Исследовательская работа учащихся по астрономии астрономические наблюдения. Исследовательская работа по астрономии "солнечно-земные связи или влияние луны на здоровье человека"

В работе рассказывается об истории возникновения праздника День космонавтики, представлена краткая биография Юрия Алексеевича Гагарина.

  • 50 лет космической эры

    Популяризация мирового исторического события - выхода на околоземную орбиту первого в мире пилотируемого человеком космического корабля «ВОСТОК-1» и истории развития космической науки в СССР в виде занимательных информационных продуктов.

  • Academician Korolyov

    Презентация, выполненная на английском языке, рассказывает о жизни и деятельности академика С.П. Королёва, его вкладе в развитие космонавтики. Данная работа может быть использована на уроках английского языка по темам: "Известные люди" или "Российская наука: освоение космоса". Проектная работа была подготовлена к 50-летнему юбилею первого полета человека в космос.

  • Animal astronauts. Russian space dogs (orbital flights)

    Работа посвящена 45-летию полета в космос собак Белки и Стрелки - событию, внесшему огромный вклад в изучение космоса. Текст на английском языке.

  • Black Holes

    "Чёрные дыры" - звёзды-невидимки, которые поглощают всё, что у них на пути, и никто не знает, куда это пропадает! Работа на английском языке рассказывает о чёрных дырах, о том, где они располагаются и какую опасность несут.

  • Flight and aerodynamics

    Этот проект, выполненный на английском языке, об аэродинамических свойствах крыла, влиянии этих свойств на маневренность и скорость самолета. Исследование представлено в развитии (в историческом ракурсе): от первых самолетов до современных, показаны и проанализированы изменения, происшедшие в свойствах крыла, и их влиянии на развитие самолетостроения.

  • Galileo"s discoveries

    400-летию открытий Галилео Галилея посвящается... В 2009 году мировое сообщество отметило 400-летнюю годовщину использования телескопа для изучения космоса. Организация Объединенных Наций провозгласила 2009 год "Международным годом астрономии". Презентация на английском языке о жизни и работе Галилея.

  • Juri Gagarin - the man and the legend

    Yuri Alexeyevich Gagarin, Hero of the Soviet Union, was a Soviet cosmonaut who became the first human in space and the first human to orbit the Earth.

  • Modern space exploration

    В работе содержится информация о современном освоении космоса, о новых космических технологиях, о проектах создания новых космических станций и спутников. В работе мы поговорим о проекте высадки на Марс, а также о возможности существования планеты, похожей на Землю.

  • Nile Olden Armstrong - первый человек, ступивший на Луну

    В презентации рассказывается о том, как Нил Армстронг оговорился (пропустил неопределенный артикль) при высадке на Луну.

  • Our Future Dangerous Life

    Работа посвящена возможным катастрофам будущего. Авторы считают, что каждый человек должен знать, что ждет его в будущем, и дают описание развития столь вероятных угроз.

  • We"re a Part of the Universe

    Во время увлекательного космического путешествия Вы узнаете много нового и интересного, проведёте эксперимент, полюбуетесь нашей красивой планетой. Презентация подготовлена на английском языке.

  • Web-сайт "Космос"

    Настоящий web-сайт представляет собой интересный и познавательный материал о космических телах: кометах, метеоритах и астероидах.

  • What If The Sun Became a Black Hole?

    Данная работа выполнена на английском языке в программе Power Point и является интегрированным продуктом по физике, астрономии и английскому языку. Предложенный материал может быть использован на уроках английского, астрономии и физики в школах с преподаванием предметов на английском языке.

  • А все-таки она вертится

    В работе рассматривается одна из загадок Вселенной - вращение Земли. Поставленная задача - объяснить смену дня и ночи - решается путем анализа накопленных астрономических знаний. Подробно описан знаменитый опыт Фуко, доказывающий вращение Земли.

  • А знаем ли мы историю освоения космоса?

    В работе рассматривается история освоения космоса. Работа – мультимедийная презентация, может быть интересным пособием для внеклассной работы.

  • А из нашего окошка видно космоса немножко

    12 апреля 2011 года исполнилось 50 лет со дня первого полёта человека в космос. Поэтому 2011 год был объявлен Годом российской космонавтики. Данная исследовательская работа посвящена изучению таких небесных тел, как Солнце, Луна, Юпитер. Вооружившись телескопом и энциклопедиями, ученик 3-го класса приоткрыл "маленькое окошко" в "большой космос".

  • "А мне летать охота"

    В работе исследуются причины, по которым человечество в течение всей своей истории стремилось завоевать небо. Приведены интересные факты, связанные с освоением неба. Проведен опрос одноклассников по теме работы.

  • Авиация

    В работе рассмотрено состояние авиации в первые годы Великой Отечественной войны. Представлена информация об авиаконструкторах, летчиках - Героях Советского Союза. Текст работы проиллюстрирован красочными рисунками и фотографиями.

  • Авиация. Модели самолетов

    Цель работы - изучить, как форма крыла и носа модели самолета влияют на продолжительность и дальность полета. Для этого создана бумажная коллекция моделей самолетов с различными формами крыла и носа. Проведен эксперимент по запуску моделей с целью наблюдения за продолжительностью и дальностью полета. Сделан вывод: наибольшей скорости и дальности полета достигают самолеты с острым носом и узкими крыльями.

  • Агропромышленный комплекс Якутии: современное состояние, проблемы и перспетивы развития

    Основная цель работы - исследование современного состояния, проблем и перспектив развития агропромышленного комплекса Якутии. Работа предназначена для использования при изучении народного (сельского) хозяйства республики.

  • Америка - пример прогресса

    В презентации на английском языке представлена информация о предметах американского происхождения, без которых невозможно представить нашу современную жизнь. Работа может быть использована в качестве дополнительного материала по страноведению.

  • "Апач" против "Ночного охотника"

    Исследование посвящено сравнению боевых вертолетов АН-64D «Апач Лонгбоу» и Ми-28Н «Ночной охотник». Гипотеза исследования состоит в предположении, что несмотря на то, что российский вертолет Ми-28Н считается аналогом американского боевого вертолета АН-64D «Апач Лонгбоу», он по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) значительно превосходит последний. Целью данной работы является теоретическое изучение, исследование и сравнение уникальных ТТХ боевых вертолетов Ми-28Н и АН-64D.

  • Содержание

    Вступление................................................................................................. 2

    Раздел 1. Рождение звёзд.

