Зона проведения у корня растения. Биология в лицее

Живые организмы изучает наука биология. Строение корня растения рассматривается в одном из разделов ботаники.

Корень является осевым вегетативным органом растения. Для него характерен неограниченный верхушечный рост и радиальная симметрия. Особенности строения корня зависят от многих факторов. Это эволюционное происхождение растения, его принадлежность к тому или иному классу, среда обитания. В качестве основных функций корня можно назвать укрепление растения в почве, участие в вегетативном размножении, запас и синтез органических питательных веществ. Но самая важная функция, обеспечивающая жизнедеятельность растительного организма, - почвенное питание, которое осуществляется в процессе активного всасывания из субстрата воды, содержащей растворенные минеральные соли.

Типы корней

Внешнее строение корня во многом обусловлено тем, к какому типу он относится.

  • Главный корень. Его образование происходит из зародышевого корешка, когда семя растения начинает прорастать.
  • Придаточные корни. Они могут появляться на различных частях растения (стебель, листья).
  • Боковые корни. Именно они образуют разветвления, начинаясь от ранее появившихся корней (главного или придаточных).

Виды корневых систем

Корневая система - общность всех корней, которые имеются у растения. При этом внешний вид этой совокупности у различных растений может сильно варьироваться. Причиной тому служит наличие или отсутствие, а также разная степень развития и выраженности различных типов корней.

В зависимости от этого фактора различают несколько типов корневых систем.

  • Название говорит само за себя. Главный корень выступает в роли стержня. Он хорошо выражен по размеру и длине. Строение корня по данному типу характерно для Это щавель, морковь, фасоль и пр.
  • Для данного типа характерны свои особенности. Внешнее строение корня, являющегося главным, ничем не отличается от такового у боковых. Он не выделяется в общей массе. Образовавшись из зародышевого корешка, он растет совсем недолго. Мочковая корневая система характерна для однодольных растений. Это хлебные злаки, чеснок, тюльпан и пр.
  • Корневая система смешанного типа. Ее строение соединяет в себе особенности двух, описанных выше, типов. Главный корень хорошо развит и выделяется на общем фоне. Но при этом сильно развиты и придаточные корни. Характерна для помидора, капусты.

Историческое развитие корня

Если рассуждать с точки зрения филогенетического развития корня, то его появление произошло гораздо позже, чем образование стебля и листа. Скорее всего, толчком для этого послужил выход растений на сушу. Для того чтобы закрепиться в твердом субстрате, представителям древней флоры требовалось что-то, что может послужить опорой. В процессе эволюции сначала образовались корнеподобные подземные веточки. Позже они дали начало развитию корневой системы.

Корневой чехлик

Формирование и развитие корневой системы осуществляется в течение всей жизни растения. Строение корня растения не предусматривает наличия листьев и почек. Его рост осуществляется за счет увеличения в длину. В точке роста он покрыт корневым чехликом.

Процесс роста связан с образовательной ткани. Именно она находится под корневым чехликом, выполняющим функцию защиты нежных делящихся клеток от повреждений. Сам чехлик - это совокупность тонкостенных живых клеток, в которых постоянно происходит процесс обновления. То есть, при продвижении корня в почве застарелые клетки постепенно слущиваются, а на их месте нарастают новые. Также расположенные снаружи клетки чехлика выделяют особую слизь. Она облегчает продвижение корня в твердом почвенном субстрате.

Общеизвестно, что в зависимости от среды обитания строение растений сильно различается. Например, водные растения не имеют корневого чехлика. В процессе эволюции у них образовалось другое приспособление - водяной кармашек.

Строение корня растения: зона деления, зона роста

Клетки, появившись из со временем начинают дифференцироваться. Таким образом формируются зоны корня.

Зона деления. Она представлена клетками образовательной ткани, которые впоследствии и дают начало всем остальным типам клеток. Размер зоны - 1 мм.

Зона роста. Представлена гладким участком, длина которого составляет от 6 до 9 мм. Следует сразу за зоной деления. Для клеток характерен интенсивный рост, в ходе которого они сильно вытягиваются в длину, и постепенная дифференциация. Следует заметить, что процесс деления в данной зоне почти не осуществляется.

