Учебно-методический материал по биологии на тему: Модульное обучение на уроках биологии. Технология модульного обучения на уроках биологии Модульная технология обучения биологии и географии

Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль - целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

  • гарантированное достижения результатов обучения;
  • паритетное отношение учителя и учеников;
  • возможность работы в парах, в группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • раннее предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

Модульный урок имеет свои особенности:

  • каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
  • целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важного процесса.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
  • Выделить главные основополагающие идеи.
  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

Алгоритм составления модульного урока:

  • Определение места модульного урока в теме.
  • Формулировка темы урока.
  • Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
  • Подбор необходимого фактического материала.
  • Отбор методов и форм преподавания и контроля.
  • Определение способов учебной деятельности учащихся.
  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

  1. Составление модуля данного урока.
  2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.

Модульные программы - это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

  • Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
  • Отбор содержания.
  • Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
  • Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
  • Написание модульной программы (желательно печатный материал).

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Технологическая карта - особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Технологическая карта

Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

Значение модульной технологии

  • На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект - субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.
  • Данная технология - стимул для повышения профессионального мастерства учителя.
  • Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.
  • Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся

Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

  • Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.
  • Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.
  • Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.
  • Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

Литература

  1. Шамова Т. И. «Модульное обучение: сущность, технология». //Биология в школе, 1994, №5
  2. Тихонова А. Е., Диденко Т. И., Нащечина М. М. «Обучающие модули: способ построения». //Биология в школе, 1995, №6
  3. Берсенева Л. А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996, №1
  4. Бурцева О. Ю. «Модульная технология обучения», 1999, №5

Актуальность исследования. В настоящее время положение стран в современном мире определяется их интеллектуальным потенциалом и зависит от качества подготовки специалистов и от условий, способствующих раскрытию и использованию потенциальных возможностей людей в процессе трудовой деятельности. Сегодня необходимо научить человека самостоятельно приобретать и обновлять свои профессиональные знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи.

Развитие интеллектуальных качеств личности является одной из важнейших задач для России, так как после перестройки и реформ из России, спасаясь от нищеты, часть интеллектуалов уехала за рубеж, другая часть ушла в сферу обслуживания, третья потеряла мотивы, а показателем уровня культуры, основным средством развития народа, «инструментом» прогресса общества является интеллектуальный потенциал страны, характеризующийся не только количеством образованных людей, но и уровнем познавательной самостоятельности и качеством умственной деятельности.

Перед вузами России более остро, чем раньше, встает проблема выбора подходов к научной и профессиональной подготовке специалистов. Обучение в вузах строится на новых концептуальных основах - акмеология, андрагогика, культурология и др. А для решения стоящих перед образовательными учреждениями задач в систему обучения внедряются инновационные технологии. Но сегодня эти технологии должны быть ориентированы на личность обучающегося, на развитие его способностей, выявление его индивидуальных данных.

Изучение и анализ различных теорий и концепций обучения позволяет рассматривать блочно-модульное обучение как наиболее технологичное. Выявлены возможности блочно-модульного обучения в индивидуализации процесса обучения, в обеспечении самостоятельности обучающихся, дифференциации учебной информации; развитии способности адаптироваться к новым условиям, саморазвитии и, соответственно, самообучении.

Блочно- модульное обучение – одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников, так как ее реализация предусматривает самостоятельное усвоение учащимися новых знаний при опоре на исходные знания.

При блочно-модульном обучении в каждом классе присутствуют три группы учащихся по уровням учебной деятельности. Общекультурный уровень, для которого важно понимание основных, ведущих идей курса, умение их объяснить, умение применять теоретические знания в практической ситуации; прикладной – глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса; творческий – умение решать проблемы в рамках курса посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

Цель: Рассмотреть особенности использования блочно-модульного обучения на уроках биологии.

1. Определить психолого- педагогические особенности блочно-модульного обучения.

2. Рассмотреть методические аспекты реализации блочно-модульного обучения биологии

3. Дать анализ педагогической практики использования блочно-модульного обучения.

1. Блочно-модульное обучение как средство развития общеучебных умений и навыков школьников

1.1. Психолого-педагогические особенности блочно-модульного обучения

Модульное обучение в своем первоначальном виде зародилось в конце 60-х годов и быстро распространилось в англоязычных странах, прежде всего, в США, Англии и Канаде. Вскоре им заинтересовались и исследователи России.

В настоящее время накоплен достаточный материал научных сведений по вопросам модульного обучения, анализу которых посвящен данный обзор.

В основу модульного обучения положена такая дефиниция, как «модуль», характеристика которого в оценке различных исследователей по одним позициям совпадала достаточно близко, а по некоторым имелись существенные различия.

Так, в начальный период внедрения модульного обучения в образовательную систему США и Англии в понятие модуля входил определенный набор учебных материалов, что, по мнению ПА. Юцявичене , отождествляется с методом обучения «пакет». При дальнейшем развитии модульного обучения А.А. Гуцински в понятие модуль включает «выражение самостоятельной группы идей (знаний), которые передаются по дидактическим каналам, соответствующим природе знаний» . Б.

Гольдшмид и М. Гольдшмид понимают модуль как формирование самостоятельной планируемой единицы учебной деятельности . Примерно такой же точки зрения придерживается В.М. Гараев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко, вкладывая в понятие модуль общую тему учебного курса или актуальной научной проблемы .

В дальнейшем понятие модуля становится более конкретным. Так, Ю.Ф. Тимофеева формулирует понятие модуль как относительно самостоятельную часть определенной системы, несущую функциональную нагрузку, что в обучении соответствует «дозе» информации или действия, достаточной для формирования тех или иных профессиональных знаний и навыков будущего специалиста.