    1.1.Молекулярное облако - звёздная колыбель.......................................2

    1.2. Рождение протозвезды.......................................................................3

    Раздел 2. Эволюция звезд.

    2.1. Гарвардская спектральная классификация звезд.............................4

    2.2. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Характеристика звёзд главной последовательности...................................................................................5

    2.3. Строение звезд. Модели некоторых типов звезд..............................7

    2.4. Дальнейшая эволюция звезды, выход из главной последовательности...................................................................................8

    Раздел 3. Заключительный этап эволюции звезды.

    3.1.Белые карлики......................................................................................9

    3.2.Нейтронные звёзды............................................................................10

    3.3.Чёрная дыра........................................................................................10

    Раздел 4 .Жизненный цикл Солнца........................................................11

    Заключение.............................................................................................. 12

    Приложение к работе...............................................................................13

    Список использованной литературы.......................................................18

    Тема : «Чем звёзды похожи на людей».

    Цель: Изучить основные характеристики звезд, эволюцию их жизненного пути, найти сходства между небесными светилами и жителями Земли, людьми.

    Вступление

    На Земле главные действующие лица - это люди, а во Вселенной главные объекты –звёзды.97% вещества в нашей Галактике сосредоточено в звёздах.

    Звезд бесчисленное множество. Никто не в силах точно сказать, сколько существует звезд, тем более звезды как люди рождаются и умирают. Можно лишь приближенно заявить, что в нашей Галактике около 150 000 000 000 звезд, а во Вселенной неизвестное число миллиардов галактик... А вот сколько звезд можно увидеть на небе невооруженным глазом известно точнее: около 4,5 тысяч. Звезды - это эволюционирующие объекты, т.е. находятся в постоянном изменении, развитии. Они, как и люди, рождаются, живут и умирают.

    1.Рождение звёзд

    Ближайшие к нам области звездообразования - это тёмные облака в созвездиях Тельца Космос часто называют безвоздушным пространством, однако, это не так. Большая часть «пустого» пространства в галактике в действительности содержит от 0,1 до 1 молекулы на см³.В межзвездном пространстве есть пыль и газ. Межзвёздный газ более чем на 67% (по массе) состоит из водорода, на 28% из гелия, и менее 5% приходится на все остальные элементы, самые обильные среди которых - кислород, углерод и азот.

    1.1Молекулярное облако- называемым звёздной колыбелью.

    Межзвёздный газ в основном концентрируется в спиральных рукавах Галактики, а там разбит на отдельные крупные молекулярные облака. Приложение №1

    Молекулярное облако имеет плотность около миллиона молекул на см³.Масса такого облака превышает массу Солнца в 100 000-10 000 000 раз, благодаря своему размеру: от 50 до 300 световых лет в поперечнике, температура около -200 °С. Пока холодное разрежённое облако, межзвёздного газа, свободно вращается вокруг центра родной галактики, то ничего не происходит. Но стоит возникнуть внешнему возмущению, слегка уменьшившему размер облака, то наступает . К примеру, облака могут столкнуться друг с другом, или одно из них может пройти через плотный рукав спиральной галактики. Другим фактором может стать близлежащий взрыв , ударная волна которого столкнётся с молекулярным облаком на огромной скорости. Кроме того, возможно столкновение галактик, способное вызвать всплеск звёздообразования, по мере того, как газовые облака в каждой из галактик сжимаются в результате столкновения. Приложение №2

    Именно при таких условиях возникают неустойчивые к гравитационному сжатию отдельные уплотнения в облаке массой порядка массы Солнца, а это значит, что становится возможным формирование звёзд.

    Большинство молекулярных облаков зарегистрировано только по радиоизлучению(их в Галактике всего несколько тысяч). Некоторые, впрочем, давно известны астрономам, например тёмная туманность Угольный Мешок, хорошо видимая глазом в южной части Млечного Пути. Диаметр этого облака 12 пк, но оно выглядит большим, поскольку удалено от нас всего на 150 пк. Его масса около 5 тыс. солнечных масс. В таких гигантских молекулярных облаках и располагаются главные очаги формирования звёзд.

    1.2 Рождение протозвезды.

    Облака под действием сил гравитации сжимаются, в процессе сжатия часть облака уплотняется, уменьшаясь в размерах и одновременно нагреваясь.Если достаточно массивное для образования звезды облако настолько прогревается, что начинает активно излучать тепло и, может быть, слабо светиться темно-красным цветом (еще до начала ядерного синтеза), такое облако принято уже называть протозвездой (до-звездой). Приложение №3

    В начале радиус протозвезды примерно в миллион раз больше солнечного. Она совершенно непрозрачна для видимого света, но прозрачна для инфракрасного излучения с длиной волны больше 10 мкм. Излучение уносит излишки тепла, выделяющегося при сжатии, так что температура не повышается и давление газа не препятствует коллапсу, т.е. происходит быстрое сжатие, практически свободное падение вещества к центру облака.

    Однако по мере сжатия протозвезда делается всё менее прозрачной, что затрудняет выход излучения и приводит к росту температуры газа. В определённый момент протозвезда становится практически непрозрачной для собственного теплового излучения. Температура, а вместе с ней и давление газа быстро возрастают, сжатие замедляется. Протозвезда быстро достигает состояния, когда сила тяжести практически уравновешена внутренним давлением газа.

    Как только температура в центре протозвезды достигнет 10 000 000 К, начинается ядерный синтез, в результате чего 4 ядра водорода объединяются в одно ядро гелия. Процесс термоядерного синтеза, выделяющий энергию и изменяющий состав вещества звезды, в сочетании с гравитацией, являются основными движущими силами звёздной эволюции.
    Сжатие протозвезды останавливается световым давлением, она становится звездой.

    Эволюция звезды начинается в гигантском молекулярном облаке, также называемым звёздной колыбелью.

    Процесс рождения звезды продолжительный. Всё зависит от массы, насколько быстро протозвезда превратится в звезду. Звезды типа Солнца (желтые карлика) тратят на эту стадию своего рождения 30 000 000 лет, звезды в три раза массивнее (голубые гиганты) - 100 000 лет, а в десятеро менее массивные (красные карлики)- 100 000 000 лет. Итак, массивные звезды рождаются быстрее, однако маленькие звёзды образуются значительно чаще, чем крупные. Астрономы умеют довольно точно определять места, где происходит или недавно происходило рождение звезд. Области звездообразования выдает, как правило, присутствие массивных горячих и ярких звезд. Их век недолог, и потому наличие этих звезд есть явное указание на то, что родились они где-то здесь неподалеку в течение ближайших миллионов лет. Молекулярные облака, эти "фабрики по производству звёзд", изготовляют звёзды всевозможных типов. В среднем в Галактике ежегодно рождается примерно десяток звёзд с общей массой около пяти масс Солнца.

