Чем занимался секретный комитет. Секретные комитеты

Секретные комитеты

временные высшие совещательные органы в России в 1-й половине 19 в. Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг. Главным в работе С. к. был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы. Первый С. к. - «Комитет 6 декабря 1826» (существовал до 1832) под председательством В. П. Кочубея (См. Кочубей) и при активном участии М. М. Сперанского (См. Сперанский) пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих С. к. В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности С. к. 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (См. Почётный гражданин) (1832). Созданный в марте 1835 С. к. разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого С. к. - подготовка реформы государственных крестьян (См. Государственные крестьяне). В 1839-42 в С. к. обсуждался проект П. Д. Киселева (См. Киселёва реформа) о введении инвентарей (См. Инвентари). Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах (См. Обязанные крестьяне). С. к. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в С. к. в 1846, 1847 и 1848. Периодически создавались ведомственные и отраслевые С. к. Так, в 1840-43 действовало 6 финансовых С. к. В 1848 было создано 2 С. к. по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855). Существовали С. к. карательного характера, действовавшие совместно с Синод ом (С. к. о раскольниках и отступниках, 1825-59, С. к. высшей церковной цензуры, 1851-60).

Деятельность ряда С. к. явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права. Последний С. к. был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра II и занялся разработкой мер по отмене крепостного права. Нарастание революционной ситуации (См. Революционная ситуация) 1859-61 заставило правительство ускорить решение крестьянского вопроса. В конце 1857 Александр II особыми рескриптами разрешил дворянству ряда губерний приступить к составлению проектов «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», т. е. проектов отмены крепостного права. После опубликования этих рескриптов подготовка крестьянских реформ получила гласность. В начале 1858 С. к. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу .

Лит.: Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПБ, 1888; Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае I, в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968, с. 55-59, 68-94.

А. Г. Тартаковский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Секретные комитеты" в других словарях:

    Временные высшие совещательные органы в России в первой половине XIX в. Содержание 1 Создание секретных комитетов 2 Секретные комитеты … Википедия

    В России во 2 й четв. 19 в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857 58 для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права; в 1858 переименованы в Главный комитет … Большой Энциклопедический словарь

    СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ, временные государственные учреждения, создавались во 2 й четверти 19 в. в царствование императора Николая I для обсуждения проектов различных реформ. В царствование императора Александра II в 1857 создан С. к. для обсуждения… … Русская история

    В России во 2 й четв. 19 в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857 58 для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права; в 1858 переименованы в Главный комитет. Политическая… … Политология. Словарь.

    Временные верховно бюрократич. учреждения, создававшиеся в царствование Николая I для обсуждения проектов реформ. Опасаясь обществ. брожения, Николай I окружил деятельность С. к. глубочайшей тайной, привлекая к ним лишь особо доверенных… … Советская историческая энциклопедия

    В России во второй четверти XIX в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ; в 1857 58 действовал Секретный комитет по крестьянскому делу для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного… … Энциклопедический словарь

    СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ - временные высшие совещательные органы в России в 1 й половине XIX в. Были образованы императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований. Главным в работе Ок. был крестьянский вопрос – подготовка отмены крепостного права. До… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    А; м. [франц. comité от лат. committere поручать] 1. Выборный коллегиальный орган, руководящий какой л. работой. Исполнительный к. Местный к. профессионального союза. 2. Орган государственного управления, выполняющий определённые функции. К. по… … Энциклопедический словарь

    Буржуазная реформа, отменившая Крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной К. р. явился кризис феодально крепостнической системы. «Сила экономического развития, втягивавшего Россию… …

    В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

После исследования материалов поступивших в Министерство внутренних дел, правительство пришло к выводу, что из создавшейся ситуации можно выйти, приняв одно из трёх решений: 1) отменить крепостное право единым указом и без наделения крестьян землёй. 2) отменить крепостное право, сохранив за крестьянами их наделы за выкуп (операция потребует длительного времени); 3) перевести крестьян в положение временнообязанных на срок.