П.А. Юцявичене характеризует модуль как функциональный узел, который является основным средством модульного обучения, т.е. законченным блоком информации . Ю.А. Устынюк, конкретизируя характеристику содержания модуля, предлагает определить его как самостоятельную тему или раздел курса, в котором рассматривается одно фундаментальное понятие или группа родственных понятий . Аналогично Н.В. Шумякова считает: каждому модулю должна соответствовать глава или раздел учебника .

Мы согласны с точкой зрения О.А. Орчакова и П.Ф. Кобрушко, характеризующие модуль, прежде всего, целостностью, относительной независимостью, логической завершенностью и гибкостью структуры содержания учебного материала. Авторы оригинально решили проблему разделения модуля на модульные единицы – субмодули, т.е. целостную, самостоятельную часть содержания, которая охватывает знания и умения, необходимые для выполнения конкретной профессиональной задачи .

Анализируя точки зрения исследуемых авторов, можно увидеть различие в обозначениях проблемы модульности: модульное обучение – МО, модульная система обучения – МСО, модульная технология организации обучения, модульная система высшего образования, рейтинговая интенсивная технология модульного обучения – РИТМ, проблемно-модульный вариант, модульно-блочная система, технология модульного обучения – ТМО и т.д.

Проведя исследования концепций модульных систем высшего образования, можно выделить идеи Ю.Ф. Тимофеевой, которая представила модульную систему в виде «комплекса (банка) информационных и деятельностных модулей, составляющих резервное информационно-деятельностное множество модулей (РИДМ). Кроме базовых информационно-деятельностных модулей (ВИДЫ), составляющих подмножество, и специальных информационно-деятельностных (СИДМ) в резервном множестве, может быть запрограммирована различная избыточная информация, в том числе гуманитарная, социологическая, экономическая, экологическая, педагогическая и т.д., которая составит гуманитарное информационно-деятельностное подмножество модулей (ГИДМ)» .

Первоначально модульное обучение было положено в основу индивидуального обучения. Впоследствии зона применения модульного обучения стала расширяться. Так, Н.В. Шумякова, анализируя опыт модульного обучения при подготовке предпринимателей США, считает его новой формой работы в аудитории . П.А. Юцявичене отмечает, что его сущность состоит в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьировать от информационно-контролирующей, до консультативно-координирующей .

Далее при оценке модульной системы необходимо отметить ее значимость стимулирования учебно-познавательной активности учащихся, организацию познавательной деятельности по овладению профессиональными научными знаниями, умениями и навыками.

Так, по мнению А.Н. Алексюк и С.А. Кашина, при модульной системе обучения «обучаемый значительно более самостоятельно, чем при традиционной системе, может работает по учебной программе, предполагающей наличие плана работы, банка информации и методических указаний по достижению поставленных в обучении целей» . С точки зрения П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского модульное обучение формирует навыки самообразования: «каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей» .

В этом же контексте характеризуется Е.И. Поповым рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ), как технология, которая активизирует работу учеников в течении четверти и организацию индивидуальной работы в ходе обычных групповых занятий, повышает творческое начало всех участников педагогического процесса, максимально индивидуализирует обучение, обеспечивает интенсификацию и активизацию самостоятельной работы учащихся . По мнению В.Ж. Куклина и В.Г. Наводного эта система для учащихся обеспечивает постоянную самодиагностику и стимулирование качественной и ритмичной работы, а для преподавателя – непрерывный контроль учебного процесса, диагностику текущего состояния успеваемости с использованием рейтинговой шкалы оценок .

Таким образом, модульное обучение является эффективным средством индивиду ализации взаимоотношений преподавателя с ученикми. П.А. Юцявичене отмечает, что «функции педагога могут варьировать от информационно-контролирующей, до консультативно-координирующей» . По мнению П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, при модульном обучении информационные функции преподавателя заменяются консультированием и управлением с сохранением его ведущей роли в рамках субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе .

Анализируя результаты исследования модульного обучения, выявляется широкий спектр целей его внедрения в современную практику профессионального образования.

В первоначальный период применения модульного обучения его цель А.А. Гуцински определил как «выражение самостоятельной группы идей (знаний)» . В процессе дальнейшего развития модульного обучения его цели стали рассматриваться значительно шире. Так, Б. Гольдшмид и М. Гольдшмид понимают реализацию этого принципа как «формирование самостоятельной планируемой единицы учебной деятельности, помогающей обучающемуся достичь строго определенных целей» .

Исследуя вопросы, касающиеся психологической нагрузки учащихся, Т.С. Георгиева считает важным, что «система обучения, основанная на продуманном делении изучаемого материала на модули, на сдаче зачета должна быть только тогда, когда ученик готов его сдать, – это кардинальное решение проблемы стрессов, отсевов и поломанных судеб» .

Продолжая рассматривать основные цели модульного обучения, можно привести мнение П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, которые выделяют значимой целью формирование у выпускников навыков самообразования. На основе осознанного целеполагания и самополагания предполагается построение всего учебного процесса с иерархией ближних, средних (общие учебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей .

Исследователь В.В. Родина целью модульно-блочной системы называет не только систематизацию процесса изучения дисциплины и контроль знаний, но и возможность ранжирования всех учащихся по степени освоения ими программы курса, которые приносят в процесс обучения элементы состязательности» . В.А. Халюткин, исследуя инженерные специальности, считает, что цель модульно-блочной системы обучения направлена на более прочное усвоение знаний ученикми, формирования и развития их профессионального мышления, умения ставить производственные задачи, принимать оптимальные проектные и конструктивные решения. Она позволяет вести постоянный контроль за усвоением изучаемого материала учениками и своевременно вносить необходимые корректировки в учебный процесс .

