Изолированное произношение звука описание. Работа над произнесением изолированного звука "ц"

Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а , о, у, э, и, ы).

Упражнение 1

Беззвучно проартикулируйте гласный звук.

А(я) - рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.

О(ё) - рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.

У(ю) - губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.

Э(е) - рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.

Ы - язык отодвинут назад, рот приоткрыт.

И - рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.

Упражнение 2

Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.

Упражнение 3

Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:

Постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;

Чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).

Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.

Упражнение 4


«Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.

Сочетание гласных звуков

В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.


Упражнение 1

Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки.



Упражнение 2

Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два-шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.

2 раза аэаэ аэоаэо

3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо

4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д.

Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.

Упражнение 3

В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.

У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы

у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы

а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э

Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.

У - О - А - Э - Ы - У

Упражнение 4

Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.

у у о у у а у у э у у и у у ы у у.

Перейдите на речевой способ произнесения гласных:

уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!

Упражнение 5

В сочетаниях из двух-шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания.

Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи

аэо аэоуы и др.

Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи

аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др.

Следите за соблюдением правил речевого дыхания и четкой артикуляцией.

Упражнение 6


Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков.

Упражнение 7

Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения.

Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания:

а о у ы э и

а о у ы э и

а о у ы э и

Убыстряйте и замедляйте темп произнесения:

а о у ы э и

а о у ы э и

При обследовании произношения логопед выявляет, как произносится проверяемый звук изолированно, в слогах, в словах и как используется он в самостоятельной связной речи.

Обследование звуков проводится по фонетическим группам. Одновременно с выявлением недостатков произношения звуков проверяется их различение, т.е. возможности их восприятия. Методы, при помощи которых устанавливается, как ребенок различает тот или иной из обследуемых звуков, будут описаны дальше.

Выделяются следующие группы звуков:

1) гласные – а, о, у, э, и, ы;

2) согласные (СНОСКА: 1 Выделяются лишь те группы звуков, которые наиболее часто нарушаются. ):

а) свистящие, шипящие, аффрикаты (с, с, з, з, ц, ш, ж, ч, щ) и звуки т, д, которые нередко смешиваются или заменяются в произношении с указанными звуками;

б) сонорные: р, р, л, л и звук j (йот);

в) глухие и звонкие: п–б, т–д, к–г, ф–в, с–з, ш–ж и мягкое их звучание (за исключением звуков ш–ж, которые всегда являются твердыми), фрикативный к, так как он может смешиваться со звуками к и г.

Для того чтобы проверить, как ребенок произносит тот или иной звук, ему предлагается произнести этот звук отраженно, т.е. повторить вслед за обследующим. Так выявляется обычно четкость произнесения гласных звуков. Что касается согласных звуков, то они проверяются путем произнесения прямого и обратного слогов. Произношение мягких фoнeм выявляется вслед за произношением твердых.

Результаты обследования произношения отдельных звуков фиксируются сразу же за произнесением их ребенком с указанием дефекта. Отмечается, произносит ребенок звук правильно или искаженно, отсутствует звук, замещается другим звуком или два звука (близких) произносятся одинаково.

Покажем, как обычно записываются результаты обследования:

«Звук произносится правильно: с».

«Звук произносится искаженно: с и с – межзубные».

«Звук отсутствует и постоянно заменяется: ш = с».

Два звука произносятся одинаково: с и ц = межзубному с».

Необходимо учитывать, что нередко, умея правильно произносить звук, ребенок в речи может смешивать его с другим звуком, заменять или опускать, а иногда и искажать. На это надо обратить особое внимание при обследовании. Поэтому, проверив произношение звуков в отдельности, необходимо выяснить, как ребенок использует эти звуки в самостоятельной речи.



Для проверки произношения звука в слове используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки.

Картинки подбираются таким образом, чтобы в их название входили то одни, то другие из исследуемых звуков и чтобы они занимали разное положение в слове и находились в разных сочетаниях с другими звуками. Одно и то же слово может служить для проверки произношения нескольких звуков в различных сочетаниях. Напри мер, слово карандаш позволяет проверить произношение сразу трех звуков – к, р, ш. Кроме этого, можно попросить ребенка прочесть стихотворение или пересказать прочитанную книжку или сказку, повторить предложение со словами, максимально насыщенными исследуемыми звуками: У Зины резиновая кукла (звук з), Рита сорвала розу (звук р), Сережа уступил старушке место в автобусе (звук с).

Особенно следует обращать внимание на произношение звонких звуков. Нередко можно наблюдать, что ребенок умеет правильно произнести звонкие звуки отдельно, а в речи их не употребляет, или потребляет не всегда, или произносит с недостаточным озвончением. Для того чтобы проверить произношение этих звуков, можно попросить ребенка произнести предложения, насыщенные словами, в состав которых входят звонкие звуки. Например: Кудрявая березка развесила сережки. В дупле гнездо. Отмечается также и то, как произносится звук j (йот). Для проверки можно использовать отдельные слова или предложения типа: Коля и Петя братья и большие друзья. Юля стирает белье.

Если звук произносится неправильно, то обязательно фиксируется, как именно, если заменяется другим, то каким звуком. Например: «Звук с произносится межзубно; звук ш заменяется звуком с; звук р в речи отсутствует». В тех случаях, когда ребенок может повторить звук правильно, но в самостоятельной речи его смешивает, заменяет или опускает, это тоже должно быть отмечено.

Неправильное произношение звуков в словах сопоставляется с недостатками произношения отдельных звуков, что необходимо для составления плана работы по исправлению артикуляции звуков. Исследование произношения звуков может обнаружить дефекты, имеющие различный характер. В некоторых случаях не удается выявить существенных дефектов в произношении отдельных звуков, но в словах они звучат не совсем отчетливо, смазано, артикуляция их недостаточно четкая. Это тоже отмечается в речевой карте.

Выявление недостатков произношения звуков в речи требует большой тщательности, так как от этого зависит выбор методики коррекции их, а следовательно, и успех дела.