Первые два варианта казались правительству неприемлемыми из-за угрозы «пролетаризации» безземельных крестьян и финансовых затруднений государства, не способного выплатить помещикам крупных выкупных сумм за отчуждаемые у них земли. Третий вариант мог стать наиболее приемлемым: освобождение крестьян могло быть произведено без финансовых затрат со стороны государства.

Император Александр II и Министерство внутренних дел считали недопустимым взимать выкуп за освобождение личности крестьянина. Вместе с тем в скрытой форме такой выкуп планировалось получить при обязательном выкупе крестьянами своей усадьбы.

Тогда решено было учредить для обсуждения мер по устройству крестьянского быта Секретный комитет под личным председательством самого императора.

Непосредственная подготовка отмены крепостного права начинается с января 1857 года, когда был создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В состав этого комитета вошли следующие лица: князь А.Ф. Орлов, С.С. Ланской, П.Ф. Брок, М.Н. Муравьёв, граф В.Ф. Адлерберг, К.В. Чевкин, князь В.А. Долкоруков, князь П.П. Ростовцев и В.П. Бутков. По составу и характеру деятельности он мало, чем отличался от тех секретных комитетов, что создавались ещё в николаевское царствование. 3 января 1857 г. состоялось первое заседание этого комитета. «Объяснив присутствующим, что вопрос о крепостном праве давно уже занимает правительство, и что состояние это уже отжило свой век, Александр II обратился к членам комитета с вопросом, следует ли теперь же принять какие-либо решительные меры к освобождению крестьян? Обсудив этот вопрос, присутствовавшие единогласно ответили, что крепостное право есть зло, и для блага государства необходимо немедленно приступить к составлению предложений о тех началах, на которых может быть проведено освобождение крестьян, но освобождение постепенное без крупных и резких поворотов» Вишняков Е.И. Начало законодательных работ//Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т.4. - М.,1911. -С.140 - 141.. Большинство членов секретного комитета недоверчиво относилось к задуманному императором преобразованию, считая его преждевременным и опасным, поэтому в свой покорный ответ они и ввели оговорку о постепенности в надежде, что это даст возможность ограничиться лишь незначительными мерами по крестьянскому делу. Закрывая первое заседание, император определил, что задача комитета должна заключатся: 1) в рассмотрении крестьянского вопроса и 2) в составлении для оного предложений.

Началось изучение обширного материала по устройству помещичьих крестьян, только что собранного Министерством внутренних дел и теперь вытребованных в комитет. Были приняты к сведению и рукописные проекты, из которых особенно большим вниманием общества пользовались записки К.Д. Кавелина, Ю.Ф. Самарина, А.И. Кошелева, давно уже занимавшихся разработкой крестьянского вопроса.

В сохранении значительного переходного периода были заинтересованы помещики степной полосы, где преобладали крупные хозяйства, и где не хватало рабочих рук. В проекте самарского помещика, славянофила и реформатора Ю.Ф. Самарина предусматривалось освобождение крестьян с землей при сохранении на десятилетний период обязательных барщинных работ. Сумма выкупа для степных помещиков была безразлична.

В записке тверского помещика и общественного деятеля А.М. Унковского он и его единомышленники настаивали на скорейшем решении крестьянского вопроса. В основном расхождения зависели от местных условий и размеров помещичьего хозяйства. В черноземных губерниях, где главную ценность представляла земля, предполагалось сохранить ее в руках дворянства при назначении небольшого выкупа за крестьянскую свободу.

Проект полтавского помещика М.П. Позена доказывал, что крестьянское малоземелье обеспечит помещичье хозяйство дешевой рабочей силой, и вместе с тем будет служить препятствием для ухода крестьян из деревни. В нечерноземных губерниях помещики готовы были предоставить крестьянам максимально возможное количество малоплодородной земли, но проявляли заинтересованность в больших размерах выкупа.