Зона всасывания

Этот участок корня протяженностью несколько сантиметров также часто называют зоной корневых волосков. Это название отражает особенности строения корня на данном участке. Там имеются выросты клеток кожицы, размер которых может варьироваться от 1 мм до 20 мм. Это и есть корневые волоски.

Зона всасывания - это место, где осуществляется активное поглощение воды, в которой содержатся растворенные минеральные вещества. Деятельность клеток корневых волосков, в данном случае, можно сравнить с работой насосов. Этот процесс очень энергозатратный. Поэтому в клетках зоны всасывания содержится большое количество митохондрий.

Очень важно обратить внимание еще на одну особенность корневых волосков. Они способны выделять особую слизь, содержащую угольную, яблочную и лимонную кислоты. Слизь способствует растворению минеральных солей в воде. Частицы почвы благодаря слизи словно приклеиваются к корневым волоскам, облегчая процесс всасывания питательных веществ.

Строение корневого волоска

Увеличение площади зоны всасывания происходит именно за счет корневых волосков. Например, их количество у ржи достигает 14 миллиардов, образуя суммарную длину до 10 000 километров.

Внешний вид корневых волосков делает их похожими на белый пушок. Живут они недолго - от 10 до 20 дней. На формирование новых у растительного организма уходит совсем немного времени. Например, образование корневых волосков у молодых сеянцев яблони осуществляется за 30-40 часов. Тот участок, где произошло отмирание этих необычных выростов, еще в течение некоторого времени может всасывать воду, а потом его покрывает пробка, и эта способность теряется.

Если говорить о строении оболочки волоска, то, прежде всего, следует выделить ее тонкость. Эта особенность помогает волоску поглощать питательные вещества. Клетка его почти полностью занята вакуолью, окруженной тонким слоем цитоплазмы. Ядро располагается в верхней части. Пространство вблизи клетки представляет собой особый слизистый чехол, способствующий склеиванию корневых волосков с мелкими частичками почвенного субстрата. Благодаря этому гидрофильность почвы повышается.

Поперечное строение корня в зоне всасывания

Зону корневых волосков также часто называют зоной дифференциации (специализации). Это не случайно. Именно здесь на поперечном разрезе можно увидеть определенную слоистость. Она обусловлена разграничением слоев внутри корня.

Таблица «Строение корня на поперечном срезе» представлена ниже.

Следует отметить, что внутри коры тоже имеется разграничение. Ее наружный слой называется экзодерма, внутренний - эндодерма, а между ними находится основная паренхима. Именно в этом промежуточном слое происходит процесс направления растворов питательных веществ в сосуды древесины. Также, в паренхиме синтезируются некоторые жизненно важные для растения органические вещества. Таким образом, внутреннее строение корня позволяет в полном объеме оценить значимость и важность функций, которые выполняет каждый из слоев.

Зона проведения

Располагается над зоной всасывания. Самый большой по длине и наиболее прочный участок корня. Именно здесь происходит передвижение важных для жизнедеятельности растительного организма веществ. Это возможно благодаря хорошему развитию проводящих тканей в этой зоне. Внутреннее строение корня в зоне проведения обуславливает его способность транспортировать вещества в обоих направлениях. По восходящему току (вверх) идет передвижение воды с растворенными в ней минеральными соединениями. А вниз доставляются органические соединения, которые участвуют в жизнедеятельности клеток корня. Зона проведения - это место образования боковых корней.

Строение корня проростка фасоли четко иллюстрирует основные этапы процесса формирования корня растений.

Особенности строения корня растения: соотношение наземной и подземной частей

Для многих растений характерно такое развитие корневой системы, которое приводит к ее преобладанию над наземной частью. Примером может служить кочанная капуста, корень которой в глубину может вырасти на 1,5 метра. Ширина его может составлять до 1, 2 метра.

Настолько разрастается, что занимает пространство, диаметр которого может достигать 12 метров.

А у растения люцерна высота наземной части не превышает 60 см. Тогда как длина корня может составлять более 2 метров.

Все растения, обитающие в местностях с песчаными и скалистыми почвами, имеют очень длинные корни. Это обусловлено тем, что в таких почвах вода и органические вещества находятся очень глубоко. В процессе эволюции растения долго приспосабливались к таким условиям, постепенно менялось строение корня. В результате чего они стали достигать той глубины, где растительный организм может запастись необходимыми для роста и развития веществами. Так, например, корень может в глубину составлять 20 метров.