Обследование слоговой структуры слова

Неправильное произношение слов в ряде случаев не ограничивается недостатками произношения звуков. У некоторых детей встречаются также нарушения слоговой структуры слова. Они проявляются в перестановке звуков и слогов («древь» вместо дверь, «сомола» вместо солома), в опускании их или добавлении. Все это приводит к искажению слоговой структуры слов. Чаще всего это наблюдается при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Поэтому при обследовании необходимо предусмотреть произношение ребенком слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложных слов, слов, состоящих из сходных звуков. Сначала ребенок произносит слова самостоятельно, называя предъявленные ему картинки, а затем отраженно.

Вот примерный перечень картинок, которые ребенок должен назвать и которые могут быть использованы для проверки слоговой структуры слов: книга, клубника, скамейка, стрекоза, ствол дерева, гнездо, белка, миска, трактор, трамвай, корабль, термометр, милиционер, картина, корзина, клубок, колобок.

Примеры искаженного произношения слов записываются.

Нарушения структуры могут задерживаться дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Они нередко указывают на то, что у ребенка имеются или имелись проявления общего недоразвития речи.

Обследование уровня фонематического восприятия

Важно выяснить не только как ребенок произносит звуки речи, но и как он их различает.

Необходимо помнить, что если у ребенка в процессе обследования произносительной стороны речи отмечаются недостаточно устойчивое пользование звуками речи, их смешение, одинаковое произношение группы или пар звуков, замены, то это показатель недостаточного различения звуков.

У детей с подобными дефектами могут быть отклонения в овладении чтением и письмом. Исправление недостатков произношения в этих случаях не всегда является достаточным, и, чтобы предупредить возможные в дальнейшем трудности в обучении, даже обследуя дошкольников, необходимо выявлять у них уровень фонематического восприятия, т.е. особенности различения воспринимаемых звуков речи. И лишь на основе выявленных данных планировать коррекционную работу, которая одновременно с исправлением произношения звуков предупреждала бы возможные отклонения в овладении чтением и письмом.

Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок определенный звук среди других звуков, например звук у среди гласных о, а, у, ы или согласный т среди м, п, т, к, п, ему предлагается поднять руку, когда он услышит данный звук.

Затруднения в слуховом восприятии выступают с наибольшей полнотой при различении близких по звучанию фонем. Ребенку предлагается повторить такие пары звуков, как д и т, с и ш, р и л и др., или слоговые сочетания, состоящие из этих звуков (так называемые оппозиционные слоги), типа: са ша, ша са, са за, ша жа, жа за, ач ас и т.д.

Необходимо обследовать все коррелирующие фонемы из групп шипящих и свистящих (са ша, жа за, са за и т.д.), звонких глухих (па ба, та да, ка га и т.д.), сонорных (ра ла), мягких и твердых (са ся). Особенно тщательно должно быть проверено различие свистящих и шипящих звуков, как наиболее часто смешиваемых, а также звонких и глухих. Следует также установить, не смешивается ли проторный звук х со взрывным к, что часто наблюдается у детей с фонематическим недоразвитием.

Если сам акт произношения этих слогов нарушен, то следует применить пробу, цри которой ребенку предлагается поднять руку, когда он услышит слог са, и не поднимать, когда услышит слог ша, за, ца и т.д. Если ребенок знает буквы, то можно указать, каким звукам они соответствуют. Можно предложить ему, вместо того чтобы повторять звуки, написать соответствующие буквы или показать их (в этом случае буквы следует предварительно разложить перед ним).

Можно также проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, типа: день тень, мишка миска, забор запор и т.д.

Кроме указанных приемов, для проверки различения звуков используются и некоторые пробы на звуковой анализ, которые будут приведены ниже (см. стр. 54).

Усложняя условия, можно попросить ребенка повторить 3–4 звука или простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки: на та–ка, ба бобу бы, так и акустически близкие: са ша за, ба па–да та. Этот прием выявляет не только дифференциацию звуков речи, но и удержание последовательности звуков или слогов, их количество.

Данные различения звуков записываются и сопоставляются с данными обследования произношения звуков.

Дети, имеющие отклонения в развитии слухового восприятия, как правило, не могут ни четко повторять эти звуки, ни правильно записать их, ни показать, каким буквам они соответствуют. Правда, могут наблюдаться частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной какой-либо группы звуков или даже пары звуков, при сравнительно хорошем различении других звуков. Однако и эти небольшие отклонения могут затруднять овладение звуковым анализом слова, поэтому обследовать состояние различения звуков следует весьма тщательно. Малейшие затруднения, которые ребенок испытывает в процессе различения звуков и слогов, могут обусловить отставание в овладении чтением и письмом.

Постановка и закрепление звука в изолированном звучании

На этом этапе продолжается работа по формированию правильных артикуляционных укладов губ, языка. Закрепляются артикуляционные упражнения, направленные на постановку звука, ведется обучение правильному произношению звука в изолированном звучании.

Чтобы у ребенка не терялся интерес к многократному повторению изолированного звука, даются разнообразные игровые задания в виде звукоподражаний.

Звукоподражания, направленные на закрепление изолированного звука

Звук [ш]. «Шумелочки». Шум ветра в лесу; шелест листвы деревьев; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы; шипение гусака; шипение змеи; шуршание мышей в норке; шуршание шин по мостовой; надуваем шарик».

Звук [с]. «Свисток». «Свистелочки». Вода в кране, свист ветра в трубе, выходит воздух из колеса (проколотая шина), насос (накачаем воздух в колесо), проколотый шарик, пар выходит из кастрюли.

Звук [р]. «Рычалочки». Рокот самолета; работающий трактор; работающий мотор машины; рычание сердитой собаки или щенка; рычание тигра, тигрицы и тигренка; мамы-звери учат детенышей рычать; разговор мам-животных с детенышами.

Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, малыш учится говорить, самолет заходит на посадку.

Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит, шмель жужжит, разговор жуков, разговор шмелей, едет товарный поезд, выжимаем сок в соковыжималке, включаем пылесос.

Звук [з]. «Звенелочки». Звонок на урок, колокольчик на ветру, звенит пчела, назойливый комар.

Звук [ц]. «Просьба не шуметь». Поднести пальчик к губам и произносить ц-ц-ц.

Звук [ч]. «Поезд набирает скорость». В чайнике вода вскипела и поднимает крышку.

Упражнения на формирование речевого дыхания и голоса можно подобрать с тем же звуком, над которым ведется работа.

Параллельно даются упражнения на развитие фонематического восприятия и простых видов фонематического анализа.