    Примерно половина звёзд рождаются одиночными; остальные образуют двойные, тройные и более сложные системы. Чем больше компонентов, тем реже встречаются такие системы. Рождение двойняшек и не только также присуще человечеству. Известны звёзды, содержащие до семи компонентов, более сложные пока не обнаружены. Приложение №4

    Причины появления двойных и кратных звёзд вполне понятны: исходное вращение газового облака не позволяет ему сжаться в одну компактную звезду. Чем больше сжимается облако, тем быстрее оно вращается (известный "эффект фигуристки", который является следствием закона сохранения момента количества движения). Нарастающие при сжатии центробежные силы сначала делают облако плоским, как ватрушка, а затем вытягивают в "дыню" и разрывают пополам. Каждая из половинок, сжимаясь дальше, продолжает двигаться по орбите вокруг общего центра масс. Если дальнейшее сжатие не разрывает её на части, то образуется двойная звезда, а если деление продолжается - рождается более сложная кратная система.

    Если масса сжимающегося вещества достаточна для того, чтобы в процессе сжатия внутри него начали происходить ядерные реакции, то из такого облака получается звезда.

    Если сжимающееся облако менее массивно, но не уступает Солнцу в массе больше, чем в сто раз, такие облака образуют так называемые коричневые карлики. Коричневые карлики еще холоднее красных звезд. Эти объекты довольно сильно разогреваются силами гравитационного сжатия и излучают много тепла (инфракрасное излучение), а светятся едва-едва. Но ядерные реакции давлением газа изнутри, перестают выделяться новые порции энергии, и коричневые карлики за сравнительно небольшие сроки остывают.

    2.Эволюция звезд.

    Звёздная эволюция в астрономии - последовательность изменений, которым звезда подвергается в течение её жизни, то есть на протяжении сотен тысяч, миллионов или миллиардов лет, пока она излучает свет и тепло. В течение таких колоссальных промежутков времени изменения оказываются весьма значительными.

    Астрономы не могут наблюдать жизнь одной звезды от начала до конца, потому что даже самые короткоживущие звезды существуют миллионы лет - дольше жизни всего человечества. Изменение со временем физических характеристик и химического состава звезд, т.е. звездную эволюцию, астрономы изучают на основе сопоставления характеристик множества звезд, находящихся на разных стадиях эволюции.

    Исследование астрономами большого количества звезд показало, что они существенно отличаются друг от друга, как впрочем и люди. Они имею различную массу, размеры, температуру, светимость, различаются даже по цвету. Есть звёзды гиганты, радиусы которых в сотни и тысячи раз превосходят солнечный. И, наоборот, есть звёзды карлики, радиусы которых в десятки и сотни раз меньше радиуса Солнца. У людей тоже встречается подобное отклонение от нормы. Есть люди –карлики гиганты. У человечества представители различных рас отличаются цветом кожи. Приложение №5

    2.1. Гарвардская спектральная классификация звезд

    Как оказалось, среди сотен тысяч звёзд трудно обнаружить звезды излучающие одинаковые спектры. Звёзды как и люди –индивидуальны. И всё же, анализируя звёздные спектры создана Гарвардская спектральная классификация звезд по спектральным классам, по цвету: О,В,А -горячие или ранние, F , G -солнечные, К,М- холодные поздние. Цвет звезды напрямую зависит от её температуры. Например, звезда Арктур из созвездия Волопаса- желто-оранжевая, Ригель из созвездия Ориона -бело-голубая, Антаррес из созвездия Скорпиона – ярко-красная .

    Приложение №6

    (14.Слайд) Самые горячие – голубые звёзды, а холодные – красные Самые горячие – голубые звёзды, а холодные – красные.

    Спектральная классификация звёзд

    Спектр.

    класс

    Основные линии

    Темпера-

    тура, тыс.К

    Цвет

    Н,Н,Не

    40-28

    голубой

    Не,Н

    28-10

    бело- голубой

    10-7

    белый

    Н, Ga

    желто –белый

    Ga , Fe , Ti

    жёлтый

    Fe , Ti

    5-3,5

    оранжевый

    Ti О

    3,5-2.5.

    красный

    Срок жизни звезды и то, во что она превращается в конце жизненного пути, полностью определяется ее массой. Рождение и смерть – ничтожно малые мгновенья в жизни звезды.

    2.2 Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Характеристика звёзд главной последовательности.

    Датский астроном Э.Герцшпрунг и американский астроном –Г.Рассела в 1905- 1913гг установили сущестование зависимости между светимостью звёзд и температурой и изобразили её виде диаграммы Герцшпрунга-Рассела. Смысл же всей диаграммы ГР заключается в том, чтобы нанести на нее как можно больше экспериментально наблюдаемых звезд (каждая из которых представлена соответствующей точкой) и по их расположению определить некие закономерности их распределения по соотношению спектра и светимости.

    Как оказалось звёзды не заполняют поле диаграммы равномерно, а образуют несколько последовательностей. С эволюционной точки зрения главная последовательность - это то место диаграммы Герцшпрунга-Рассела, на котором звезда находится большую часть своей жизни. Молодые звёзды малой массы (до трёх масс Солнца), находящиеся на подходе к главной последовательности, полностью конвективные. Это ещё по сути протозвёзды, в центре которых только-только начинаются ядерные реакции, и всё излучение происходит в основном из-за гравитационного сжатия. То есть светимость звезды убывает при неизменной эффективной температуре. По мере приближения молодой звезды к главной последовательности сжатие замедляется.

