Гомозиготные близнецы. Монозиготные близнецы и дизиготные близнецы и полуидентичные близнецы – ЧТО ЭТО? Связь между близнецами

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В случае двуяйцовой (гетерозиготной) двойни каждое из плодных яиц (бластоцист) после внедрения в децидуальную (отпадающую) оболочку стенки матки образует свои водную и ворсинчатую оболочку , из которых в дальнейшем развивается для каждого плода отдельная (собственная) плацента с самостоятельной сетью фетальных кровеносных сосудов. При этом зачастую обе плаценты остаются раздельными. Даже в случаях, когда края обеих плацент тесно прилегают друг к другу (как бы сливаются в единое целое), тем не менее, ворсинчатая и водная оболочки каждого из плодных яиц остаются раздельными в то время как капсулярная оболочка у них общая .

Многояйцовые близнецы (также как и однояйцовые) бывают не только двойняшками, но и тройняшками, четверней и так далее вплоть до 9 детей. Кроме того, зафиксированы случаи, когда, например, в тройне рождались два идентичных (гомозиготных) близнеца и один не идентичный (гетерозиготный по отношению к остальным двум).

См. также

Напишите отзыв о статье "Многояйцовые близнецы"

Примечания

Литература

  • Г. М. Савельева, В. И. Кулаков. Акушерство . - М .: Медицина , 2000. - С. 816. - ISBN 5-225-04549-9

Ссылки

Отрывок, характеризующий Многояйцовые близнецы

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.

Вы когда-нибудь слышали — монозиготные близнецы или дизиготные близнецы? Мы предлагаем с этим разобраться, что это: монозиготные и дизиготные близнецы (двойня). Здесь вы не увидите точные научные формулировки. Это статья рассчитана на обывателя, не обладающего точными знаниями в области генетики, и тем более не владеющего терминологией. Она для тех, кому монозигота или дизигота, или гетерозигота — просто непонятные научные слова. И при чем тут близнецы? Однако такие люди часто используют в обиходной речи термины и понятия из этих «непонятных» областей знаний. Далее мы приводим около научную понятийно правильную трактовку используемых терминов: монозиготные близнецы (двойня) и гетеро или дизиготные близнецы (двойня).

Монозиготные близнецы и дизиготные близнецы начинаются с ЗИГОТЫ !

Прежде чем говорить про каких-то
монозиготных и дизиготных близнецов, или не дай бог про гетерозиготных, давайте узнаем вообще, что это значит зигота. Как отличается гетеро, ди и монозигота друг от друга. Может не все так страшно? Для этого ознакомимся с терминологией. Говорить будем не научным языком, а по возможности понятным и простым.

Зигота – начало близнецов

Зигота – происходит от греческого слова значащего «удвоенный» - клетка, которая содержит двойной полный набор хромосом, она образуется в процессе оплодотворения. Под оплодотворением понимается слияние мужской (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) клеток. Зигота способна породить другие клетки в процессе своего дробления. Проще говоря, с появления зиготы начинается развитие плода, беременность и рождение малыша или, в нашем случае, близнецов.

Монозиготные близнецы (гомозитные близнецы)

Монозиготным (гомозиготным) можно назвать организмы, у которых одинаковые гены, т.е. они похожи друг на друга или идентичны. В терминах, относящихся к биологии, получившиеся в результате оплодотворения одной женской клетки (яйцеклетки) одним сперматозоидом (мужской клетки). Тогда монозиготные близнецы – идентичная или полностью похожая друг на друга двойня детей, получившаяся из одной материнской клетки.

Дизиготные близнецы (гетерозиготные близнецы)

Дизиготными (гетерозиготными) можно назвать организмы, у которых есть копии общих генов, которые несколько отличаются между собой. Если объяснять в терминах, используемых в генетике и биологии, то получается – гетерозиготными называются оплодотворение двух или более яйцеклеток, что приводит к развитию двух или более плодов. Так как есть слова про два и более, то часто используют слово дизиготные. (Ди – значит два).

Рождение двойняшек происходит куда чаще, чем большего количества детей за один раз. Таким образом, для нас дизиготные близнецы практически одно и то же с гетерозиготными близнецами и значат всего-то двойня детей не полностью похожих друг на друга.

Полуидентичные близнецы (монозиготные полярные близнецы) – редкий случай !