Всего набралось около ста документов. Для изучения их комитет избрал особую комиссию из трёх своих членов: князя Гагарина, барона Корфа и генерала Ростовцева. К весне 1857 г. они рассмотрели отобранный материал, но между ними «оказалось такое разногласие во взглядах, что общего заключения составить не представлялось возможности, и каждый из них внёс в комитет свою записку отдельно» Вишняков Е.И. Начало законодательных работ//Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т.4. - М.,1911. -С.141.. По этим отзывам министр внутренних дел представил со своей стороны уже подробно обоснованный план реформы, выработанный А.И. Левшиным. По этому плану, вся земля должна была остаться по-прежнему собственностью помещиков; но крестьянам предлагалось отделить необходимую для них часть земли в постоянное пользование за повинности. Сами крестьяне должны были получить свободу безвозмездно; но чтобы спасти от разорения помещиков нечерноземных - промышленных губерний, Левшин предлагал дать помещикам промышленных имений вознаграждение за лишение права располагать крепостным трудом в скрытой форме, под видом повышенной оценки усадеб, а чтобы разница в оценке усадеб в этих губерниях и в хлебородных чем-нибудь мотивировалась, он предлагал размер усадеб в хлебородных губерниях довести до минимума, оставив крестьянам лишь постройки, - которые в этих губерниях по большей части были очень плохи и не имели цены - да самые ничтожные клочки земли под ними. Соответственно этому предлагались и не одинаковые сроки для выкупа за усадьбы помещикам в промышленных и хлебородных губерниях Левшин А.И. Достопамятные минуты//Русский архив. - 1885. - №8. - С.501..

Важную роль сыграла составленная Н.А. Милютиным записка об освобождении крестьян в имении великой княгини Елены Павловны. Проект предлагал освобождение крестьян сразу, с землей и за выкуп. Это были три составляющие будущей реформы.

14 и 17 августа в Комитете обсуждали поставленный Александром II вопрос, как приступить к реформе. Руководствуясь тем, что к освобождению крестьян, возможно, приступить «не вдруг, а постепенно», Комитет полагал всю подготовку реформы подразделить на три периода.

Первый период, по мнению Комитета, должен быть приуготовительный. В продолжении его правительство должно всячески смягчить и облегчить крепостное состояние, открыть помещикам все способы увольнять крестьян по взаимным с ними соглашениям и собрать все вообще материалы, сведения и данные, необходимые для постановления тех мер, которые впоследствии должны быть приняты к освобождению крепостного сословия.

Второй период должен быть переходный. «В продолжение его правительство должно принять меры к освобождению крепостного сословия, но освобождение уже не по взаимному уже соглашению помещиков и крестьян, а обязательному, только не вдруг, а постепенно, «шаг за шагом». В этот период крестьяне должны постепенно приобретать личные права людей свободного сословия, оставаясь более или менее крепкими земле.

Наконец третий или последний период должен быть окончательный, когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях к помещикам как люди совершенно свободные» Попельницкий А Секретный комитет//Вестник Европы.- 1911 - №3. - С.128.

Осенью того же года виленский генерал-губернатор и личный друг императора В.И. Назимов сумел уговорить дворянство вверенного ему края обратиться к верховной власти с просьбой об отмене крепостного права. Тем самым дворянство брало на себя инициативу подготовки реформы. Ответный высочайший рескрипт на имя Назимова от 20 ноября 1857 г. излагал первую правительственную программу реформы: земля по-прежнему считалась преимущественной собственностью помещиков; крестьянам предоставлялось право выкупа усадебной оседлости в определенный срок; им отводились дополнительные угодья для обеспечения потребностей и отбытия повинностей; на крестьян возлагалась обязанность отработки барщины и выплаты оброка в определенных размерах. На весь переходный период за помещиками сохранялись функции вотчинной полиции, а крестьянам предписывалось организоваться в сельские и волостные общества.