П.С. Петков, анализируя тот же контингент инженерных специальностей, рассматривая цель внедрения модульной системы обучения, пришел к аналогичному выводу. Модульная система обучения несет в себе значительные преимущества в плане активизации учебного процесса, стимулирует систематическую работу над учебным материалом, заставляет регулярно готовить не только практическую, но и лекционную часть курса, что положительно отражается на качестве знаний. Таким образом, модульная система обучения позволяет кардинально улучшить качество подготовки будущих специалистов, полнее учитывать требования научно-технического прогресса .

Многие исследователи отмечают важность методического обеспечения моду льного обучения. В.П. Лапчинская, анализируя применяемую в школах Англии и Швеции модульную систему обучения, отмечает, что конструкция учебного материала обеспечивает каждому обучающемуся достижение поставленных дидактических задач, имеет завершенность содержания учебного материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения .

Такой же точки зрения придерживаются П.И. Третьяков и И.Б. Сенновский, утверждая, что каждый учащийся достигает поставленной цели благодаря предложенной ему индивидуальной учебной программе, «включающей в себя целевой план действия, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей» .

Сравнительно глубоко модульную систему обучения разработал П.А. Юцявичене. Согласно его взглядам, общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности, выделение из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действенности и оперативности знаний и их системы, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности .

Модуль состоит из компонентов, которые являются структурными элементами модульной программы дисциплины и предопределяются ее содержанием.

Цель модуля как структурной единицы рабочей программы дисциплины состоит в создании условий для усвоения учащимися научных знаний, умений и навыков, а также формировании профессиональных и личностных качеств, необходимых для будущей работы в качестве инженеров.

Таким образом, модульное обучение, дает возможность сформулировать ряд задач, которые необходимо решить учителю с целью гармоничного развития личности учащихся:

– стимулировать учебно- познавательную активность учащихся, организовать познавательную деятельность по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

– создать условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей учеников с учетом индивидуальных особенностей личности.

Теоретический анализ литературы по проблеме данного исследования показал, что применение модульного обучения, как одного из вариантов инновационных технологий основано на гуманистических идеях и принципах, посредством которых реализуется личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалистов.

1.2. Отбор, структура и содержание блочно- модульного обучения

Блочно-модульная технология обеспечивает целостное восприятие информации, способствует формированию положительной мотивации к предмету, обеспечивает возможность достижения учащимися высокого уровня усвоения знаний, формирования ключевых компетенций. Продуктивность деятельности преподавателя зависит от многих факторов: педагогической техники (владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков), педагогического мастерства (обеспечивающего высокую эффективность учебно-воспитательного процесса), компетентности и готовности к инновациям .

Реализация блочно-модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования. Гибкость как один из принципов данной технологии предполагает возможность быстро формировать и модернизировать программу обучения, максимально приблизить ее к потребностям контингента группы с учетом уровня начальной подготовки и профессиональной направленности. Единицей учебного процесса при этом является модуль, а множество модулей, предназначенных для изучения относительно автономной темы учебного курса, образуют блок.

В соответствии с выбранной моделью обучения учебно-методические материалы также должны иметь блочно-модульную структуру. Технология создания учебных материалов для практического модуля (непосредственная разработка учебного пособия) имеет следующую последовательность: постановка целей и задач модуля, которые представлены в виде набора определенных умений и навыков по овладению учебного материала; составление технологической карты, то есть разработка структуры модуля. Технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля включает завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме. Планирование дидактического модуля в виде технологической карты позволяет учителю зримо структурировать содержание обучения при оптимальном подборе форм, методов и технологий обучения. Дидактический модуль представляет собой функциональный узел учебного процесса (единицу объема учебного процесса), связывающий учебное время, содержание учебной темы, ее объем и уровень сложности, средства, методы обучения и организационные формы с возможностями и особенностями учебной группы (психофизиологические особенности учащихся, уровень обучаемости, прогнозирования возможных затруднений и основных результатов). Блочно-модульный подход к изучению материала обладает определенной степенью обобщенности и характеризуется широтой приложений к решению разнообразных педагогических задач. В зависимости от педагогического опыта и методического стиля каждый преподаватель вносит свои особенности в систему «блочного» обучения. Возможно построение уроков-блоков на основе применения комплекса форм и методов обучения. Уроки могут быть следующих видов:

урок – формирование новых знаний;

самостоятельная работа;

самостоятельная работа в минигруппах;

урок - экскурсия;

урок – коррекция знаний;

урок – зачет.

При этом можно использовать различные формы работы: общегрупповую, групповую, парную, индивидуальную. В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода, при этом учащимся предлагаются задания разного уровня сложности.

Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся, что позволяет им работать не только в классе под руководством учителя, но и самостоятельно дома.

Учебное пособие по дисциплине как основное средство обучения находится во взаимосвязи с другими компонентами системы и со средой, всей системой общего образования и воспитания. В нем находит отражение специфика иностранного языка как учебной дисциплины – его междисциплинарный, многоцелевой, деятельностный характер, а также его связи с другими учебными дисциплинами (историей, социологией, экономикой, физикой, электротехникой и т.д.). Место учебного пособия в системе обучения на данном уровне его рассмотрения позволяет определить его основные функции:

коммуникативную, вытекающую из специфики учебной дисциплины (пособие нацелено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции);

информационную (в пособии в материальной, знаковой форме представлено содержание обучения иностранным языкам в единстве всех его аспектов – материального – единицы языка и речи, идеального – предмет речи, темы, проблемы, процессуально-деятельностного – речевые действия с указанными единицами в целях решения учебных и коммуникативных задач, а также эмоционально-ценностного аспекта);

организационно-управленческую (пособие организует деятельность учащихся, их взаимодействие, ориентирует на развитие рефлексии, осуществление контроля и самоконтроля);