Полуидентичные близнецы или монозиготные полярные (полуидентичные) — промежуточный тип между монозиготными и дизиготными близнецами. В общем смысле организмами. Это исключительный случай. Полуидентичные близнецы (двойня) совмещают в себе общую половину генов от матери и другу половину различных генов от отца. Именно за это их и называют полуидентичными в терминах биологии.

Процесс образования полуидентичных или, по-другому, монозиготных полярных близнецов очень сложен. Обычно вместе с женской яйцеклеткой образуется и развивается полярное тельце. Это такая небольшая клетка, которая появляется вместе с яйцеклеткой, и потом обычно отмирает, а яйцеклетка продолжает жить дальше.

Иногда по непонятным причинам, полярное тело начинает расщепляться, хотя обычно такое поведение ему не свойственно. Полярное тело может увеличиваться в размерах и начинает хорошо питаться, а затем, вопреки обычному случаю, — не отмирает. Тогда оно начинает себя вести как вторая яйцеклетка. Получается, что начинают существовать «как бы» две раздельные яйцеклетки с одинаковым набором генов. Такое необычное полярное тело и яйцеклетка без проблем могут быть оплодотворены двумя разными сперматозоидами.

Таким образом, полуидентичные близнецы на половину как бы монозиготные (по материнской линии), и другую половину (отца) – дизиготные. У близнецов по матери гены одни и те же, т.е. они по матери абсолютно похожи друг на друга, как у монозиготной двойни. По отцу же гены разные, т.к. яйцеклетку и полярное тело оплодотворили разные сперматозиды, как у дизиготной двойни (там два разных сперматозида на две разные яйцеклетки). В общем, это довольно редкий случай двойни. Чтобы «это» узнать на конкретных детях, надо делать их генную экспертизу, со всеми вытекающими из этого трудностями.

Дизиготные и монозиготные близнецы и ЯЙЦА

Мы тут все говорим яйцеклетки – яйцеклетки. Как вообще дизиготные и монозиготные близнецы связаны с яйцами? Тут речь не про яйца и куриц, а про терминологию принятую в биологии. Кстати, одна мужская половая клетка не может оплодотворить более чем одну женскую, потому с мужской стороны все выглядит просто. И появлению за один раз более одного ребенка мы обязаны именно женщинам с их яйцеклетками. Потому внесем некоторую ясность.

Яйцеклетка, иногда по-научному ооцит, или овоцит – женская клетка которой свойственна Оогамия. Под этим термином «оогамия» понимают половой процесс слияния четко различных половых клеток. Значит яйцеклетка — это женская половая клетка, способная в ходе полового процесса к слиянию с отличной от нее мужской половой клеткой – сперматозоидом. Кстати, если интересно, можно отдельно поискать, что такое однояйцевые близнецы и разнояйцевые близнецы.

Так и есть женская яйцеклетка – большая и неподвижная, мужской сперматозоид мелкий и подвижный, при слиянии образуется зародыш и плод. Наступает беременность и при благоприятном ее течении, ждите монозиготных или дизиготных близнецов.

Монозиготная двойня и дизиготная двойня – про ДЕТЕЙ

Теперь можно поговорить уже о конкретных понятиях привязанных непосредственно к нашим реалиям и жизни вообще: монозиготная двойня и дизиготная двойня. Ведь какому родителю интересно слушать про какие-то там зиготы, гетеро и моно, и яйцеклетки. Всегда интересно про детей близнецов. Итак.

Дизиготная двойня (гетерозиготная двойня)

Дизиготная двойня (гетерозиготная двойня) это дети близнецы, у которых может быть разный пол и всегда разный набор генов. Да, они похожи между собой, но не более чем брат на брата (сестра на сестру), или брат на сестру. Значит, они могут быть и всегда будут разными и не идентичными. По научному, они дизиготные близнецы.

Монозиготная двойня

Монозиготная двойня – абсолютно похожие друг на друга дети, одного пола и с одинаковым набором генов. Они идентичны друг другу по генам. Заметим, что в 25 случаях из 100, т.е. в 25% вероятностью, могут иметь зеркальную внешность, например у одного ухо оттопырено слева, а у другого справа, или родинка у одного слева, у другого справа. Вспомните отражение в зеркале, тогда все прояснится. По научному, они зеркальные монозиготные близнецы, или просто зеркальные близнецы.