Корневые волоски у пшеницы ветвятся настолько сильно, что их суммарная длина может достигать 20 км. Однако, это не предельная величина. Неограниченный верхушечный рост корней в отсутствие сильной конкуренции с другими растениями может увеличить это значение еще в несколько раз.

Видоизменения корней

Строение корня некоторых растений может меняться, образуя так называемые видоизменения. Это своего рода приспособления растительных организмов в конкретных условиях обитания. Ниже представлено описание некоторых видоизменений.

Корневые клубни характерны для георгина, чистяка и некоторых других растений. Образуются за счет утолщения придаточных и боковых корней.

Плющ и кампсис тоже отличаются особенностями строения этих вегетативных органов. У них имеются так называемые корни-прицепки, которые позволяют им цепляться за рядом стоящие растения и другие опоры, находящиеся в их досягаемости.

Отличающиеся большой длиной и всасывающие воду, имеются у монстеры и орхидеи.

Растущие вертикально вверх дыхательные корни участвуют в выполнении функции дыхания. Имеются у ивы ломкой.

У таких овощных культур, как морковь, свекла, редис, имеются корнеплоды, которые образовались за счет разрастания главного корня, внутри которого запасаются питательные вещества.

Таким образом, особенности строения корня растения, приводящие к образованию видоизменений, зависят от многих факторов. Основными являются среда обитания и эволюционное развитие.

Корневой чехлик и зона деления

1) В каком отделе корня расположен чехлик, зачем он нужен и какими клетками представлен? Чехлик находится непосредственно на кончике корня, он играет защитную роль. Состоит он из нескольких слоев, при этом внешний слой имеет слизь, его клетки постоянно отрываются.

2) Благодаря чему чехлик восстанавливает размеры? За счет зоны деления - места, где расположена образовательная ткань, которая все время делится.

3) В чем значение зоны деления помимо пополнения клеток чехлика? Она формирует все другие клетки корня.

Зона роста (растяжения)

1) Какое место имеет зона роста в корне? Расположена за зоной деления, перед зоной всасывания.

2) Клетки какой ткани входят в состав зоны роста? В чем их особенности? В нее входят частично клетки образовательной ткани, но есть и клетки, которые закончили деление и просто растут. Клетки растут благодаря поглощению влаги и формированию крупных вакуолей, поэтому этот участок корня удлиняется.

3) В чем функция зоны роста? Она толкает зону деления вперед, вглубь почвы, вместе с корневым чехликом.

4) В клетки каких тканей могут превращаться выросшие клетки зоны роста? Одна часть клеток превратится в клетки покровной ткани, вторая станет клетками ткани основной, наконец, оставшаяся часть - это клетки проводящей ткани.

5) Как на опыте доказать, что корень растет со стороны верхушки, за счет зоны деления и зоны роста? Нанесем на проросток фасоли (или конского боба) две пары черточек-меток - первую у верхушки корня, вторую его основания. Буквально спустя сутки мы увидим, что расстояние между метками увеличилось только у верхушки корня. Вывод прост - корень характеризуется именно верхушечным ростом.

Зона всасывания

1) В данной зоне расположены корневые волоски. Какое строение имеют их клетки? Оболочки клеток тонкие, слизистые, центральные вакуоли крупные. Длина волосков от 0,1 до 1,5 миллиметров, но иногда они могут достигать 8-9 мм, например, это свойственно пшенице.

2) Зачем нужны волоски? Они в ходе развития плотно сцепляются с микроскопическими комочками почвы, а содержащаяся на них слизь активно растворяет минералы в почве. Таким образом множественные волоски увеличивают в десятки, а иногда и в сотни раз бывшую до того небольшой всасывающую поверхность корня. Впрочем, живет корневой волосок недолго, самое большее несколько дней.

3) Где отмирают и где растут новые корневые волоски? Отмирают они в конце зоны всасывания, новые появляются вблизи зоны роста. Делаем вывод, что зона всасывания все время растет, проникая в новые слои почвы. Однако в целом зона всасывания сохраняет прежнюю длину.

