.

Оборудование: тематические картины «Лес», «Пчелиный улей»; медведь,

Инд. картинки «Пчелки с приставками», карточки для

Словарной работы, инд. карточки с предложениями и др.

Ход занятия:

I. Орг. момент:

  • приветствие;
  • дежурство;
  • запись числа в тетради.

II. Основная часть.

1. Повторение (дети отвечают на вопросы):

  • О чем мы говорили на прошлом занятии?
  • Что такое приставка? (примеры)
  • Что такое предлог? (примеры)
  • Какое правило мы знаем о глаголах и предлогах?
  • Как доказать, что правильно определили предлог?

2. Послушайте загадку:

Там много ягод и грибов,

Цветов, деревьев и кустов.

Там звери разные живут,

И птички звонкие поют. (Лес.)

Открываем картину «Лес».

Учитель: Сегодня мы встретимся с одним из жителей леса, а с каким – угадайте.

Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой под вьюжий вой

Спит в берлоге снеговой. (Медведь.)

У.: Правильно, медведь . А вот и его берлога . Что такое берлога? (дети объясняют значение слова). Посмотрим, как пишется это слово (на доске вывешиваем карточку со словом «берлога», читаем хором).

3. У.: Совсем скоро наступит зима, и наш Мишка решил в последний раз перед зимней спячкой прогуляться по своему лесу . Итак, смотрите внимательно и отвечайте на мои вопросы (далее каждое предложение сопровождается передвижением Мишки по картине).

Учитель:

  • Что сделал медведь? (Медведь вышел из берлоги). Назовите предлог и приставку, которые встретились вам в этом предложении.
  • -//- (Медведь пошел по дороге).
  • -//- (Медведь подошел к мосту).
  • -//- (Медведь перешел через мост).
  • -//- (Медведь зашел в берлогу).

Ученики назвали все предлоги и приставки в каждом предложении-ответе.

  1. У.: А теперь, поработаем в тетрадях. («Выборочный диктант»).

Я буду читать предложения, уч-ся 1-го ряда будут записывать только слова с приставками, а уч-ся 2-го ряда – только слова с предлогами (слова записываем в столбик, с маленькой буквы, сразу выделяя приставки и предлоги).

/ Предложения из зад. № 3/, / на доске – карточка со словом шёл /.

Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга).

  1. У.: Вернемся в наш лес. Пока мы с вами работали, мишка уже уснул.

Как вы думаете, что ему снится? /Мед/.

А кто собирает мед? /Пчелы/.

Правильно, мишке снится лето, мед и, конечно, пчелы.

(Открывается картина «Пчелиный улей» ).

Ребята, а как называется домик для пчел? /Улей/.

Посмотрите, как пишется это слово (вывешивается карточка со словом), прочитаем вместе.

Пчелки прилетели на луг, и каждая хочет найти свой цветочек. Давайте им поможем. У каждой пчелки есть приставка (прочитаем их), а на цветках написаны слова (прочитаем вместе). Вам нужно правильно рассадить пчелок на цветы, чтобы получились новые слова.

Дети выбегают к доске по одному:

  • читают приставку;
  • составляют слово;
  • сажают пчелку на цветок.

Все вместе читаем получившиеся слова.

  1. А теперь пчелки прилетят к вам в гости (каждому ребенку раздаем по пчеле)

Составьте 3 слова с приставкой, которую принесла вам пчела, и запишите их в тетрадь (в столбик, обозначив приставку).

  1. Составим с каждым из ваших слов словосочетания с предлогом (вспомним, чем отличается словосочетание от предложения – мысль не закончена).

Уч-ся записывают словосочетания в тетрадь, отмечая предлоги и приставки. Проверка: каждый читает по одному словосочетанию.

  1. Мишка прислал вам рассказ о приключении , которое произошло с ним в лесу. Но он не знает, как правильно писать приставки и предлоги. Поможем ему? Каждому из вас я раздам по одному предложению; прочитайте его и определите, где стоит приставка, а где – предлог.

«Приключение в лесу».

  1. Однажды я решил /по/гулять /по/лесу ночью.
  2. Вечером я /за/шел /за/другом лисенком.
  3. И мы /по/шли /по/тропинке.
  4. Тропинка /при/вела нас /в/чащу.
  5. Вдруг мы /у/видели /в/темноте два глаза.
  6. Испугавшись, мы очень быстро /до/бежали /до/дома.
  • Каждый уч-ся читает свое предложение вслух, определяя приставки и предлоги.
  • Уч-ся записывают свое предложение в тетрадь, выделяя приставки и предлоги.
  • Еще раз читаем весь рассказ целиком уже из тетради, проверяя себя.

Вот такой рассказ подарил вам мишка, пожелаем ему приятных снов.

  1. Итог занятия.
  • О чем мы говорили?
  • Что такое предлог, приставка?
  • Правила написания предлогов и приставок.
  • Оценка работы уч-ся.

До свидания!