    У звезды находящейся на главной последовательности потери энергии на излучения компенсируются за счет энергии, выделяющейся в ходе ядерных реакции. Излучение звезд поддерживается в основном за счет двух типов термоядерных реакций. У массивных звезд это реакции углерод-азотного цикла, а у маломассивных звезд типа Солнца это протон-протонные реакции. В первых углерод играет роль катализатора: сам не расходуется, но способствует превращению других элементов, в результате чего 4 ядра водорода объединяются в одно ядро гелия. Таким образом, «сжигая» водород в процессе термоядерной реакции, звезда не дает силам гравитационного притяжения сжать себя до сверхплотного состояния, противопоставляя гравитационному коллапсу непрерывно возобновляемое внутреннее термическое давление, в результате чего возникает устойчивое энергетическое равновесие. О звездах на стадии активного сжигания водорода говорят, что они находятся на «основной фазе» своего жизненного цикла или эволюции. Чем массивнее звезда, тем большим запасом водородного топлива она располагает, но для противодействия силам гравитационного коллапса ей приходится сжигать водород с интенсивностью, превосходящей по темпу роста темп роста запасов водорода по мере увеличения массы звезды . Таким образом, чем массивнее звезда, тем короче время ее жизни, определяемое исчерпанием запасов водорода, и самые крупные звезды в буквальном смысле сгорают за «какие-то» десятки миллионов лет. Самые мелкие звезды, с другой стороны, «безбедно» живут сотни миллиардов лет. Так что по этой шкале наше Солнце относится к «крепким середнякам».

    90% звёзд, ближайших к Солнцу, образуют главную последовательность, пересекающую поле диаграммы от её верхнего левого угла к правому нижнему. В правом нижнем углу находяться звёзды поздних спектральных классов K , М с малой светимостью –красные карлики. В левом верхнем углу – звёзды ранних спектральных классов О,В- голубые гиганты, в середине последовательности располагается Солнце и ему подобные звёзды – жёлтые карлики.

    Над главной последовательностью располагается группа гигантов поздних классов G ,К, М. с большой светимостью(Поллукс из созв. Близнецов). В верхнем правом углу находятся сверхгиганты (Бетельгейзе из созв. Ориона). На 1000 звёзд главной последовательности приходится один гигант, а на 1000 гигантов –один сверхгигант. . Красные гиганты и сверхгиганты в правом верхнем углу - это доживающие свой век звезды с до предела раздувшейся внешней оболочкой (через 6,5 млрд. лет такая участь постигнет и наше Солнце - его внешняя оболочка выйдет за пределы орбиты Венеры). Они излучают в пространство примерно то же количество энергии, что и звезды основного ряда, но, поскольку площадь поверхности, через которую излучается эта энергия, превосходит площадь поверхности молодой звезды на несколько порядков, сама поверхность гиганта остается относительно холодной.

    Ниже основной последовательности располагается последовательность субкарликов и белых карликов с маленькой светимостью. Это очень горячие звезды - но очень мелкие, размером, обычно, не больше нашей Земли. Поэтому, излучая в космос относительно немного энергии, они, по причине весьма незначительной (на фоне других звезд) площади их поверхностной оболочки, светятся в достаточно ярком спектре, поскольку она оказывается достаточно высокотемпературной.

    Вообще, по диаграмме Герцшпрунца-Рассела можно проследить весь жизненный путь звезды. Сначала звезда главной последовательности (подобная Солнцу) конденсируется из газо-пылевого облака (см. Гипотеза газопылевого облака) и уплотняется до создания давлений и температур, необходимых для разжигания первичной реакции термоядерного синтеза, и, соответственно появляется где-то в основной последовательности диаграммы ГР. Пока звезда горит (запасы водорода не исчерпаны), она так и остается (как сейчас Солнце) на своем месте в основной последовательности, практически не смещаясь. После того, как запасы водорода исчерпаны, звезда сначала перегревается и раздувается до размеров красного гиганта или сверхгиганта, отправляясь в правый верхний угол диаграммы, а затем остывает и сжимается до размеров белого карлика, оказываясь слева внизу. На самом деле, три этих последовательности на диаграмме ГР строго соответствуют трем этапам жизненного цикла звезд.

    Прослеживается в диаграмме и зависимость месторасположения звезды от её массы. Массивные звёзды расположены над основной последовательностью. Нужно заметить, что звёзды одного спектрального класса,т.е. температуры могут быть гигантами и карликами, астрономы их отличают по виду спектральных линий(ширине, интенсивности.) В предложенной таблице прослеживается зависимость продолжительности жизни звезды на главной последовательности от её массы.

    Интенсивность выделения энергии (светимость) звезд очень быстро возрастает с ростом их массы. Маленькие, холодные красные карлики медленно сжигают запасы водорода и остаются на главной последовательности сотни миллиардов лет, в то время как массивные сверхгиганты уйдут с главной последовательности уже через несколько миллионов лет после формирования. Поэтому более массивные звезды гораздо быстрее сжигают свое горючее, чем маломассивные.

    Яркие массивные звезды верхней части главной последовательности (спектральные классы О, В и А) живут значительно меньше, чем звезды типа Солнца и еще менее массивные члены нижней части главной последовательности. Поэтому родившиеся одновременно с Солнцем звезды классов О, В и А уже давно закончили свою эволюцию, а те, что наблюдаются сейчас (например, в созвездии Ориона), должны были родиться относительно недавно. В окрестности Солнца встречаются звезды различного физического и эволюционного возраста.

    Характеристика звёзд главной последовательности

    Спектр.класс

    Масса, Мс

    Радиус,

    R с

    Светимость L с

    Время жизни на ГП, года

    Темпера-

    тура, тыс.К

    Цвет

    17- 3, 2

    9-2,8

    30 000-100

    8 ∙10 6 -400 ∙10 6

    28-10

    бело- голубой

    3,2-1,5

    2,8-1,25

    100-4,8

    400 ∙10 6 - 4 ∙10 9

    10-7

    белый

    1,5-1,02

    1,25-1,2

    4,8-1,2

    4 ∙10 9 -11∙10 9

    желто –белый

    1,02-0,74

    1,02-0,74

    1,2-0,35

    11∙10 9 -17∙10 9

    жёлтый

    0,74-0,31

    0,74-0,33

    0,35-0,03

    17∙10 9 -280 ∙10 9

    5-3,5

    оранжевый

    2.3. Строение звезд. Модели некоторых типов звезд.

    Строение звёзд зависит от массы и места которое она занимает на диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Приложение №7

    В недрах ярких звездах верхней части главной последовательности происходит интенсивное перемешивание вещества (конвекция), подобно кипящей воде. Такую область называют конвективным ядром звезды. Чем больше звезда, тем большую её часть составляет конвективное ядро, в котором находится источник энергии. Перенос энергии от ядра осуществляется излучением.

    У звезд нижней части главной последовательности (красных –карликах) конвективное ядро отсутствует. Термоядерные реакции протекают в центральной части ядра, являющейся лучистой зоной переноса энергии. В центральной области водород горит, превращаясь в гелий. Перенос энергии к поверхности звезды осуществляется конвекцией, с переносом вещества. Когда водород сгорает полностью, звёзды медленно сжимаются и за счёт энергии сжатия могут существовать ещё очень длительное время.