воспитательную и развивающую (пособие нацелено на разносторонние развития учащихся средствами иностранного языка, на воспитание человека культуры);

Предложенная форма представления материалов позволяет обеспечить индивидуальный темп, взаимодействие и самоконтроль в учебной деятельности учащихся. Руководство деятельностью учащ ихся позволяет совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят. В условиях разноуровневости знаний предлагается использовать различные методы, средства и формы учебной деятельности и коммуникации, а также различные формы и средства контроля. Задача развития активности и самодеятельности учащихся, их способности к самостоятельному познанию нового, к решению жизненных проблем требует сегодня применения таких методов обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную, инициативную позицию учащихся, развивали бы общеучебные умения и навыки, были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Таким образом, можно говорить о влиянии на мотивационную сферу, о повышении интереса как к процессу учебной деятельности, так и к его результату. В совместной деятельности учителя и ученика достигаются учебно-воспитательные цели, формируются теоретические и практические знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности и складывается определённое мировоззрение. При этом речь идет о совокупности разнообразных методов, форм и приёмов в процессе обучения: словесных, практических, репродуктивных. Блочно-модульная подача учебного материала помогает проектировать процесс обучения. Структурирование, системность и анализ способствуют достижению обучающимися образовательных целей. Умелая организация взаимодействия на основе учебного материала является мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

1.3. Методические аспекты реализации блочно-модульного обучения биологии

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять отношение ученика и учителя в этом учебном процессе. В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной системой обучения. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии индивидуального обучения, позволяющая обеспечить ученику развитие его интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью .

Традиционная система с ее объяснительно-иллюстративными методами, при которой учитель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а учащиеся работают в одном, заданном ритме однообразна и скучна. А главное - не дает возможности развивать у школьников навыки самостоятельной работы. Кроме того, приобретенные знания без интеллектуального развития учащихся лежат «мертвым грузом» в голове ученика. Трудно с этим не согласится. Развитию мышления и других психических процессов надо уделять особое внимание. Но довольно трудно планомерно и регулярно реализовать такие идеи на практике. Этому есть несколько причин. Самая серьезная из них та, что время обучения ограниченно, а объем знаний, которые учитель должен дать ученику, достаточно велик. В результате перед учителем встает проблема: как за ограниченное время, не переутомляя ребят, не только дать им знания, но и уделить внимание формированию психических функций.

Существует много возможностей совмещать одно с другим. Более того, есть приемы, которые позволяют создать своеобразный симбиоз. В долговременной перспективе они ведут к развитию мышления и других психических функций, а на ближайшем отрезке времени способствует более быстрому усвоению материала. Знание не просто становится более осмысленным (а значит более гибким, легче переносится в практику), дети начинают учиться с большей охотой. Ведь нежелание учиться у детей часто возникает оттого, что они учат не понимая. И возникает переутомление от этого: механическая память перегружается, а остальное «спит».

Все это побудило педагога искать такие технологии, которые позволили бы не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результат своего труда. Поэтому было принято решение при изучении курса биологии, начиная с седьмого класса использовать модульное обучение.

В чем его преимущество перед другими технологиями:

в модульной технологии закладывается цель обучения;

учитывается базовая подготовка обучения (ученики умеют читать в разных темпах и усвоение материала для каждого индивидуально);

у учащихся есть возможность выбрать свой способ обучения из альтернативы;

постоянный контроль и самоконтроль уровней знаний позволяет перейти от простых алгоритмов к более сложным - творчески применить знания, полученные при модульном обучении.

И вот здесь важно уяснить: эффективность процесса обучения будет много выше, если ученик сможет учиться сам, а учитель управлять его учением, мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться, и помогают друг другу, оценивают работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чем сосредоточить внимание.

Роль учителя на модульном уроке - управление работой учащихся, а не контроль и давление как это бывает зачастую. При такой организации урока педагог имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных.

Особенность и в том, что в ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже «двойка» перестает быть «приговором» для ученика. Получив неудовлетворительную оценку, ученик может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляются оценки только итогового тематического контроля (выходного контроля), который проводится в конце изученной темы.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то для него домашнего задания нет. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Модульное обучение активизирует ребят, а поэтому желающим предлагаются задания творческого характера (например, составить кроссворд по теме, рефераты и т.п.), за выполнение которых оценка выставляется в журнал .

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая предварительная работа.

Во-первых, необходимо тщательно проработать весь учебный материал темы и каждого урока в отдельности: выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0 (учебный элемент 0)), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить, сравнить и т.д.

Во-вторых, нужно определить содержание, объем и последовательность УЭ, указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

В-третьих, подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Затем составляется методическое пособие для учащихся, размноженное по количеству учеников в классе (позже оно может быть использовано в течение ряда лет).

Дети на уроке садятся свободно. Парты расставляются по типу нескольких круглых столов.

Если тема проходится в виде блочно-модульного способа изучения, то составляется к этой теме технологическая карта.

Таким образом, меняется характер и содержание подготовки к урокам: теперь учитель готовится не к тому, «как лучше провести объяснение нового», а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Это обязательно приводит к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.

Таким образом, в целях обеспечения развития логического мышления, а вместе с тем памяти и других психических процессов, модульная технология может и должна быть использована при изучении биологии.

2. анализ педагогической практики использования блочно- модульного обучения

Модуль «Многоклеточные животные. Кишечнополостные» (4 ч.)

Комплексная цель: в результате овладения содержанием вы будете знать характерные признаки кишечнополостных, определение понятий «рефлекс», «регенерация», «ткань»; уметь сравнивать кишечнополостных и одноклеточных животных; развивать навыки самостоятельной работы.