Для подготовки реформы рескрипт предлагал учредить дворянские комитеты в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях. Рескрипт Назимову был разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства и месяц спустя опубликован. Его появление означало гласно заявленное стремление правительства в возможно короткие сроки решить крестьянский вопрос. «Петербургское дворянство ещё раньше обращалось к правительству с ходатайством о разрешении заняться пересмотром крестьянских отношений к помещикам» Марков М. Губернские комитеты//Крепостное право в России и реформа 19 февраля. - М.,1911. - С.300.. Вскоре, 5 декабря 1857 г., последовал рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора П.Н. Игнатьева о предоставлении права петербургскому дворянству открыть губернский комитет и разрешении ему приступить к «улучшению быта крестьян». Нижегородским дворянством был также представлен адрес, с заявлением о готовности приступить к устройству крестьян на началах указанных правительством. Губернатору А.Н. Муравьёву удалось увлечь дворянство своей речью, но вскоре крепостники опомнились и почти тотчас вслед за адресом послали в Петербург особую депутацию, которой поручено было объяснить правительству, что произошло недоразумение и что дворянство не согласно на те начала, которые заключены в рескрипте от 20 ноября. В Петербурге, однако же, поспешили воспользоваться полученным адресом, очень обрадовавшим императора, и 24 декабря, прежде чем делегация успела представиться, последовал рескрипт на имя Муравьёва, такого же содержания, как и рескрипт 20 ноября посланный Назимову.

За нижегородским адресом, последовал адрес московского дворянства, «которому дано было знать через генерал-губернатора графа Закревского о неприличии его молчания. Московское дворянство ходатайствовало в своём адресе об открытии комитета «для составления правил, которые комитетом будут признаны общеполезными и удобными для местностей Московской губернии». Эта оговорка очень рассердила императора Александра, и в рескрипте Закревскому было указано, что москвичи должны составить рескрипт на тех же началах, какие указаны дворянству других губерний» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.71..

Вслед за этим навстречу ясно выраженной самодержавной воле пошло дворянство остальных губерний. Впрочем, ему ничего другого и не оставалось. Запаздывавшим делались внушения через губернаторов и губернских предводителей дворянства. Кроме того, и сами помещики понимали, «что отстать от других невозможно и даже опасно, так как промедление могло легко вызвать волнения среди крестьян» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.71.. К июню 1858 г. не осталось уже ни одной губернии, не подавшей адреса.

Но выборы в комитеты кое-где замедлились, и комитеты открывались иногда лишь через шесть месяцев после получения рескрипта. Но к декабрю 1858 г. комитеты были открыты повсеместно.

Согласно рескрипту «Комитеты должны были в 6-месячный срок со дня открытия составить проекты освобождения крестьян для представления их в главный комитет» Марков М. Губернские комитеты//Крепостное право в России и реформа 19 февраля. - М.,1911. - С.300..

ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ [до 21.2(5.3).1858 - Секретный комитет по крестьянскому делу], в России в 1857-61 высший совещательный орган для выработки общих оснований крестьянской реформы 1861. Председатель - император Александр II, в его отсутствие председательствовали члены комитета А. Ф. Орлов, а с 25.9(7.10).1860 - великий князь Константин Николаевич. Другие члены комитета: В. Ф. Адлерберг, Д. Н. Блудов, П. П. Гагарин, М. А. Корф [до 17.2(1.3).1858], Я. И. Ростовцев [до 6(18).2.1860], К. В. Чевкин, а также шеф Отдельного корпуса жандармов и Главный начальник 3-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1857-59), министры - внутренних дел, финансов, юстиции [с 17(29).1.1858] и государственных имуществ [с 19.2(3.3).1858]. В августе 1857 года комитет сформулировал общие основания крестьянской реформы [утверждены императором Александром II 18(30).8.1857] - «смягчить и облегчить крепостное состояние», предоставить помещикам возможность освобождать крестьян по взаимным с ними соглашениям, а позже принять меры к постепенному обязательному освобождению крестьян. Комитет рассмотрел и с поправками одобрил рескрипт, данный от имени императора Александра II виленскому, ковенскому и гродненскому генерал-губернатору В. И. Назимову [составлен членами комитета С. С. Ланским и М. Н. Муравьёвым, опубликован 20.11(2.12).1857]. Рескрипт разрешил дворянству Виленской, Гродненской и Ковенской губерний приступить к составлению проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», а для этого создать губернские комитеты по крестьянскому делу. В нём были также определены «главные основания» реформы: в собственность крестьян должна была перейти (за выкуп) их усадебная земля; полевые наделы оставались в собственности помещика, который предоставлял их крестьянам в пользование за оброк или отработки; помещики сохраняли административную власть по отношению к крестьянам. В апреле 1858 года в комитете разработана подробная «Программа занятий губернских комитетов». В конце 1858 комитет, отказавшись от прежде принятой им программы реформы, признал необходимым: предоставить крестьянам возможность выкупить не только усадебную, но и надельную землю; учредить органы крестьянского сословного самоуправления. Эти положения утверждены императором Александром II 4(16).12.1858. В октябре 1860 - январе 1861 комитет рассмотрел проект реформы, выработанный в Редакционных комиссиях, и принял его шестью голосами против четырёх (против выступили П. П. Гагарин, В. А. Долгоруков, А. М. Княжевич, М. Н. Муравьёв), а затем представил в Общее собрание Государственного совета.

Источн.: Журналы Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу: В 2 т. П., 1915.

Лит.: Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1861. М., 1984; она же. Главный Комитет по крестьянскому делу 1858-1861 // Социально-экономическое развитие России. М., 1986.

Между тем по старому обычаю составлен был секретный комитет по крестьянским делам подобно тем, которые составлялись в царствование Николая. Этот комитет открыт был 3 января 1857 г. под личным председательством императора из лиц, особо доверенных.

Комитету поручено было выработать общий план устройства и улучшения положения крепостных крестьян. Работы этого комитета показывают нам, что в 1857 г. не существовало еще никакого плана, не собрано было еще сведений о положении дела, не выработаны были даже основные начала освобождения; так, например, еще не решили, освобождать ли крестьян с землею или без земли. Комитет принялся за дело.

Между тем в ноябре прибыл в Петербург давно ожидаемый виленский генерал-губернатор Назимов с результатами своих совещаний с местным дворянством. Назимов явился, повесив голову; предводители дворянства, может быть под влиянием праздничных впечатлений в Москве, наговорили лишнего, за что получили должное наставление от своих избирателей, дворян литовских губерний. Местные губернские комитеты решительно объявили, что не желают [ни] освобождения крестьян, ни перемены в их положении.

Когда Назимов об этом доложил, составлен был следующий рескрипт на его имя, помеченный 20 ноября 1857 г. В рескрипте значилось, что государь с удовольствием принял выраженное Назимовым желание литовских дворян улучшить положение крепостных, поэтому позволяет местному дворянству образовать комитет из своей среды для выработки положения, которым осуществилось бы это доброе намерение.

А комиссия при генерал-губернаторе; рассмотрев проект губернских комитетов, должна выработать общий проект для всех трех литовских губерний. Рескрипт указывал и начала, на которых должны быть основаны эти проекты.

Вот эти три начала: крестьяне выкупают у помещиков свою усадебную оседлость; полевой землей они пользуются по соглашению с землевладельцем. Дальнейшее устройство крестьян должно быть таково, чтобы оно обеспечивало дальнейшую уплату крестьянами государственных и земских податей. Крестьяне, получив усадьбу и землю от землевладельцев, устраиваются в сельские общества, но остаются под властью помещика как вотчинного полицейского наблюдателя.

С большим удивлением встретили местные дворяне рескрипт, данный Назимову, с трудом понимая, чем они подали повод.