Задания, используемые в период работы над постановкой и закреплением правильного произношения звука в изолированном звучании

Развитие умения дифференцировать звук от других звуков, далеких по артикуляционным и акустическим признакам.

Игра «Поймай звук». Слышать звук в ряду других звуков или слоговых сочетаний. (Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в слове будет изучаемый звук.)

Умение выделить звук из слова. (Есть ли звук [с] в слове санки ?)

Определение места звука в слове. ( сад ? Где находится звук [с] в слове носки ? Где находится звук [с] в слове поднос ? Где находится звук [с] - в начале, в середине или в конце слова?)

Найдите фрукты, в названиях которых есть звук [с] (выкладываются картинки с изображением яблока, груши, сливы, абрикоса).

Выберите картинки, в словах - названиях которых имеется звук [с] из ряда других.

Чтобы занятия были разнообразнее и всесторонне развивали ребенка, необходимо включать задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания).

Это могут быть игры «Сделай, как было»; «Покажи, чего не стало»; «Послушай слова и выложи картинки в такой же последовательности».

Обозначение звука буквой вводится сразу же после появления этого звука у ребенка, например: «Это буква р. Большая буква называется заглавной (прописной), а маленькая - строчной. Буквой р можно обозначить звуки [р] и [р"]».

Конспект занятия по постановке звука [с]

Лексическая тема «Домашние животные»

Материал: игрушки (котенок, собачка и др.).

Оргмомент

Вносится игрушка - котенок.

Кто пришел к нам на занятие?

Релаксационные упражнения. Развитие пространственного восприятия.

Игра «Кот Васька».

Вот открылась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Потянулся сладко-сладко (напряжение )

И улегся под кроватку (расслабление ).

Куда спрятался кот Васька?

Игрушка ставится в разные места кабинета, а ребенок называет, где спрятался котенок.

Развитие мелкой моторики

Покажем, какие острые коготки у котенка.

У кошкиной дочки

На лапках - коготочки.

Ты их спрятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

Прижать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладони. Затем повторить игру со второй рукой. Несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно.

«Вышел котенок на улицу, а там дует легкий ветерок». Губы в улыбке, зубы разомкнуть. Дуть на высунутый язык, лежащий на нижней губе. Поднести ко рту тыльную сторону ладони, ощутить «холодный ветерок». «Дует холодный ветерок, кружит ветерок осенние листочки».

«Поднялась буря». Послушать, как гудит буря. Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у.

Самомассаж

«Кошечка умывается». Кошечка моет лобик, щечки, ротик. Дети поглаживают лоб, щеки, круговые мышцы рта. Затем делают круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки).

Мимические упражнения

Изобразить плачущую киску.

Плачет киска в коридоре,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске,

Не дают украсть сосиски.

Б. Заходер

«Киска засыпает». «Спи глазок, спи другой». Зажмурила киска правый глаз, затем открыла. Зажмурила левый глаз, потом открыла.

Формирование правильной артикуляции

Упражнения на развитие подвижности нижней челюсти. «Киска зевает». Широко открыть рот.

«Киска просит молочка».

Упражнения для губ и щек.

В гости к киске пришла собачка.

«Собачка рассердилась, у нее хотят отнять косточку». Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).

«Кошка побежала по дорожке». Показать, какая была ровная дорожка. Широко открыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам, спинку языка опустить на «донышко».

«Кошачьи дразнилки». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.

Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.

«Кошка лакает молочко». Высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот.

Игра «Я - не я». Логопед произносит фразы, а ребенок отвечает «И я» или «Не я».

Я люблю кормить животных. Я люблю гладить котенка. Я покормлю щенка мышкой. Я посажу в клетку жеребенка. Я сделаю собаке конуру. Я посажу кролика в конуру. И т. д.

Формирование зрительного образа звука [с]

Посмотри, как губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. (Показ артикуляции.)

Закрепление слухового образа звука.

Киска коготком проколола шарик. Послушай, как свистит воздух: с-с-с-с. Ты тоже скоро научишься так произносить звук.

Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сначала показывает логопед, а затем - ребенок.

Учить дифференцировать звук [с] от других звуков, далеких по артикуляционным и акустическим признакам. Слышать звук [с] в ряду других звуков или слоговых сочетаний, выделять звук из слова.

Игра «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]. Есть ли звук [с] в слове собака ? В слове кошка ? В слове ослик ?

Игры на развитие внимания и памяти

Выставляются игрушки - домашние животные.

«Кого не стало?», «Кто где стоял?».

Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний - очень важный момент в логопедической работе. Такая работа способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серий слогов развивает артикуляционный праксис, переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать у детей фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память (запоминание заданного количества слогов), формировать умение выражать эмоции мимикой (дети «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.).

Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Произнесение слогов с разной интонацией способствует формированию интонационной выразительности речи.

В работе над произнесением слога с автоматизируемым звуком следует соблюдать определенные правила. Так, автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности:

В прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; ще );

В обратных слогах (ис, ыс, ас, ос, ус );

В слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо ).

Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-ец ), затем прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы ) и, наконец, слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти ).

Звук [л] сначала произносится в интервокальном положении между гласными (аллы-алла-алло-аллу ), затем в обратных слогах (ал-ол-ул-ил-ыл ), в прямых открытых слогах (ла-ло-лу-лы ), а затем в слогах со стечением согласных (пла-пло-плы ).

Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах

Механическое повторение слогов и слоговых сочетаний для ребенка процесс неинтересный и скучный, а значит, малорезультативный. Чтобы заинтересовать детей, следует включать в работу как можно больше игровых приемов. Для стимуляции интереса малышей необходима наглядность. Это могут быть изображения птиц, домашних и диких животных, плоскостные фигурки клоунов, снеговиков, сказочных персонажей, игрушки (обезьянка, Буратино, Чебурашка) и др. Сначала педагог комментирует разговор между персонажами. Например, Зайчонок идет и напевает песенку: «Ла-ла, лы-лы, ло-ло». Заблудился Зайчонок, заплакал: «Лу-лы-ла, лу-лы-лы». Подошел Медвежонок и спрашивает: «Ла-лы-ло?» Мама Зайчиха зовет Зайчонка тревожным голосом, затем радостным голосом произносит слоги, когда он нашелся, благодарит Медвежонка, что привел Зайчонка домой. И т. д.

Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание и др.

Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек.

«Шагаем по ступенькам лесенки» (произнесение слогов ле-ля-ле-лю с повышением и понижением голоса).

«Дирижеры» (ле-ля-лю-ля ).

«Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко).

«Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан». Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов са-со-су-сы.

«Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением слогов сты-ста-сто.

«Пальчики здороваются». Соединять поочередно все пальцы с указательным, произнося слоги ра-ро-ру-ры.

«Лодочка качается на волнах». Производить плавные движения ладонью в воздухе, произнося слоги лы-ло-лу-ла.

«Плывем на лодке». Гребем веслами и произносим слоги плы-пла-пло.

«Пальчики прощаются». Сгибание и разгибание пальчиков. Делать ритмичные взмахи соединенными вместе пальцами и произносить слоги пра-про-пру-пры.

«Музыканты». «Играем на балалайке (произнесение слогов трень-брень, трень-брень ), гитаре (дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля ), гармошке (тру-ля-ля, тру-ля-ле ), трубе (тра-тро-тру-тры ), барабане (трам-драм, трам-драм ), трубе (тру-ду-ду, тру-да-да ) и т. д.».

«Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (слоги чик-чик-чик, чак-чак-чак произносить медленно, быстро, замедляя темп).

Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов и др.

Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково).

«Мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка учат малыша говорить » (бра-бро-бру-бры ).

Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально).

«Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь ).

«Разговор инопланетян». Произносить слоги со сменой ударения и интонации: Ра-ра-р а . Р а -ра-ра ? Ра-р а -ра !

Выражение удивления (инопланетяне удивились, увидев нас, дома, деревья), печали (сломался космический корабль), грусти (грустно с нами расставаться), радости (обрадовались тому, что мы помогли починить корабль). Успокоим их (поможем починить корабль).

«Дети в детском саду». «Ссора - примирение».

Выразить интонацией при произнесении слогов разное настроение детей (возмущение - спокойствие, радость - огорчение, недовольство).

«Колдун колдует» (дра-дру-дры-дро ).

«Ребенок учится говорить». Слово лиса (ли-ли ).

«Разговор сказочных персонажей - Лисы и Зайца, Медведя и Волка, Ежа и Белки и др.». «Разговоры зверей на лесной полянке».

«Песенки птиц»:

ворона и вороненок: крра-крра-крра, каррр-каррр-каррр;

гага-гребенушка - громкий крик: аррр, аррр;

пигалица - четыре-четыре-четыре;

коростель - крэк-крэк-крэк;

камышница - крук, кек-кек-ке;

вальдшнеп - хорк-хорк-хорк;

поморник - кри-кри-кри, кр-р-р;

клуша (чайка) - га-ак-аг-аг, гре-гри;

тупик - ворчащее аррр;

чиж - звонкое тиилли-тиль, тиль;

сова-сплюшка - печальный и мелодичный свист сплю-ю, сплю-ю;

стриж - спи-ирь;

седой дятел - гнусавый крик клай-клай-клай;

дятел-желна - громкое кир-кир-кир;

береговая ласточка - негромкое чиррр-чирр;

городская ласточка - громкое тиррчт-тиррчт;

трясогузка - звонкое цит-цит;

свиристель - нежное свирири-свирири;

певчий дрозд - резкое циии;

чечетка - звонкое чет-чет-чет;

щегол - звонкое пить-пиль-пить;

зяблик - громкая трель фью-фью-фью-ля-ля-ля-ди-ди-диви-чиу;

хохлатая синица - громкое ци-ци-тррг;

большая синица - ци-ци-ци-пи, ин-га-ин-гапип-пии-чэрж;

обыкновенная овсянка - тихая песня зинь-зинь-зинь-зини-циик.

Работа над слоговой структурой слова.

Отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Игра «Поймай звук». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду.

«Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.

Какой слог лишний - ра-ра-ла-ра ?

Звуковой анализ и синтез слов и слогов из двух звуков: он, уж, Ух ! Ах ! Ам ! Ох ! Ма, ку, по и др.

Анализ и синтез слогов. Использовать символы звуков - кружочки красного, синего и зеленого цветов.

Сколько звуков в слоге ас ? Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога ас.

Какие звуки есть в слоге ла ? Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]? (Слог лу .) Составь слог из звуков [ш], [а]. Я даю тебе звук [ш] и звук [а]. Какой слог ты мне вернешь?

Какие звуки есть в слоге ра ? Какой слог можно составить, если к звуку [а] «пригласить» звук [с]? Какой слог получится, если мы «подружим» звук [р] и звук [у]?

Найди картинки, в названиях которых есть слог ру (рукавицы, рубашка, рубанок, ручей ). Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка ).

Подскажи конец слова: иг... (ла ), пи... (ла ), по... (лы ), го... (ры ), помидо... (ры ).

Дополни слово: но... (ра ), ко... (ра ), ды... (ра ). Подскажи недостающий слог: ...дуга, ...кета. Какого слога не хватает? (Пыле..., авто... .)

Развитие речеслухового внимания и памяти.

Запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру ).

Запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму, сто-сты-сту ).

Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ча-ша-жа (на этапе дифференциации звуков).

Запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта ).

Чтение прямых и обратных слогов: ра, ро, ор, ар.

Конспекты занятий

Конспект занятия 1

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Оргмомент

Пространственная ориентировка

Посмотри вокруг и скажи, что находится справа от тебя. Стань так, чтобы слева от тебя было зеркало. Повернись так, чтобы картинка, изображающая топор, оказалась впереди тебя. Где я нахожусь - справа или слева от тебя?

Релаксация

Представь, что мы с тобой собираемся в горы. У нас очень тяжелый рюкзак (напряжение). Сними рюкзак (расслабление).

Артикуляционные упражнения (на усмотрение логопеда)

Координация дыхания, артикуляции и фонации. Развитие памяти и внимания. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой интонации и ударения.

«Горное эхо»: ар-ар-ар-ар-ар (громко), ар-ар-ар-ар-ар (тихо).