    Солнце и подобные ему звёзды представляют собой промежуточный случай. У Солнца имеется маленькое конвективное ядро, но не очень чётко отделённое от остальной части. Ядерные реакции горения водорода протекают как в ядре, так и в его окрестностях. Сразу вокруг ядра начинается зона лучистой передачи энергии, где она распространяется через поглощение и излучение веществом порций света – квантов. Плотность, температура и давление уменьшаются по мере удаления от ядра, и в этом же направлении идёт поток энергии. В целом процесс этот крайне медленный. Перенос энергии от центра к поверхности (фотосфере) длится миллионы лет. На своём пути через внутренние солнечные слои поток энергии встречает такую область, где непрозрачность газа сильно возрастает. Это конвективная зона Солнца. Здесь энергия передаётся уже не излучением, а конвекцией. Огромные потоки горячего газа поднимаются вверх, где отдают своё тепло окружающей среде, а охлаждённый солнечный газ опускается вниз.

    У Красных гигантов имеют центральное небольшое изотермическое ядро из гелия, температура в пределах которого одинакова. Это ядро окружено узкой зоной, в которой происходят ядерные реакции, затем небольшая лучистая зона. Далее идет широкий слой, где энергия передается конвекцией. Белые карлики однородны и состоят из вырожденного газа.

    2.4. Дальнейшая эволюция звезды, выход из главной последовательности. Звезда- красный гигант, взрыв сверхновой звезды.

    Среди методов астрономии, иначе методов астрономических исследований, можно выделить три основных группы:

    • наблюдения,
    • измерения,
    • космический эксперимент.

    Сделаем небольшой обзор этих методов.

    Астрономические наблюдения

    Замечание 1

    Астрономические наблюдения - это основной способ исследования небесных тел и событий. Именно с их помощью регистрируется то, что происходит в ближнем и дальнем космосе. Астрономические наблюдения - главный источник знания, полученного экспериментальным путём

    Астрономические наблюдения и обработка их данных, как правило, проводятся в специализированных научно-исследовательские учреждениях (астрономических обсерваториях).

    Первая российская обсерватория была построена в Пулково, под Санкт-Петербургом. Составление звезд каталогов звезд, имеющих высочайшую точность, заслуга Пулковской обсерватории. Можно сказать, что во второй половине 19 века, негласно, ей было присвоено звание «астрономической столицы мира», а в 1884 году Пулково претендовало на нулевой меридиан (победил Гринвич).

    Современные обсерватории оснащены наблюдательными инструментами (телескопами), светоприёмной и анализирующей аппаратурой, различными вспомогательными приборами, высокопроизводительными ЭВМ и т.д.

    Остановимся на особенностях астрономических наблюдений:

    • Особенность №1. Наблюдения весьма инертны, поэтому, как правило, для них требуется достаточно длительные сроки. Активное влияние на космические объекты, за редкими исключениями которые даёт пилотируемая и непилотируемая космонавтика, затруднено. В основном, многие явления, взять хотя бы трансформирование угла наклона оси Земли к орбитальной плоскости, могут быть зафиксированы лишь благодаря наблюдениям на протяжении нескольких тысяч лет. Следовательно, астрономическое наследие Вавилона и Китая тысячелетней давности, несмотря на некоторые несоответствия современным требованиям, до сих пор актуально.
    • Особенность №2. Процесс наблюдения, как правило, происходит с земной поверхности, в тоже время Земля осуществляет сложное движение, поэтому земной наблюдатель видит только определённый участок звёздного неба.
    • Особенность №3. Угловые измерения, выполняемые на основе наблюдений, являются основой для расчетов, определяющих линейные размеры объектов и расстояния до них. А так как угловые размеры звёзд и планет, измеряемые с помощью оптики, не зависят от расстояния до них, расчеты могут быть довольно неточными.

    Замечание 2

    Основной инструмент астрономических наблюдений - оптический телескоп.

    Оптической телескоп обладает принципом действия, определяемым его типом. Но независимо от вида, главная его цель и задача заключается в сборе максимального количества света, испускаемого светящимися объектами (звёздами, планетами, кометами и др.), для создания их изображений.

    Виды оптических телескопов:

    • рефракторы (линзовые),
    • рефлекторы (зеркальные),
    • а также зеркально-линзовые.

    В рефракторном (линзовом) телескопе, изображение достигается результатом преломления света в линзе объектива. Недостаток рефракторов - ошибка в результате размытости изображения.

    Особенность рефлекторов - использование в астрофизике. В них главное не то, как свет преломляется, а как отражается. Они совершеннее линзовых, и более точны.

    Зеркально-линзовые телескопы сочетают в себе функции рефракторов и рефлекторов.

    Рисунок 1. Малый оптический телескоп. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Астрономические измерения

    Так как измерения в астрономических исследованиях осуществляются с помощью различных приборов и инструментов, проведём их короткий обзор.

    Замечание 3

    Основные из астрономических измерительных приборов - это координатно-измерительные машины.

    Данные машины измеряют одну или две прямоугольные координаты с фотографического изображения или диаграммы спектра. Координатно-измерительные машины оснащены столом, на который помещаются фото и микроскопом с измерительными функциями, применяемым для наводки на светящееся тело или его спектр. Современные приборы могут иметь точность отсчёта до 1 мкм.

    В процессе измерения могут возникнуть ошибки:

    • самого инструмента,
    • оператора (человеческий фактор),
    • произвольные.

    Ошибки инструмента возникают от его несовершенства, следовательно, должна быть, предварительно осуществлена, его проверка на точность. В частности, проверке подлежат: шкалы, микрометрические винты, направляющие на предметном столе и измерительном микроскопе, отсчётные микрометры.

    Ошибки, связанные с человеческим фактором и случайностью, купируются кратностью измерений.

    В астрономических измерениях происходит широкое внедрение автоматических и полуавтоматических измерительных приборов.

    Автоматические приборы работают на порядок быстрее обычных, и имеют в два раза меньшую среднюю квадратическую ошибку.

    Космический эксперимент

    Определение 1

    Космический эксперимент - это множество связанных между собой взаимодействий и наблюдений, дающих возможность получения необходимой информации об исследуемом небесном теле или явлении, осуществляемых в космическом полете (пилотируемом или непилотируемом) с целью подтверждения теорий, гипотез, а также совершенствования различных технологий, могущих принести вклад в развитие научных знаний.