С помощью блочно-модульной технологии приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся подросткового возраста, к уровню сложности содержания обучения.

Продолжить развитие у обучаемых психических феноменов: памяти, воли, эмоциональной сферы, а также коммуникативных умений, самостоятельности.

Сформировать у учащихся необходимые компетенции интеллектуального.

В роли блока-модуля выступает конструкция 3-х урочного блока. Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на доступный комплекс средств обучения. Второй урок – урок «общения». Третий урок - исследовательский проект

Учащиеся получают готовый, заранее размноженный модуль урока с определенными учебными элементами, или он появляется на экране по мере объяснения учителем.

Модуль состоит из:


и т.д................. Дулзукей Полина Бариновна

учитель биологии МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района

Модульное обучение на уроках биологии

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности.

Основополагающее понятие в технологии модульного обучения – модуль. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология владения им.

Построение самого модуля начинается с формулирования целей для каждого учебного элемента и самого задания. Выходной контроль, который создается как отдельный учебный элемент, подразумевает проверку овладением содержания модуля.

Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с комплексной дидактической целью. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознавать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы.

В-четвертых, наличие модулей позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками (особенно отстающими).

Традиционные методы и приемы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимися усвоить знания по программному материалу. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствуют высокому уровню специальных профессиональных навыков, изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.

Использование различных методов обучения, расширение возможностей включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, активизации их способствует блочно-модульное изучение, предполагающее объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

При изучении материала крупными блоками необходимы следующие условия:

  1. Четкая организация всего учебного процесса.
  2. Постановка целей и задач обучения для всего блока темы.
  3. Сочетание словесных наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов).
  4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах.
  5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
  6. Вера учителя в силу и способности учащихся.

Для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала применяю различные формы и методы преподавания. Сейчас я работаю над модульной технологией. Считаю это направление достаточно перспективным. На мой взгляд, модульное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным:

  • во-первых, предоставляет возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе, в парах или группах;
  • во-вторых, обеспечивает «мягкие» формы контроля.

Структурированное содержания учебного материала предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть её структура, остающаяся неизменной при изменении системы в определенных пределах.

Вопрос о возможностях блочно-модульного структурирования содержания образования в средней школе, прежде всего, связан с проблемой возраста обучаемых и с уровнем их умений и навыков организации самостоятельного труда. Так, в младших классах акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно педагогом. А начиная со средних классов можно вводить элементы технологии модульного обучения. Таким элементами могут быть упрощенные модули, в которых упор делается на управление и самоуправление деятельностью учащихся, контроль и самоконтроль их знаний.

Модули в учебный процесс целесообразно вводить постепенно: начинания с отдельных уроков, курсов, предметов и с конкретных учащихся с хорошо сформированными навыками самоуправления учебной деятельности в старших классах технологию модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс. Степень владения учебными навыками учащихся старших классов позволяет полностью структурировать содержание учебного материала с помощью системы модульного обучения.

Алгоритмы блочно - модульного структурирования на примере содержания биологии: I этап . В содержании учебного курса необходимо выделить ведущие направления учебного предмета как основы для освоения учащимися дисциплины биологии (таблица1)

БИОЛОГИЯ

Начальный курс

Живой организм

Общая биология

Природоведение. 5 класс

Живой организм.

6 класс

Многообразие живых организмов.

7 класс

Человек.

8 класс

Общие закономерности.

9 класс

Общая биология.

10-11 класс

Изучение Вселенной, Земли, живых организмов, места человека на Земле

Изучение строения и свойств живых организмов, их жизнедеятельности и взаимодействия организма и среды

Изучение различных царств живой природы: прокариотов,

грибов, растений и животных, вирусов

Изучение особенностей происхождения, строения, функций различных систем органов человека и его поведения

Изучение общих закономерностей живой природы, возникновения и развития жизни на Земле, структурной организации живых организмов, их размножения наследственности и основ экологии

Изучение

уровней

организации

живой

материи, происхождения

И развития жизни

На Земле, строения

клетки,

основ

размножения организмов, закономерностей

генетики, онтогенеза

и эволюционных

учений развития органического мира на Земле, основ экологии и взаимодействия биосферы и человека

IIэтап. Структурирование содержания учебного материала, рассчитанного на один год обучения (таблица2)

Школьный курс «Многообразие живых организмов» состоит из 4 основных блоков учебного материала.

I блок (МП-модульная программа) рассказывает об общей характеристике, происхождении и особенностях строения, жизнедеятельности и роли в природе и жизни человека различных простейших организмов.

II блок посвящен царству Грибы. В нем описываются классификация, особенности строения, питания, размножения и значения грибов в природе и жизни человека.

III блок включает в себя изучение двух подцарств растений: низших и высших, в которых рассказывается о многообразии, классификации, строении и процессах жизнедеятельности, а также роли растений в биосфере и жизни человека.

IV блок изучает царство животных и состоит из двух подцарств: Одноклеточные и Многоклеточные животные, которые делятся по определенному плану: строение, основные процессы жизнедеятельности, роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

III этап . Создание блочно - модульного структурирования учебного материала на основе «дерева целей». Каждой модульной программе (МП) дается название, которое отображает суть выбранной для этого темы и раздела.

«Дерево целей»

МП «Многообразие живых организмов»

КДЦ

МП «Царство Прокариоты»

МП «Царство Грибы»

МП «Царство Растения»

МП «Царство Животные»

ИДЦ

ИДЦ

М 1 –

Общая характеристика

прокариот

М-2

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот

М-3

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе, практическое значение

УЭ-0

Вход к окр.