«Разговоры горных троллей». Тролли увидели нас и беседуют между собой:

- Ор-ор-ор ? (вопросительно)

- Ур-ур-ур. (утвердительно)

- Ыр-ыр-ыр-ыр. (обиженно)

- Яр-яр-яр-яр. (с горечью)

- Ер-ер, ер-ер, ер-ер. (приветливо)

- Юр-юр, юр-юр, юр-юр ! (радостно)

- Ир-ир, ир-ир, ир-ир. (печально)

Произносить слоги в сочетании с движениями указательного пальца.

Игровое задание «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы»: ар-ор-ир-ур; ир-ур-ыр-ар; яр-ер-юр-ир.

Развитие речеслухового внимания

Отстукивать ритмический рисунок слов горы, тролли, порт, арка, Ира, забор, юрта, шофер, зефир, артист, армия, Антарктида.

Развитие фонематического восприятия

Какого звука не хватает? Узо..., абажу..., ти..., жи..., монте..., вее..., вете..., зефи..., мото..., акте... .

Подскажи слог. Мо... (тор ), свето... (фор ), ко... (вер ), кос... (тер ), мухо... (мор ), поми... (дор ), за... (бор ), то... (пор ).

«Правильно - неправильно».

Я буду называть слова правильно и неправильно, а ты хлопни в ладошки, если я скажу слово правильно. Тефир, зефир, ковар, повар, шахтер, чахтер, мамидор, помидор.

Анализ и синтез слогов

Обозначение слогов цветовыми символами.

Сколько звуков в слоге ар ? Какой первый звук в слоге ар ? Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур ? Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?

Составление слогов из букв.

Конспект занятия 2

Автоматизация звука [л] в слогах (интервокальное положение )

Оргмомент

Развитие пространственного и слухового восприятия.

Откуда показалась пожарная машина (космический корабль)?

Определить направление звука (сигнал пожарной машины или космического корабля).

Релаксационные упражнения. Изобразить инопланетянина-робота (напряжение), затем человека-инопланетянина (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Массаж или самомассаж

Развитие артикуляционной моторики

Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения на развитие мимики, речевого дыхания и голоса

Игровое задание. «Приземляется и гудит летающая тарелка». Произношение звука [л] низким голосом. «Раздается сирена космического корабля». Звук [л] произносится высоким голосом.

Мимические упражнения. Изобразить удивление инопланетян, испуганных детей, оказавшихся рядом с летающей тарелкой.

Игровое задание. Произносить слоговые сочетания от лица инопланетян Аллана и Лолы:

- Ала-ала-ала. (испуганно)

- Ылы-ылы-ылы. (настороженно)

- Алы-алы-алы. (удивленно)

- Алы-алу-ало ! (радостно)

- Ала-ало-алу. (грустно)

- Ала алы. (с сожалением)

Развитие фонематического восприятия

Определить позицию звука [л] в слогах ла, ал, ала. Обозначить слоги ыл, ил, ул цветовыми символами.

Скажи Аллану и Лоле, где слышится звук [л].

Определить позицию звука [л] в словах пол, зал, потолок, лампочка. Обозначить место звука в звуковом домике.

Работа с буквой.

Покажите Аллану и Лоле букву л. Выложите букву из элементов.

Автоматизация звука в словах

После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы - научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. В случае нарушения кинестетического анализатора он не чувствует своей патологической речи.

На первых занятиях по автоматизации звуков следует соблюдать такой принцип: для звуков [с], [ш] подбираются слова, в которых эти звуки стоят в начале слова (с-с-с-сынок, с-с-с-сырок, с-с-с-сыроежка, с-с-с-ад, с-с-сани, ш-ш-апка, ш-ш-шуба ). Звуки [ц], [ч] произносятся в конце слов подчеркнуто коротко (скворец, дворец, ключ, мяч ). Звонкие звуки [б], [д], [г], [л] сначала произносятся между гласными, затем - в начале слова. Предпочтительно произносить сочетания согласных звуков с близкими по артикуляции гласными звуками. Например, шипящие - перед [о] и [у] (шум, шуба, шорох - губы выпячены), мягкие свистящие - перед [и] (Сима, зима, сито - губы растянуты в стороны и сближены), [л] - в сочетании с [а] и [ы] (Алла, алло, лама, лампа, лыжи, лыжник ), звук [р] - после [т] и [д] (трава, дрова, дракон, трап, тропинка, травка, друг ). На последующих занятиях эти правила не соблюдаются, допустимо использование слов, в которых изучаемый звук встречается в разных позициях.

Работа над правильным произношением поставленных звуков в словах, а затем и в самостоятельной речи - процесс трудный, требующий от ребенка усердия, а от логопеда терпения. Ускорить процесс введения звука в речь поможет параллельная работа над формированием фонематических процессов с одновременным включением заданий на развитие познавательных процессов и лексико-грамматических упражнений.

Работа по автоматизации звука в словах заключается в том, чтобы ребенок воспринимал произносимое слово осознанно во всех его лексических и грамматических связях, а не механически повторял его вслед за педагогом. Такая работа для ребенка малоинтересна и развивает лишь номинативную функцию речи. Поэтому необходимо дать детям как можно больше заданий, направленных на развитие и других нарушенных функций. Работу по автоматизации звуков в словах можно сочетать с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка - словообразования и словоизменения. Ребенка следует знакомить со значением и происхождением произносимых слов. В процессе объяснения происхождения слов уместны будут такие вопросы: Почему этот предмет так называется? (чайник, чайница, незабудка, Незнайка ), Что означает слово радуга ? На первых порах на них отвечает сам логопед, предварительно выслушав ребенка.

Навык словоизменения легко усваивается детьми в чистоговорках - наиболее доступном и любимом ими виде упражнений. Дети повторяют слоги и дополняют последнее слово в чистоговорке. Например:

Ва-ва-ва, на сосне сидит... (сова ).

Ву-ву-ву, мы увидели... (сову ).

Вы-вы-вы, острый клюв у... (совы ).

Ра-ра-ра, рада снегу...(детвора ).

Кроме чистоговорок для усвоения детьми навыка словоизменения используются и предложения. Предложения произносятся логопедом, а ребенок дополняет их отдельными словами. Предлагаются такие задания: «Дополни предложение», «Какого слова не хватает?», «Подскажи нужное слово» и др. Отвечая на вопросы: Кого или что ты видишь? Рядом с кем стоит слоненок? Рядом с чем стоит стол? Кому дает траву Зоя? О ком заботится мама? и др., ребенок практически усваивает падежные окончания существительных. Вот пример задания по автоматизации звуков [р], [р"] в словах с одновременным упражнением в овладении навыком словоизменения.