    Основные тенденции экспериментов в космосе:

    1. Изучение протекания физико-химические процессов и поведения материалов в космическом пространстве.
    2. Изучение свойств и поведения небесных тел.
    3. Влияние космоса на человека.
    4. Подтверждение теорий космической биологии и биотехнологии.
    5. Пути освоения космического пространства.

    Здесь уместно привести примеры экспериментов, проводимых на МКС российскими космонавтами.

    Эксперимент по выращиванию растений (Veg-01).

    Задача эксперимента – изучить поведение растений в орбитальных условиях.

    Эксперимент "Плазменный кристалл" - изучение плазменно-пылевых кристаллов и жидких веществ при микро гравитационных параметрах.

    Было проведено четыре его этапа:

    1. Исследовалась плазменно-пылевая структура в газоразрядной плазме при высокочастотном емкостном разряде.
    2. Исследовалась плазменно-пылевая структура в плазме при тлеющем разряде с постоянным током.
    3. Исследовалось как воздействует ультрафиолетовый спектр космического излучения на макрочастицы, которые могут быть заряжены фотоэмиссией.
    4. Исследовались плазменно-пылевые структуры в открытом космосе при действии солнечного ультрафиолета и ионизирующего излучения.

    Рисунок 2. Эксперимент "Плазменный кристалл". Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    А всего российскими космонавтами на МКС было проведено более 100 космических экспериментов.

    Районная научная конференция младших школьников

    Секция «Физика»

    Небесные тела

    ученица 2 «А» класса

    ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье

    Руководитель: Тумановская Татьяна Николаевна

    учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье

    с. Приволжье

    Введение………………………………………………………………..

    Основная часть

    Глава 1. Теоретическая часть:

    1.1. Телескоп……………………………………………………

    1.2. Как пользоваться телескопом…………………………….

    1.3. Астрономический бинокль……………………………….

    1.4. Что такое звёзды…………………………………………...

    1.5. Что такое созвездие………………………………………..

    1.6. Сокровища Солнечной системы………………………….

    Глава 2. Практическая часть:

    2.1. Наблюдение небесных объектов разными способами….

    2.2. Как устранить выявленную проблему…………………..

    Заключение……………………………………………………………..

    Литература……………………………………………………………...

    I. Введение

    Я, Ревина Ксения, учусь во 2 «А» классе. По своей натуре я очень любознательный человек. Еще на уроках окружающего мира в 1-м классе меня заинтересовали темы про звездное небо. Огромный интерес к данной теме у меня вызвал друг нашей семьи, учитель физики и астрономии - Владимир Николаевич Асташин. При каждом приезде к нам в гости, он привозит телескоп и ведёт наблюдение за отдельными объектами небосвода, и фотографирует эти объекты.

    Для меня изучение небесных тел стало актуальным, т.к. в школьной программе в последние годы отсутствует предмет астрономии и данную тему возможно изучать только самостоятельно или на кружке.

    Объект исследования: звёздное небо в районе ул. Лермонтова с. Приволжья в разное время суток.

    Предмет: небесные тела.

    Цель исследования: ознакомительная.

    Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

      изучить назначение астрономического бинокля и телескопа;

      научиться правилам пользования телескопом;

      провести сравнительное наблюдение небесных тел разными способами (невооруженным глазом, с помощью астрономического бинокля и с помощью телескопа);

      оформить фотоотчет по наблюдаемым объектам в виде презентации;

      провести беседу с учащимися класса по результатам работы.

    Гипотеза исследования : можно предположить, что проведенная мною работа вызовет интерес к изучению и наблюдению за звёздным небом у других учащихся.

    В свой работе я использовала следующие методы.

    Методы исследования:

      сбор информации из книг, ресурсов Интернета;

      беседа с учителем физики и астрономии, с библиотекарем;

      наблюдение с использованием астрономического бинокля и телескопа Селестрон;

      фотосъёмка;

      обобщение полученных данных.

    II . Основная часть

    Глава 1. Теоретическая часть

    Путешествия на другие звезды - заветная мечта человечества. Но даже от ближайших светил нас отделяют такие гигантские расстояния, что космическая экспедиция пока кажется совершенно нереальной.

    Много интересного можно узнать, если наблюдать за звездным небом.

    Наука, изучающая звезды, называется астрономия (от греч. астра – «звезда»).

    1.1. Телескоп

    Чтобы наблюдать за звездами был изобретен специальный прибор – телескоп . С греческого телескоп переводится как «далеко вижу» - инструмент, который помогает в наблюдении удаленных объектов путем сбора электромагнитного излучения (например, видимого света).

    Телескоп представляет собой трубу (сплошную, каркасную), установленную на монтировке, снабжённой осями для наведения на объект наблюдения и слежения за ним. Визуальный телескоп имеет объектив и окуляр. Задняя фокальная плоскость объектива совмещена с передней фокальной плоскостью окуляра. В фокальную плоскость объектива вместо окуляра может помещаться фотоплёнка или матричный приёмник излучения. Телескоп фокусируется при помощи фокусера (фокусировочного устройства). Кроме того, для наблюдений за Солнцем профессиональные астрономы используют специальные солнечные телескопы, отличающиеся конструктивно от традиционных звездных телескопов.

    Существуют телескопы для всех диапазонов электромагнитного спектра: оптические телескопы, радиотелескопы, рентгеновские телескопы, гамма-телескопы.

    1.2. Как пользоваться телескопом

    Для начала нужно произвести настройку телескопа.

    Перед дальнейшей работой с телескопом нужно убедиться, что он стоит на ровной поверхности, и рядом с ним нет источников крошек и пыли, которые могут нанести урон оптике устройства.

    Прежде чем в первый раз посмотреть в телескоп, важно проверить наличие солнечного фильтра. Работа с телескопом без него крайне опасна и чревата ухудшением зрения. С осторожностью наблюдайте за Солнцем, и не фокусируйтесь на нем долгое время, иначе могут перегреться и прийти в негодность чуткие к температурам детали оптики телескопа.

    Если вы используете устройство для фиксации своих наблюдений, то всегда выполняйте настройку заново после подключения и отключения камеры.

    Если телескопом пользуется ребенок до 15 лет, то рядом с ним обязательно должны находиться взрослые.

    1.3. Астрономический бинокль

    Астрономический бинокль (бинокуля́р) - бинокль, предназначенный для наблюдения астрономических объектов: Луны, планет и их спутников, звёзд и их скоплений, туманностей, галактик и т. д.

    Бинокль легко навести на нужный небесный объект, поэтому они широко используются для наблюдения ночного неба даже при наличии телескопа.