Внутреннее строение корня в зоне всасывания

1) Наружный слой клеток, кожица (называемая ризодермой или эпиблемой), образован корневыми волосками.

2) Клетки коры корня являются следующим слоем. Они представляют собой живые, тонкостенные клетки, между которыми расположены крупные межклетники.

3) В коре можно выделить три слоя - наружный плотный (он примыкает к кожице, и в зоне проведения берет на себя функции кожицы после ее отмирания), центр коры из крупных клеток, внутренняя часть коры (представлена одним слоем смыкающихся клеток). В коре корня могут запасаться вещества, например, витамины, крахмал, белки.

4) Проводящие ткани в центре корня: центральный цилиндр, куда входят древесина и луб. Сосуды древесины центрального цилиндра - каковы они? Длинные полые трубки, без живого содержимого, с одревесневевшими стенками, по которым движется вода с содержащимися в ней необходимыми минеральными солями. Ситовидные трубки луба построены из живых клеток, для которых характерны поперечные перегородки в виде сита (отсюда и название), но без ядра. Сердцевины в корне нет. Как расположена древесина и луб в центральном цилиндре в зоне всасывания? Древесина находится в центре, ее лучи доходят до периферии центрального цилиндра. Различные виды растений имеют от трех до нескольких десятков лучей. Луб расположен между лучами древесины.

Зона проведения

1) Что происходит с клетками наружного слоя коры после того, как отмирают корневые волоски? Они также отмирают, и мертвые защищают внутренние части корня от повреждений и бактерий. Такой участок корня уже не может всасывать, а только проводит вещества.

2) Растет ли зона проведения? Да. И еще на нее приходится большая часть длины долгоживущих корней.

Тип – урок-путешествие.

Форма – закрепление пройденного материала и изучение нового.

Цели урока для учителя.

  1. Закрепить знания о строение корневой системы, изучить клеточное строение и функции корня.
  2. Развить логическое мышление, закрепить навыки работы с книгой.
  3. Развить коммуникативное общение, умение оценивать свои успехи и успехи других учащихся.

Цели урока для учащихся.

  1. Знать клеточное строение корня и его функции.
  2. Уметь определять ткани корня растения.

Оборудование.

  • таблицы “Зоны корня”, таблицы с разными видами тканей,
  • “Карта путешествия по корневой системе”,
  • микроскопы с готовыми препаратами тканей растений,
  • “Схема основных тканей растений”,
  • оценочные листы на каждой парте,
  • алгоритмы заполнения таблицы,
  • карточками с заданиями по новому материалу,
  • тесты для проверки полученных знаний,
  • гербарии растений.

Рисунок 1. Карта “Путешествие по корневой системе”

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие

2. Сообщение цели урока

Учитель. Ребята, согласны ли вы провести урок в форме путешествия? Ведь любое путешествие – это познание нового и интересного. Мы с вами уже знаем немного о корне. Ведь знания помогают нам правильно выращивать растения. Каждому из нас приходится заниматься растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне. Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем более эффективно ухаживать за ними. Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне? Какие новые сведения о корне мы можем получить на уроке?

(Эту часть можно провести в форме беседы. Учитель должен подвести детей к цели урока, чтобы цель назвали сами учащиеся).

3. Основная часть урока

Запись в тетради темы урока.

Учитель. Узнать больше о корне мы сможем, отправившись в путешествие при помощи карты “Путешествие по корневой системе (смотри ).

На всем пути вам будут встречаться различные препятствия, вам необходимо их преодолеть и набрать как можно больше баллов, чтобы получить звание “Великого путешественника по корневой системе”. Правильно оценить свою работу и работу твоих товарищей поможет оценочный лист (смотри приложение 1).

1 этап. Путешествие по корневой системе определенного растения.

Учащиеся выполняют лабораторную работу “Стержневая и мочковатая корневая системы”. По гербарию определяют тип и особенности корневой системы, данные заносят в таблицу .

Таблица №1. Стержневая и мочковатая корневая системы.

Слабые учащиеся получают гербарии знакомых растений, сильные – гербарии растений, не произрастающих в данной местности.