Кого ты видишь? (Жеребенка, верблюжонка, барашка, корову и т. д.) Рядом с кем стоит верблюжонок? (С верблюдицей. ) К кому подбежал теленок? (К корове. ) У кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана. )

Развитию навыка словообразования способствуют задания «Скажи ласково», «Придумаем новое слово». Например, при рассматривании картинки с изображением лужи, уместно задать вопрос: Как мы назовем большую лужу? (Лужища. ) А если это будет маленькая лужа, мы о ней скажем ... (лужица ).

Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи, в частности прилагательные, наречия и глаголы. Например, для автоматизации звука [л] наиболее подходят глаголы. Отвечая на вопрос: Что ты делал? (Пел, танцевал, ел и т. д.), ребенок упражняется в проговаривании слов со звуком [л]. Для автоматизации звука [л"] используются глаголы прошедшего времени во множественном числе. Для этого перед ребенком ставится вопрос: Что мы (вы, они) (с)делали? (Сидели, рисовали, танцевали. )

Используя глаголы, можно отрабатывать навык образования новых слов с помощью приставок по-, с-, при-, пере-, у- и др. Для закрепления звука [з] можно использовать глаголы с приставкой за- (заехал, зашел, заштопал, задвинул и др.).

Включение загадок и стихов внесет в занятие эмоциональный заряд. Ребенок называет слова-отгадки, дополняет слова в знакомых стихах.

Учитывая то, что система логопедического воздействия носит комплексный характер, одновременно с грамматическими упражнениями даются задания на развитие познавательных процессов (памяти, внимания и мышления): «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и скажи, кто где стоял», «Послушай и повтори слова», «Сделай, как было», «Сколько слов ты запомнил?», «Сколько предметов запомнил?», «Какой предмет лишний?» и др.

Недостатки произношения звуков Р и Р’
и способы их коррекции

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Характеристика звуков р и р по месту и способу образования,
участию голоса и по месту резонированию 3

2. Логопедический профиль звуков р и р 3

3. Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р 3

4. Виды неправильного произношения звуков р и р и формы проявления3

Разновидности ротацизма 3

Разновидности параротацизма 4

5. Приемы постановки 4

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков р и р 6

Выработка раскатистого звука р 7

Горловое произношение звука р и его коррекция 9

Носовое произношение звука р и его коррекция 10

5. Дидактический материал, который необходим для логопедического воздействия при коррекции звуков р и р’, и способы исправления нарушений 11

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука р 11

Пример использования игровых методов при работе над звуками р, р 13

Образец работы над дифференциацией звуков л - р, л’- р’ 13

Автоматизация звука р в словах и предложениях 14

Список литературы 17

Характеристика звуков р и р’ по месту и
способу образования, по степени участия голоса

Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

Логопедический профиль

Артикуляция р Атрикуляция р’

Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, например, при сравнении сло­гов ра, ро, ру . Между верхними и нижними резцами сохраняется расстояние 4-5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка подни­мается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.

Мягкая фонема р" отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как при гласном и ), кончик языка находится не­сколько ниже, чем при р , задняя часть спинки языка вместе с кор­нем продвинута вперед.

Виды неправильного произношения звуков р и р’ и формы их появления

Существует две разновидности дефекта фонем р и р’ : ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

Разновидности ротацизма.

Фоне­ма р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного . Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука .

Первый тип подобной артикуляции - это велярного р (velum - мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспоря­дочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специ­фическое дефектное звучание. Второй тип - увулярное р (uvula - язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибра­ция носит гармонический характер и слышится отчетливый ро­кот.

Встречается «кучерское » р , образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского v или русского в .

Вместо р порой встреча­ется носовой звук G ,как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Нередко встречается боковое р , при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мяг­кой фонеме л . Получается звук, напоминающий сочета­ние рл .

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при ко­тором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выды­хаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боко­вым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

В некоторых случаях приходится сталки­ваться с так называемым одноударным р , при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альве­олярное) d .

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р , так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’ , а р остается нормальным.

Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в ). Некоторые из них, в частности замена р на р’ , на л или л’ часто находят свое отражение в письме.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j . Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ илиполумягко­го l , которая обычно носит временный характер.

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’ . Воз­можна и обратная замена.

Приемы постановки звуков р и р’

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномали­ями могут служить короткая подъязычная связка , узкое и высо­ кое нёбо , чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластич­ ный язык . Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочу­щих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и рабо­ту языка.

Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фо­немы р позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального произно­шения фонемы р требует специальных упражнений.

Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем по­степенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует вос­пользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и ..

В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы р необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражнений направлен на то, что­бы, добившись правильного положения языка, получить так на­зываемое фрикативное р , артикулируемое при том же положе­нии языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации (вроде английского г ), например, в словах bread, dr­ eam).

Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж ,то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует зак­реплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полу­ченный звук произносился с достаточным напором выдыхаемо­го воздуха, при минимальной щели между передним краем язы­ка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Если фонемы ш и ж произносятся неправильно, без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуля­ционные упражнения, которые были направлены на получение тре­буемого положения языка при постановке фонемы ш.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повто­рения на одном выдохе звука д , артикулируемого особым обра­зом - при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английс­кой фонемы d .

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), за­тем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а так­же и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исход­ного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.

Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо прежде всего выяснить, какие звуки малыш произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: ребенок произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или он может произнести звук в изолированном виде, но в речи им пользуется не всегда. От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, особенно таких, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Например, трудно заметить такой дефект, как искаженное (горловое) произнесение звука [р]. Подметить недостаток такого рода можно, если сопоставить свою артикуляцию, то есть собственное произношение звука, с произношением ребенка.

При проверке обращайте внимание прежде всего на правильность произнесения таких звуков, как [ш], [ж], [ч’], [щ’] (группа шипящих); [с], [с’], [з], [з’], [ц] (группа свистящих); [р]> [р’]> [л], [л’]. Эти звуки являются наиболее трудными для воспроизведения, и ребенок начинает правильно произносить их, как правило, позже всех остальных. Нарушения других звуков у детей шестого и седьмого года жизни встречаются в исключительных случаях.