УЭ-1

Строение и жизнедеятельность бактерий

УЭ-2

Особенности оксифотобактерий

В основе любой модульной программы лежит совокупность целей (КДЦ – комплексная дидактическая цель, ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель). Составление модульной программы всегда начинается с выделения основных научных идей курса, внутри которых формулируются цели изучения тем и отдельных уроков. Лишь затем учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки. Совокупность целей модульной программы можно представить в виде дерева. Ствол дерева по содержанию соответствует отдельной теме; стволовые ветви соответствуют отдельным урокам – модульные уроки подразделяются на учебные элементы или этапы урока. Отличительной особенностью модульной технологии является то, что для каждого учебного элемента разрабатываются свои дидактические цели.

Принцип модульности предполагает построение учебного курса по блокам-модулям, внутри которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Для каждого их УЭ разрабатывают свои дидактические цели, без овладения которыми общая цель не будет достигнута.

УЭ должно быть не более 7, но среди них необходимы:

  1. УЭ-0, направленный на определение целей результатов обучения.
  2. УЭ-1, включающий задания по выявлению уровня знаний по теме и на овладения новым материалом. Иногда допускаю отсутствие данного УЭ.
  3. УЭ-2 и т.д. – отработка материала.

Завершающий УЭ – подведение итогов:

  • оценка степени достижения цели урока;
  • выбор домашнего задания с учетом достижений на уроке;
  • оценка работы.

IV этап.

Технологию модульного обучения отличают такие качества, как:

  • гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
  • динамичность (обучение видам и способам деятельности);
  • мобильность (взаимосвязь, взаимозаменямость и подвижность моделей внутри одной темы);
  • возможность проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
  • изменение форм общения учителя с учащимися.

При составлении урока с использованием блоков-модулей пользуюсь планом:

  1. формулировка темы урока;
  2. определение целей урока и желаемых результатов обучения;
  3. разбивка учебного материала на отдельные, логически завершенные, учебные элементы;
  4. подбор необходимого фактического материала;
  5. определение способов учебной деятельности учащихся;
  6. выбор форм и методов преподавания и контроля.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей конструируется учебный курс изучения биологии.

В современных программах по биологии можно выделить блоки тем (по 8-10 ч) и представить в них несколько модулей обучения:

I модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий.

II модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации (учебник, дидактический материал, справочники и т.д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, конференции, путешествия, игры.

III модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.

IV модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Модуль имеет у себя инструкцию, в которой, в которой определены цели усвоения модули и каждого учебного элемента; задания для выполнения разного уровня сложности; материалы для работы; указания на вид и форму работы; контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль и т.д.).

Инструкция модуля может предполагать:

Индивидуальную самостоятельную работу ученика;

Партнерскую работу в парах;

Работу в группе.

Роль учителя в технологии модульного обучения сводится к следующему: разработка инструкции модулей; оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью через модули, уточнение модулей при практической работе с ними, контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.

Технология модульного обучения определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

В технологии модульного обучения оценивается выполнение каждого элемента. Оценки накапливаются, и выставляется итоговая отметка за работу. Точность контроля и объективность оценки играет большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при технологии модульного обучения. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Анализ результатов обучения по блочно-модульной технологии позволяет сделать следующие выводы:

  1. Изучение биологии закладывает основы естественнонаучного мышления, развивает бережное отношение к окружающей среде, учит умению вести здоровый образ жизни и формирует экологическую культуру.
  2. Целью естественнонаучного образования является усвоение школьниками представлений о характере и динамике естественных процессов, развитие умений самостоятельной работы с различными источниками информации по окружающей среде.
  3. Результаты, которых добиваются учащиеся в образовательном процессе, выявляются не только через оценку качества образовательного процесса, но и через оценку условий. Одним из условий повышения качества образовательного процесса может служить блочно-модульное структурирование содержания биологии.
  4. Блочно-модульное структурирование способствует рассмотрению школьных дисциплин как системы через применение технологии модульного обучения.
  5. Технология модульного обучения позволяет представить содержание образования в виде законченных самостоятельных блоков.
  6. Технология модульного обучения способствует изменению формы общения учителя и ученика.
  7. Технология модульного обучения предоставляет учащимся максимальное количество времени работать самостоятельно, что дает возможность осознать себя в учебной деятельности.
  8. Технология модульного обучения позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.
  9. С помощью технологии модульного обучения можно делить учебный материал на порции (отдельные части).
  10. Блочно-модульное структурирование содержания естественных дисциплин позволяет повысить качество обученности учащихся и усилить интерес к предметам через применение нетрадиционных форм обучения.

Успешный труд в условиях научно-технического прогресса приобретает творческий характер. Поэтому все больше актуальны вопросы подготовки учащихся к жизни и труду. Познание развивается от незнания к знанию, т.е. от “живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике”.

Обучение биологии вносит существенный вклад в подготовку учащихся к трудовой деятельности: они получают определенные знания о живых организмах, об их взаимодействиях, об основных закономерностях их развития, об их роли в решении народнохозяйственных задач, приобретают умения наблюдать, экспериментировать, делать выводы, работать с учебником и справочной литературой.

В течение 10 лет я работаю, используя словесно-логический метод обучения, который позволяет строить логический ход мысли от явления к сущности, раскрывает причинно - следственные связи в окружающем мире. На уроке биологии использую работу с понятиями. Учащиеся умеют:

выбирать основные понятия, раскрывать их содержание и объем; устанавливать словесно-логическую связь между понятиями, формировать суждения и создавать из нескольких суждений умозаключение.

Применение: этот метод позволяет сформировать грамотную стройную речь, что является показателем развитого мышления.

Успехи в обучении достигаются через:

1) составление вопросов - суждений, где вопрос начинается с синонимического ряда вопросительных слов: когда, каким образом, вследствие чего, почему, в каком случае, как доказать, что, чем объяснить, что.