Выполнение – 3-5 мин. Учащиеся проверяют выполнение работы у соседа по парте и выставляют оценку при помощи оценочного листа

Учитель. Для дальнейшего путешествия нам необходимо отдохнуть, сделать привал. На привале мы вспомним интересные данные о тканях, которые нам понадобятся для дальнейшего путешествия.

Учащиеся слушают сообщение ученика “Ткани растения”.

Учитель. Итак, что такое ткань? Как вы думаете, какие ткани мы не встретим в корне?

Учащиеся дают определение “ткани”, говорят, что в корне нельзя встретить фотосинтезирующую ткань.

Учитель. Молодцы! Можно смело отправляться в путь. Не забывайте оценивать свою работу.

2 этап. Путешествие внутри корня.

Учитель. Сейчас мы спустимся вниз по корню. Как вы думаете, одинаковые ли клетки в корне встречаются нам на пути? Изучим их. Для того, чтобы быстрее получить необходимую и интересную информацию, мы разделимся на группы. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции. Вам также предлагается посмотреть препараты тканей растений, выяснить их строение.

  • 1 группа (сильные учащиеся), изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения .
  • 2 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону всасывания .
  • 3 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону проведения .
  • 4 группа (слабые по способностям учащиеся), расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника (смотри приложение 2).

Данные заносятся в таблицу.

Таблица №2. Клеточное строение корня

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик Покровная Клетки мелкие с толстой оболочкой Защита от повреждения
2. Зона деления Образовательная Клетки мелкие с тонкой оболочкой Рост корня
3. Зона растяжения Образовательная Вытянутые клетки с тонкой оболочкой Рост корня
4. Зона всасывания Всасывающая Корневой волосок Всасывание растворенных веществ
5. Зона проведения Проводящая Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки) Перемещение веществ
Все зоны Механическая Клетки с толстой оболочкой Опора органа

2 и 3 группа получают алгоритм заполнения таблицы (смотри приложение 3).

Выполнение – 10 мин.

Учитель. Все справились со своим заданием. Сейчас нам необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую картину, также вам необходимо оценить каждого учащегося своей группы. (Выступление одного человека от группы).

Учитель. Хорошо! Прекрасно справились и с этим задание. Мы исследовали клеточное строение корня, можно возвращаться назад, но корень не хочет выпускать нас. Мы должны выполнить его условия – ответить на его вопросы.

3 этап. Привал. Закрепление изученного материала.

Учитель. Перед выполнением необходимо устроить привал, собраться с силами, мыслями. Попробуем вместе ответить на несколько вопросов. Не забывайте оценивать свою работу.

Вопросы для закрепления нового материала.

  1. Сколько всего зон имеет корень? Назовите их.
  2. Сколько разных видов тканей входит в состав корня? Назовите и покажите по таблице.
  3. Дайте определение ткани. Каких тканей нет в корне?
  4. Почему растения при пересадке болеют?
  5. У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелеными, корень сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.

Учитель. Все собрались с мыслями, силами для преодоления последнего препятствия? Хорошо! Сейчас каждый попытается ответить на вопросы корня.

4 этап. Выполнение бланкового теста по двум дифференцированным вариантам.

(Время выполнения 6 мин, смотри приложение 4).

Самопроверка теста при помощи таблицы ответов (смотри приложение 5).

4. Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие. Что мы узнали?

  • Корень имеет несколько зон, выполняющих несколько функций.
  • Функции корня зависят от клеток корня.

Сейчас подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов.

У кого получилось 20 баллов? Молодцы, вам присваивается звание “Великий путешественник по корневой системе”. Вы будете нашими проводниками в следующих путешествиях по корневой системе, корню.

Теперь найдем свою оценку за урок (количество баллов разделите на четыре).

5. Домашнее задание

Литература

  1. Пасечник В.В. Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 1997.

Рассмотрите на свет кончики молодых корней, например, фасоли, подсолнечника и пшеницы. Вы увидите, что они несколько темнее и плотнее, чем весь корень. Это объясняется тем, что кончик каждого корня сверху, как наперстком, покрыт корневым чехликом.

Если разрезать молодой стержневой корень вдоль на две половинки, с одной из них сделать тонкий срез и рассмотреть его под микроскопом, то можно увидеть клеточное строение корня. Клетки различных участков корня отличаются друг от друга по форме и размерам. Они образуют зоны корня.