Нередко дети не произносят только один какой-нибудь звук (например, [р]) или же целую группу звуков (например, шипящих: [ш], [ж], [ч’], [щ’]), иногда только звуки [р] и [ч’].

Обычно нарушение в произношении твердых согласных (например, звука [р]) сопровождается неправильным произнесением его мягкого варианта ([р’]); нарушение произношения внутри одной фонетической группы (например, звука [ш] из группы шипящих) часто сопровождается неправильным произнесением других звуков данной группы — [ж], [ч’], [щ’]. Поэтому при проверке звука [ш] или звука [с] обязательно обратите внимание на то, как ребенок произносит другие звуки этой группы.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихотворение, пересказывает сказку или рассказ. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, в которых проверяемые звуки встречаются наиболее часто. Приводимые в нашей книге материалы помогут вам в этом. Звуки, которые ребенок произносит неверно, отметьте в специальной тетради.

Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках. Подберите картинки так, чтобы при назывании предметов, изображенных на них, проверяемые звуки находились в разных позициях (в начале, середине и в конце слова). Проверяемый согласный звук должен быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в сочетании с другими согласными. Для проверки правильности произнесения звуков [р], [р’]; [л], [л’]; [ш], [ж], [ч’], [щ"]; [с], [с’], [з], [з’], [ц] предлагаем подобрать примерно такой набор картинок: рак, пирамида, топор, редиска, огурец, дверь, кровать, ведро, виноград; лопата, палатка, дятел, лимон, коляска, ель, платье, белка, клетка; шары, машина, карандаш, шляпа, лягушка, кувшин, жуки, жираф, ножик, часы, черепаха, мяч, птички, бабочка, пчела, щенки, клещи, лещ; собака, бусы, автобус, сено, велосипед, гусь, слон, носки, свинья, забор, ваза, козленок, зебра, газета, обезьяна, цветок, мыльница, заяц.

Обратите внимание, во всех ли словах ребенок неправильно произносит тот или иной звук; каков характер нарушения звука: заменяет звук другим, опускает его или искажает (при искажении звук есть, но ребенок произносит его недостаточно отчетливо и чисто).

И наконец, проверьте, как ребенок произносит звук изолированно. Для этого предложите ему повторить за вами тот звук, который он не произносит в речи или в словах.

Такая проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если он опускает звук [р] (произносит слово корова как коова), то сначала надо вызвать (получить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах и ввести в речь.

При неустойчивом же произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других—нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить правильность произнесения звука, а затем закрепить его в словах и фразах.

При замене же одного звука другим кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение его в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял, то есть отдифференцировать его не только в произношении, но и на слух. Например, при замене звука [ш] звуком [с] (коска вместо кошка) надо дать ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать эти звуки.

При искаженном произнесении звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение, которое затем закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

Работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения. Прежде чем приступить к таким упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему воспроизвести рокот мотора при неправильном произнесении звука [р], шум листьев деревьев или шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях—три занятия, в других—несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Для закрепления звуков в словах используйте картинки, в названиях которых имеются отрабатываемые звуки. Вновь вызванный звук следует закреплять сначала в таких словах, в которых он находится в начале, затем в конце, потом в середине.

Ребенок закрепляет звук в речи, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки и заучивая пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи, насыщенные нужными звуками. Для введения звука в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картинкам.

В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например, [ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л] и др.

Исправление неправильно произносимых звуков — это трудная задача, которая требует усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к работе, объясните ребенку цель занятий. Время, необходимое для исправления звука, зависит от характера его нарушения, от подготовленности артикуляционного аппарата и колеблется в пределах от 2—3 недель до 4 месяцев.

Родители должны учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от него с первого раза выполнить то или иное упражнение или тем более сразу произнести правильно звук. Работу по исправлению дефекта вам надо организовать так, чтобы малыш сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

Вот, например, как проходили занятия по исправлению звука [р] в семье Асмоловых:

«...Занимались мы с сыном дома каждый день. Терпеливо, упорно, упрямо. Он поражал меня своей настойчивостью, организованностью во время-занятий. А я всячески старалась его заинтересовать и поощрить. Работа превращалась в игру, игра становилась совместным нашим творчеством. И что же? Четкий звук [р] появился через месяц, а еще через две недели логопед сказал, что больше в его помощи мы не нуждаемся.

Как же мы работали? Мы садились перед зеркалом — и игра начиналась. Сначала —разминка. Мы пыхтели, дудели, рычали, по-разному вытягивали губы, дули, заставляя плясать в воздухе кусочек ваты или бумажку и придавая языку разнообразную форму с помощью ложки, палочки, а то и просто пальца, пока язык не научился подчиняться нашей воле без всяких приспособлений. Потом язык превращался в забияку, путешественника, который был очень любопытным и норовил до всего дотянуться — то до подбородка, то до кончика носа, то пускался исследовать щеки. Почти каждое упражнение имело у нас свое потешное название.

Затем мы произносили отдельные слоги —вместе и по очереди—и следили за тем, что при этом происходит с нашими лицами, губами, языками. Роли наши часто менялись. Теперь у меня не все получалось хорошо, и сын „учил“ меня, показывая, как это надо делать.

Мы решили каждый день выставлять отметки. Отметки мы ставили за каждый элемент отдельно. Скажем, при разминке—за каждое упражнение, названия которых выписывались в дневник; при чтении сочетаний букв и слов—за каждую группу сочетаний или за каждый столбик слов. В конце занятия мы анализировали свои успехи, сравнивали отметки со вчерашними и выставляли оценки за поведение и прилежание.

День ото дня задания становились сложнее. Надо было читать слова и предложения, маленькие рассказики из книги Л. П. Успенской и М. Б. Успенского „Учись говорить правильно", пересказывать прочитанное и сочинять рассказы по картинкам. Стали сами выискивать слова для тренировки. И зазвучали в наших упражнениях названия любимых животных, имена любимых героев сказок, названия интересующих сына профессий.