Монозиготная полярная (полуидентичная) двойня

Монозиготная полярная (полуидентичная) двойня у людей встречаются крайне редко, могут быть одного или разного пола, как королевская двойня. О том, что это именно она, может сказать только генетическая экспертиза. Такая двойня всегда и обязательно имеет одинаковую половину генов от матери, и различную половину генов от отца. По-научному они полуидентичные близнецы или же монозиготные полярные близнецы.

Дизиготные близнецы и монозиготные близнецы — в терминах относящихся к БЕРЕМЕНОСТИ

Наверное, после того как вы узнали, что такое дизиготные и монозиготные близнецы, будет интересно узнать, как это связано с беременностью. В медицине для их обозначения используют совсем другую терминологию. Интересно какую – смотрите монохориальная диамниотическая двойня или монохориальная моноамниотическая двойня или диамниотическая дихориальная двойня – ЧТО ЭТО или КТО ЭТО – это отдельная статья на эту тему. Если и так знаете, то дальше смотрите, что получается.

Дизиготные близнецы (дизиготная двойня) — это однозначно дихориальная диамниотическая двойня. Разные плаценты и разные домики (околоплодные мешки амнионы) для малышей. Дизиготные — всегда разнояйцевые близнецы.

Монозиготные близнецы (монозиготная двойня) — может быть:

  • монохориальная моноамниотическая — одна плацента и один домик на двоих. Вероятность появления примерно 1% от всех монозиготных.
  • монохориальная диамниотическая — одна плацента и один домик с перегородкой, т.е. две разные квартирки. Вероятность появления 70-80% от всех монозиготных.
  • дихориальная диамниотическая – аналог дизиготных близнецов. Вероятность появления 20-30% от всех монозиготных.

Монозиготные — всегда однояйцевые близнецы

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:

1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.

2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова- Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы 1 . 1 (Русаков В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1988. -Т. 1. - № 2.)

Она включает:

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» 2 . 2(Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.)

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения детей с данным типом нервной системы.

Развивая в этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

Обратимся теперь к непосредственному анализу некоторых фактов, свидетельствующих за и против генотипической обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью обнаруживается, в других - нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные» 1 . "(Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. -С. ПО.)

Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако - и это очень важный факт - ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью» 1 . "(Там же).

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой - внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, т.е. ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Вопрос касается того, как называть и определять биологические особенности нескольких организмов, рожденных от человека.

Начнем с того, что близнецами называются дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов через непродолжительное время друг за другом. Такие дети называются близнецами вне зависимости от того, являются они гомозиготными (однояйцевыми) или гетерозиготными (два генетически и внешне разных ребенка).

Двойняшки — два близнеца. Номинация в этом случае зависит от количества плодов в беременности: двойняшки, тройняшки. Реже — четверняшки. Слова четверняшки, пятерняшки, шестерняшки и так далее кажутся ошибочным, поскольку язык отражает реальность, а в реальности многоплодная беременность человека чаще всего ограничивается двумя плодами. Четыре, пять, шесть и более близнецов — большая редкость, поэтому язык будто бы не нуждается в слове для этого объекта, то есть употребление такого слова не отличается частотой воспроизведения.

Соответственно, близнецов не всегда можно назвать двойней , поскольку их может быть больше двух, но двойня — это всегда близнецы : обычных сестер, братьев или брата и сестру двойней назвать нельзя.

Несмотря на такое словарное разграничение, есть сложившееся употребление этих слов в еще одном значении.

Говоря о двух детях, рожденных одновременно, и пытаясь выяснить, о каком типе близнецов идет речь, люди выбирают для разделения гомо- и гетерозиготных близнецов слова двойня и близнецы в качестве противопоставленных понятий.

Гомозиготные близнецы — идентичные, у них один на двоих общий генотип. Гетерозиготные близнецы — два разных ребенка с разными генотипами, развивающиеся в разных яйцах одновременно. Именно для того, чтобы понять, о каком типе идет речь, люди используют слова двойня и близнецы , если детей двое.

Часто можно услышать «они не близнецы, а двойня ». То есть близнецами называют детей, которых можно перепутать (общий генотип = одна на двоих внешность), а двойней тех, что родились вместе, но являются при этом совершенно разными людьми, — такие же дети могли родиться с разницей в 10 лет.

Последний случай — не словарная фиксация, а сложившаяся речевая практика и наблюдение за языком, поэтому не следует воспринимать это разъяснение как правило.

Итак, близнецов не всегда можно назвать двойней , но двойня — это всегда близнецы .