Но тут блеснула еще другая искра в Петербурге. Решено было обращенное к литовскому дворянству приглашение заняться устройством положения крестьян сообщить к сведению дворянства остальных губерний на случай, не пожелают ли они того же, чего пожелало дворянство литовское.

Наконец, все эти рескрипты Назимову и циркуляры министра внутренних дел разосланы были губернаторам всех губерний, с тем, чтобы эти акты приняты были к сведению. С большим нетерпением ожидали в Петербурге, как отнесутся дворяне к этому сообщению.

Ранние годы
«В 1711 году, в эпоху когда Пётр I совершал свои великие преобразования и когда плод этих преобразований, Полтавская победа, - „наше русское воскресение“, по выражению Петра, - уже решила вопрос о будущности России, как могущественного европейского государства», родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным...

Северо-восточная Русь и ее вооруженные силы
Со второй половины века началось возвышение Москвы и ее превращение в главный политический центр Северо-Восточной Руси. Этот этап роста политического могуще­ства Московского княжества связан с деятельностью ве­ликого князя Дмитрия Ивановича, который понимал не­обходимость объединения усилий русских княжеств для достижения национальной с...

Преобразования Петра Великого
Эпох Петра характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать. ...

в России во второй четверти XIX в. временные государственные учреждения, создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857-1858 гг. - для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права. В 1858 г. переименованы в Главный комитет.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ

временные верховно-бюрократич. учреждения, создававшиеся в царствование Николая I для обсуждения проектов реформ. Опасаясь обществ. брожения, Николай I окружил деятельность С. к. глубочайшей тайной, привлекая к ним лишь особо доверенных сановников. За время его правления было созвано не менее 10 С. к. Крест. вопрос был главным в их работе. Первый С. к. - "6 дек. 1826" (формально существовал до 1832) под пред. B. П. Кочубея и при активном участии M. M. Сперанского - для выработки общего плана гос. преобразований, рассматривал проекты личного освобождения крестьян, улучшения быта гос. деревни, предложения об "очищении" дворянства от инородных элементов, о создании новых сословий, об упорядочении центр. и местной администрации. С. к. 1835-36 (ведущая роль принадлежала Сперанскому, E. P. Канкрину и П. Д. Киселеву) обсуждал вопрос о постепенной замене крепостнич. отношений договорными: крестьянам предоставлялось право свободного состояния, а вся земля оставалась собственностью помещиков. Общее решение крест. проблемы предполагалось начать с реформы казенной деревни; для этого дела С. к. были переданы в 5-е отделение собственной его имп. величества канцелярии под рук. Киселева. С. к. 1839-42 обсуждал проект Киселева о введении инвентарей. С. к. 1846 рассматривал записку министра внутр. дел Л. А. Перовского об ограничении крепостного права путем регламентации отношений внутри вотчины; к-ты 1840 и 1844 занимались вопросом увольнения дворовых, 1847 и 1848 - выкупом крестьян из имений, подлежавших публ. торгам. Нек-рые проекты С. к. в урезанном виде отразились в законодательстве (узаконения о дворянских об-вах 1831, о потомственных и личных "почетных гражданах" 1832, об "обязанных" крестьянах 1842, об отпуске дворовых на волю без земли от 1844 и т. д.). Опыт С. к. был учтен при выработке условий отмены крепостного права в 1861; последний C. к. 1857 был преобразован в 1858 в Главный комитет по крестьянскому делу. Лит.: РИО, т. 74, 90, СПБ, 1891-94; Семевский В. И., Крест. вопрос в России в XVIII и первой пол. XIX в., т. 2, СПБ, 1888; Кизеветтер A. A., Внутр. политика в царствование Николая Павловича, в кн.: История России в XIX в., т. 1, М., (1907); Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае I, в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911; Полиевктов М., Николай I. Биография и обзор царствования, М., 1918; Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М.-Л., 1946-58; Архипова Т. A., Секретный комитет 6 дек. 1826 г., Тр. МГИАИ, т. 20, М., 1965. А. Г. Тартаковский. Москва.