Подбирая слова сам, Костя мог потом повторять их без конца и на них „зарабатывал" большинство своих звездочек. А уж дело было подвести его к тому, чтобы подбираемые слова включали в себя все необходимые для тренировки сочетания букв.

Рассказики, которые сын сочинял по картинкам, он любил диктовать мне. Следил за тем, как я их записываю, а потом с большим удовольствием многократно произносил их вслух,

очень стараясь выговаривать все слова четко и верно. Задача перед ним стояла всегда одна: использовать как можно больше слов со звуком [р].

Мы стали играть в звук [р] везде. Гуляя, мы постоянно сочиняли всякие „рычащие" и „рокочущие" истории и сказки. Потом перешли на стишки.

Однажды во время прогулки в Сокольниках сын при незначительной моей помощи сочинил героическую „былину" про себя и про беркута. Он был очень возбужден, щеки его горели, а глаза сияли. Человек творил! Поправлять и поучать его при этом я старалась поменьше, боясь сбить настроение. История получилась довольно длинная, как и прогулка. Я ее тут же забыла. Но когда мы пришли домой, сын стал вспоминать отдельные куски нашего опуса, а затем попросил, чтобы я его записала, не меняя ни слова.

Вот так пытка со звуком [р] превратилась в праздник, а обучение дало быстрые результаты. Нам было так хорошо и интересно, что мы и сейчас любим вспоминать о том, как одолевали звук [р]».

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно 2 раза в день (утром и вечером) по 5—10 минут. В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребенку предлагается пересказывать рассказы или составлять их по картинам, занятия могут продолжаться 15—20 минут.

Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.

Переходить от одного упражнения к другому следует лишь после четкого усвоения предшествующих упражнений.

Исправление недостатков произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц

При правильном произнесении звука [с] губы слегка оттянуты назад, как при улыбке, зубы сближены и оставляют щель в 1 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и слегка

касается передних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому должна проходить сильная воздушная струя.

Звук [з] образуется как звук [с], но в отличие от него произносится с участием голоса.

При произнесении звуков [с’], [з’] средняя часть спинки языка несколько приподнята.

При произнесении звуков [с] ([с’]), [з] ([з’]) на тыльной стороне руки,- поднесенной ко рту, ощущается выход холодной воздушной струи.

Звук [ц] образуется при быстром произнесении звуков [т] и [c] ([тс]). Положение губ и зубов такое же, как при произнесении звука [с]. При правильном произнесении звука [ц] кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении звука [с]. Одновременно выгнутая спинка языка касается верхних альвеол (ячейки, куда входят корни зубов). После прикосновения спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [с], через образовавшуюся щель посередине языка проходит воздушная струя.

Неправильное произнесение звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] чаще всего выражается в искаженном их произнесении. При этом язык может принимать самое разнообразное положение. В одних случаях кончик языка просовывается между зубами, в других—он упирается в края верхних и нижних резцов, создавая тем самым преграду для свободного выхода воздуха. Иногда язык может лежать ребром, и воздушная струя тогда будет проходить не по средней линии языка, а по бокам, отчего слышится неприятный на слух, «хлюпающий» звук.

Ребенок может заменять звуки [с], [з] нечеткими звуками [ш], [ж] (штол вместо стол, жамок вместо замок) или произносить их несколько смягченно (сёк вместо сок, зяйка вместо зайка), заменять звук [ц] чаще всего звуком [с] (сыпленок вместо цыпленок), реже звуком [ч’] (чапля вместо цапля).

При отсутствии звуков [с], [з], [ц], при замене их другими звуками прежде всего попытайтесь вызвать их по подражанию. Предложите ребенку накачать велосипедную шину насосом (с-с-с...), имитировать полет комара, то есть протяжно произнести звук [з], успокоить куклу, то есть произнести звук [ц]. Если звуки вызвать не удается, то покажите ребенку, какое положение принимают губы (растянуты в улыбке), язык (сделать язык широким с желобком посередине), и протяжно произнесите звук [с] или [з]. Показ артикуляции (положения губ, зубов, языка) надо производить перед зеркалом.

Если по подражанию звук вызвать не удается, то надо провести подготовительные упражнения, направленные на выработку нужного положения артикуляционного аппарата, умения образовывать желобок посередине языка. Для этого предложите ребенку улыбнуться так, чтобы видны были все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; при растянутых губах высунуть распластанный язык наружу и подуть на кончик языка.

Иногда ребенок не может сделать в середине языка желобок. Чтобы он получился, предложите ребенку сначала высунуть широкий кончик языка наружу, затем, положив ребром чайную ложку на середину языка и сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Малыш не может иногда выполнить это задание потому, что мышцы языка еще недостаточно развиты. Предложите ему подуть на ватку, на тонкие полоски бумажек. Такое упражнение способствует укреплению мышц. После того как ребенок научится легко удерживать язык в таком положении, попросите его произнести звук [с] (язык убирается за нижние зубы, губы положения не меняют).

Ребенок, который произносит свистящие звуки при высунутом языке (звуки при этом искажаются), должен проделать следующее упражнение: протяжно произносить звук [с] при растянутых губах, но при плотно сжатых зубах (язык поневоле будет упираться в нижние зубы).

Постановка звука [ц] проводится после усвоения и правильного произнесения звука [с]. Ребенок сначала медленно, а потом быстро, на одном выдохе, произносит слитно звуки [т] и [с] до тех пор, пока он не научится чисто произносить звук [ц].

После того как ребенок научится произносить изолированный звук, необходимо перейти к его закреплению в слогах, словах, во фразах.

В тех случаях когда ребенок изолированно умеет произносить свистящие звуки, но смешивает их с другими (например, звук [с] — со звуком [ц], звук [с] — со звуком [ш], звук [з] — со звуком [ж]), следует научить его различать их на слух. Для этого произнесите один из звуков, а малышу предложите угадать, какой предмет или какое животное может производить этот звук. Например, взрослый произносит протяжно звук [с], а затем спрашивает ребенка: «Что это?» Ребенок может сказать: «Так течет водичка или накачивают насос».

Затем взрослый предлагает ребенку поднимать руку или хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слог са: са, ва, ша, ца, за, да, са, на, ша, ца.

  • Показания: в медицине используют прежде всего крахмал, получаемый из картофеля, который обладает обволакивающим и противовоспалительным действием при желудочно-кишечных