    Стереоскопического изображения не получается даже для удалённых наземных объектов, но использование сразу двух глаз облегчает наблюдение звёздного неба (в частности, не надо жмуриться). Любители астрономии обычно используют призменные бинокли, полевые или военные. В отличие от телескопов, окуляры астробинокля несъёмные.

    С помощью телескопов астрономы на специальных станциях, обсерваториях, наблюдают и изучают звездное небо.

    1.4. Что такое звёзды

    Звезда – это излучающий свет массивный газовый шар.

    Ближайшая к Земле звезда – Солнце .

    Солнце во много раз больше земного шара. Если представить Землю в виде зернышка проса, то Солнце будет размером с крупный арбуз.

    Земля и Солнце (фотомонтаж с сохранением соотношения размеров)

    Эт о часто встречающееся желтая звезда, которую ученые назвали Солнце, в честь древнего римского имени. Вот почему наша система планет называется Солнечной системой . Есть триллионы других звезд во В селенной, такие же, как наше Солнце. Многие из этих звезд имеют свои собственные системы планет, спутники, астероиды и кометы. Солнечная система состоит из планет, которые вращаются вокруг нашего Солнца. В дополнение к планетам, Солнечная система также состоит из спутников, комет, астероидов, малых планет, пыли и газа.

    Свет от Солнца, может достигнуть Земли всего за 8 минут! Это и есть скорость света. Солнце находится на расстоянии от Земли почти 93 миллиона миль (это около 145 млн км) .

    1.5. Что такое созвездие

    Давным-давно люди, рассматривая звездное небо, заметили, что некоторые скопления звезд напоминают фигуры людей, мифических героев, животных, предметы, и такие скопления звезд астрономы назвали созвездиями.

    Знание созвездий – это азбука астрономии, но она необходима не только астрономам. По звездам часто ориентируются летчики, моряки, туристы, путешественники, разведчики.

    1.6. Сокровища Солнечной системы

    Рассмотрим некоторые небесные объекты, на которые в практической части моей работы мы обратили особое внимание и сделали их фотографии.

    Луна является попутчицей Земли в космическом пространстве. Это единственный естественный спутник и ближайшее к нам небесное тело. Среднее расстояние до Луны – 384000 километров. Ежемесячно Луна совершает полное путешествие вокруг Земли. Она светится только светом, отраженным от Солнца, так что постоянно одна половина Луны, обращенная к Солнцу, освещена, а другая погружена во мрак. Какая часть освещенной половины Луны видна нам в данный момент, зависит от положения Луны на ее орбите вокруг Земли. По мере движения Луны по орбите ее форма, как нам кажется, постепенно, но непрерывно меняется. Различные видимые формы Луны называются ее фазами. В некоторые дни Луна совсем не видна на небе. В другие дни она имеет вид узкого серпа, полукруга и полного круга. Луна подобно Земле является темным, непрозрачным круглым телом. Полный цикл фаз заканчивается и начинает повторяться через каждые 29,59 суток. Луна вращается относительно Солнца с периодом, равным синодическому месяцу, поэтому день на Луне длится почти 1.5 суток и столько же продолжается ночь. Не будучи защищена атмосферой, поверхность Луны нагревается днем до + 110 о С, а ночью остывает до -120° С. Даже невооруженным глазом на Луне видны неправильные темноватые протяжённые пятна, которые были приняты за моря; название сохранилось, хотя и было установлено, что эти образования ничего общего с земными морями не имеют. Телескопические наблюдения, которым положил начало в 1610 Г. Галилей, позволили обнаружить гористое строение поверхности Луны.

    Луна (реальный снимок с телескопа Селестрон 26.07.2015)

    Земля и Луна (фотомонтаж с сохранением соотношения размеров)

    Следующая остановка в нашем путешествии по Солнечной системе – одна из самых захватывающих. Планета Сатурн является самой дальней планетой, которую можно увидеть с Земли без телескопа.

    Это шестая планета от Солнца, огромный и яркий газовый гигант, который окружают тысячи сверкающих колец. Интересно, что, чем ближе к планете – тем больше можно разглядеть. То, что изначально могло показаться двумя большими кольцами – на самом деле состоит из тысяч маленьких и в совокупности является системой Сатурн. Вокруг всей этой красоты есть система из 62 лун, от карликовых спутников до гигантов. Семь из них достаточно велики, чтобы вызвать интерес для нашего исследования. Всё это планета Сатурн с его загадочной системой колец и спутников.

    Сатурн (фотомонтаж)

    Бесспорно, самой яркой чертой системы Сатурна являются его кольца. Весь этот комплекс – большое скопление частичек льда. Их величина варьируется от пылинок до больших льдин, размером с автомобиль. Несмотря на то, что их окружность – 282 000 километров, толщиной они всего около мили. Именно из-за этого, если смотреть со стороны, колец не видно. Впервые кольца Сатурна в 1610 году заметил в телескоп Галилео Галилей. Первые исследования показали, что у планеты только два кольца. Но позже, благодаря экспедициям в Солнечную систему, выяснилось, что колец гораздо больше. Последние наблюдения показывают, что все это очень сложная структура из толстых и тонких областей и спиралевидных скоплений. Кроме того, выяснилось, что некоторые кольца находятся на одном месте благодаря силе притяжения малых спутников, которые принято называть Спутниками Пастухами.

    Сатурн (реальный снимок с телескопа Селестрон 26.07.2015)

    Орбита некоторых малых лун Сатурна проходит или внутри колец, или очень близко к ним. Их гравитация выстраивает кольца в ровные линии, они же – причина промежутков между кольцами. Именно эти спутники называют Спутниками Пастухами, из-за эффекта собирать вместе кольца.

    Глава 2. Практическая часть

    2.1. Наблюдение небесных объектов разными способами

    Беседа и работа совместно с учителем физики и астрономии МБОУ Лицей авиационного профиля № 135 - Владимиром Николаевичем Асташиным.

    В ходе наблюдения за небесными телами у меня возникало много вопросов, на которые мне Владимир Николаевич давал исчерпывающие ответы. Он рассказал, что такое телескоп и показал, как с ним правильно работать.

    Для сравнения я наблюдала небесные объекты в разное время суток несколькими способами:

      невооруженным глазом;

      с помощью астрономического бинокля;

      с помощью телескопа.

    Для себя я сделала очень интересные выводы. Например, мы видим невооруженным глазом на небе 1 звезду, а на самом деле это может быть двойная звезда, которую можно разглядеть только через телескоп (это звезда Альбирео).