Клетки корневого чехлика живут недолго, постепенно слущиваются и отмирают. Взамен отмерших клеток корневого чехлика непрерывно образуются новые.

Корневой чехлик предохраняет верхушку корня от повреждения твердыми частицами почвы.

Под чехликом находится зона делящихся клеток. Делясь, они образуют новые клетки, из которых возникают все ткани корня. Выше зоны делящихся клеток расположены клетки зоны роста, за счет вытягивания которых корень растет в длину.

На некотором расстоянии от кончика корня находится множество тонких и прозрачных корневых волосков.

У некоторых растений корневые волоски можно увидеть и без микроскопа. Например, они хорошо заметны у проростков гороха.

У проростка пшеницы корневые волоски напоминают легкий пушок.

Корневой волосок интересно рассмотреть под микроскопом. Оказывается, он представляет собой сильно удлиненный вырост наружной клетки кожицы корня. Как каждая клетка, корневой волосок имеет оболочку. Под ней находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоли с клеточным соком.

Корневые волоски очень малы - не более 10 мм длиной. Они живут всего несколько дней, а затем отмирают и заменяются новыми, вырастающими вблизи кончика подросшего корня.

Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и поглощают из почвы воду и другие вещества. Именно поэтому зону корня, на котором находятся корневые волоски, называют всасывающей зоной. Между всасывающей зоной и стеблем находится проводящая зона корня, по которой вода из корня поступает в стебель.

Корневые волоски имеют большое значение в жизни растения. Они очень нежны, их легко можно поранить. Поэтому пересаживать любое растение нужно бережно, стараясь не повредить его молодых корней с корневыми волосками. Корневые волоски лучше всего сохраняются, когда растения пересаживают вместе с комом земли. Поэтому рассаду овощных культур и других растений выращивают в торфоперегнойных горшочках.

Рассада, высаженная вместе с горшочками из торфа и перегноя, совсем не болеет. Она быстро приживается, так как корни с корневыми волосками при посадке не повреждаются.

Итак, невооруженным глазом у молодого корня можно различить более темный, плотный кончик - корневой чехлик, корневые волоски, похожие на легкий пушок, и проводящую зону корня, переходящую в стебель.

Все зоны молодых корней - зона делящихся клеток с корневым чехликом, растущая зона, всасывающая зона с корневыми волосками и проводящая зона - более четко могут быть рассмотрены только под микроскопом.

Микроскоп позволяет увидеть, что клетки одной и той же зоны корня по строению сходны между собой и отличаются от клеток других зон. Клетки каждой зоны выполняют одну и ту же функцию. Вы знаете, что группы клеток, одинаковых по строению и выполняющие одну и ту же функцию, образуют ткань.

Изучая строение корня, можно убедиться, что корень, так же как и другие органы, слагается из тканей разных видов.

Так, под корневым чехликом располагаются делящиеся клетки, в результате деления которых образуются все ткани корня. Эти клетки составляют ткань, которая называется образовательной. Клетки корневого чехлика и кожицы составляют покровную ткань.


3. тест "Зоны корня"
ТЕСТЫ ПО БОТАНИКЕ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ:
1. Внутреннее строение корня
2. Зоны корня
3. РОст корня

К О Р Е Н Ь

Корень

Осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.

Значение корня

Закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корне-отпрысковых растений).

Главный корень

Корень, развивающийся из зародышевого корешка.

Придаточный корень

Корень, развивающийся от стебля или листа.

Боковой корень

Ответвление главного, бокового или придаточного корня.

Корневая система

Система главного корня

Главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Система придаточных корней

Придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Стержневая корневая система

Корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.

Мочковатая корневая система

Корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.

Корнеплод

Видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ (морковь).

Корневой клубень

Видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).

Зоны корня

Структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста"корня в длину.

Зона деления

Конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона растяжения

Зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.

Зона всасывания

Перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.

Зона проведения

Зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.

Корневой чехлик




ШПАРГАЛКА.
Источник: http://www.hpora.ru/
Корень - подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Функции корня:

1. Поглощающая - вода с растворенными в ней веществами переносится через ксилему к надземным органам, где включается в процессы фотосинтеза.
2. Проводящая - через ксилему и флоэму корня происходит движение воды и питательных веществ.
3. Запасающая - синтезированные органические вещества по флоэме возвращаются из наземных органов в корень и запасаются.
4. Синтетическая - в корне синтезируются многие аминокислоты, гормоны, алкалоиды и др.
5. Якорная - закрепляют растение в грунте.

В корне различают главный корень и боковые корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

Корень - осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом.


Типы корневых систем:

* Стержневая корневая система - включает главный и боковые корни, характерна для двудольных цветковых и голосеменных растений.
* Мочковатая - формируется из придаточных корней, которые вырастают из нижней части побега.

Почва, ее значение для жизни растений:

Почва состоит из твердых частиц, образующихся из материнской породы, тип которой определяет минеральный состав почвы. Содержание в почве воды - главный фактор для развития растений. Наиболее благоприятными для удержания воды считаются почвы, состоящие из частиц разного размера. Живые компоненты почвы (микроорганизмы, грибы, беспозвоночные и мелкие позвоночные животные) способствуют улучшению плодородия почв. Так, азотфиксирующие бактерии и сине-зеленые водоросли обогащают почву связанным азотом, микоризообразующие грибы стимулируют минеральное питание растений. Очень важно наличие в почве органических остатков, которые постоянно подвергаются минерализации микроорганизмами и являются непрерывным источником почвенного питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Внутреннее строение корня . Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. По сосудам происходит транспорт воды с растворенными в ней веществами к наземным органам растения от корневых волосков. Между тяжами сосудов находятся ситовидное трубки. Они служат для транспортировки органических растворов от наземной части.растения к клеткам корня. Цежду флоэмой и ксилемой расположена образовательная ткань- камбий, клетки которого,непрерывно делятся, обеспечивая рост корня в толщину. Всасывание воды с растворенными в ней веществами осуществляется в зоне корневых волосков. Корневой волосок - это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Зоны корня на продольном разрезе:

1. Корневой чехлик:
2. Зона деления - делящиеся клетки образовательной ткани.
3. Зона роста - осуществляет рост корня в длину.
4. Зона всасывания - расположена выше зоны роста. Ее поверхность покрыта выростами наружных клеток - корневыми волосками, которые всасывают из почвы воду с растворенными в ней веществами. Корневые волоски покрыты слизью, которая растворяет минеральные частицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстратом. В этой зоне закладываются боковые корни.
5. Зона проведения - в центре корня находится проводящая ткань, образованная древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны характерен постоянный рост. На ее долю приходится большая часть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

Зоны корня


Зона корня

Особенности клеток

Какой тканью образована

Функция

Корневой чехлик

Клетки мертвые, легко ослизняются

покровная

Защищает от механических повреждений, слизь способствует продвижению корня в почве

Зона деления

Клетки мелкие, постоянно делятся

образовательная

Клетки постоянно делятся, обеспечивая рост корня

Зона роста

Клетки молодые, растут, то есть удлиняются

образовательная

Клетки растягиваются, за счет них корень растет в длину

Зона всасывания

Зона представлена корневыми волосками. Корневой волосок – это вытянутая клетка

Основная, всасывающая

Корневые волоски всасывают растворенные в воде минеральные соли

Зона проведения

Зона представлена сосудами – это мертвые клетки

проводящая

По сосудам корня растворенные в воде минеральные вещества двигаются снизу вверх по стеблю




Видоизменения корней
.
Корнеплоды. вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.
Другие видоизменения: корнеклубни (георгин),
воздушные корни (кукуруза).
корни-прицепки (плющи)




Контрольные вопросы

  1. Что такое корень?
  2. Какие функции выполняет корень?
  3. Какие выделяют виды корней?
  4. Что такое корневая система?
  5. Какие типы корневых систем выделяют у однодольных растений? двудольных растений?
  6. Из каких зон состоит корень? Какую функцию выполняет каждая из них?
  7. Что представляет собой корневой чехлик? Охарактеризовать его функции и особенности строения.
  8. Какие видоизмененные корни вы знаете?
  9. В чем сходство и отличие в строении корня моркови, редьки и свеклы?
Использованы рисунки с сайта