При этом соблюдается структура вопроса - суждения

С - вопросительное слово

s - субъект - первое понятие, предмет суждения, связка (глагол)

Р - предикат - второе понятие о признаке суждения

сформированные умения решать биологические и расчетные задачи; установление логических связей между понятиями, используя круги Эллера, составление цепочек понятий;

2) игру “пятый лишний”

3)использование алгоритмов при характеристике видов растений и животных:

4) Проведение экскурсий, выполнение практических и лабораторных работ, осуществляемых согласно алгоритму, составленному мною.

Учащиеся, которые получают знания через систему понятий, алгоритмы, памятки, могут самостоятельно изучить тему, параграф, абзац в тексте, решить задачу, выполнить практическую работу. Теперь роль учителя сводится к управлению обучением, но при этом возникают вопросы:

  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • как сохранить и укрепить здоровье детей при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний.

Ответить на эти вопросы мне помогла новая технология модульного обучения. По данной технологии я работаю 4 года.

Ведущими принципами модульного обучения являются принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде уроков - модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Элементы внутри модуля взаимосвязаны, но они взаимозаменяемы и подвижны. Модульное обучение ориентировано, прежде всего, на активную учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех “само” - самопланирования, самоанализа, самоконтроля. Кроме того, изменяются подходы к структуированию учебного материала - акцент делается на выделении ведущих идей, теорий, а не конкретных биологических объектов.

Под модулем мы понимаем целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем.

Модуль в напечатанном виде имеется у каждого ученика классе, в нем указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и методы их выполнения.

  • На 1 этапе модульное занятие начинается с целеполагания: определение целей деятельности учащихся - чему они научатся за урок (cмотри приложение №1 УЭ - О (УЭ - учебный элемент).
  • 2 этап в модульном занятии - мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. (УЭ-1 Подготовка к работе).
  • 3 этап - информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, диафильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов. (УЭ-2).
  • 4 этап - отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение задании, игры, конференции и др. На этом этапе используются “мягкие” формы контроля.
  • 5 этап - модульное занятие заканчивается экспертным контролем (контроль учителя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. (УЭ-4).

Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении. В ходе модульного занятия определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают информацию по изучаемой теме, отрабатывают учебный материал, в конце урока проводятся контроль и коррекция знаний и умений.

От природы все дети разные, поэтому на модульном уроке созданы условия для реализации учебной задачи разными путями.

Задача учителя - помочь ребенку познать мир его путем. Для достижения цели ребенок использует: рисунок, рассказ, тесты, расчетные задачи, практическую работу, понятия, логические цепочки, круги Эйлера, игровые моменты и др.

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Форма посадки детей свободная, каждый из них имеет право выбора: один будет работать или с кем - либо из товарищей.

В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Так в процессе отработки учебного материала учащиеся могут оценить себя и товарищей сами по разработанным учителем критериям.

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией деятельности учащихся по овладению учебным содержанием и управлением ею, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета изучения, описание, объяснение, классификация и т.д. Прежде чем учить ребенка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти способы для овладения новым содержанием.

Урок модуль создает на уроке психологический климат, при котором лети не боятся высказывать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины.

Модульное обучение решает проблему отбора методов обучения. Ведущие: частично-поисковый; исследовательский; метод наблюдения, эксперимента; словесно-логический метод.

Разнообразие форм обеспечивает возможность реализовать индивидуальные особенности учеников.

Основные формы организации учебной деятельности:

  • работа с книгой (учебником);
  • работа с понятиями, терминами (лексическое значение, единый орфографический режим);
  • работа с текстом, со справочным материалом, научно-популярной литературой;
  • использование рисунков, тестов, таблиц, графиков, схем; решение расчетных задач;

Разнообразие методов и форм дает возможность ученикам использовать свои сильные стороны, т.к. “бесталанных детей нет, а есть занятые не своим делом”. Работа ребят сориентирована на самостоятельность в учебной деятельности, учитель направляет этот процесс и контролирует. Ученик и учитель идут вместе по дороге знаний - это путь успеха.

Система контроля знаний - это обязательное условие результативного учебного процесса. Поэтому элементы проверки знаний и умений включены в каждый урок - модуль и урок - зачет по пройденной теме. Особое внимание при контроле знаний уделяется проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей между биологическими системами. Ребенок не только раскрывает содержание понятия, но и устанавливает логическую связь между понятиями, изображая их кругами Эллера.

Предлагаемые варианты проверки знаний и умений учитывают оценку не только теоретических, но и практических умений. Для контроля знаний предложены самостоятельные работы, отчеты о проведенных опытах, экскурсиях на природу, биологические диктанты, биологические задачи.

Тестовые задания направлены на закрепление знаний по соответствующей теме. Тесты используются для поурочного и тематического контроля на обобщающих и зачетных уроках.

При организации проверки знаний учитываются возрастные особенности учащихся: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость. Эти особенности дают возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

Модуль включает разноуровневые задания. У ученика есть выбор того или иного задания. В этот момент происходит самооценка знаний.

Обобщение и проверка знаний проводится через 4-6 уроков. Темы с большим количеством часов разбиваются на отдельные подтемы и проводится промежуточный контроль.

Урок-модуль позволяет приучить учащихся к системе в работе и к системе проверки знаний. Это обязывает ученика учиться трудиться. “Умение трудиться - истинное сокровище людей” (Эзоп).

По данной системе каждый ребенок на уроке получит одну оценку. Но у него есть возможность получить 2 и 3 оценки. На зачетном уроке ученик получает 3 и более оценок в зависимости от своих индивидуальных особенностей и самоподготовки.

Ученик на уроке работает непринужденно, легко, с интересом, с большой продуктивностью. Практика подтвердила эффективность использования этой технологии; снижается учебная нагрузка, дети могут работать без домашних заданий, экономится до 30% учебного времени.