    В дневное время мы наблюдали с помощью телескопа пятна на Солнце.

    Вечером и ночью мы рассматривали лунную поверхность, на которой отчетливо видны кратеры и «моря». Я увидела, как выглядит планета Сатурн; Туманность Андромеды - ближайшая к Млечному Пути большая галактика.

    Мы рассматривали звёздные скопления: Плеяды и шаровое звёздное скопление М-13 в Геркулесе.

    Еще я познакомилась с новыми созвездиями:




      созвездие Геркулес;

      созвездие Персей;

      созвездие-астеризм Кассиопея одно из самых примечательных не только в северном полушарии, но и на всем звездном небе. Кассиопея имеет характерный вид латинской буквы W или же перевернутой М;

    Теперь я знаю самые яркие звёзды: Вега, Арктур, Денеб, Альтаир.

    В ночь с 12 на 13 августа 2015 года мы наблюдали такое явление, как «звездопад» - Персеи́ды - метеорный поток, ежегодно появляющийся в августе со стороны созвездия Персея. Образуется в результате прохождения Земли через шлейф пылевых частиц, выпущенных кометой Свифта-Туттля. Мельчайшие частицы, размером с песчинку, сгорают в земной атмосфере, образуя звёздный дождь. Сначала он «проливается» с наибольшей силой, затем постепенно слабеет.

    Во время наблюдений в ночное время, я заметила, что на участке неба в районе нашей улицы Лермонтова проходят авиалинии: над нами пролетели несколько самолётов как в одну, так и в обратную сторону. Оказывается, ночью также можно наблюдать большое количество движущихся спутников, в том числе и МКС (Международная космическая станция).

    По результатам наблюдений в приложении мною составлен фотоотчёт в виде презентации.

    2.2. Как устранить выявленную проблему

    Беседа с библиотекарем Центральной детской библиотеки Мещерековой Ниной Васильевной.

    В ходе исследования мне понадобилось изучение дополнительной специальной литературы. Я обратилась в Центральную детскую библиотеку с. Приволжья к библиотекарю Мещерековой Нине Васильевне.

    Вот, что она ответила на мои вопросы:

    1. Много ли книг о космосе есть в детской библиотеке?

    - К сожалению, по данной тематике в фонде нашей библиотеки находится небольшое количество книг.

    2. Как часто дети обращаются за специальной литературой о звёздном небе?

    - Очень редко.

    Следовательно, возникла проблема : малый интерес детей к изучению специальной литературы и наблюдению за звёздным небом.

    Как устранить выявленную проблему?

    Я считаю, что необходимо:

      Обратить внимание учащихся на актуальность тем о космосе. Вокруг нас много интересных небесных объектов, которые мы можем наблюдать ежедневно, но очень мало о них знаем.

      Подготовить и провести для учащихся начальных классов классный час «Загадки звёздного неба».

    III . Заключение

    На одном из классных часов я провела беседу с учащимися класса по результатам моей работы. Я задала им несколько вопросов:

      Вы любите смотреть на звезды? И запрокинув голову отыскивать знакомые созвездия, звёзды и планеты? (Все ответили – да).

      Понравился ли вам мой рассказ о наблюдениях звёздного неба?

    Большинство ребят ответили, что им очень понравился мой рассказ, и они захотели также почитать книги о небесных телах, но больше всего им захотелось посмотреть в телескоп, что подтверждает мою гипотезу , выдвинутую в начале работы.

    В заключение своей работы мне хотелось бы отметить следующее.

    Звёздный купол над нами – это безграничный мир, полный тайн и загадок. А изучение его - это необыкновенно интересный и потрясающий воображение процесс.

    Мне очень понравилось вести наблюдение за небесными объектами, узнавать что-то новое о них. Я надеюсь, что и в дальнейшем у меня будет возможность также наблюдать с помощью специальных астрономических приборов. И, возможно, в следующий раз я расскажу об одном из небесных тел более подробно.

    IV . Работая над темой, я познакомился со следующей литературой:

      Космос: [энциклопедия: для мл. шк. возраста] / [авт. : Житомирский С. В. [и др.] ; сост. А. В. Волкова; худож. А. Г. Данилова [и др.]. - М.: РОСМЭН, 2010. - 95 с.: цв. ил. - (Моя первая энциклопедия). - Указ. : с. 94-95.

      Левитан Е. П. Сказочная Вселенная: увлекательная энциклопедия для будущих астрономов и космонавтов, а также для всех любознательных ребят: [для мл. шк. возраста] / Ефрем Левитан; [худож. Т. Гамзина-Бахтий]. - М.: Изд. дом Мещерякова, 2010. - 503, с. : цв. ил.

      Необыкновенные приключения Пети в космосе: [для чтения взрослыми детям] / [текст А. Иванова, М. Малороссияновской; рис. К. Елькиной]. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2011. - с. : цв. ил.

      Порцевский К. А. Моя первая книга о космосе: [для мл. шк. возраста] / К. А. Порцевский; [ил. А. И. Безменова, А. Г. Даниловой, Н. В. Данильченко и др.; оформл. серии Л. Д. Андреева]. - М. : РОСМЭН, 2011. - 95 с. : цв. ил. - (Моя первая книга). - Указ.: с. 94-95.

      Ранцини Ж. Космос. Сверхновый атлас Вселенной: ил. справ. с картами созвездий / Жанлука Ранцини; [пер. с итал. Г. Семеновой]. - М. : Эксмо, 2010. - 216 с. : цв. ил. – Слов.: с. 213-214. - Алф. указ.: с. 215-216.

      Фарндон Д. Детская энциклопедия космоса: [для детей дошк. возраста ] / Джон Фарндон; пер. с англ. Н. Конча. - М.: Эксмо, 2011. - 144 с.: цв. ил. - Слов. : с. 138-142. - Указ.: с. 143-144.

      Фантазеры. Путешествие в космос [Электронный ресурс] : [развивающая программа: для детей от 5 лет] / авт. программы: И.Л. Туйчиева, О.Н. Горницкая, Т.В. Воробьева, А.Ю. Кремлева. - М. : Новый Диск, 2011. - 1 электрон. опт. диск (СD-ROM) : зв., цв. - (Творческая мастерская для детей).

      Брашнов Д. Удивительная астрономия: [из серии: О чем умолчали учебники] / Дмитрий Брашнов. – ЭНАС-книга, 2014. – 200 с.: цв. ил. 61.