В заключение хочу сказать: сегодня существует очень много педагогических технологий: это технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, технологии на основе активации и интенсификации деятельности учащихся, технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса и т.д. Из каждой технологии взяла то, что приемлемо для меня и моих учеников, что дает им возможность получить знания, сделать учебный процесс интересным, легким, результативным.

Мое педагогическое кредо - вера в каждого ученика.

Мои педагогические цели:

  • обеспечение равных возможностей для развития учащихся
  • развитие интереса к предмету через активизирующие средства обучения.
  • устранение механического запоминания, заучивания; достижение осмысленного глубокого понимания смыслового содержания изучаемого материала.

Основные принципы моей деятельности:

  • причини развития,
  • пришит психологической комфортности,
  • принцип целостности содержания образования,
  • принцип ориентировочной функции знаний,
  • принцип обучения деятельности,
  • принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества,

Платформа моей деятельности:

1) изучение реальных учебных возможностей учащихся,

2) использование модульного обучения,

3) использование словесно - логического метода,

4) опорные схемы,

5) нестандартные формы проведения уроков: лекции, КВН, ролевые игры, зачеты, экскурсии;

6) работа с одарёнными детьми, организация научно-исследовательской деятельности.

В настоящее время разрабатываю учебно-методический сборник по модульному обучению.

Пример модульной карты.

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Рекомендации
УЭ-0 Цель: в результате работы над учебными элементами необходимо определить уровень знаний и умений по теме “Биосинтез белка”:

Раскрывать содержание основных понятий темы;

Выявлять частные признаки и на их основе находить общие биологические закономерности:

Этапы биосинтеза белка:

Распознавать схемы, рисунки, ориентироваться в вопросах теста:

Решать биологические задачи.

Прочти цель.
УЭ-1 Работа с биологическими понятиями и установления логических связей между ними.

Задание№1. Раскрыть содержание биологических понятий

рибосома; ген, и-РНК; т-РНК; р-РНК, нуклеотид: аминокислота, генетический код; кодон, антикодон; оперон; промотор, РНК-полимераза, транскрипция, трансляция.

Задание №2. Установите логические связи между понятиями, составьте пары из понятий, объясните их взаимосвязь.

Ответы устные.

Обсудите коллективно

УЭ-2 Генетический код и этапы биосинтеза белка.

Задание№1. Назвать основные положения генетического кода и раскрыть их содержание.

Задание№2. Смотри приложение №1 к модулю (1)

Задание №3. Раскрыть основные этапы биосинтеза белка: трансляция, транскрипция.

Задание № 4. Смотри приложение №1 и рисунки № 1,2 к модулю (1.1.)

Работа индивидуальная.

Обсудите коллективно

Работа индивидуальная

Обсудите коллективно

УЭ-3 Тестирование по теме “ Биосинтез белка”.

Задание №1.Ответь на вопросы теста. Смотри приложение №1 модулю.

Работа индивидуальная в тетрадях для С/Р
УЭ-4 Биологические задачи

Использование модульных технологий на уроках биологии, экологии .

Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

Гарантированность достижения результатов обучения;

Возможность работать учащихся в группах, в парах;

Паритетные отношения учителя и ученика;

Возможность общения с товарищами;

Возможность выбора уровня обучения;

Возможность работать в индивидуальном темпе;

Раннее предъявление конечных результатов обучения;

- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного материала.

Роль учителя при модульном обучении.

Составление модулей - инструкцией;

Уточнение инструкций при практической работе с ними;

Контроль знаний и коррекция умений и навыков.

Учитель должен точно сформулировать цель урока, задачи каждого этапа урока, разбить учебное содержание на отдельные логически завершенные учебные элементы, продумать алгоритм выполнения каждого из них, определить способы учебной деятельности учащихся, спрогнозировать результат, подготовить необходимое количество копий текста урока.

На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждая из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем- либо из товарищей.

Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Таким образом, при модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что даёт возможность обучающимися усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

Есть и проблемы: это затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков, а также недостаточная подготовленность учащихся мотивированных к самостоятельной работе.

При систематическом использовании модульной технологии обучения у учащихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности. Если ученику удается набрать нужное число баллов, то повышается его самооценка, уверенность в себе, появляется заинтересованность в изучении предмета, стремление к более высоким результатам.

Положительные моменты в модульной технологии обучения:

- в классе нет отдыхающих и скучающих;

- требовательность сильных учеников к слабым, работающим в одной паре;

Возможность для сильных учеников проявлять себя, возможность самореализации;

Ответы учащихся на вопросы при рефлексии, их прогнозирование результатов своей дальнейшей деятельности.

В качестве рефлексии использую вопросы с выбором ответов.

Удовлетворён ли ты своей работой на уроке?

а) да; б) и да, и нет; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

Каким образом ты собираешься устранить пробелы, затруднения?

а) спрошу у учителя; б) спрошу у товарища; в) справлюсь сам; г) не знаю.

Смог бы ты объяснить новый материал своему товарищу?

а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

Какую форму работы на уроке ты предпочитаешь?

а) индивидуальную; б) парную; в) групповую; г) коллективную, когда участвует весь класс.

Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия: достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения; готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности .

Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Но она приносит, хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.

Модульная технология обеспечивает преобразование учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков и их применения в процессе обучения.

Как любая технология, модульная технология имеет свои «плюсы» и «минусы».

Преимущества данной технологии:

Самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;

Урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;

Каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;

Обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);

Форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);

Возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.

Недостатки данной технологии:

Разработка урока требует большого объема времени;

Требуется большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах.

Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.

Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т. к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения.